А через 50 лет дать Северному Кавказу независимость...
Белый дом надеется решить национальный вопрос танцами, песнями и фильмами, а также денежными траншами в кавказские республики
Размер текста
-
17
+
Россиянам снова предлагают советский сценарий из детских букварей: возьмитесь за руки друзья и спойте "Интернационал"
Цена «дружбы народов» — почти 7 миллиардов рублей. За эти деньги уже к 2020 году лезгинка на Красной площади больше не будет вызывать раздражение у остальных россиян. Во всяком случае, в этом уверены авторы Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Как указано в тексте документа, через семь лет доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, должна составить 65%, а уровень толерантного отношения к представителям другой национальности должен вырасти до 85%. Сколько фестивалей нужно провести для того, чтобы сменить моду на майки с надписями «Дагестан» на патриотическую одежду с принтами «Россия», как избежать возвращения уральских франков и отделения Сибири, почему за русской национальностью до сих пор не закреплен юридический статус, — читайте в материале «URA.Ru».
Накануне ФЦП о так называемой «дружбе народов России», разработанную Минэкономразвития, подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Таким образом, на формирование и укрепление «общероссийской гражданской идентичности» и «гражданского патриотизма» до 2020 года будет выделено 6,8 млрд рублей, из них 4,5 млрд будет направлено из федерального бюджета, при этом оставшуюся сумму — 2,3 млрд рублей восполнят за счет региональных и муниципальных бюджетов.
Среди ключевых проблем в сфере межэтнических отношений авторы программы отмечают «сложное социокультурное самочувствие русского народа», «религиозно-политический радикализм», «рост националистических настроений в среде этнических общностей», «сохранение сложной религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе». Интересно, что одним из важных достижений по итогам реализации программы власти хотят видеть улучшенную инвестиционную привлекательность регионов, в частности, речь идет о Северном Кавказе.
В перечне мероприятий в рамках реализации этой программы значатся, например, проведение сбора руководителей молодежных проектов Юга России, поддержка издания журнала «Вестник Российской нации», проведение фестиваля «Цыгане под небом России», финансирование фильмов, прививающих гражданам России толерантность. То есть в Минэконоразвитии снова предлагают такой советский сценарий из детских букварей: возьмитесь за руки друзья и спойте «Интернационал». Только в данном случае копируется лишь форма, потому что в Советском Союзе национальный вопрос решался за счет жесткой матрицы идеологии, по сути, тотальной денационализации межнациональных отношений. Так, в СССР удалось на какое-то время сформировать новую историческую общность — советский народ. А национальные особенности носили только культурный характер, отсюда адекватность и актуальность демонстрации дружбы народов в виде межнациональных фестивалей, фильмов и прочего. Но в современной России этого концепта уже нет, поэтому остается непонятным, как семинары, слеты, и народная самодеятельность смогут сформировать у жителей России ощущение «единства российской нации».
Политолог Борис Межуев считает, что этой целевой программой федеральный центр обозначил в принципе перспективу существования России как многонационального государства: «Во всяком случае, это демонстрация власти о намерениях решить этот вопрос. До этого момента было ощущение, что есть желание потерять свои территории, потерять народы. И я воспринимал бы это как естественный процесс. Коли нет желания ни у русских, ни у кавказцев, ну и у ряда других национальных республик становиться единой нацией, а есть временное сосуществование в рамках одного государства. Можно было воспринимать Северный Кавказ как нашу временно занимаемую территорию. Чтобы потом через 50 лет, когда боль о гибели Советского Союза пройдет окончательно, спокойно предоставить им государственную независимость. Возможно, сохраняя формат протектората, по сути, как с Южной Осетией сейчас. Ну, было бы несколько самостоятельных республик, которые политически находились бы под эгидой России. Это было возможно. А в будущем Россия укреплялась бы как русское государство, как европеизированное славянское», — рассказывает об альтернативном пути развития Российской Федерации Борис Межуев.
