На Ямале никак не умрет скандальная структура из девяностых, созданная на средства жителей округа. Из нее до сих пор качают деньги
Размер текста
-
17
+
Евгений Скляров может считаться одним из «убийц» Фонда «Ямал»
В арктическом регионе УрФО продолжает работу одиозный фонд «Ямал». Изначально очень богатая структура, которая усилиями нескольких человек в один миг обанкротилась из-за крайне невыгодной сделки, поменяв прибыльные акции «Газпрома» на бумаги фирм-однодневок. Не мешают деятельности фонда ни уголовное дело по факту хищения двух миллиардов, ни постоянные иски о банкротстве. «URA.Ru» решило посмотреть, чем живет структура, и натолкнулось на интересные страницы истории акционерного общества. Какое отношение к ямальским аборигенам имеет шикарная гостиница в Пскове, и что осталось от «денежного дерева», с которого коренные народы собирали плоды – в материале нашего агентства.
Акционеры «Фонда Ямал», похоже, никогда больше не получат отдачи от вложений в мега-проект ямальского правительства. Сегодня Фонд не выходит из процедур банкротств – из одного процесса он переходит в другой, меняются временные управляющие, меняются кредиторы, вкладчики при этом понятия не имеют, что происходит со структурой.
«У нашей семьи есть акции Фонда Ямал, но мы не знаем, что с ними делать. Найти офис этой структуры невозможно, телефоны не отвечают, по указанным адресам давно никого нет», - рассказывает сын одного из первых акционеров Иван Шубин.
Знаменитое ОАО «уходит по-тихому», проедая последние финансовые запасы. На вопрос, что происходит сейчас с Фондом, председатель совета директоров Валерий Елескин отвечает: «С Фондом всё, он практически банкрот. Больше ничего мне не известно, звоните директору».
С директором компании связаться не представляется возможным, поскольку по указанным телефонам отвечают представители другой компании.
Деятельность Фонда, как и других подобных организаций, удивляет разнообразием лиц и масштабом сделок.
Справка: «Фонд «Ямал» появился в 1993 году. Тогда он назывался специализированный чековый инвестфонда приватизации по соцзащите жителей Севера «Ямал». В 1999 году он был преобразован в ОАО. Акции Фонда взамен ваучеров приобрели около 11 тысяч жителей Ямала, в том числе представители КМНС. Основная деятельность Фонда - инвестирование в российские ценные бумаги. В 90-х были куплены акции Газпрома, Сибнефти, Сургутнефтегаза. Пакет в 34,8% акций Фонда Ямал принадлежит Ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Ямал – потомкам!»
До 2008 года «Фонд Ямал» считался надежной структурой, которая приносила своим вкладчикам дивиденды. Столпом финансового благополучия были акции ОАО «Газпром». Однако в 2008 году эти акции уходят из активов Фондов по сделке РЕПО. Один из очевидцев событий делится с агентством подробностями, которые ранее не были озвучены.
«До 2008 года основную прибыль Фонду приносили 25 млн акций «Газпрома». Основной акционер - ассоциация КМНС, - получала десятки миллионов и могла решать любые социальные вопросы – жилье, социальная поддержка, различные культурные проекты. Однако в 2008 году по совершенно непонятной логике были проведены странные операции. Тогда пакет акций находился в доверительном управлении у КУИ «Ямал». По сделке РЕПО был передан пакет акций Газпрома, взамен получены деньги – около 13 млрд рублей. РЕПО предполагает возврат акций по фиксированной цене, так как это своего рода заем. Однако руководство не выкупило эти бумаги, а деньги потратили на ерунду – на векселя и облигации, которые ничего не стоили. Так как эта операция была засчитана, как продажа, Фонд еще и налогов заплатил на 1 млрд рублей», - рассказывает один из акционеров организации.
Чтобы погасить налоговые долги, которые копились после этой сделки в течение нескольких лет, компании пришлось продать залоговое имущество ОАО «Старые кварталы». А это не что иное, как гостиница в Пскове (география Фонда Ямал поражает) - Heliopark Old Estate.
