«Если в Москве у каждого губернатора есть два босса, то один из них — обязательно Игорь Сечин»
Отбегайте, вице-президент России теряет позиции! Чехарда с назначениями захватывает все новые территории
Размер текста
-
17
+
Статус вице-президента России у Игоря Сечина неформальный: глава Роснефти контролирует слишком большой объем поступлений средств в госбюджет
Новая волна отставок губернаторов уже задела УрФО: первым замглавы Ямала неожиданно для самого себя оказался и.о. губернатора Ставрополья. Да и смена власти на Дальнем Востоке не обошлась без уральцев: любимец пермяков Юрий Трутнев улетел во Владивосток в позиции вице-премьера российского правительства. Виной всему — Игорь Сечин, который впервые за много лет попал в опалу и теперь отбивается от кремлевских кланов. За провалы в международной политике «настоящий Игорь Иванович» теряет позиции во внутренней политике и сдает территорию за территорией. От каких регионов еще придется отказаться, почему, пытаясь вернуть прежнее влияние, Сечин снова допустил ошибки — в нашем материале.
Его называют вторым лицом в государстве, серым кардиналом в российской политике, у которого свои отношения с каждым губернатором. Элиты привыкли считаться с его безусловным влиянием вне зависимости от того, какие позиции на госдолжностях он занимает. Глава Роснефти Игорь Сечин два раза во время президентства Владимира Путина назначался заместителем руководителя Администрации президента, при Дмитрии Медведеве он был переведен в Белый дом вице-премьером, сейчас занимает одну из ключевых позиций в российской экономике, возглавляя крупнейшую нефтяную корпорацию. Но в Кремле говорят о том, что пришло то время, когда авторитет Сечина оказался под ударом.
В политической тусовке обсуждаются сейчас две отставки в регионах — губернатора Ставропольского края и полпреда на Дальнем Востоке. Оба кадровых решения связывают с ослаблением политического влияния главы Роснефти. «Валерий Зеренков и Виктор Ишаев считаются людьми Сечина: их увольняют фактически за один месяц. Это сигнал для него, причем от первого лица», — поясняет источник «URA.Ru», близкий к администрации президента.
Интересно также, что у назначенного вице-премьером по развитию Дальнего Востока Юрия Трутнева достаточно напряженные отношения с главой Роснефти. Как рассказывают в окружении нового зампреда правительства, в ранге министра природных ресурсов Трутнев часто брал на себя смелость выступать против вице-премьера Сечина, спорить с ним и конфликтовать.
По информации наших собеседников, в ближайшее время можно ожидать и других отставок доверенных лиц Сечина в правительстве и в регионах и назначений на их места нелояльных Сечину людей. При этом вице-президент Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов считает, что непосредственно сечинских политиков в регионах не так много: «Просто у него хорошие отношения с региональными элитами Краснодарского края, Свердловской области, Калининградской области — но в данном случае речь идет только о лояльности местной власти», — рассказывает он.
Другие эксперты называют губернатора Томской области Сергея Жвачкина, губернатора ХМАО Наталью Комарову. «Она обращалась за поддержкой к Сечину год назад, когда ее позиции в регионе несколько пошатнулись», — поясняет источник «URA.Ru» в Минрегионе.
Причинами возможной опалы Игоря Сечина и его сторонников наши эксперты называют провалы на стратегических фронтах: сдача азербайджанской нефти Европе, прокол с инвестициями Роснефти в нефтяной сектор Венесуэлы после смерти Уго Чавеса и проигрыш Сечина в войне с правительством Медведева за передел энергорынка.
В частности, один из кремлевских экономистов поясняет, что с 2016 года азербайджанская нефть будет транзитом уходить через территорию Украины на рынки Европы, в том числе Чехию, Словакию, Венгрию. «А это, конечно, стратегический прокол Сечина. И то, что после смерти Уго Чавеса многие проекты Роснефти оказались под угрозой, и пока заключались новые договоры, российский ТЭК терпел значительные убытки», — добавляет наш собеседник.
