В ХМАО станет невыгодно быть обеспеченным «обманутым дольщиком» |
В Югре в реестр «проблемных» объектов долевого строительства входит 14 многоквартирных домов. Общее количество пострадавших граждан - 740 человек. Для них есть новости – хорошие и не очень. Региональное правительство берется за достройку домов, но на материальную помощь сможет рассчитывать только категория «нуждающихся», и то при выходе из «долевки». Подробности – в нашем материале.
Депутаты думы ХМАО на комитете по бюджету предварительно одобрили поправки в закон «О государственной поддержке граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков на территории ХМАО», принятый в 2010 году. Предложенные региональным правительством новшества вызвали бурную дискуссию, так как ограничивают круг граждан, которые могут рассчитывать на господдержку в виде выплат компенсации.
Одна поправка, предложенная правительством ХМАО, дает ему право принимать участие в завершении строительства проблемных домов. Вторая касается дополнительных условий, при которых граждане могут рассчитывать на получение компенсаций. Теперь для этого необходимо наличие оснований для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
«Ранее рассчитывать на компенсацию мог любой человек, если он получил жилье экономкласса. Сейчас меры господдержки будут оказываться только нуждающимся. Для чего мы это предлагаем? Закон должен иметь социальную направленность, и помощь должны получать люди, которые реально нуждаются в ней. А по практике складывается так, что если семья купила двухкомнатную квартиру более 60 квадратных метров, она по действующей норме не может получить господдержку, потому что квартира выше нормативов», - пояснил директор департамента жилищной политики ХМАО Рустам Мирсаяпов.
Депутатов такой подход сперва несколько озадачил. Так, Алексей Андреев поинтересовался, что будет с теми семьями, у которых уже есть квартира, но они решили купить еще одну, для своего ребенка: « Вы же понимаете, что такая ситуация сплошь и рядом. Родители помогают, потому что дети купить квартиру после института сами не могут. Но мы не можем назвать их нуждающимися, потому что дольщиками выступают родители. Что будет с такими дольщиками? Они вообще выпадают из нашего закона?»
На этот вопрос Мирсаяпов начал отвечать издалека: «Начну с того, что все дома изначально будут построены, вне зависимости от того, признаны дольщики нуждающимися или нет. Но получить денежную выплату в виде компенсации части стоимости договора могут только те семьи, которые признаны нуждающимися. Всех остальных участников можно рассматривать как участников инвестиционного проекта». «Которые лоханулись», - добавил Андреев.
«А если человек заплатил 100% стоимости квартиры, а потом государство достраивало его дом, на каких условиях он получит квартиру?» - задались вопросом депутаты. «Мне квартиру дадут? Или государство скажет, что стройка в итоге вышла дороже и надо будет доплачивать?», - поинтересовался Дмитрий Мизгулин.
«При принятии решения о достройке есть два варианта развития событий. Или мы обнаруживаем, что в конкретном доме есть свободные квартиры и у нас есть возможность их продать и направить дополнительные средства, вырученные от их продажи, на строительство. Тогда все получают квартиры по той цене, что была заложена в договоре изначально. Но если все квартиры проданы, как было в Ханты-Мансийске на Энгельса, 26, придется убеждать граждан доплачивать. Конкретно в той ситуации пришлось доплатить порядка 5-10 тыс. рублей за квадратный метр», - рассказал Рустам Мирсаяпов.
«А зачем тогда правительство? В качестве убеждающего фактора?», - заметил Юрий Важенин. На это Мирсаяпов ответил: «У правительства есть несколько органов. В том числе фонд «Жилище», которое может принять участие в завершении строительства проблемного дома. Государство может предоставить фонду «Жилище» помощь в виде гарантий на получение кредитов в банке, либо предоставить имущественный взнос, чтобы фонд реализовал все мероприятия по достройке. Такой механизм был применен при завершении строительства дома по Энгельса, 26, когда фонд получил имущественный взнос».
Директор департамента по строительству, энергетике и ЖКХ ХМАО Сергей Высоцкий подчеркнул, что не каждый коммерческий застройщик готов принять участие в завершении строительства дома, потому что будет работать без прибыли. «Чтобы такие проекты завершить, и предлагается один из механизмов – привлекать окружной фонд «Жилище». Он не заинтересован получать прибыль, но может строить такие объекты в рамках своей компетенции», - прокомментировал Высоцкий.
«Но я все же хочу ответа. Человек решил купить квартиру. Заплатил 100%. Но из-за проблем застройщика достаивает дом государство. И вот дом введен. Теперь гражданин получает квартиру? Или он что-то должен доплатить? - не унимался Андреев. Его вопрос дополнил Важенин: «Вот допустим я - нуждающийся, а Мизгулин – банкир. Мы одинаково заплатили за квартиры в строящемся доме. Какая между нами будет разница исходя из поправок?»
«Если дом долго строится или вы не уверены, что он вообще будет достроен, то у вас как у нуждающегося есть право в любой момент получить компенсацию части своего контракта в размере не более 70% от всей суммы договора. Это порядка 26 тыс. рублей за квадратный метр. То есть человек может сказать: все, устал ждать, не хочу ждать, государство, дай мне денег. Государство проверяет – если человек нуждающийся, то дает ему выплату. А если ты банкир и у тебя зарплата большая, то государство говорит: извини, наверно, это была твоя инвестиционная ошибка. И у него выбор - ждать достройки и при необходимости доплачивать за квартиру. То есть, по сути, нуждающийся во всей этой истории имеет право «отскочить» от процесса и получить компенсацию в 70% всей суммы договора», - пояснил Рустам Мирсаяпов.
Все произнесенное резюмировал Дмитрий Мизгулин. «По сути, в данном законе появился важный момент, который расширяет перечень мер господдержки. Мы даем право и полномочия правительству достраивать проблемные дома. Потому что кроме правительства никто такие дома не достроит. И, соответственно, есть два варианта: либо все достраивается и все получают квартиры по своим договорам, либо придется доплачивать. При этом нуждающиеся имеют право выйти из этого проекта в любой момент», - подытожил депутат.
«Хочу отметить, что данная мера господдержки в виде компенсации части стоимости – это крайняя мера, это как страхование банковских вкладов. Но, имея ее, мы можем сказать нуждающейся семье: раз тебе нужна квартира, иди в ипотеку, покупай, в крайнем случае тебе поможет государство компенсировать большую часть затрат», - добавил Рустам Мирсаяпов.
Стоит отметить, что на сегодня у правительства нет данных, сколько дольщиков попадет под категорию «нуждающиеся». Однако посчитано, что принятие данных поправок потребует выделения дополнительных финансовых средств из бюджета округа в размере 1 млрд 514 млн рублей.
Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера окружной думы законопроект не поддержала, так как, по ее мнению, он сокращает число граждан, имеющих право на получение государственной поддержки. Но депутаты комитета по бюджету поддержали поправки и рекомендовали принять их завтра, 17 февраля, на заседании думы в первом и втором окончательном чтении.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!