Согласно годовому отчету Фонда Ямал за 2011 год, имущество ОАО «Старые кварталы» было реализовано за 95 млн 649 тыс. рублей. В него, очевидно, входил и объект культурного наследия в Пскове - Heliopark Old Estate – отель 4 звезды со СПА-центром. Строил гостиницу Виталий Ткаченко, чье имя связано с ОАО «Красная поляна» и РАО ЕЭС
Компании, бумаги которых были куплены на средства ямальцев, ликвидированы, их уставные капиталы минимальны, а возглавляли их директора-номиналы (ЗАО «Технопарк Синтез», ЗАО «Фаворит Гарант», ООО «Диксис Трейдинг» и ПАИ ЗПИФН «ТЕРРА»). Когда это стало очевидно, акции Фонда рухнули – если ранее их покупали за 650 рублей за штуку, то после вывода ценных бумаг Газпрома они и вовсе стали никому не нужны. Акционеры обратились в прокуратуру. Напомним, итогом стало возбуждение уголовного дела. Правда, по данным правоохранителей ущерб был не 4 млрд, а 2 млрд рублей.
«По материалам проверки возбуждено уголовное дело по факту хищения более 2 млрд рублей, вырученных от незаконной продажи акций ОАО «Газпром». В 2008 году, в результате незаконных действий руководства ОАО «Фонд Ямал» и ОАО «КУИ «Ямал», все эти акции (более 90% активов «Фонд Ямал») были проданы с нарушением установленного законом порядка, а вырученные средства были похищены. В целях сокрытия преступлениям КУИ «Ямал» заключён фиктивный договор с ООО «Лайнричи» о приобретении на указанную сумму неликвидных векселей фирм-однодневок»,- сообщали в сентябре 2010 года в прокуратуре Ямала, отмечая, что дело взято на «особый контроль».
Формулировка «особый контроль», очевидно, выражается в длительном расследовании и замалчивании результатов. Во всяком случае, ни прокуратура ЯНАО, ни УМВД по ЯНАО не предоставляют агентству информацию о ходе расследования, так что сегодня невозможно даже определить, в какой стадии находится уголовное дело и не развалилось ли оно. В марте прошлого года замгенпрокурора Юрий Пономарев, отвечая на вопросы читателей «URA.Ru», отметил, что дело требует изучения огромной массы бухгалтерских документов, поэтому сроки постоянно продлеваются. Сегодня в генпрокуратуре по УрФО также ничего не ответили, мотивируя отказ тем, что делом занимаются ямальские силовики.
Уголовное дело расследуется уже около трех лет. Никакой новой информации органы следствия общественности не предоставляют, ссылаясь на большой объем документов и длительные сроки экспертиз
До сих ответственные лица не обнаружены следствием, вероятно, в деле все еще нет фигурантов. Собеседник «URA.Ru» из числа акционеров считает, что следователи просто затягивают процесс.
«Это просто смешно! Единоличным исполнительным органом являлся директор Фонда – Евгений Скляров, имел также право подписи главбух – Ольга Дробязко, а руководителем КУИ Ямал, которое управляло акциями, был Александр Скоморохов. Какие тут могут быть неустановленные лица? А концы, на мой взгляд, ведут к «Росбанку». Именно эта структура полностью подчинила себе КУИ «Ямал». Так, в совете директоров КУИ сидели сплошь выходцы «Росбанка». Бумаги-поганки были приобретены через это кредитное учреждение», - считает собеседник.
Он также предполагает, что Скляров и Скоморохов получили материальную выгоду от того, что способствовали покупке неликвида. Напомним, ранее также озвучивалась версия, что контролировать сделку должен был депутат Заксобрания Ямала Александр Евай, который ранее был председателем общества «Ямал – потомкам». На форумах после писали, что «Фонд «Ямал - потомкам» никак не защищает вкладчиков, и поэтому его можно назвать не иначе как «Ямал – подонкам».