Другие источники утверждают, что Путин просто устал от бесконечных инициатив Сечина по переделу энергетических активов. «Они лишены всякого рационального обоснования и экономического смысла. Так, уже в прошлом году на предложение о внесении акций электроэнергетических компаний в капитал „Роснефтегаза“ (Игорь Сечин там занимает пост председателя Совета директоров — прим. автора) Путин реагировал достаточно раздраженно и просил объяснить ему, какая связь между „нефтегазом“ и электрическим сетевым хозяйством», — рассказывает наш собеседник, принимавший участие на том заседании.
По его словам, на протяжении многих лет Игорю Сечину был дан на откуп фактически весь ТЭК. «И то, что своего верного соратника Владимир Путин в 2012 году не вернул в Кремль и не оставил в Белом доме — это уже тогда было свидетельством пересмотра сечинских политических активов. Предполагалось, что группа вице-премьера Аркадия Дворковича будет удерживать аппетиты главы Роснефти и послужит ему политическим противовесом», — поясняет наш источник.
Но в результате Игорь Сечин просто перешел к тактике так называемого «тихого рейдерства». Так, «Роснефть» фактически выдавила ОСК из проекта по «Звезде», а «Интер РАО» начало брать контроль над сбытовыми компаниями, которые некогда принадлежали «Энергостриму». Схема простая: предприятия не могут найти нужную сумму на поддержание своего существования и развития, а Сечин с его лоббистскими возможностями без труда изыскивает любую сумму и обеспечивает компаниям финансовое сопровождение, привлечение современных технологий, необходимое оборудование.
«Таким образом, через экономические ресурсы он наращивает свое политическое влияние. По сути, отставкой его людей Сечину дали понять, чтобы он остановился», — считает другой источник, близкий к правительству.
При этом напомним, что на фоне всех разговоров об ослаблении Сечина, Владимир Путин не так давно лично одобрил переход суперверфи «Звезда» в Приморском крае под контроль Роснефти. По мнению политолога, руководителя ресурса «Антикомпромат» Владимира Прибыловского, Сечин до сих остается вторым лицом в государстве по уровню влияния: «Вокруг Кремля и Белого дома всегда идет борьба. Существуют ни одна, ни две противоборствующие стороны, а пять-шесть, и все время соотношение сил меняется. И Сечин, на мой взгляд, самый влиятельный политик и администратор в стране.
Вообще, все губернаторы с Сечиным считаются: у многих из них двойная лояльность. Если в Москве у того или иного лидера региона есть два патрона, на которых он ориентируется, то одним из них обязательно является Сечин. Несмотря на то, что он формально не занимает никаких позиций в госвласти, на самом деле можно сказать, что глава Роснефти — это вице-президент России, так как весь наш бюджет зависит от нефти и газа», — считает эксперт.
При этом он утверждает, что отставки Виктора Ишаева и Валерия Зеренкова нельзя считать ослаблением позиций главы «Роснефти». «Зеренкова, действительно, считают сечинским вассалом. Но это не принципиальная потеря. А что касается Ишаева, то тут интересная ситуация. Еще будучи губернатором он имел трения с Сечиным. Он, например, пытался затормозить процесс передачи Китаю островов, проект, который курировал Сечин. Потом Виктор Ишаев иногда лишал сечинские заводы от Роснефти заказов, отдавал их другому крупному бизнесмену Зие Бажаеву.
Возможно, Игорь Сечин, просто как человек рациональный, убрал Ишаева с должности, где у того были возможности что-то решать, и спрятал его в корпорации в ранге вице-президента, сделав его таким образом подконтрольным», — предполагает наш эксперт.
