Отношения Мишарина (слева) и Козицына (в центре) испортили примерно год назад. Перед выборами президента у них нет выбора - нужно вновь становиться друзьями |
29 февраля – в день, который бывает только раз в четыре года – Екатеринбург остался без власти. До выборов Владимира Путина три дня, и весь истеблишмент рвет жилы, чтобы сагитировать как можно больше свердловчан (какие награды они за это получат мы писали в понедельник). В среду полпред Евгений Куйвашев, губернатор Александр Мишарин, куратор выборов от ЕР Игорь Баринов, даже бывший губернатор Эдуард Россель завоевывали умы и сердца жителей двух промышленных центров: непредсказуемой Верхней Пышмы и строптивого Нижнего Тагила. Корреспонденты «URA.Ru» посмотрели, как это у них получается. Что Мишарин прочитал в глазах Исаевой, почему VIP решили проверить Белоглазова и какой политический бойкот объявили директора Тагила – в нашем материале.
У свердловской власти есть одна традиция – во время каждой избирательной кампании, в последнюю неделю губернатор посещает Нижний Тагил. Когда она появилась - никто и не вспомнит, но почему возникла – знает каждый политтехнолог. Нижний Тагил – строптивый город, не поддающийся на модные разговоры о диверсификации экономики и поддержке малого и среднего бизнеса. Здесь живут поколения, династии рабочих, считающих смыслом жизни – труд. «Объем промышленного производства Нижнего Тагила больше, чем Екатеринбурга», «По площади Нижний Тагил один из крупнейших городов мира», «Уралвагонзавод – самый большой завод на планете», - вот самые распространенные поводы для гордости тагильчан, требующих во время выборов к себе особого внимания.
В президентскую избирательную кампанию Тагил получил даже не 15 минут, а три месяца славы – это город-передовик поддержки Владимира Путина, форпост его поддержки. Федеральные комментаторы даже говорят о формировании особого, «тагильского Путина», с определенной программой дальнейших действий. Результаты голосования в таком городе, без сомнений, должны быть рекордными для страны, и для этого власти готовы пойти на все. Горожане не любят мэра Валентину Исаеву? На прошлой неделе ее отчитал губернатор Александр Мишарин, а затем областное отделение «Единой России» лишило партбилета.
Чтобы тагильчане увидели человеческое лицо власти, и услышали критику градоначальника с антирейтингом 80%, губернатор (для которого это был первый визит за пределы Екатеринбурга после декабрьского ДТП) и полпред решились на совместный визит в Нижний Тагил. Правда, с остановкой в Верхней Пышме, на что также были основания.
Во-первых, 29 февраля гендиректор УГМК (владелицы градообразующего комбината «Уралэлектромедь») Андрей Козицын открывал новый цех электролиза. Во-вторых, политический момент требовал от Александра Мишарина помириться с главой медного холдинга (тот не скрывает, что отношения с областными властями испорчены), что и было сделано – такого внимания, какое в эту кампанию уделяется УГМК, не достается ни одному другому холдингу (ни ТМК, ни «Евразу», разве что «Уралвагонзаводу», но он – особая история). В-третьих, и губернатору, и полпреду, и куратору кампании от ЕР Игорю Баринову было важно лично посмотреть, какие настроения в городе-спутнике Екатеринбурга.
Официально считается, что УГМК имеет в Верхней Пышме колоссальное влияние, фактически управляет городом. Но этот тезис еще ни разу не подтверждался на приличных крупных выборах: команда Андрея Козицына умудрялась проигрывать даже выборы мэра крохи-муниципалитета (из-за чего вынужденно отменила прямые выборы, заменив их двуглавой системой управления с сити-менеджером). В политической тусовке это называют «фактором Белоглазова», по фамилии заместителя Козицына, курирующего политические вопросы (он на фото в центре, в окружении Баринова и сотрудника полпредства Якова Силина). О талантах Владимира Белоглазова ходят легенды.
В эту кампанию, чтобы заставить его работать, избирательный штаб объявил результаты Путина в городах присутствия УГМК зоной персональной ответственности Белоглазова, но гарантий, что тот все-таки начал работать – никаких (кроме появившихся билбордов «Мы за стабильное завтра»). Поэтому начальники штабов решили сами посмотреть, как работает медник. По данным «URA.Ru», развешанные над входами в цеха флаги «Мы за Путина!» понравились всем, и Нижний Тагил власти решили захватывать с трех фронтов.