По его мнению, шансов на успех у правительственной программы — 10%. «Сейчас националистические настроения в России более сильны, чем интеграционные процессы. Я не уверен, что решением правительства этим все можно в один момент перечеркнуть. И если у элит в нашей стране возникнут импульс, не бюрократический, а настоящий страх перед распадом государства и желание доказать, что Россия должна быть единая, то это потребует очень серьезной работы, в том числе промывки мозгов. Самое очевидное это, конечно, воспитывать через киноискусство и Интернет образование. Мы это видим на примере Америки, где усиленно вдалбливается политкорректность», — поясняет Борис Межуев.
О том, на какой эффект рассчитывали в самом правительстве, создавая эту программу, «URA.Ru» рассказал источник в Минэкономразвития: «Просто еще один коридор для формирования лояльности кавказских республик. Этот вопрос особенно остро стоит сейчас, в период секвестирования многих бюджетных программ, в том числе направленных на поддержку Северного Кавказа. Поэтому значительная часть средств ФЦП об укреплении единства российской нации пойдет на развитие туристического кластера на этих территориях». При этом наш источник в полпредстве СКФО поясняет, что для Федерального центра поддержка Северного Кавказа уже давно не в числе приоритетов: «Сейчас Минфином сокращаются бюджеты не самых важных направлений: так, на ФЦП „Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России“ расходы на самом деле уменьшились почти в пять раз. Изначально вообще речь шла о сумме в 38 миллиардов рублей».
Политолог Павел Святенков удивлен, что параметры инвестиционной привлекательности Северного Кавказа вошли в федеральную целевую программу, призванную решать проблемы толерантности в стране: «Инвестиции в Северный Кавказ никакого отношения к национальной политике не имеют. Это вопрос экономический, а не вопрос отношения народов. При этом авторы концепции сами признают, что одна из проблем в сфере национальных вопросов в стране — это неопределенность ситуации с правами русских. До сих пор не существует никакой юридической связи между русскими и Россией. В Конституции только написано, что русский язык является государственным и все. Но английский в Ирландии тоже государственный, при этом ирландцы ненавидят англичан, и в Индии тоже английский государственный. Из этого вовсе не следует, что все индийцы англичане. Так, получается, что в России у национальных республик, где обозначены титульные нации, гораздо больше прав, чем у русской области или края. Вот эта проблема, хотя она и обозначена, но никак не решается в рамках целевой программы: там только слеты, конкурсы, танцы», — указывает на недостатки Павел Святенков.
Но тут стоит отметить, что в современной России такой документ, как ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» принимается впервые. Напомним, что национальному вопросу была посвящена одна из семи предвыборных статей Путина, на основе которых он в день инаугурации подписал президентские указы. Уже через месяц после этого был создан совет при президенте по межнациональным отношениям. А осенью прошлого года Совет разработал первую со времен Бориса Ельцина стратегию национальной государственной политики.
Интересно, что из проекта как раз были убраны вызвавшие критику слова о «государствообразующей роли русского народа». А в декабре президент утвердил эту стратегию и основным механизмом для ее реализации должна стать эта новая правительственная программа. По мнению председателя исламского комитета Гейдара Джемаля, разработанный Белым домом концепт — это всего лишь попытка спасти ситуацию и сохранить целостность государства, запрыгнув на подножку уходящего поезда.