При этом кремлевские политтехнологи утверждают, что назначение уволенного Владимиром Путиным Виктора Ишаева вице-президентом Роснефти — это еще одна ключевая ошибка Игоря Сечина. «Президент может расценить такое кадровое решение Сечина как некий вызов. Думаю, все идет к тому, что у главы Роснефти постепенно будут отбираться его рычаги влияния, не грубо, но так, чтобы соблюсти излюбленную политику сдержек и противовесов. Никаких вторых лиц российская конфигурация власти не предусматривает», — уверен наш собеседник.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Новая волна отставок губернаторов уже задела УрФО: первым замглавы Ямала неожиданно для самого себя оказался и.о. губернатора Ставрополья. Да и смена власти на Дальнем Востоке не обошлась без уральцев: любимец пермяков Юрий Трутнев улетел во Владивосток в позиции вице-премьера российского правительства. Виной всему — Игорь Сечин, который впервые за много лет попал в опалу и теперь отбивается от кремлевских кланов. За провалы в международной политике «настоящий Игорь Иванович» теряет позиции во внутренней политике и сдает территорию за территорией. От каких регионов еще придется отказаться, почему, пытаясь вернуть прежнее влияние, Сечин снова допустил ошибки — в нашем материале. Его называют вторым лицом в государстве, серым кардиналом в российской политике, у которого свои отношения с каждым губернатором. Элиты привыкли считаться с его безусловным влиянием вне зависимости от того, какие позиции на госдолжностях он занимает. Глава Роснефти Игорь Сечин два раза во время президентства Владимира Путина назначался заместителем руководителя Администрации президента, при Дмитрии Медведеве он был переведен в Белый дом вице-премьером, сейчас занимает одну из ключевых позиций в российской экономике, возглавляя крупнейшую нефтяную корпорацию. Но в Кремле говорят о том, что пришло то время, когда авторитет Сечина оказался под ударом. В политической тусовке обсуждаются сейчас две отставки в регионах — губернатора Ставропольского края и полпреда на Дальнем Востоке. Оба кадровых решения связывают с ослаблением политического влияния главы Роснефти. «Валерий Зеренков и Виктор Ишаев считаются людьми Сечина: их увольняют фактически за один месяц. Это сигнал для него, причем от первого лица», — поясняет источник «URA.Ru», близкий к администрации президента. Интересно также, что у назначенного вице-премьером по развитию Дальнего Востока Юрия Трутнева достаточно напряженные отношения с главой Роснефти. Как рассказывают в окружении нового зампреда правительства, в ранге министра природных ресурсов Трутнев часто брал на себя смелость выступать против вице-премьера Сечина, спорить с ним и конфликтовать. По информации наших собеседников, в ближайшее время можно ожидать и других отставок доверенных лиц Сечина в правительстве и в регионах и назначений на их места нелояльных Сечину людей. При этом вице-президент Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов считает, что непосредственно сечинских политиков в регионах не так много: «Просто у него хорошие отношения с региональными элитами Краснодарского края, Свердловской области, Калининградской области — но в данном случае речь идет только о лояльности местной власти», — рассказывает он. Другие эксперты называют губернатора Томской области Сергея Жвачкина, губернатора ХМАО Наталью Комарову. «Она обращалась за поддержкой к Сечину год назад, когда ее позиции в регионе несколько пошатнулись», — поясняет источник «URA.Ru» в Минрегионе. Причинами возможной опалы Игоря Сечина и его сторонников наши эксперты называют провалы на стратегических фронтах: сдача азербайджанской нефти Европе, прокол с инвестициями Роснефти в нефтяной сектор Венесуэлы после смерти Уго Чавеса и проигрыш Сечина в войне с правительством Медведева за передел энергорынка. В частности, один из кремлевских экономистов поясняет, что с 2016 года азербайджанская нефть будет транзитом уходить через территорию Украины на рынки Европы, в том числе Чехию, Словакию, Венгрию. «А это, конечно, стратегический прокол Сечина. И то, что после смерти Уго Чавеса многие проекты Роснефти оказались под угрозой, и пока заключались новые договоры, российский