Бизнес и производственники надеются, что встреча у губернатора не превратится в проходное совещаниефото – Александр Мамаев, Владимир Жабриков
Губернатор Евгений Куйвашев собирает первое заседание большого антикризисного штаба. Пускать журналистов или «закрыть» совещание, в резиденции решат в самый последний момент. Неизвестен и состав участников. Причина очевидна: разговор будет нелицеприятным и может пройти на повышенных тонах. У власти есть вопросы к банкирам, у промышленников и бизнесменов — к правительству. «URA.Ru» заранее отмониторило настроение бизнеса. Чего ждут от встречи те, кого не позвали и есть ли шанс не заболтать проблемы — в материале нашего агентства.
Мы задали двадцати директорам и представителей профильных союзов три простых вопроса: какие проблемы уже испытывает их отрасль, как они оценивают текущие шаги властей и что рекомендовали бы им предпринять в ближайшей перспективе. Наши собеседники — генеральный директор ЗАО «Уралэлектромаш» Владимир Недзельский, гендиректор ОАО «Кировградский завод твердых сплавов» Александр Пельц, гендиректор ОАО «Уральский Компрессорный Завод» Валерий Антониади, исполнительный директор Инжинирингового кластера инфраструктурных проектов Юрий Гуськов, заместитель председателя профильного комитета областного Союза промышленников и предпринимателей Владимир Семенов, заместитель директора завода легкосплавного литья и механической обработки Виктор Ступин, президент группы компаний «Пенетрон-Россия» Игорь Черноголов, исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслав Трапезников, бывший гендиректор Богословского алюминиевого завода Анатолий Сысоев, исполнительный директор Союза предприятий стройиндустрии Юрий Чумерин, исполнительный директор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Владимир Кукарских и другие бизнес-VIP-ы.
Опрос показал, что промышленники понимают ограниченность возможностей свердловских властей: областные чиновники объективно не в состоянии повлиять на макроэкономические процессы и не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных коллег. Однако зачастую региональная бюрократическая машина не использует даже немногие имеющиеся в ее руках полномочия. Почти половина экспертов упрекает власти в неготовности сформулировать четкие приоритеты развития промышленности. Чиновников обвиняют в нерасторопности, неумении предпринимать упреждающие шаги: «Я вижу не действия, а лишь потуги. И то смертельно медленные». Рассказывают о полном отсутствии интереса со стороны министров к их делам: «За полтора последних года нас ни разу не спросили о работе». Есть и такие, кто подавал предложения по антикризисным мерам в один из отделов минпрома, где их идеи были благополучно отправлены «под сукно».
Уральским заводам задерживают оплату даже естественные монополии
Топ-менеджеры и представители профильных союзов в голос твердят: кабинет министров должен превратиться в лоббистский орган, быстро и оперативно мониторящий ситуацию в промышленности, собирающий заявки от заводов и пробивающий решение необходимых им вопросов «в верхах». Острейшими проблемами для реального сектора экономики становятся кризис неплатежей и недоступность кредитов. Эксперты говорят, что «оборотка» стала на вес золота. Заказчики либо не исполняют свои финансовые обязательства, либо «тянут резину». Растут отсрочки со стороны структур, которые еще недавно никто бы и не заподозрил в безденежье: естественные монополии, компании ТЭК, крупные холдинги, размещающие госзаказы органы власти.
Директора понимают, что на прямое бюджетное субсидирование рассчитывать в текущих условиях не приходится. Идеалисты считают, что более разумным будет поднять в Москве вопрос о пересмотре финансово-денежной политики государства — увеличении обращающейся в нем денежной массы, переводе госпредприятий и монополий на авансирование производителей. Но чаще всего говорится о необходимости снижения учетной ставки ЦБ РФ: «При нынешней ставке экономика будет идти ко дну. Предприятия остались без оборотных средств. Пополнить их за счет кредитов сегодня не представляется никакой возможности. Нужны кредиты под 5-6%».
Эта проблема убивает и идею импортозамещения. Громкие высказывания о том, что западные санкции дают шанс российской промышленности получить внутренние заказы на продукцию, аналогичную запрещенной, остались лишь словами. Один из директоров приводит яркий пример: «В России сейчас нет одной востребованной детали. Я готов наладить ее выпуск за полгода. Но для этого нужен кредит на реальных условиях на покупку пресса за 700 тысяч евро и шлифовального станка за 400 тысяч евро. С нынешними процентами такой заем будет убийственным для меня». Должен начать работать минпром: изучить данные таможни по импорту, понять номенклатуру исчезнувшей с рынка продукции, распределить выпуск позиций между предприятиями, помочь им с кредитами.
