Олигархов попросили вывести нефтянку из «страшного сна»

На тюменском нефтегазовом форуме в очередной раз искали рецепт спасения отрасли. Патриотизма явно недостаточно, у каждого участника рынка свой интерес

© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
-
Нефтегазовая отрасль России находится под воздействием сразу нескольких негативных факторов Фото:

Создание новых технологий добычи нефти для России актуально сегодня, как никогда. Эксперты полагают, что внедрение новых методик позволит остановить падение добычи. Спасет ли российскую нефть импортозамещение, что необходимо отечественному сервису и почему нефтяники не могут дождаться экономически выгодных инноваций от местных ученых — в нашем материале.

Сегодня в Западно-Сибирском инновационном центре нефти и газа — Тюменском технопарке, который стал оператором форума «НЕФТЬГАЗТЭК-2015», обсуждались насущные проблемы топливно-энергетического комплекса.

Модератор форума, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, выступая на пленарном заседании, заявил, что именно нефтегазовый комплекс России способен стать локомотивом импортозамещения и инноваций: «А кого еще надо импортозамещать и где еще хотят получить инновации, если честно? — риторически вопросил он. — Наша задача понять, что у нас сегодня происходит с импортозамещением, не только с точки зрения добычи, но и с точки зрения сервиса».

нефтьгазтэк-2015,  федоров  николай, тюмень, нефтьгазтэк
Тюменский нефтегазовый форум собрал рекордное количество участников — почти тысячу человек. Фото: Николай Бастриков

 

Нефтегазовая отрасль России находится под воздействием негативных факторов: это, во-первых, санкции, во-вторых, катастрофические цены на нефть, что заставляет компании жить в условиях ограниченных инвестиций, а, в-третьих, устаревшее оборудование — отрасль не может развиваться вечно на старом советском наследии.

С другой стороны, заметил он, санкции несут положительный момент: развитие импортозамещения. Другое дело, что весь негатив, который накапливался в «нефтегазе» годами, «выстрелил» в самый неудачный момент. Это проблемы с вводом новых месторождений и трудноизвлекаемых запасов (ТрИзов) в условиях низких цен и санкций, при растущем профиците нефти на мировом рынке.

Повода для оптимизма не дает отсутствие инновационных технологий. «Нам нужны инновации в технологии разработки месторождения. В мире нет технологий, благодаря которым мы можем экономически выгодно разработать эти запасы», — отметил генеральный директор ФБУ «ГКЗ» Игорь Шпуров, выступая на пленарном заседании. По его словам, России нужны новые технологии, а не импортозамещение, которое он назвал «страшным сном».

Добыча нефти в Западной Сибири падает. В целом же, рост наблюдается только за счет СФО и Урало-Поволжья, где вовлекаются в разработку ранее пропущенные месторождения. При этом доля УрФО сократилась на 10 % за 10 лет. Таким образом, проблема трудноизвлекаемых запасов российской нефти чрезвычайно важна. За последние 20 лет ухудшение структуры сырьевой базы составило 13 %. При этом объем трудноизвлекаемых запасов только в УрФО равен примерно 6 млрд т., но перспективы добычи связаны уже с введенными месторождениями.

«Оптимизма относительно того, что мы увеличим добычу, если не вовлечем пока невовлеченные запасы или сохраним такую же добычу, у нас нет, — признается Шпуров. — Кроме того, нет четкого понимания, что такое ТрИЗ. Мы предлагаем следующее определение — запасы частей залежей, разработка которых существующими технологиями экономически неэффективна».

нефтьгазтэк-2015, тюмень, шпуров
Игорь Шпуров: «Добыча падает, оптимизма нет, нужны льготы и технологии…» Фото: Николай Бастриков

 

По его мнению, в этом случае не поможет импортозамещение. Замещая импорт, невозможно извлечь запасы, потому что нужны инновации в технологии разработки месторождения. «В мире нет технологий, благодаря которым мы можем экономически выгодно разработать эти запасы», — подчеркнул он.

Другими словами, речь должна идти о новациях. Для того, чтобы компаниям было выгодно работать над такими проектами, Игорь Шпуров предполагает комплекс мер, способный стимулировать их создание. Это позволит перевести ТрИзы из категории запасов в категорию реальных проектов.

Речь идет о введении льгот и новом механизме финансирования ТрИЗ. «Льготный режим нужно рассматривать и привязывать к новым технологиям. Это принципиальное наше предложение», — заявил Шпуров. Кроме того, необходимо стимулировать сервисные компании к созданию своих центров, а какую-то часть денег компании обязаны вкладывать в разработку.

