13 декабря 2024

Чему нас учит история Крейверов?

Лучше не усыновлять детей, а брать их на воспитание младенцами, под жесткий контроль государства. И закрывать детдома

Размер текста
-
17
+
Что первично в трагедиях, подобных истории Крейверов? Жестокость приемных родителей или изуродованная психика детдомовцев? 
Вся «прогрессивная российская общественность» возмущена тем, каким легким оказалось наказание для супругов Крейверов из США, убивших Ваню Скоробогатова, уроженца Челябинской области. Тем временем «корень зла», утверждают наши собеседники, – не столько в приемных семьях, сколько в травмирующей детей системе детдомов. Подробности – в материале «URA.Ru».
 
Ваня Скоробогатов, ставший в США Натаниэлом Крейвером, был усыновлен американской семьей в сентябре 2003 года. В Америку он переехал вместе с сестрой-близнецом Дашей из детского дома Троицка Челябинской области. Их настоящие родители неизвестны – малышей подкинули на крыльцо больницы, когда им было меньше месяца. Прошло полтора года, и ребятишек пожелала забрать супружеская пара из США. Усыновлением занималось агентство, аккредитованное при Министерстве образования России. Крейверы предоставили нашим властям более четырех десятков различных документов, в том числе справки о доходах и психическом здоровье, выданные американскими психиатрами. На тот момент уполномоченным региональным оператором по усыновлению, как внутрироссийскому, так и зарубежному, являлось областное министерство образования. В 2006 году эти функции перешли к региональному министерству социальных отношений. И уже туда из США шли радужные отчеты о безоблачной жизни в штате Пенсильвания Вани и Даши Скорогобатовых, в американскому миру - Натаниэла и Элизабет-Мэри Крейвер.
 
Тогда же, в 2006 году, усыновление близняшек из Троицка было признано успешным и контроль над семьей был снят. Но уже в 2007 году власти Пенсильвании заподозрили, что приемные родители плохо обращаются с Натаниэлом и Элизабет-Мари. Детей забирали в приют, но Крейверы через суд добились возвращения близняшек. А в 2009 году Ваня погиб. На теле мальчика насчитывалось более 80 видимых ран и повреждений, 20 из них – на голове. Кроме того, ребенок был сильно истощен, в его мозге в ходе вскрытия была обнаружена опухоль. Крейверы, со своей стороны, утверждали, что Ваня-Натаниэл был «трудным ребенком», склонным к членовредительству и, в общем-то, сам себя убил. 
 
Приемных родителей сразу взяли под стражу без права освобождения под залог. Даша была передана родственникам ее приемной матери. Супругам, согласно законам штата, грозила смертная казнь. Но 18 октября 2011 года суд присяжных признал Крейверов виновными в непредумышленном убийстве и их тотчас освободили под залог. А 18 ноября суд приговорил супругов к 16 месяцам заключения - это чуть меньше того срока, что Крейверы провели под стражей с марта 2010 года. Поэтому Крейверов отпустили на свободу. Теперь их хотят судить по российским законам: СК РФ предъявило им обвинение в убийстве и заявило в международный розыск…
 
Несчастный Ваня Скоробогатов своей мученической смертью дал толчок к изменению отношений между Россией и США в сфере усыновления. После его гибели и еще серии таких же скандалов (к примеру, когда американская мать вернула в Россию, посадив на самолет, усыновленного ею Антона Савельева) было решено приостановить вывоз детей в США до подписания нового договора. Летом 2010 года такой договор, ужесточающий требования к усыновителям и обеспечивающий постоянный контроль с российской стороны, был подписан. Но до сих пор не ратифицирован.
 
- На основании проекта этого договора такой документ приняла и ратифицировала Франция, еще несколько стран готовятся подписать такие же соглашения, - рассказывает «URA.Ru» начальник управления организации работы по опеке и попечительству министерства социальных отношений Челябинской области Ирина Буторина.
 
- А в США наших детей пока не отдают?
 
- Наше министерство еще в 2007 году отказалось отдавать детей на усыновление в США. Были претензии к агентствам. Не все нужные документы предоставляли, неохотно слали отчеты. Так что в США мы детей уже четыре года не отправляем. Работаем с иностранными усыновителями из Италии, Испании, Германии и Финляндии.
 
- Какие к ним требования? Более жесткие, чем к российским?
 
- Очень жесткие. В Италии, к примеру, только местный суд дает право считаться усыновителем. Перед этим будущие приемные родители должны пройти строгую психиатрическую экспертизу. Пройдет не менее двух лет, прежде чем они получат разрешение стать усыновителями, и только потом граждане могут обращаться в российские органы опеки. А процесс самого усыновления проходит через российский суд.
 
- У российских усыновителей остается приоритет перед иностранными?
 
- Конечно. С начала этого года по 1 октября по линии нашего министерства прошло 171 российское усыновление и 67 иностранных.
 
Россиянам, чтобы усыновить ребенка, тоже надо собрать целую кучу документов. Заявление, краткая автобиография, справки о доходах, жилищных условиях, отсутствии судимости, о состоянии здоровья и тому подобное. Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна составлять не менее 16 лет...
 
Но даже при жестком отборе за всеми приемными родителями не уследишь. Год назад к 10 годам заключения в колонии строгого режима был приговорен житель Карталов Сергей Анисимов, насмерть забивший приемного пятилетнего сына. Наверняка семью Анисимовых проверяли не раз, но никто не мог предположить, что «папаша» однажды озвереет.
 
