Югорская деревня высказалась против установок Кремля и уронила тень на кристальную чистоту окружного избирательного процесса
Размер текста
-
17
+
Югорские выборы прошли в тихом омуте: под толщей административного ресурса, без прессы и свидетелей
«Деревенские выборы» прошедшие в Югре, казалось бы, без сучка и задоринки, начали преподносить первые сюрпризы — и далеко самые не приятные. Крошечная деревня Русскинская, расположенная в самом сердце региона, грозит поставить под сомнение декларации властей и даже оппозиционеров, в голос признавших честность прошедшей кампании. Здесь дважды — вопреки решению суда и требованиям Москвы — «снят с дистанции» экс-глава деревни, из-за чего проигравший кандидат намерен «опрокинуть» результаты голосования. Почему в 1,5-тысячном населенном пункте так закипели страсти, чем намазано кресло градоначальника и как в национальной хантыйской деревне отражаются российские политические реалии, — читайте в материале «URA.Ru».
8 сентября в Югре завершились масштабная кампания, но состоявшая из мелких словно бисер «деревенских» выборов глав, депутатов дум сел и небольших городов. По заверениям властей, она прошла достаточно спокойно: всего-то два десятка жалоб в день голосования и практически полное отсутствие заявлений о нарушениях со стороны партий.
Одной из многочисленных точек (а всего власть менялась в 71 населённом пункте) на избирательной карте Югры стала крошечная деревня Русскинская, расположенная в Сургутском районе. Около 1700 жителей, большую часть из которых составляют коренные малочисленные народы Севера (деревня носит статус национальной), от силы 1 тысяча избирателей — казалось бы, ну какие политические эксцессы могут случиться в подобном месте?
Однако, как показало время, именно здесь может возникнуть сомнения в честных правилах игры завершившейся 8 сентября. В Русскинской на выборах победил заместитель главы поселения, 33-летний единоросс Александр Сытов — из 457 избирателей, пришедших на участки, за него проголосовали 382 человека. У двух конкурентов — самовыдвиженца Александра Ломова и представительницы КПРФ Ирины Храменковой — никаких шансов противостоять чиновнику не было: за первого отдали голоса 16 человек, за вторую — 59. Такие уж тут масштабы.
В то же время реальный оппонент у Сытова был: его теперь уже бывший шеф Анатолий Прасолов, руководивший поселением чуть ли не 20 лет подряд. Однако в процессе выдвижения кандидату (к слову, также единороссу) в регистрации местная избирательная комиссия отказала. Повод — достаточно интересный: в декларации о доходах и собственности бывшего главы нашлись две квартиры в Ханты-Мансийске и Москве, которые он якобы туда не вписал изначально, тем самым нарушив законодательство. Однако и адвокаты, и сотрудники штаба, и сам Прасолов заявляют однозначно одно: никакой подобной недвижимости у деревенского головы нет, а сведения о недвижимости были добавлены уже позднее. Штаб по-быстрому подал в районный суд на незаконный отказ в регистрации, выиграл его, затем выиграл и апелляцию, однако никакого эффекта в итоге это не дало — комиссия так и не зарегистрировала Прасолова в качестве кандидата. К слову, поводом для повторного отказа стала давнишняя судимость бывшего главы по обвинению в непредумышленном (а стало быть нетяжком и не лишающим избирательного права) преступлении.
Однако дело с поддельной декларацией так быстро не закончилось. В дальнейшем, рассказывают представители кандидата, на улицах поселения появились её копии с лозунгами, обвиняющими деревенского голову в отмывании денег и том, что он " пришёл разворовать деревню". Расклейщиков листовок позднее задержала полиция, которой они признались, что полиграфию получили от представителей Александра Сытова. Также при расклейке анти-агитации была задержана одна из местных жительниц, имеющая при себе удостоверение доверенного лица кандидата Сытова. О том, как данные от избиркома попали в штаб нынешнего главы Русскинской история умалчивает. Интересно другое: абсолютно аналогичные листовки, вплоть до адресов квартир в Ханты-Мансийске и Москве, агитировали против ещё одного кандидата, самовыдвиженца Александра Ломова.