Коллеги-губернаторы должны активнее делиться друг с другом опытом, уверены бизнесмены
Губернатору Евгения Куйвашеву советуют вступить в переговоры с коллегами из сопредельных регионов. Некоторые директора жалуются, что предприятия из соседних территорий активно отбивают уже согласованные с Минобороны и другими федеральными структурами крупные заказы. Они уверены, что подобные конфликты можно решить «по-соседски». Часть экспертов предлагают наладить кооперацию, вести взаимный учет торговых балансов, заключать торговые соглашения. Особое внимание — взаимодействию с ХМАО и ЯНАО: «Пора завоевывать внутренний рынок, а для этого необходимо его знать и активно себя предлагать крупным потребителям». Эксперты расходятся во мнении, насколько широкое распространение должна получить практика «ручного управления». Одни призывают добиваться возрождения на федеральном уровне элементов Госплана, на областном уровне появления госзаказа. Но есть и противники такого подхода: «Попытки регулировать экономику рождают голема. Я сам прекрасно знаю, где мне брать кирпичи».
Топ-менеджеры надеются, что ФАС предложит изменить порядок формирования цены на товары монополистов. Особенно их беспокоит ценнобразование компании «РУСАЛ» на внутреннем рынке. Стоимость выпускаемого алюминия зависит от курса доллара на момент оплаты и котировок на Лондонской бирже металлов. Если средняя цена сплава АК7 в III квартале прошлого года составляла 70-75 тысяч рублей за тонну, то в декабре — январе 2015 года уже 180 тысяч рублей. Такой скачок поставил в крайне затруднительное положение потребителей алюминия.
Свердловским властям имеет смысл провести ревизию и внутриобластных проектов, воспользоваться которыми промышленники в текущих условиях не в состоянии. Главный из них — выставка «Иннопром»: «Мы платим неоправданно большие деньги за размещение экспозиций. Ну, потратили мы полмиллиона, а что я привез? Почти ничего. В следующий раз у нас возникнет вопрос — участвовать в этой выставке или нет?» Руководители заводов будут благодарны кабмину, если он будет оплачивать часть расходов предприятий на участие в зарубежных выставках. Подобная практика принята во многих цивилизованных странах — приезжавшим на Иннопром шведским промышленникам компенсировали почти 100% затрат.
На Иннопром-2015 у областных властей особая надежда. Но участие в нем промышленники называют непозволительной роскошью
Отдельная головная боль — у представителей стройиндустрии и смежных отраслей, многие проекты в отрасли заморожены, предприятия остались без заказов. Строители в свою очередь шокированы крахом рынка ипотеки. Одновременно с этим свердловским чиновникам советуют начать борьбу за часть из выделенных федералами 22 миллиардов рублей на удешевление банковских займов: «Если область получит хотя бы полтора миллиарда — это уже будет серьезным достижением».
Главное, о чем просят и промышленники, и финансисты чиновников — не зацикливаться на приевшихся за последние годы кластерах, глобальных инвестиционных проектах, индустриальных парках и особых экономических зонах. Новые реалии диктуют более прагматичные взгляды.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Губернатор Евгений Куйвашев собирает первое заседание большого антикризисного штаба. Пускать журналистов или «закрыть» совещание, в резиденции решат в самый последний момент. Неизвестен и состав участников. Причина очевидна: разговор будет нелицеприятным и может пройти на повышенных тонах. У власти есть вопросы к банкирам, у промышленников и бизнесменов — к правительству. «URA.Ru» заранее отмониторило настроение бизнеса. Чего ждут от встречи те, кого не позвали и есть ли шанс не заболтать проблемы — в материале нашего агентства. Мы задали двадцати директорам и представителей профильных союзов три простых вопроса: какие проблемы уже испытывает их отрасль, как они оценивают текущие шаги властей и что рекомендовали бы им предпринять в ближайшей перспективе. Наши собеседники — генеральный директор ЗАО «Уралэлектромаш» Владимир Недзельский, гендиректор ОАО «Кировградский завод твердых сплавов» Александр Пельц, гендиректор ОАО «Уральский Компрессорный Завод» Валерий Антониади, исполнительный директор Инжинирингового кластера инфраструктурных проектов Юрий Гуськов, заместитель председателя профильного комитета областного Союза промышленников и предпринимателей Владимир Семенов, заместитель директора завода легкосплавного литья и механической обработки Виктор Ступин, президент группы компаний «Пенетрон-Россия» Игорь Черноголов, исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслав Трапезников, бывший гендиректор Богословского алюминиевого завода Анатолий Сысоев, исполнительный директор Союза предприятий стройиндустрии Юрий Чумерин, исполнительный директор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Владимир Кукарских и другие бизнес-VIP-ы. Опрос показал, что промышленники понимают ограниченность возможностей свердловских властей: областные чиновники объективно не в состоянии повлиять на макроэкономические процессы и не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных коллег. Однако зачастую региональная бюрократическая машина не использует даже немногие имеющиеся в ее руках полномочия. Почти половина экспертов упрекает власти в неготовности сформулировать четкие приоритеты развития промышленности. Чиновников обвиняют в нерасторопности, неумении предпринимать упреждающие шаги: «Я вижу не действия, а лишь потуги. И то смертельно медленные». Рассказывают о полном отсутствии интереса со стороны министров к их делам: «За полтора последних года нас ни разу не спросили о работе». Есть и такие, кто подавал предложения по антикризисным мерам в один из отделов минпрома, где их идеи были благополучно отправлены «под сукно».