При этом он утверждает, что речь уже идет не о национальном сепаратизме, а о региональном: «Москва сейчас хочет продемонстрировать регионам, что они вписываются в концепцию единой страны, власти пытаются обозначить таким образом перспективу и горизонты развития государства. Но пока у регионов создается впечатление, что Москва больше не может эффективно поддерживать обратную связь, особенно это стало заметно после наводнения в Приморье, ранее в Крымске. На местах возникает ощущение, что если бы регионы представляли собой вновь образовавшиеся государства, то они иначе могли бы заботиться о себе, гораздо более эффективно. В Сибири, например, сейчас развиваются тенденции создания отдельной сибирской нации. Мы знаем, что многие современные молодые нации созданы группами энтузиастов, которые разрабатывали матрицу для таких наций. А в России для этого есть исторические предпосылки: вспомним появление Дальневосточной республики в 20-х годах, создание в 93 году уральских франков. Сейчас стране необходим новый политический концепт для сохранения государственной целостности», — уверен политолог.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Цена «дружбы народов» — почти 7 миллиардов рублей. За эти деньги уже к 2020 году лезгинка на Красной площади больше не будет вызывать раздражение у остальных россиян. Во всяком случае, в этом уверены авторы Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Как указано в тексте документа, через семь лет доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, должна составить 65%, а уровень толерантного отношения к представителям другой национальности должен вырасти до 85%. Сколько фестивалей нужно провести для того, чтобы сменить моду на майки с надписями «Дагестан» на патриотическую одежду с принтами «Россия», как избежать возвращения уральских франков и отделения Сибири, почему за русской национальностью до сих пор не закреплен юридический статус, — читайте в материале «URA.Ru». Накануне ФЦП о так называемой «дружбе народов России», разработанную Минэкономразвития, подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Таким образом, на формирование и укрепление «общероссийской гражданской идентичности» и «гражданского патриотизма» до 2020 года будет выделено 6,8 млрд рублей, из них 4,5 млрд будет направлено из федерального бюджета, при этом оставшуюся сумму — 2,3 млрд рублей восполнят за счет региональных и муниципальных бюджетов. Среди ключевых проблем в сфере межэтнических отношений авторы программы отмечают «сложное социокультурное самочувствие русского народа», «религиозно-политический радикализм», «рост националистических настроений в среде этнических общностей», «сохранение сложной религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе». Интересно, что одним из важных достижений по итогам реализации программы власти хотят видеть улучшенную инвестиционную привлекательность регионов, в частности, речь идет о Северном Кавказе. В перечне мероприятий в рамках реализации этой программы значатся, например, проведение сбора руководителей молодежных проектов Юга России, поддержка издания журнала «Вестник Российской нации», проведение фестиваля «Цыгане под небом России», финансирование фильмов, прививающих гражданам России толерантность. То есть в Минэконоразвитии снова предлагают такой советский сценарий из детских букварей: возьмитесь за руки друзья и спойте «Интернационал». Только в данном случае копируется лишь форма, потому что в Советском Союзе национальный вопрос решался за счет жесткой матрицы идеологии, по сути, тотальной денационализации межнациональных отношений. Так, в СССР удалось на какое-то время сформировать новую историческую общность — советский народ. А национальные особенности носили только культурный характер, отсюда адекватность и актуальность демонстрации дружбы народов в виде межнациональных фестивалей, фильмов и прочего. Но в современной России этого концепта уже нет, поэтому остается непонятным, как семинары, слеты, и народная самодеятельность смогут сформировать у жителей России ощущение «единства российской нации». Политолог Борис Межуев считает, что этой целевой программой федеральный центр обозначил в принципе перспективу существования России как многонационального государства: «Во всяком случае, это демонстрация власти о намерениях решить этот вопрос. До этого момента было ощущение, что есть желание потерять свои территории, потерять народы. И я воспринимал бы это как естественный процесс. Коли нет желания ни у русских, ни у кавказцев, ну и у ряда других национальных республик становиться единой нацией, а есть временное сосуществование в рамках одного государства. Можно было воспринимать Северный Кавказ как нашу временно занимаемую территорию. Чтобы потом через 50 лет, когда боль о гибели Советского Союза пройдет окончательно, спокойно предоставить им государственную независимость. Возможно, сохраняя формат протектората, по сути, как с Южной Осетией сейчас. Ну, было бы несколько самостоятельных республик, которые политически находились