Дальше — больше. В день тишины и день голосования (то есть 7 и 8 сентября) на улицах Русскинской по-прежнему висели плакаты, призывающие голосовать за Александра Сытова. «Мы сразу указали избиркому на прямое нарушение законодательства. В ответ услышали, что они «не обязаны бегать и срывать листовки», — рассказывает сотрудница штаба Прасолова. Она же добавляет: бывшему главе ещё за несколько месяцев до выборов намекали из администрации Сургутского района о том, чтобы он не думал избираться вновь.
Представители штаба отмечают ещё ряд нарушений, которые складываются в общую картину: сообщение о минировании избирательного участка и не самое понятное поведение комиссии (её члены попросту остались на местах вместо эвакуации из издания), а также тот факт, что фактически никакой агитации среди жителей на тему необходимости идти на выборы не велось. «Была выгодна низкая явка», — отмечает адвокат Прасолова.
Более того, впервые за последний десяток лет ни в районе, ни в самой деревне не было проведено досрочное голосование. «Это крайне важно. Больше половины населения деревни — представители КМНС. Все они, по сути, выступили бы за Прасолова — они давно его знают, знают хорошо, и понятия не имеют, кто такой Александр Сытов. Он, в прошлом учитель ОБЖ, никаких дел с КМНС не имел. Так же, как и с нефтяниками», — заявляет представитель штаба кандидата.
В этом-то и кроется главный смысл всех предвыборных страстей в заштатной национальной деревне. На огромной площади сельского поселения Русскинская ведут добычу сразу пять нефтяных компаний, среди которых особо выделяются ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз и Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз. «Кресло главы поселения — довольно жирное место. Интересы там имеют все: район, нефтяники. Прасолов в своё время легко мог договориться о партнёрстве с тем же ЛУКОЙЛом — к примеру, ему бесплатно в деревне строили жильё. Отсюда и вышли разногласия с Дмитрием Макущенко (глава Сургутского района — ред.) — тот хочет строить всё по подрядам. Только поэтому Прасолова и не допустили до выборов», — рассказывают в штабе кандидата.
Сам несостоявшийся глава с утверждением согласен. «Мы никогда не получали от нефтяных компаний денег. Мы получали колоссальную поддержку в рамках соглашений о партнёрстве. Любую: жильё, оборудование, техника, транспорт — вплоть до новогодних подарков детям, которые учатся в интернате для КМНС. Всё это давали нам не районный или окружной бюджет, а нефтяники», — рассказывает Анатолий Прасолов, добавляя, что живёт в деревне с 1976 года, а впервые возглавил её в 1992 году.
Таким образом, у маленькой деревни в сердце округа есть сегодня все шансы прославить Югру на всю страну — в случае, если несостоявшемуся главе и его команде удастся 16 числа вновь (уже в третий раз) доказать безосновательность отказа в регистрации. Вслед за жим будет подан иск на отмену результатов выборов и требование о проведении повторного голосования. «Думаю, мы можем победить. Нарушений было чудовищно много. Русскинская напрямую показала суть российских выборов, когда выбора на деле нет. Когда не важна явка избирателей, когда нет её порога, когда кандидат по сути может выиграть с тремя голосами», — заявляет представитель штаба.