У каждого из трех VIP предвыборного десанта - Евгения Куйвашева, Александра Мишарина и Эдуарда Росселя – в Тагиле была своя программа (Игорь Баринов в Тагил не поехал, ему предстояла встреча с избирателями в Березовском). Россель пошел к журналистам, и в своей фирменной манере объявлял: «Я искренне агитирую за Путина, и не скрываю этого», после чего перечислял и заслуги любимого кандидата, и достоинства своего сменщика на посту губернатора.
Сам Мишарин в это время старался быть ближе к людям: еще накануне вечером он полностью изменил график своего визита, вычеркнул все встречи с рабочими коллективами, и потребовал осмотра города (дорог, дворов, детских садов). На прошлой неделе во время встречи с мэром Валентиной Исаевой губернатор попенял на провал его программы «Тысяча дворов». Проект, который мог поднять рейтинги власти до небес, наоборот, уронил их ниже тротуара. Больше половины площадок в Тагиле в срок не сдали. «С нами никакие проекты не согласовывали. Видим только, что рябину нашу срубили», - жаловались Мишарину жительницы дома, во двор которого он заехал. Валентине Исаевой оставалось лишь оправдываться, что аукцион на данную площадку выиграла плохая компания, и мэрия уже судится с ней.
У мэра был свой припасенный туз. На другой площадке губернатора обступили другие пенсионерки, принявшие благодарить заботливую Валентину Павловну за сохранение транспортной льготы. «Пытается сохраниться», - усмехались знакомые тагильские журналисты.
Не получилось. Следующим пунктом программы Александра Мишарина была встреча с директорами крупных предприятий, депутатами местной думы и чиновниками мэрии. В советское время это собрание за длинным столом мраморного зала ДК им. Окунева назвали бы сходом партхозактива. Эта встреча была необходима. В прошлую кампанию, обидевшись на отсутствие внимания и поддержки со стороны областных властей, тагильские директора (за исключением «Уралвагонзавода») договорились между собой, и бойкотировали кампанию «Единой России». Сделано это было тихо, без официальной огласки и шума; просто партия власти не получила доступа к коллективам и директорат не стал делать никаких спецзаявлений.
Перед выборами Владимира Путина эти настроения надо было менять. Александр Мишарин предложил всем собравшимся рассказать о том, какие проблемы Нижнего Тагила они считают актуальными, и по ходу комментировал. Губернатор оперативно пообещал выделить на ремонт дорог в городе 200 млн рублей, и обязать мэрию ремонтировать не по 3% дорог, как было в последние годы, а 10%. «Вы не используете выделяемые средства в полном объеме. Это отношение надо менять», - не уставал повторять Мишарин. «У нас было желание, раз вы не можете освоить деньги, перераспределить их между муниципалитетами, которые могут это сделать. Но мы не пошли на это, оставили деньги за вами», - рассказывал о широте областной души губернатор.
Потом он сообщил, что за городом зарезервировано 60 млн рублей на ремонт новых дворов, но мэрия должна найти 60 млн рублей до 1 мая (программа работает только на условии софинансирования), иначе деньги уйдут другим территориям. «Давать вам деньги без софинансирования мы не можем, - объяснял Мишарин, видимо, прочитав в глазах Валентины Исаевой «У меня нет денег». – Нас не поймут другие города».
Губернатор выслушивал каждого, но особо строг оказался к руководителю городского отделения ЕР Александру Маслову. Тот представился депутатом гордумы.
- А почему о партийной должности не говоришь? Чего скрываешь?, - то ли в шутку, то ли всерьез отчитывал Мишарин своего собеседника, которого партийцы обвиняют в том, что будучи секретарем ячейки, он отказался использовать символику ЕР в своих агитматериалах.
- Коллеги и так знают, - жалобно проговорил Маслов.
- Стесняешься?, - с издевкой продолжал Мишарин.
Александр Маслов решил не реагировать, и высказал свою просьбу, взятую на контроль, как и десятки предложений других собравшихся.
- Не будем устраивать вечер вопросов и ответов, - спустя час сказал губернатор, и обратился к мэру. – Вам нужно укрепление кадров. Говорю об этом прямым текстом, не стесняясь. Это нужно сделать. И привлечь к работе совет директоров, чтобы они влияли на жизнь города. Не можете сами организовать – посмотрите, как это сделано в других городах.
Выйдя из зала, Валентина Исаева сказала журналистам, что не имеет морального права увольнять людей. Александр Мишарин этих слов уже не слышал – он уехал на НТМК, где находился полпред.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!