Начавшееся в середине мая повышение цен в челябинских маршрутках, когда их владельцы сначала осторожно, а потом все смелее пробовали власть «на слабо», завершилось массовым переписыванием ценников в автобусах и пресс-конференцией. Представители муниципалитета, минтарифов и минтранса объясняют, почему не могут помешать повышать цены, одновременно обещают их снижение до прежнего уровня и тут же намекают на ожидающие транспортников неприятности.
Как уже сообщало «URA.Ru», стоимость проезда в маршрутных такси города с марта 2013 года составляла 18 рублей и до этого момента не менялась. Первую попытку владельцы маршруток сделали в начале 2015-го, когда сити-менеджера Сергея Давыдова сменил бывший мэр Магнитогорска Евгений Тефтелев. Однако новый градоначальник не внял — причем в весьма жесткой форме. Магия новизны, когда от нового начальства неизвестно чего ждать, заставила перевозчиков притормозить. На время.
Первыми — еще 18 мая — подняли цены до 21 рубля в часы пик на 91-м маршруте компании ООО «Сервис-Транс». О своем намерении перевозчик уведомил минтарифов, мотивировав его повышением себестоимости перевозок. Но документально обосновать свои претензии не счел нужным, а дополнительный запрос ведомства проигнорировал. В тот же день сити-менеджер после аппаратного совещания пригрозил транспортникам совместной с УФАС проверкой.
25 мая те сделали ответный ход — до 21 рубля выросли цены на маршруте № 84. Стоя рядом с Тефтелевым, глава Челябинска Станислав Мошаров высказался в том плане, что «нельзя взять и просто так повысить цены на проезд!» В качестве пугала для маршрутчиков называлась уже прокуратура. На следующее утро выросли цены на проезд на маршруте № 3, а 27 мая — на 19-ом. И процесс пошел.
По словам главы министерства тарифного регулирования (бывший ЕТО) Татьяны Кучиц, пассажирские перевозки действительно подлежат обязательному государственному регулированию. Вот только надзорных и контролирующих функций у ее ведомства нет. Все, что оно может — это констатировать незаконность повышения цен либо, проверив предоставленные перевозчиками материалы и сочтя их убедительными, дать «добро» на увеличение тарифа. Причем в идеале подать заявку и пакет документов в минтарифов должна большая часть маршрутчиков — это 20 из 35 компаний.
Вот только вместо этого перевозчики просто повышают цены — и, кроме как направить жалобщиков в прокуратуру, сделать минтарифов ничего не может.
Отписка — друг чиновника. И верный путь к потере лица власти
Ничего не может и администрация Челябинска. «Органы местного самоуправления не обладают полномочиями по регулированию тарифов на услуги по перевозке пассажиров для немуниципальных организаций пассажирского транспорта, а также по осуществлению контроля за соблюдением порядка ценообразования», — информирует начальник управления транспорта Челябинска Олег Козлов.
Практически то же заявил и начальник управления минтранса региона Александр Филиппов. Сообщив лишь, что на пригородных маршрутах (трехзначные номера на микроавтобусах, в отличие от двузначных внутригородских) цены подняли законно и обоснованно — представив все необходимые документы. А заодно напомнил об инфляции, скачке валютных курсов, повышении цены на ГСМ и даже тарифов на электрички. Которым из областного бюджета выплачивают сотни миллионов компенсаций и которые — «экономически обоснованно» — должны быть вдвое больше. Заметим, что у первого вице-губернатора Комякова на сей счет другое мнение, но речь не о том.
По сути, чиновники прозрачно намекают транспортникам: «Ребята, мы все понимаем — инфляция, цены, валюта, и т. п. Но вы обоснуйте в установленной законом форме ваши аппетиты, чтобы мы смогли дать „добро“ на рост цен».
А те в этот «договорной матч» играть не хотят! «Все же надо доказывать, — поясняет Татьяна Кучиц. — Договорами с контрагентами, книгами учета доходов и расходов, цифрами пассажиропотока. А с этим плохо. Скажем, один из перевозчиков заявил, что, выполняя рейсы от ЮУРГУ в Металлургический район, он за поездку перевозит в автобусе по 11 человек — это просто смешно!» «У нас было несколько заседаний комиссии по налоговым сборам с маршрутных такси, — дополняет вице-мэр Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников. — Два десятка перевозчиков рассмотрели. Очень много странностей в их отчетах. К примеру, в договоре с городом компания может указать 40 машин, на которых работает 15-18 водителей — как такое может быть?»
Есть мнение, что такие странности происходят не в силу «неграмотности» перевозчиков. Просто владельцы городских маршруток категорически не заинтересованы раскрывать свою финансовую кухню. О том, что внутри этого бизнеса вертятся миллиарды рублей, говорилось еще при Сергее Давыдове, обсуждал эту тему с губернатором Борисом Дубровским и новый градоначальник — но воз и ныне там.