Не факт, что подобный прокол хоть как-то скажется на общей картине выборов в Югре, прошедших, в общем-то, достаточно спокойно. Но стоит заметить, что ситуация эта напрямую отражает всю подноготную выборов в Югре: тихого и маленького на первый взгляд омута, в котором водятся на редкость громкие черти. Более того, не лучшим образом скажется и тот факт, что маленькая избирательная комиссия столь же маленькой деревни решилась нарушить прямую установку администрации президента РФ по запрету на снятие неугодных власти кандидатов, данную Вячеславом Володиным. Отвечать за подобные промахи придётся коллективно и району, и округу.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
«Деревенские выборы» прошедшие в Югре, казалось бы, без сучка и задоринки, начали преподносить первые сюрпризы — и далеко самые не приятные. Крошечная деревня Русскинская, расположенная в самом сердце региона, грозит поставить под сомнение декларации властей и даже оппозиционеров, в голос признавших честность прошедшей кампании. Здесь дважды — вопреки решению суда и требованиям Москвы — «снят с дистанции» экс-глава деревни, из-за чего проигравший кандидат намерен «опрокинуть» результаты голосования. Почему в 1,5-тысячном населенном пункте так закипели страсти, чем намазано кресло градоначальника и как в национальной хантыйской деревне отражаются российские политические реалии, — читайте в материале «URA.Ru». 8 сентября в Югре завершились масштабная кампания, но состоявшая из мелких словно бисер «деревенских» выборов глав, депутатов дум сел и небольших городов. По заверениям властей, она прошла достаточно спокойно: всего-то два десятка жалоб в день голосования и практически полное отсутствие заявлений о нарушениях со стороны партий. Одной из многочисленных точек (а всего власть менялась в 71 населённом пункте) на избирательной карте Югры стала крошечная деревня Русскинская, расположенная в Сургутском районе. Около 1700 жителей, большую часть из которых составляют коренные малочисленные народы Севера (деревня носит статус национальной), от силы 1 тысяча избирателей — казалось бы, ну какие политические эксцессы могут случиться в подобном месте? Однако, как показало время, именно здесь может возникнуть сомнения в честных правилах игры завершившейся 8 сентября. В Русскинской на выборах победил заместитель главы поселения, 33-летний единоросс Александр Сытов — из 457 избирателей, пришедших на участки, за него проголосовали 382 человека. У двух конкурентов — самовыдвиженца Александра Ломова и представительницы КПРФ Ирины Храменковой — никаких шансов противостоять чиновнику не было: за первого отдали голоса 16 человек, за вторую — 59. Такие уж тут масштабы. В то же время реальный оппонент у Сытова был: его теперь уже бывший шеф Анатолий Прасолов, руководивший поселением чуть ли не 20 лет подряд. Однако в процессе выдвижения кандидату (к слову, также единороссу) в регистрации местная избирательная комиссия отказала. Повод — достаточно интересный: в декларации о доходах и собственности бывшего главы нашлись две квартиры в Ханты-Мансийске и Москве, которые он якобы туда не вписал изначально, тем самым нарушив законодательство. Однако и адвокаты, и сотрудники штаба, и сам Прасолов заявляют однозначно одно: никакой подобной недвижимости у деревенского головы нет, а сведения о недвижимости были добавлены уже позднее. Штаб по-быстрому подал в районный суд на незаконный отказ в регистрации, выиграл его, затем выиграл и апелляцию, однако никакого эффекта в итоге это не дало — комиссия так и не зарегистрировала Прасолова в качестве кандидата. К слову, поводом для повторного отказа стала давнишняя судимость бывшего главы по обвинению в непредумышленном (а стало быть нетяжком и не лишающим избирательного права) преступлении. Однако дело с поддельной декларацией так быстро не закончилось. В дальнейшем, рассказывают представители кандидата, на улицах поселения появились её копии с лозунгами, обвиняющими деревенского голову в отмывании денег и том, что он " пришёл разворовать деревню". Расклейщиков листовок позднее задержала полиция, которой они признались, что полиграфию получили от представителей Александра Сытова. Также при расклейке анти-агитации была задержана одна из местных