Гибель российских журналистов в Африке пока остается тайной за семью печатями
Российскую съемочную группу в ЦАР в составе Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко, по последним данным, расстреляла группа из десяти вооруженных людей. Согласно версии, озвученной в среду, 1 августа, властями африканского государства, нападавшие были в тюрбанах и говорили на арабском языке. Журналисты были убиты на месте, а водитель, который их перевозил, сумел сбежать и сообщить властям о произошедшем. Репортеры приехали в Африку для съемок фильма о наемниках из ЧВК Вагнера. По данным зарубежных СМИ, целью их поездки был район дислокации батальона правительственной армии, подготовкой которого занимались инструкторы из России.
Что искали в ЦАР российские журналисты, действительно ли в этом государстве работают представители российских частных военных компаний и кто мог расправиться с нашими коллегами — «URA.RU» разбиралось вместе с экспертами.
Что расследовали российские журналисты в Центральноафиканской республике?
Орхан Джемаль и его коллеги снимали в ЦАР фильм про частную военную компанию Вагнера, подтвердил в разговоре с «URA.RU» журналист Центра управления расследованиями (ЦУР) Сергей Канев. «Часть фильма снималась в России, другая — в Сирии и ЦАР. В этом государстве идет гражданская война между мусульманскими и христианскими общинами. Там все друг друга режут, повсюду мародеры и бандиты. Вся эта куча боевиков никому не подчиняется», — пояснил собеседник агентства.
Канев полагает, что убийцы журналистов «могли не знать, на кого нападают». «У ребят при себе была дорогая техника и восемь тысяч долларов. Такие деньги 99% населения никогда в руках не держали», — признал он. При этом Канев подчеркнул, что «Орхан [Джемаль] очень любил снимать в горячих точках и был очень опытным».
Собеседник в окружении Орхана Джемаля рассказал, что одной из причин поездки в эту командировку был гонорар:
«Сейчас журналистов в горячие точки СМИ отправляют редко — это дорого и опасно. Но тут сработали два фактора: профессиональный азарт и деньги».
Бывший глава компании «ЮКОС», бизнесмен Михаил Ходорковский заявил, что россияне совместно с его проектом ЦУР работали над расследованием «Российские наемники». Всех погибших он назвал «смелыми ребятами», которые хотели пощупать материал своими руками».
Что делают в ЦАР представители частных военных компаний из России?
Президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер не исключил, что ЧВК из России действительно работают на территории ЦАР. «Это обычная международная практика. Могу предположить, что сейчас там присутствуют сотрудники ЧВК из целого ряда государств. Они занимаются охраной торговых объектов, обеспечивают безопасность грузов, конвой. Нельзя забывать, что речь идет о стране с высочайшим уровнем преступности», — сказал Линдер. По некоторым данным, россияне даже охраняют руководителей ЦАР. По мнению Линдера, это может быть связано с тем, что местные спецслужбы «вышли из доверия».
Репортеры могли стать жертвой арабских террористов
Фото: Flickr
Как правило, ЧВК работают по заказам частных компаний, которые занимаются бизнесом в неспокойных регионах, а также сотрудничают с иностранными госструктурами в качестве инструкторов, личной охраны или военных советников. В числе наиболее ярких примеров — защита торговых судов от нападения сомалийских пиратов. Наиболее известным частным военизированным предприятием российского «происхождения» считается MoranSecurityGroup (MSG). На официальном сайте компании сообщается, что в MSG «работают военные и гражданские специалисты высочайшего класса, прошедшие специальную подготовку, имеющие опыт работы в странах Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки». По данным СМИ, MSG специализируется на личной охране первых лиц — якобы клиентом компании был даже президент Сирии Башар Асад.
Что сегодня представляет из себя ЦАР?
Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов рассказал «URA.RU», что на территории государства действуют различные вооруженные группировки. «Сегодня ЦАР считается очагом радикального исламизма. В последнее время туда перекочевало из Ливии немало боевиков ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация), там действуют и арабские группировки», — пояснил эксперт. По его словам, центральное правительство слабо контролирует ситуацию, которая осложняется тотальной бедностью и безработицей.
Существуют ли у России экономические и политические интересы в ЦАР?