На иностранное усыновление дети отдаются только тогда, когда от них откажутся потенциальные российские усыновители. Не секрет, что наши сограждане не берут больных детей, особенно если явно видны психические отклонения. (В качестве исключения назовем председателя Челябинского облизбиркома Ирину Старостину, усыновившую очень проблемного мальчонку, который младенческие годы провел на помойках Зеленого рынка в Челябинске. Понадобилось много усилий, чтобы ребенок «выровнялся», догнал сверстников). А вот за границу таких ребятишек берут охотно. Приемные родители в социально благополучных странах обладают целым рядом льгот, если в их семьях содержатся больные дети, – бесплатное лечение, учеба, операции и тому подобное. Однако на трагическом примере Вани Скоробогатова видно, что отправка российских сирот за рубеж тоже не панацея.
 
- Есть ли какой-то выход, какая-то альтернатива усыновлению? Чтобы и ребенок в семье рос в безопасности и в заботе, и приемные родители знали, что они «на крючке» у государства? – обратились мы к министру социальных отношений Челябинской области Ирине Гехт.
 
- Есть. Это называется приемная семья. На одного ребенка, взятого в такую семью, разово выплачивается 33 тыс. рублей. Далее один из родителей ежемесячно получает зарплату и пособие на приемного ребенка. У нас в области выходит чуть больше 10 тыс. рублей. Плюс льготы по коммуналке, - поясняет «URA.Ru» министр.
 
- Эти выплаты и есть «крючок» от государства?
 
- Ну конечно! Два раза в год эту семью осматривают, семья ежегодно представляет в органы опеки отчет о тратах на приемного ребенка. А также отчет о том, в каком состоянии имущество ребенка, если таковое имеется. Если, например, за ребенком числится квартира его погибших родителей. Тщательный контроль государства осуществляется вплоть до совершеннолетия ребенка. В Челябинской области сейчас более 600 приемных семей, и с каждым годом это число, несмотря на сложности в воспитании детдомовцев, увеличивается на 10%.
 
- А если у ребенка нет квартиры, он, воспитываясь в приемной семье, сохраняет право на первоочередное получение бесплатного жилья, как сирота, при достижении 18 лет?
 
- Все льготы как у сироты, в том числе и право на внеконкурсное поступление в вуз, за ним остаются. Мне кажется, что приемная семья на сегодняшний день самая эффективная схема. На содержание одного ребенка в детском доме из бюджета ежемесячно тратится более 30 тыс. рублей. Но самый лучший детский дом нормальной семьи не заменит.
 
Впрочем, практика показывает, что приемные семьи – тоже не идеал. Некоторые приемные родители видят в детях только деньги. Другие не могут справиться со своеобразным, «детдомовским» нравом и повадками ребят. В том же министерстве соцотношений нам рассказали, как одна дама из Златоуста дважды брала мальчишек из детского дома. И оба раза требовала, чтобы детей забрали обратно в детдом – мол, характером не сошлись! На третий раз попросила девочку, но ей отказали, хотя она жаловалась даже президенту.
 
- Моя соседка очень хотела взять девочку из детдома. И собрала документы на оформление приемной семьи. Привезла к себе 5-летнюю девочку Настю, - рассказывает «URA.Ru» читательница нашего сайта. - Возилась с ней. Потом стала жаловаться, что девочка плохо соображает. Буквы не запоминает. Мол, мамашка ее была алкоголичкой и соседку в детдоме предупреждали, что будут проблемы. Но она не ожидала, что будут такие большие проблемы! Да еще, мол, органы опеки ей «мозг выносят» постоянно, отчеты требуют. А потом она нашла мужика с двумя детьми, замуж вышла. Муж сказал, что ему не нужны «детдомовские подкидыши». И она уже хотела везти Настю обратно в детский дом, но ее сестра взбунтовалась. Забрала Настю к себе. И у нее девочка почему-то читать начала. Вот, в школу уже пошла.
 
- У нас есть свой, родной сын. Уже в институте учится, - делится своей историей другой читатель.-  А мы с мужем в каком-то порыве решили брать на выходные мальчишек из детского дома. Двух братьев. Сейчас бы мы очень сильно подумали, чтобы на такое согласиться. А теперь и деваться некуда. Сначала мальчики на выходные приходили, потом переселились к нам. Мы оформили документы на приемную семью. Конечно, на них тратится больше, чем все полагающиеся пособия. К тому же если в отпуск едем, нам выплаты не полагаются. Но даже не в этом дело. Трудно было с ними психологически. Дрались во дворе, воровали в школе. Слава богу, потом все как-то сгладилось. Со старшим братом, то есть с родным сыном, крепко подружились. Оказалось, что они очень боятся, что их обратно в детдом отдадут. Теперь еще у них сестренка обнаружилась. Мальчики просят, чтобы мы и ее взяли. А девочка, ей 4 года, тоже очень непростая. Запущенная. Мать ею не занималась, а потом и вовсе бросила и в тюрьму села. Пока решили брать на выходные, а там посмотрим.
 
«Корни зла», считает этот наш собеседник, как правило, не в приемной семье, а в системе детдомов, где травмируется детская психика, откуда дети выходят агрессивными и замкнутыми – какими бы распрекрасными ни были их новые родители. В то же время в России нет системы адаптации детей к приемным семьям на самой ранней стадии. Челябинская область собирается стать пионером в этом направлении. Министр Ирина Гехт мечтает, чтобы детские дома на территории область практически исчезли, а на их месте заработали механизмы перевода детей к приемным родителям еще в младенческом возрасте. Начало положено: областное министерство соцотношений запускает кампанию по пропаганде приемных семей. 
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...