В истории с продажей акций удивительна не только экономика. Сразу после того, как вокруг продажи ценных бумаг Газпрома поднялась шумиха, и акционеры начали выяснять, куда ушли деньги, г-н Скоморохов покончил жизнь самоубийством. Ранее агентство писало о том, что Скляров преподнес это событие акционерам, как «осознание Скомороховым содеянного».
После этой неприятной истории Фонд какое-то время пытался сделать «хорошую мину»: акционеров заверяли, что все в порядке. При этом продолжая тратить оставшиеся финансы на выплаты по векселям. В прошлом году новый директор ОАО «Фонд Ямала» - Ольга Караберова (вступила в должность в 2011 году), уверила, что новые менеджеры попробуют использовать оставшиеся в собственности ОАО активы – подмосковные земли сельхозназначения, чтобы заработать на них. Однако этого не случилось – участки не спасли финансовое положение.
«Земли, насколько я знаю, оцениваются в копейки. Чуть ли не 300 рублей за гектар. Чтобы использовать их для привлечения инвестиций, их нужно межевать – на это нужны деньги, которых нет у Фонда. Поэтому я сомневаюсь, что это можно считать активами. Вероятнее всего, дело идет к банкротству», - говорит президент ассоциации КМНС «Ямал – потокам!» Эдман Неркаги (ассоциация - основной акционер Фонда).
Отметим, сама ассоциация сыграла немалую роль в истории Фонда – она не только была одним из учредителей, но и являлась учредителем КУИ «Ямал», который управлял акциями.
Пессимистично настроена и другой акционер – бывший член совета директоров Фонда, учитель надымской школы Анна Шлык.
«Я уже три года не вхожу в состав совета директоров. Такое решение было принято на собрании. Я слежу за котировками, но ничего утешительного нет - акции Фонда Ямал только падают в цене. Я не верю, что что-то изменится к лучшему», - говорит г-жа Шлык.
Тем временем в арбитраже рассматривается второй иск о банкротстве Фонда Ямал. Заседание назначено на сентябрь 2013 года. На этот раз возврата долгов требует ЗАО «Альта Виа». Теоретически, акционеры – физические лица тоже могут присоединиться к иску, однако пока этого никто не сделал. Возможно, к тому времени, как Фонд будет банкротиться «по-настоящему», акционерам уже ничего не останется.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ЯНАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Округ белых ночей», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В арктическом регионе УрФО продолжает работу одиозный фонд «Ямал». Изначально очень богатая структура, которая усилиями нескольких человек в один миг обанкротилась из-за крайне невыгодной сделки, поменяв прибыльные акции «Газпрома» на бумаги фирм-однодневок. Не мешают деятельности фонда ни уголовное дело по факту хищения двух миллиардов, ни постоянные иски о банкротстве. «URA.Ru» решило посмотреть, чем живет структура, и натолкнулось на интересные страницы истории акционерного общества. Какое отношение к ямальским аборигенам имеет шикарная гостиница в Пскове, и что осталось от «денежного дерева», с которого коренные народы собирали плоды – в материале нашего агентства. Акционеры «Фонда Ямал», похоже, никогда больше не получат отдачи от вложений в мега-проект ямальского правительства. Сегодня Фонд не выходит из процедур банкротств – из одного процесса он переходит в другой, меняются временные управляющие, меняются кредиторы, вкладчики при этом понятия не имеют, что происходит со структурой. «У нашей семьи есть акции Фонда Ямал, но мы не знаем, что с ними делать. Найти офис этой структуры невозможно, телефоны не отвечают, по указанным адресам давно никого нет», - рассказывает сын одного из первых акционеров Иван Шубин. Знаменитое ОАО «уходит по-тихому», проедая последние финансовые запасы. На вопрос, что происходит сейчас с Фондом, председатель совета директоров Валерий Елескин отвечает: «С Фондом всё, он практически банкрот. Больше ничего мне не известно, звоните директору». С директором компании связаться не представляется возможным, поскольку