На прямой вопрос корреспондента «URA.Ru» Татьяна Кучиц признала: она не исключает, что документы по нужной форме так и не будут представлены, либо этот процесс надолго затянется. «Мы допускаем, что и такое может быть. Потому что на фоне того, как четко предоставили обоснования пригородные перевозчики, происходящее нас настораживает. Вчера на совещании, где присутствовало восемь представителей маршрутных фирм, они заявили — мол, извините, мы ошиблись, сейчас все сделаем правильно — посмотрим...»
Посмотрим, конечно, но пока извлекаемый из налогового тумана доход видится куда большим, чем грозящие штрафы — 50 тыс. рублей с директора фирмы или двукратная величина разницы в доходах между утвержденным и «самовольным» тарифом. Как ее вычислить, если в документах фигурирует 11 пассажиров за поездку?
Заметим, что челябинцев сейчас раздражает не столько двухрублевое повышение — так даже удобнее расплачиваться, — сколько видимая беспомощность властей. Представители министерств и ведомств делают грозные заявления, но проигрывают финансово-имиджевое противостояние владельцам расхлябанных маршруток с «джамшутами» за рулем. У всех на глазах власть теряет лицо — и нелицеприятные выводы о ее возможностях сейчас делают не только рядовые граждане, но коммерсанты калибром побольше, чем содержатели «фордиков» и «газелей».
Поэтому в ближайшее время жизнь бросивших вызов властям перевозчиков может несколько осложниться. Так, вчера сформированная по указанию сити-менеджера Тефтелева рабочая группа, приняла решение о проведении месячника по соблюдению ими договоров и вообще законодательства. С середины июня до середины июля их ждут тотальные проверки всего и вся — от огнетушителей и в салоне до билетов и миграционных карт у водителей. Да, формально это нельзя истолковать как давление. Но если все неприятности со стороны ФМС, ГИБДД, полиции и прочих контролеров «случайно» будут уделяться самым жадным — намек получится весьма прозрачным.
Наконец, есть еще прокуратура, которая позавчера заявила о начале проверки обстоятельств повышения цен. «Я думаю, что они все равно вынуждены будут прекратить перевозку по незаконным тарифам, поскольку надзорные органы у нас работают четко, — намекнула Кучиц. — Я думаю, что этот вопрос мы решим. А после того, как нарушения будут прекращены, им придется обосновать свои просьбы».
Может быть и так. Вот только с 1 июня повышенные цены действуют уже на десяти маршрутах восьми компаний. Перевозчики ведут в счете — чиновники проигрывают.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Начавшееся в середине мая повышение цен в челябинских маршрутках, когда их владельцы сначала осторожно, а потом все смелее пробовали власть «на слабо», завершилось массовым переписыванием ценников в автобусах и пресс-конференцией. Представители муниципалитета, минтарифов и минтранса объясняют, почему не могут помешать повышать цены, одновременно обещают их снижение до прежнего уровня и тут же намекают на ожидающие транспортников неприятности. Как уже сообщало «URA.Ru», стоимость проезда в маршрутных такси города с марта 2013 года составляла 18 рублей и до этого момента не менялась. Первую попытку владельцы маршруток сделали в начале 2015-го, когда сити-менеджера Сергея Давыдова сменил бывший мэр Магнитогорска Евгений Тефтелев. Однако новый градоначальник не внял — причем в весьма жесткой форме. Магия новизны, когда от нового начальства неизвестно чего ждать, заставила перевозчиков притормозить. На время. Первыми — еще 18 мая — подняли цены до 21 рубля в часы пик на 91-м маршруте компании ООО «Сервис-Транс». О своем намерении перевозчик уведомил минтарифов, мотивировав его повышением себестоимости перевозок. Но документально обосновать свои претензии не счел нужным, а дополнительный запрос ведомства проигнорировал. В тот же день сити-менеджер после аппаратного совещания пригрозил транспортникам совместной с УФАС проверкой. 25 мая те сделали ответный ход — до 21 рубля выросли цены на маршруте № 84. Стоя рядом с Тефтелевым, глава Челябинска Станислав Мошаров высказался в том плане, что «нельзя взять и просто так повысить цены на проезд!» В качестве пугала для маршрутчиков называлась уже прокуратура. На следующее утро выросли цены на проезд на маршруте № 3, а 27 мая — на 19-ом. И процесс пошел. По словам главы министерства тарифного регулирования (бывший ЕТО) Татьяны Кучиц, пассажирские перевозки действительно подлежат обязательному государственному регулированию. Вот только надзорных и контролирующих функций у ее ведомства нет. Все, что оно может — это констатировать незаконность повышения цен либо, проверив предоставленные перевозчиками материалы и сочтя их убедительными, дать «добро» на увеличение тарифа. Причем в идеале подать заявку и пакет документов в минтарифов должна большая часть маршрутчиков — это 20 из 35 компаний. Вот только вместо этого перевозчики просто повышают цены — и, кроме