жительниц, имеющая при себе удостоверение доверенного лица кандидата Сытова. О том, как данные от избиркома попали в штаб нынешнего главы Русскинской история умалчивает. Интересно другое: абсолютно аналогичные листовки, вплоть до адресов квартир в Ханты-Мансийске и Москве, агитировали против ещё одного кандидата, самовыдвиженца Александра Ломова. Дальше — больше. В день тишины и день голосования (то есть 7 и 8 сентября) на улицах Русскинской по-прежнему висели плакаты, призывающие голосовать за Александра Сытова. «Мы сразу указали избиркому на прямое нарушение законодательства. В ответ услышали, что они «не обязаны бегать и срывать листовки», — рассказывает сотрудница штаба Прасолова. Она же добавляет: бывшему главе ещё за несколько месяцев до выборов намекали из администрации Сургутского района о том, чтобы он не думал избираться вновь. Представители штаба отмечают ещё ряд нарушений, которые складываются в общую картину: сообщение о минировании избирательного участка и не самое понятное поведение комиссии (её члены попросту остались на местах вместо эвакуации из издания), а также тот факт, что фактически никакой агитации среди жителей на тему необходимости идти на выборы не велось. «Была выгодна низкая явка», — отмечает адвокат Прасолова. Более того, впервые за последний десяток лет ни в районе, ни в самой деревне не было проведено досрочное голосование. «Это крайне важно. Больше половины населения деревни — представители КМНС. Все они, по сути, выступили бы за Прасолова — они давно его знают, знают хорошо, и понятия не имеют, кто такой Александр Сытов. Он, в прошлом учитель ОБЖ, никаких дел с КМНС не имел. Так же, как и с нефтяниками», — заявляет представитель штаба кандидата. В этом-то и кроется главный смысл всех предвыборных страстей в заштатной национальной деревне. На огромной площади сельского поселения Русскинская ведут добычу сразу пять нефтяных компаний, среди которых особо выделяются ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз и Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз. «Кресло главы поселения — довольно жирное место. Интересы там имеют все: район, нефтяники. Прасолов в своё время легко мог договориться о партнёрстве с тем же ЛУКОЙЛом — к примеру, ему бесплатно в деревне строили жильё. Отсюда и вышли разногласия с Дмитрием Макущенко (глава Сургутского района — ред.) — тот хочет строить всё по подрядам. Только поэтому Прасолова и не допустили до выборов», — рассказывают в штабе кандидата. Сам несостоявшийся глава с утверждением согласен. «Мы никогда не получали от нефтяных компаний денег. Мы получали колоссальную поддержку в рамках соглашений о партнёрстве. Любую: жильё, оборудование, техника, транспорт — вплоть до новогодних подарков детям, которые учатся в интернате для КМНС. Всё это давали нам не районный или окружной бюджет, а нефтяники», — рассказывает Анатолий Прасолов, добавляя, что живёт в деревне с 1976 года, а впервые возглавил её в 1992 году. Таким образом, у маленькой деревни в сердце округа есть сегодня все шансы прославить Югру на всю страну — в случае, если несостоявшемуся главе и его команде удастся 16 числа вновь (уже в третий раз) доказать безосновательность отказа в регистрации. Вслед за жим будет подан иск на отмену результатов выборов и требование о проведении повторного голосования. «Думаю, мы можем победить. Нарушений было чудовищно много. Русскинская напрямую показала суть российских выборов, когда выбора на деле нет. Когда не важна явка избирателей, когда нет её порога, когда кандидат по сути может выиграть с тремя голосами», — заявляет представитель штаба. Не факт, что подобный прокол хоть как-то скажется на общей картине выборов в Югре, прошедших, в общем-то, достаточно спокойно. Но стоит заметить, что ситуация эта напрямую отражает всю подноготную выборов в Югре: тихого и маленького на первый взгляд омута, в котором водятся на редкость громкие черти. Более того, не лучшим образом скажется и тот факт, что маленькая избирательная комиссия столь же маленькой деревни решилась нарушить прямую установку администрации президента РФ по запрету на снятие неугодных власти кандидатов, данную Вячеславом Володиным. Отвечать за подобные промахи придётся коллективно и району, и округу.