Как заметил кто-то из присутствующих, все технологии в мире создаются сервисными, а не добывающими компаниями. При этом многие западные сервисные компании содержат R& D-центры (Research and Development — научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки — прим. ред.). Проблема создания подобных центров в российских сервисных компаниях назрела давно. Но для этого требуется поддержка региона, потому что это трудоемкий и финансово затратный процесс. Пока же таких центров не будет, о технологиях придется забыть.

С тем, что финансирование науки необходимо, согласился председатель Тюменского научного центра СО РАН, академик РАН Владимир Мельников. По его словам, только это позволит сдвинуть ситуацию с мертвой точки. «Необходимо финансирование науки. Президент Путин поставил задачу — 25 % финансирования из бюджета, а 75 % — от бизнеса. И где они? Даже процесс не пошел», — посетовал он.

нефтьгазтэк-2015, тюмень, мельников
Владимир Мельников: «Науку необходимо финансировать. Всем». Фото: Николай Бастриков

 

Но, как оказалось, сами сервисники видят проблему еще и с другой стороны. Дело не столько в финансировании, сколько в отношении крупных компаний к отечественному сервису. Недочеты тендерной системы и нежелание крупных предприятий работать с малым бизнесом негативно сказываются на развитии отрасли, а в целом «отыгрываются» на всей нефтегазовой сфере.

До конечного пользователя практически невозможно достучаться, говорит генеральный директор одного из предприятий Олег Пичугин. «Нам нефтяники говорят, что наши продукты наукоемкие и уровень у нас высокий. Но как дойти до того, чтобы за наши продукты заплатили деньги? Нам нужна система, где сервисные компании совместно с крупными нефтяными доводили бы продукт до использования и внедрения. У нас же попытка пройти по всем нефтяным компаниям увенчалась ничем», — рассказал он о своем опыте.

Ответ прозвучал тут же. «Мы хотим конечный результат, и он должен был эффективным. Любой человек, работающий в нефтегазовой отрасли, с удовольствием будет пользоваться ваш разработкой, если она уникальна. А если вы приходите и говорите: у нас есть такое же железо, как у иностранных конкурентов, но дороже, то извините», — достаточно резко заявил заместитель генерального директора по бурению компании «Лукойл — Западная Сибирь» Виталий Ковалев.