бы под эгидой России. Это было возможно. А в будущем Россия укреплялась бы как русское государство, как европеизированное славянское», — рассказывает об альтернативном пути развития Российской Федерации Борис Межуев. По его мнению, шансов на успех у правительственной программы — 10%. «Сейчас националистические настроения в России более сильны, чем интеграционные процессы. Я не уверен, что решением правительства этим все можно в один момент перечеркнуть. И если у элит в нашей стране возникнут импульс, не бюрократический, а настоящий страх перед распадом государства и желание доказать, что Россия должна быть единая, то это потребует очень серьезной работы, в том числе промывки мозгов. Самое очевидное это, конечно, воспитывать через киноискусство и Интернет образование. Мы это видим на примере Америки, где усиленно вдалбливается политкорректность», — поясняет Борис Межуев. О том, на какой эффект рассчитывали в самом правительстве, создавая эту программу, «URA.Ru» рассказал источник в Минэкономразвития: «Просто еще один коридор для формирования лояльности кавказских республик. Этот вопрос особенно остро стоит сейчас, в период секвестирования многих бюджетных программ, в том числе направленных на поддержку Северного Кавказа. Поэтому значительная часть средств ФЦП об укреплении единства российской нации пойдет на развитие туристического кластера на этих территориях». При этом наш источник в полпредстве СКФО поясняет, что для Федерального центра поддержка Северного Кавказа уже давно не в числе приоритетов: «Сейчас Минфином сокращаются бюджеты не самых важных направлений: так, на ФЦП „Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России“ расходы на самом деле уменьшились почти в пять раз. Изначально вообще речь шла о сумме в 38 миллиардов рублей». Политолог Павел Святенков удивлен, что параметры инвестиционной привлекательности Северного Кавказа вошли в федеральную целевую программу, призванную решать проблемы толерантности в стране: «Инвестиции в Северный Кавказ никакого отношения к национальной политике не имеют. Это вопрос экономический, а не вопрос отношения народов. При этом авторы концепции сами признают, что одна из проблем в сфере национальных вопросов в стране — это неопределенность ситуации с правами русских. До сих пор не существует никакой юридической связи между русскими и Россией. В Конституции только написано, что русский язык является государственным и все. Но английский в Ирландии тоже государственный, при этом ирландцы ненавидят англичан, и в Индии тоже английский государственный. Из этого вовсе не следует, что все индийцы англичане. Так, получается, что в России у национальных республик, где обозначены титульные нации, гораздо больше прав, чем у русской области или края. Вот эта проблема, хотя она и обозначена, но никак не решается в рамках целевой программы: там только слеты, конкурсы, танцы», — указывает на недостатки Павел Святенков. Но тут стоит отметить, что в современной России такой документ, как ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» принимается впервые. Напомним, что национальному вопросу была посвящена одна из семи предвыборных статей Путина, на основе которых он в день инаугурации подписал президентские указы. Уже через месяц после этого был создан совет при президенте по межнациональным отношениям. А осенью прошлого года Совет разработал первую со времен Бориса Ельцина стратегию национальной государственной политики. Интересно, что из проекта как раз были убраны вызвавшие критику слова о «государствообразующей роли русского народа». А в декабре президент утвердил эту стратегию и основным механизмом для ее реализации должна стать эта новая правительственная программа. По мнению председателя исламского комитета Гейдара Джемаля, разработанный Белым домом концепт — это всего лишь попытка спасти ситуацию и сохранить целостность государства, запрыгнув на подножку уходящего поезда. При этом он утверждает, что речь уже идет не о национальном сепаратизме, а о региональном: «Москва сейчас хочет продемонстрировать регионам, что они вписываются в концепцию единой страны, власти пытаются обозначить таким образом перспективу и горизонты развития государства. Но пока у регионов создается впечатление, что Москва больше не может эффективно поддерживать обратную связь, особенно это стало заметно после наводнения в Приморье, ранее в Крымске. На местах возникает ощущение, что если бы регионы представляли собой вновь образовавшиеся государства, то они иначе могли бы заботиться о себе, гораздо более эффективно. В Сибири, например, сейчас развиваются тенденции создания отдельной сибирской нации. Мы знаем, что многие современные молодые нации созданы группами энтузиастов, которые разрабатывали матрицу для таких наций. А в России для этого есть исторические предпосылки: вспомним появление Дальневосточной республики в 20-х годах, создание в 93 году уральских франков. Сейчас стране необходим новый политический концепт для сохранения государственной целостности», — уверен политолог.