по указанным телефонам отвечают представители другой компании. Деятельность Фонда, как и других подобных организаций, удивляет разнообразием лиц и масштабом сделок. Справка: «Фонд «Ямал» появился в 1993 году. Тогда он назывался специализированный чековый инвестфонда приватизации по соцзащите жителей Севера «Ямал». В 1999 году он был преобразован в ОАО. Акции Фонда взамен ваучеров приобрели около 11 тысяч жителей Ямала, в том числе представители КМНС. Основная деятельность Фонда - инвестирование в российские ценные бумаги. В 90-х были куплены акции Газпрома, Сибнефти, Сургутнефтегаза. Пакет в 34,8% акций Фонда Ямал принадлежит Ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Ямал – потомкам!» До 2008 года «Фонд Ямал» считался надежной структурой, которая приносила своим вкладчикам дивиденды. Столпом финансового благополучия были акции ОАО «Газпром». Однако в 2008 году эти акции уходят из активов Фондов по сделке РЕПО. Один из очевидцев событий делится с агентством подробностями, которые ранее не были озвучены. «До 2008 года основную прибыль Фонду приносили 25 млн акций «Газпрома». Основной акционер - ассоциация КМНС, - получала десятки миллионов и могла решать любые социальные вопросы – жилье, социальная поддержка, различные культурные проекты. Однако в 2008 году по совершенно непонятной логике были проведены странные операции. Тогда пакет акций находился в доверительном управлении у КУИ «Ямал». По сделке РЕПО был передан пакет акций Газпрома, взамен получены деньги – около 13 млрд рублей. РЕПО предполагает возврат акций по фиксированной цене, так как это своего рода заем. Однако руководство не выкупило эти бумаги, а деньги потратили на ерунду – на векселя и облигации, которые ничего не стоили. Так как эта операция была засчитана, как продажа, Фонд еще и налогов заплатил на 1 млрд рублей», - рассказывает один из акционеров организации. Чтобы погасить налоговые долги, которые копились после этой сделки в течение нескольких лет, компании пришлось продать залоговое имущество ОАО «Старые кварталы». А это не что иное, как гостиница в Пскове (география Фонда Ямал поражает) - Heliopark Old Estate. Согласно годовому отчету Фонда Ямал за 2011 год, имущество ОАО «Старые кварталы» было реализовано за 95 млн 649 тыс. рублей. В него, очевидно, входил и объект культурного наследия в Пскове - Heliopark Old Estate – отель 4 звезды со СПА-центром. Строил гостиницу Виталий Ткаченко, чье имя связано с ОАО «Красная поляна» и РАО ЕЭС Компании, бумаги которых были куплены на средства ямальцев, ликвидированы, их уставные капиталы минимальны, а возглавляли их директора-номиналы (ЗАО «Технопарк Синтез», ЗАО «Фаворит Гарант», ООО «Диксис Трейдинг» и ПАИ ЗПИФН «ТЕРРА»). Когда это стало очевидно, акции Фонда рухнули – если ранее их покупали за 650 рублей за штуку, то после вывода ценных бумаг Газпрома они и вовсе стали никому не нужны. Акционеры обратились в прокуратуру. Напомним, итогом стало возбуждение уголовного дела. Правда, по данным правоохранителей ущерб был не 4 млрд, а 2 млрд рублей. «По материалам проверки возбуждено уголовное дело по факту хищения более 2 млрд рублей, вырученных от незаконной продажи акций ОАО «Газпром». В 2008 году, в результате незаконных действий руководства ОАО «Фонд Ямал» и ОАО «КУИ «Ямал», все эти акции (более 90% активов «Фонд Ямал») были проданы с нарушением установленного законом порядка, а вырученные средства были похищены. В целях сокрытия преступлениям КУИ «Ямал» заключён фиктивный договор с ООО «Лайнричи» о приобретении на указанную сумму неликвидных векселей фирм-однодневок»,- сообщали в сентябре 2010 года в прокуратуре Ямала, отмечая, что дело взято на «особый контроль». Формулировка «особый контроль», очевидно, выражается в длительном расследовании и замалчивании результатов. Во всяком случае, ни прокуратура ЯНАО, ни УМВД по ЯНАО не предоставляют агентству информацию о ходе расследования, так что сегодня невозможно даже определить, в