Уральским заводам задерживают оплату даже естественные монополии Топ-менеджеры и представители профильных союзов в голос твердят: кабинет министров должен превратиться в лоббистский орган, быстро и оперативно мониторящий ситуацию в промышленности, собирающий заявки от заводов и пробивающий решение необходимых им вопросов «в верхах». Острейшими проблемами для реального сектора экономики становятся кризис неплатежей и недоступность кредитов. Эксперты говорят, что «оборотка» стала на вес золота. Заказчики либо не исполняют свои финансовые обязательства, либо «тянут резину». Растут отсрочки со стороны структур, которые еще недавно никто бы и не заподозрил в безденежье: естественные монополии, компании ТЭК, крупные холдинги, размещающие госзаказы органы власти. Директора понимают, что на прямое бюджетное субсидирование рассчитывать в текущих условиях не приходится. Идеалисты считают, что более разумным будет поднять в Москве вопрос о пересмотре финансово-денежной политики государства — увеличении обращающейся в нем денежной массы, переводе госпредприятий и монополий на авансирование производителей. Но чаще всего говорится о необходимости снижения учетной ставки ЦБ РФ: «При нынешней ставке экономика будет идти ко дну. Предприятия остались без оборотных средств. Пополнить их за счет кредитов сегодня не представляется никакой возможности. Нужны кредиты под 5-6%». Эта проблема убивает и идею импортозамещения. Громкие высказывания о том, что западные санкции дают шанс российской промышленности получить внутренние заказы на продукцию, аналогичную запрещенной, остались лишь словами. Один из директоров приводит яркий пример: «В России сейчас нет одной востребованной детали. Я готов наладить ее выпуск за полгода. Но для этого нужен кредит на реальных условиях на покупку пресса за 700 тысяч евро и шлифовального станка за 400 тысяч евро. С нынешними процентами такой заем будет убийственным для меня». Должен начать работать минпром: изучить данные таможни по импорту, понять номенклатуру исчезнувшей с рынка продукции, распределить выпуск позиций между предприятиями, помочь им с кредитами.
Коллеги-губернаторы должны активнее делиться друг с другом опытом, уверены бизнесмены Губернатору Евгения Куйвашеву советуют вступить в переговоры с коллегами из сопредельных регионов. Некоторые директора жалуются, что предприятия из соседних территорий активно отбивают уже согласованные с Минобороны и другими федеральными структурами крупные заказы. Они уверены, что подобные конфликты можно решить «по-соседски». Часть экспертов предлагают наладить кооперацию, вести взаимный учет торговых балансов, заключать торговые соглашения. Особое внимание — взаимодействию с ХМАО и ЯНАО: «Пора завоевывать внутренний рынок, а для этого необходимо его знать и активно себя предлагать крупным потребителям». Эксперты расходятся во мнении, насколько широкое распространение должна получить практика «ручного управления». Одни призывают добиваться возрождения на федеральном уровне элементов Госплана, на областном уровне появления госзаказа. Но есть и противники такого подхода: «Попытки регулировать экономику рождают голема. Я сам прекрасно знаю, где мне брать кирпичи». Топ-менеджеры надеются, что ФАС предложит изменить порядок формирования цены на товары монополистов. Особенно их беспокоит ценнобразование компании «РУСАЛ» на внутреннем рынке. Стоимость выпускаемого алюминия зависит от курса доллара на момент оплаты и котировок на Лондонской бирже металлов. Если средняя цена сплава АК7 в III квартале прошлого года составляла 70-75 тысяч рублей за тонну, то в декабре — январе 2015 года уже 180 тысяч рублей. Такой скачок поставил в крайне затруднительное положение потребителей алюминия. Свердловским властям имеет смысл провести ревизию и внутриобластных проектов, воспользоваться которыми промышленники в текущих условиях не в состоянии. Главный из них — выставка «Иннопром»: «Мы платим неоправданно большие деньги за размещение экспозиций. Ну, потратили мы полмиллиона, а что я привез? Почти ничего. В следующий раз у нас возникнет вопрос — участвовать в этой выставке или нет?» Руководители заводов будут благодарны кабмину, если он будет оплачивать часть расходов предприятий на участие в зарубежных выставках. Подобная практика принята во многих цивилизованных странах — приезжавшим на Иннопром шведским промышленникам компенсировали почти 100% затрат.
На Иннопром-2015 у областных властей особая надежда. Но участие в нем промышленники называют непозволительной роскошью Отдельная головная боль — у представителей стройиндустрии и смежных отраслей, многие проекты в отрасли заморожены, предприятия остались без заказов. Строители в свою очередь шокированы крахом рынка ипотеки. Одновременно с этим свердловским чиновникам советуют начать борьбу за часть из выделенных федералами 22 миллиардов рублей на удешевление банковских займов: «Если область получит хотя бы полтора миллиарда — это уже будет серьезным достижением». Главное, о чем просят и промышленники, и финансисты чиновников — не зацикливаться на приевшихся за последние годы кластерах, глобальных инвестиционных проектах, индустриальных парках и особых экономических зонах. Новые реалии диктуют более прагматичные взгляды.