как направить жалобщиков в прокуратуру, сделать минтарифов ничего не может. Ничего не может и администрация Челябинска. «Органы местного самоуправления не обладают полномочиями по регулированию тарифов на услуги по перевозке пассажиров для немуниципальных организаций пассажирского транспорта, а также по осуществлению контроля за соблюдением порядка ценообразования», — информирует начальник управления транспорта Челябинска Олег Козлов. Практически то же заявил и начальник управления минтранса региона Александр Филиппов. Сообщив лишь, что на пригородных маршрутах (трехзначные номера на микроавтобусах, в отличие от двузначных внутригородских) цены подняли законно и обоснованно — представив все необходимые документы. А заодно напомнил об инфляции, скачке валютных курсов, повышении цены на ГСМ и даже тарифов на электрички. Которым из областного бюджета выплачивают сотни миллионов компенсаций и которые — «экономически обоснованно» — должны быть вдвое больше. Заметим, что у первого вице-губернатора Комякова на сей счет другое мнение, но речь не о том. По сути, чиновники прозрачно намекают транспортникам: «Ребята, мы все понимаем — инфляция, цены, валюта, и т. п. Но вы обоснуйте в установленной законом форме ваши аппетиты, чтобы мы смогли дать „добро“ на рост цен». А те в этот «договорной матч» играть не хотят! «Все же надо доказывать, — поясняет Татьяна Кучиц. — Договорами с контрагентами, книгами учета доходов и расходов, цифрами пассажиропотока. А с этим плохо. Скажем, один из перевозчиков заявил, что, выполняя рейсы от ЮУРГУ в Металлургический район, он за поездку перевозит в автобусе по 11 человек — это просто смешно!» «У нас было несколько заседаний комиссии по налоговым сборам с маршрутных такси, — дополняет вице-мэр Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников. — Два десятка перевозчиков рассмотрели. Очень много странностей в их отчетах. К примеру, в договоре с городом компания может указать 40 машин, на которых работает 15-18 водителей — как такое может быть?» Есть мнение, что такие странности происходят не в силу «неграмотности» перевозчиков. Просто владельцы городских маршруток категорически не заинтересованы раскрывать свою финансовую кухню. О том, что внутри этого бизнеса вертятся миллиарды рублей, говорилось еще при Сергее Давыдове, обсуждал эту тему с губернатором Борисом Дубровским и новый градоначальник — но воз и ныне там. На прямой вопрос корреспондента «URA.Ru» Татьяна Кучиц признала: она не исключает, что документы по нужной форме так и не будут представлены, либо этот процесс надолго затянется. «Мы допускаем, что и такое может быть. Потому что на фоне того, как четко предоставили обоснования пригородные перевозчики, происходящее нас настораживает. Вчера на совещании, где присутствовало восемь представителей маршрутных фирм, они заявили — мол, извините, мы ошиблись, сейчас все сделаем правильно — посмотрим...» Посмотрим, конечно, но пока извлекаемый из налогового тумана доход видится куда большим, чем грозящие штрафы — 50 тыс. рублей с директора фирмы или двукратная величина разницы в доходах между утвержденным и «самовольным» тарифом. Как ее вычислить, если в документах фигурирует 11 пассажиров за поездку? Заметим, что челябинцев сейчас раздражает не столько двухрублевое повышение — так даже удобнее расплачиваться, — сколько видимая беспомощность властей. Представители министерств и ведомств делают грозные заявления, но проигрывают финансово-имиджевое противостояние владельцам расхлябанных маршруток с «джамшутами» за рулем. У всех на глазах власть теряет лицо — и нелицеприятные выводы о ее возможностях сейчас делают не только рядовые граждане, но коммерсанты калибром побольше, чем содержатели «фордиков» и «газелей». Поэтому в ближайшее время жизнь бросивших вызов властям перевозчиков может несколько осложниться. Так, вчера сформированная по указанию сити-менеджера Тефтелева рабочая группа, приняла решение о проведении месячника по соблюдению ими договоров и вообще законодательства. С середины июня до середины июля их ждут тотальные проверки всего и вся — от огнетушителей и в салоне до билетов и миграционных карт у водителей. Да, формально это нельзя истолковать как давление. Но если все неприятности со стороны ФМС, ГИБДД, полиции и прочих контролеров «случайно» будут уделяться самым жадным — намек получится весьма прозрачным. Наконец, есть еще прокуратура, которая позавчера заявила о начале проверки обстоятельств повышения цен. «Я думаю, что они все равно вынуждены будут прекратить перевозку по незаконным тарифам, поскольку надзорные органы у нас работают четко, — намекнула Кучиц. — Я думаю, что этот вопрос мы решим. А после того, как нарушения будут прекращены, им придется обосновать свои просьбы». Может быть и так. Вот только с 1 июня повышенные цены действуют уже на десяти маршрутах восьми компаний. Перевозчики ведут в счете — чиновники проигрывают.