какой стадии находится уголовное дело и не развалилось ли оно. В марте прошлого года замгенпрокурора Юрий Пономарев, отвечая на вопросы читателей «URA.Ru», отметил, что дело требует изучения огромной массы бухгалтерских документов, поэтому сроки постоянно продлеваются. Сегодня в генпрокуратуре по УрФО также ничего не ответили, мотивируя отказ тем, что делом занимаются ямальские силовики. Уголовное дело расследуется уже около трех лет. Никакой новой информации органы следствия общественности не предоставляют, ссылаясь на большой объем документов и длительные сроки экспертиз До сих ответственные лица не обнаружены следствием, вероятно, в деле все еще нет фигурантов. Собеседник «URA.Ru» из числа акционеров считает, что следователи просто затягивают процесс. «Это просто смешно! Единоличным исполнительным органом являлся директор Фонда – Евгений Скляров, имел также право подписи главбух – Ольга Дробязко, а руководителем КУИ Ямал, которое управляло акциями, был Александр Скоморохов. Какие тут могут быть неустановленные лица? А концы, на мой взгляд, ведут к «Росбанку». Именно эта структура полностью подчинила себе КУИ «Ямал». Так, в совете директоров КУИ сидели сплошь выходцы «Росбанка». Бумаги-поганки были приобретены через это кредитное учреждение», - считает собеседник. Он также предполагает, что Скляров и Скоморохов получили материальную выгоду от того, что способствовали покупке неликвида. Напомним, ранее также озвучивалась версия, что контролировать сделку должен был депутат Заксобрания Ямала Александр Евай, который ранее был председателем общества «Ямал – потомкам». На форумах после писали, что «Фонд «Ямал - потомкам» никак не защищает вкладчиков, и поэтому его можно назвать не иначе как «Ямал – подонкам». В истории с продажей акций удивительна не только экономика. Сразу после того, как вокруг продажи ценных бумаг Газпрома поднялась шумиха, и акционеры начали выяснять, куда ушли деньги, г-н Скоморохов покончил жизнь самоубийством. Ранее агентство писало о том, что Скляров преподнес это событие акционерам, как «осознание Скомороховым содеянного». После этой неприятной истории Фонд какое-то время пытался сделать «хорошую мину»: акционеров заверяли, что все в порядке. При этом продолжая тратить оставшиеся финансы на выплаты по векселям. В прошлом году новый директор ОАО «Фонд Ямала» - Ольга Караберова (вступила в должность в 2011 году), уверила, что новые менеджеры попробуют использовать оставшиеся в собственности ОАО активы – подмосковные земли сельхозназначения, чтобы заработать на них. Однако этого не случилось – участки не спасли финансовое положение. «Земли, насколько я знаю, оцениваются в копейки. Чуть ли не 300 рублей за гектар. Чтобы использовать их для привлечения инвестиций, их нужно межевать – на это нужны деньги, которых нет у Фонда. Поэтому я сомневаюсь, что это можно считать активами. Вероятнее всего, дело идет к банкротству», - говорит президент ассоциации КМНС «Ямал – потокам!» Эдман Неркаги (ассоциация - основной акционер Фонда). Отметим, сама ассоциация сыграла немалую роль в истории Фонда – она не только была одним из учредителей, но и являлась учредителем КУИ «Ямал», который управлял акциями. Пессимистично настроена и другой акционер – бывший член совета директоров Фонда, учитель надымской школы Анна Шлык. «Я уже три года не вхожу в состав совета директоров. Такое решение было принято на собрании. Я слежу за котировками, но ничего утешительного нет - акции Фонда Ямал только падают в цене. Я не верю, что что-то изменится к лучшему», - говорит г-жа Шлык. Тем временем в арбитраже рассматривается второй иск о банкротстве Фонда Ямал. Заседание назначено на сентябрь 2013 года. На этот раз возврата долгов требует ЗАО «Альта Виа». Теоретически, акционеры – физические лица тоже могут присоединиться к иску, однако пока этого никто не сделал. Возможно, к тому времени, как Фонд будет банкротиться «по-настоящему», акционерам уже ничего не останется.