Мобильная дурь

Свежий взгляд Алексея Носикова

Размер текста
-
17
+

Алексей Носиков, тюменский журналист. Работал главным редактором популярного еженедельника «Вслух о главном». Сейчас – руководитель тюменского корпункта газеты «Московский комсомолец»

На днях в Тюмени возле абонентского отдела «МегаФона» я наблюдал любопытнейшую картинку. Юная девушка, по виду – студентка, озадаченно рассматривала распечатку своих разговоров по мобильному телефону. Впрочем, распечаткой это трудно назвать – по количеству страниц она тянула на судовой журнал. Судя по всему, собственных доходов у девушки нет и оплата мобильной связи входит в обязательную программу родительского финансирования студенческой жизни. Это понятно: какой нынче студент без «мобилы»? А пенсионер? Учитель? Водитель автобуса? Или просто школьник?
 
Траты на мобильную связь можно смело отнести к самому иррациональному поведению потребителей. Мало кто решится взять из кармана 30 рублей и выбросить их в мусорную корзину. А на никчемный, бесполезный разговор по мобильному телефону – всегда пожалуйста. Оглянитесь вокруг - на улице, в «присутственных местах», в муниципальных автобусах -  всюду можно увидеть людей с сотовыми телефонами возле уха. Операторы мобильной связи и продавцы сотовых телефонов давно вытеснили из рекламных эфиров производителей средств гигиены, колготок и бытовой техники. По призыву с телеэкрана народ до одури шлет SMS-ки куда ни попадя, голосуя за кого-то в рейтингах, отвечая на незатейливые вопросы всевозможных тупых викторин и отзываясь на сомнительные предложения девушек в пеньюарах «поговорить по душам».
 
Насколько «эффективна» мобильная связь, я убедился на личном опыте. Год назад попросил жену и сына не выбрасывать использованные карты оплаты сотовой связи. Через год перелистал не умещающуюся в руке колоду карт и открыл для себя страшную правду: с учетом моих собственных расходов, расходы семейного бюджета на мобильную связь превысили траты на жилищно-коммунальные услуги! Это без учета проводной связи, которая тоже съедает немало. А ведь никто не выходит на улицы с плакатами типа: «Долой телефонный грабеж!», «Тарифы мобильной связи – под общественный контроль» или «Реформе связи – народный бойкот!».
 
По журналистскому опыту знаю, что деловые переговоры по сотовому телефону не занимают много времени: срочные вопросы или договоренность о встрече – минутное дело. Даже продвинутые деловые люди просят перезвонить на «обычный телефон», если они находятся в офисе или дома. Рачительность делового человека, привыкшего считать свои деньги, мне предельно понятна. В крупных компаниях, таких, к примеру, как «Сургутнефтегаз», служебная мобильная связь полагается только представителям топ-менеджмента.
 
Что до обывателя, то его отношение к сотовой связи находится за пределами рационального потребления. Зачастую (особенно у молодежи) это связано с амбициями, попыткой самоидентификации как «среднего класса». Не иметь в кармане «трубу» - это просто «отстой», но если даже она есть, важно что она из себя представляет, сколько стоит и какими возможностями (помимо собственно связи) обладает. В погоне за технологическими новинками обыватели меняют свои трубки как перчатки, без всякого преувеличения в таком сравнении.
 
Скептики уже отнесли мобильные телефоны к категории «гаджетов». Гаджет – это современная электронная штучка, как правило, - с избыточными функциями. С точки зрения базовой функции – обеспечения связи без проводов – телефон за две тысячи рублей мало чем отличается от собрата за 20 тысяч. То есть, выкладывая за телефон большие деньги, покупатель оплачивает дополнительные «навороты» вроде возможности заснять в пикантной позе чью-то попку и отправить другу (помните такую рекламу?). Плюс радио, диктофон, игры и прочие функционально бесполезные «прибабахи», рассчитанные больше на то, чтобы скрасить скуку обладателю телефона, а не на общение посредством мобильной связи по острой необходимости. Неудивительно, что в рекламе сотовых телефонов производители, исчерпав ресурсы для конкуренции в качестве связи, делают упор именно на дополнительные функции мобильного «гаджета»        
 
Сколько реально зарабатывают продавцы «мобильных услуг» на наших маленьких слабостях – одному Рейману известно. По статистике в 2002 году в России насчитывалось 10 миллионов абонентов сотовой связи. К концу 2005 года, по данным J’son & Partners и ACM Consulting, число абонентов достигло 124,9 миллиона. Только за 2005 год операторы получили дополнительно 50,3 миллиона абонентов и заработали за прошедший год 10,7 миллиардов долларов. Но ведь это только связь. А продажа телефонов? А ремонт? Ведь только лечение от коррозии (самая распространенная болезнь мобильных телефонов) обходится от 600 до 1000 рублей.  
 
Интересные цифири, если соотнести их со статистикой, характеризующей уровень жизни российского населения. При 150 миллионах населения – почти 125 миллионов «обмобиленных». Или оболваненных рекламой? Ведь по официальной статистике 30 миллионов, или пятая часть населения, живет ниже уровня бедности. Оппозиционные политики называют более пессимистичные данные, говоря, что на грани нищеты балансирует 70 процентов россиян. Политиков можно понять, поскольку в оценке уровня жизни чиновники соотносят доходы людей с прожиточным минимумом, который, мягко говоря, не отражает реальной стоимости жизни. А такой показатель, как рациональный потребительский бюджет, никто, кроме Татарстана, всерьез не просчитывает вовсе.       
 
Что заставляет нас идти на поводу у «сотовой» индустрии и опустошать свои карманы, пополняя безудержно тающий баланс мобильного телефона? «Производственная необходимость»? Вряд ли. Острая и неудовлетворенная потребность в общении? Трудно сказать… Но однажды мне пришлось сдать свой мобильник в сервисный центр и несколько дней прозябать без мобильной связи. Ощущение, прямо скажем, - полный дискомфорт. Психологи пока не поставили диагноз этой болезни. Но, похоже, мы серьезно влипли, столкнувшись с новым, не открытым учеными видом наркотической зависимости. Анаша, табак и водка - просто отдыхают.  
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Алексей Носиков, тюменский журналист. Работал главным редактором популярного еженедельника «Вслух о главном». Сейчас – руководитель тюменского корпункта газеты «Московский комсомолец»
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...