Таким образом, вопрос: кто, как и когда начнет финансировать еще несозданные R& D-центры и как потом компании будут выводить свои разработки «в мир», остался открытым. Впрочем, форум «НЕФТЬГАЗТЭК» будет работать два дня. Возможно, промышленникам, ученым и бизнесменам все-таки удастся договориться и сдвинуть дело с мертвой точки. Пока же на тюменском форуме ежегодно звучат одни и те же проблемы, правда, с поправкой на текущую политическую ситуацию.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Создание новых технологий добычи нефти для России актуально сегодня, как никогда. Эксперты полагают, что внедрение новых методик позволит остановить падение добычи. Спасет ли российскую нефть импортозамещение, что необходимо отечественному сервису и почему нефтяники не могут дождаться экономически выгодных инноваций от местных ученых — в нашем материале. Сегодня в Западно-Сибирском инновационном центре нефти и газа — Тюменском технопарке, который стал оператором форума «НЕФТЬГАЗТЭК-2015», обсуждались насущные проблемы топливно-энергетического комплекса. Модератор форума, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, выступая на пленарном заседании, заявил, что именно нефтегазовый комплекс России способен стать локомотивом импортозамещения и инноваций: «А кого еще надо импортозамещать и где еще хотят получить инновации, если честно? — риторически вопросил он. — Наша задача понять, что у нас сегодня происходит с импортозамещением, не только с точки зрения добычи, но и с точки зрения сервиса».   Нефтегазовая отрасль России находится под воздействием негативных факторов: это, во-первых, санкции, во-вторых, катастрофические цены на нефть, что заставляет компании жить в условиях ограниченных инвестиций, а, в-третьих, устаревшее оборудование — отрасль не может развиваться вечно на старом советском наследии. С другой стороны, заметил он, санкции несут положительный момент: развитие импортозамещения. Другое дело, что весь негатив, который накапливался в «нефтегазе» годами, «выстрелил» в самый неудачный момент. Это проблемы с вводом новых месторождений и трудноизвлекаемых запасов (ТрИзов) в условиях низких цен и санкций, при растущем профиците нефти на мировом рынке. Повода для оптимизма не дает отсутствие инновационных технологий. «Нам нужны инновации в технологии разработки месторождения. В мире нет технологий, благодаря которым мы можем экономически выгодно разработать эти запасы», — отметил генеральный директор ФБУ «ГКЗ» Игорь Шпуров, выступая на пленарном заседании. По его словам, России нужны новые технологии, а не импортозамещение, которое он назвал «страшным сном». Добыча нефти в Западной Сибири падает. В целом же, рост наблюдается только за счет СФО и Урало-Поволжья, где вовлекаются в разработку ранее пропущенные месторождения. При этом доля УрФО сократилась на 10 % за 10 лет. Таким образом, проблема трудноизвлекаемых запасов российской нефти чрезвычайно важна. За последние 20 лет ухудшение структуры сырьевой базы составило 13 %. При этом объем трудноизвлекаемых запасов только в УрФО равен примерно 6 млрд т., но перспективы добычи связаны уже с введенными месторождениями. «Оптимизма относительно того, что мы увеличим добычу, если не вовлечем пока невовлеченные запасы или сохраним такую же добычу, у нас нет, — признается Шпуров. — Кроме того, нет четкого понимания, что такое ТрИЗ. Мы предлагаем следующее определение — запасы частей залежей, разработка которых существующими технологиями экономически неэффективна».   По его мнению, в этом случае не поможет импортозамещение. Замещая импорт, невозможно извлечь запасы, потому что нужны инновации в технологии разработки месторождения. «В мире нет технологий, благодаря которым мы можем экономически выгодно разработать эти запасы», — подчеркнул он. Другими словами, речь должна идти о новациях. Для того, чтобы компаниям было выгодно работать над такими проектами, Игорь Шпуров предполагает комплекс мер, способный стимулировать их создание. Это позволит перевести ТрИзы из категории запасов в категорию реальных проектов. Речь идет о введении льгот и новом механизме финансирования ТрИЗ. «Льготный режим нужно рассматривать и привязывать к новым технологиям. Это принципиальное наше предложение», — заявил Шпуров. Кроме того, необходимо стимулировать сервисные компании к созданию своих центров, а какую-то часть денег компании обязаны вкладывать в разработку. Как заметил кто-то из присутствующих, все технологии в мире создаются сервисными, а не добывающими компаниями. При этом многие западные сервисные компании содержат R& D-центры (Research and Development — научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки — прим. ред.). Проблема создания подобных центров в российских сервисных компаниях назрела давно. Но для этого требуется поддержка региона, потому что это трудоемкий и финансово затратный процесс. Пока же таких центров не будет, о технологиях придется забыть. С тем, что финансирование науки необходимо, согласился председатель Тюменского научного центра СО РАН, академик РАН Владимир Мельников. По его словам, только это позволит сдвинуть ситуацию с мертвой точки. «Необходимо финансирование науки. Президент Путин поставил задачу — 25 % финансирования из бюджета, а 75 % — от бизнеса. И где они? Даже процесс не пошел», — посетовал он.   Но, как оказалось, сами сервисники видят проблему еще и с другой стороны. Дело не столько в финансировании, сколько в отношении крупных компаний к отечественному сервису. Недочеты тендерной системы и нежелание крупных предприятий работать с малым бизнесом негативно сказываются на развитии отрасли, а в целом «отыгрываются» на всей нефтегазовой сфере. До конечного пользователя практически невозможно достучаться, говорит генеральный директор одного из предприятий Олег Пичугин. «Нам нефтяники говорят, что наши продукты наукоемкие и уровень у нас высокий. Но как дойти до того, чтобы за наши продукты заплатили деньги? Нам нужна система, где сервисные компании совместно с крупными нефтяными доводили бы продукт до использования и внедрения. У нас же попытка пройти по всем нефтяным компаниям увенчалась ничем», — рассказал он о своем опыте. Ответ прозвучал тут же. «Мы хотим конечный результат, и он должен был эффективным. Любой человек, работающий в нефтегазовой отрасли, с удовольствием будет пользоваться ваш разработкой, если она уникальна. А если вы приходите и говорите: у нас есть такое же железо, как у иностранных конкурентов, но дороже, то извините», — достаточно резко заявил заместитель генерального директора по бурению компании «Лукойл — Западная Сибирь» Виталий Ковалев. Таким образом, вопрос: кто, как и когда начнет финансировать еще несозданные R& D-центры и как потом компании будут выводить свои разработки «в мир», остался открытым. Впрочем, форум «НЕФТЬГАЗТЭК» будет работать два дня. Возможно, промышленникам, ученым и бизнесменам все-таки удастся договориться и сдвинуть дело с мертвой точки. Пока же на тюменском форуме ежегодно звучат одни и те же проблемы, правда, с поправкой на текущую политическую ситуацию.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...