ТЭК терпел значительные убытки», — добавляет наш собеседник. Другие источники утверждают, что Путин просто устал от бесконечных инициатив Сечина по переделу энергетических активов. «Они лишены всякого рационального обоснования и экономического смысла. Так, уже в прошлом году на предложение о внесении акций электроэнергетических компаний в капитал „Роснефтегаза“ (Игорь Сечин там занимает пост председателя Совета директоров — прим. автора) Путин реагировал достаточно раздраженно и просил объяснить ему, какая связь между „нефтегазом“ и электрическим сетевым хозяйством», — рассказывает наш собеседник, принимавший участие на том заседании. По его словам, на протяжении многих лет Игорю Сечину был дан на откуп фактически весь ТЭК. «И то, что своего верного соратника Владимир Путин в 2012 году не вернул в Кремль и не оставил в Белом доме — это уже тогда было свидетельством пересмотра сечинских политических активов. Предполагалось, что группа вице-премьера Аркадия Дворковича будет удерживать аппетиты главы Роснефти и послужит ему политическим противовесом», — поясняет наш источник. Но в результате Игорь Сечин просто перешел к тактике так называемого «тихого рейдерства». Так, «Роснефть» фактически выдавила ОСК из проекта по «Звезде», а «Интер РАО» начало брать контроль над сбытовыми компаниями, которые некогда принадлежали «Энергостриму». Схема простая: предприятия не могут найти нужную сумму на поддержание своего существования и развития, а Сечин с его лоббистскими возможностями без труда изыскивает любую сумму и обеспечивает компаниям финансовое сопровождение, привлечение современных технологий, необходимое оборудование. «Таким образом, через экономические ресурсы он наращивает свое политическое влияние. По сути, отставкой его людей Сечину дали понять, чтобы он остановился», — считает другой источник, близкий к правительству. При этом напомним, что на фоне всех разговоров об ослаблении Сечина, Владимир Путин не так давно лично одобрил переход суперверфи «Звезда» в Приморском крае под контроль Роснефти. По мнению политолога, руководителя ресурса «Антикомпромат» Владимира Прибыловского, Сечин до сих остается вторым лицом в государстве по уровню влияния: «Вокруг Кремля и Белого дома всегда идет борьба. Существуют ни одна, ни две противоборствующие стороны, а пять-шесть, и все время соотношение сил меняется. И Сечин, на мой взгляд, самый влиятельный политик и администратор в стране. Вообще, все губернаторы с Сечиным считаются: у многих из них двойная лояльность. Если в Москве у того или иного лидера региона есть два патрона, на которых он ориентируется, то одним из них обязательно является Сечин. Несмотря на то, что он формально не занимает никаких позиций в госвласти, на самом деле можно сказать, что глава Роснефти — это вице-президент России, так как весь наш бюджет зависит от нефти и газа», — считает эксперт. При этом он утверждает, что отставки Виктора Ишаева и Валерия Зеренкова нельзя считать ослаблением позиций главы «Роснефти». «Зеренкова, действительно, считают сечинским вассалом. Но это не принципиальная потеря. А что касается Ишаева, то тут интересная ситуация. Еще будучи губернатором он имел трения с Сечиным. Он, например, пытался затормозить процесс передачи Китаю островов, проект, который курировал Сечин. Потом Виктор Ишаев иногда лишал сечинские заводы от Роснефти заказов, отдавал их другому крупному бизнесмену Зие Бажаеву. Возможно, Игорь Сечин, просто как человек рациональный, убрал Ишаева с должности, где у того были возможности что-то решать, и спрятал его в корпорации в ранге вице-президента, сделав его таким образом подконтрольным», — предполагает наш эксперт. При этом кремлевские политтехнологи утверждают, что назначение уволенного Владимиром Путиным Виктора Ишаева вице-президентом Роснефти — это еще одна ключевая ошибка Игоря Сечина. «Президент может расценить такое кадровое решение Сечина как некий вызов. Думаю, все идет к тому, что у главы Роснефти постепенно будут отбираться его рычаги влияния, не грубо, но так, чтобы соблюсти излюбленную политику сдержек и противовесов. Никаких вторых лиц российская конфигурация власти не предусматривает», — уверен наш собеседник.