Официальные власти ЦАР практически не контролируют ситуацию, говорят эксперты
Отношения с ЦАР у России сейчас не такие, как были в СССР, утверждает с беседе с «URA.RU» политолог Раис Сулейманов. «Тогда во главе ЦАР стоял Жан-Бедель Бокасса, имевший репутацию людоеда. Для него отношения с СССР строились по принципу: я типа буду строить социализм, в обмен получаю поддержку от СССР. И подобная политика наносила больше вреда Москве, поскольку ее просто использовали как источник безвозвратных кредитов, которые потом (уже в постсоветский период) списывались Россией», — пояснил эксперт. В последнее время ЦАР, как и многие страны тропической Африки, для нашей страны все больше превращались в «терра инкогнито». «Там шли какие-то войны, региональные геноциды, эпидемии болезней, то есть все это было что-то жуткое и малопонятное», — отметил Сулейманов.
Впрочем, источник «URA.RU», лично знавший Орхана Джемаля, сообщил, что в зоне интересов репортеров могла оказаться история, связанная с алмазами:
«ЦАР богата полезными ископаемыми, в том числе золотом, алмазами, ураном. По одной из версий, появление российских наемников связано именно с желанием взять под контроль ключевые месторождения. Возможно, кому-то не понравилось, что Джемаль влезает в эту тему».
По данным зарубежных СМИ, массированное российское проникновение на черный континент — это начало масштабной «битвы за Африку». В частности, утверждается, что в России существует некий «африканский проект».
Кто мог пойти на убийство журналистов и для чего?
Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Согласно основной версии, россияне могли стать жертвой разбойного нападения. Однако председатель редакционного совета «Новой газеты» Дмитрий Муратов заявил «URA.RU», что не верит в историю с арабами, которые «откуда-то оказались в Африке».
«Странным представляется то, что ребята погибли, а водитель остался жив и раздает налево и направо интервью. Что касается возможности грабежа, то в это я не верю. Надо просто знать Орхана: он был отлично адаптирован к войне и обладал уникальными способностями переговорщика — мог договариваться с кем угодно, в том числе и с грабителями», — рассказал Муратов. По его словам, журналисты могли «вторгнуться в зону интересов сразу нескольких стран»: «Известно, например, что Россия — единственное государство, которое продает оружие в ЦАР».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Российскую съемочную группу в ЦАР в составе Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко, по последним данным, расстреляла группа из десяти вооруженных людей. Согласно версии, озвученной в среду, 1 августа, властями африканского государства, нападавшие были в тюрбанах и говорили на арабском языке. Журналисты были убиты на месте, а водитель, который их перевозил, сумел сбежать и сообщить властям о произошедшем. Репортеры приехали в Африку для съемок фильма о наемниках из ЧВК Вагнера. По данным зарубежных СМИ, целью их поездки был район дислокации батальона правительственной армии, подготовкой которого занимались инструкторы из России. Что искали в ЦАР российские журналисты, действительно ли в этом государстве работают представители российских частных военных компаний и кто мог расправиться с нашими коллегами — «URA.RU» разбиралось вместе с экспертами. Что расследовали российские журналисты в Центральноафиканской республике? Орхан Джемаль и его коллеги снимали в ЦАР фильм про частную военную компанию Вагнера, подтвердил в разговоре с «URA.RU» журналист Центра управления расследованиями (ЦУР) Сергей Канев. «Часть фильма снималась в России, другая — в Сирии и ЦАР. В этом государстве идет гражданская война между мусульманскими и христианскими общинами. Там все друг друга режут, повсюду мародеры и бандиты. Вся эта куча боевиков никому не подчиняется», — пояснил собеседник агентства. Канев полагает, что убийцы журналистов «могли не знать, на кого нападают». «У ребят при себе была дорогая техника и восемь тысяч долларов. Такие деньги 99% населения никогда в руках не держали», — признал он. При этом Канев подчеркнул, что «Орхан [Джемаль] очень любил снимать в горячих точках и был очень опытным». Собеседник в окружении Орхана Джемаля рассказал, что одной из причин поездки в эту командировку был гонорар: «Сейчас журналистов в горячие точки СМИ отправляют редко — это дорого и опасно. Но тут сработали два фактора: профессиональный азарт и деньги». Бывший глава компании «ЮКОС», бизнесмен Михаил Ходорковский заявил, что россияне совместно с его проектом ЦУР работали над расследованием «Российские наемники». Всех погибших он назвал «смелыми ребятами», которые хотели пощупать материал своими руками». Что делают в ЦАР представители частных военных компаний из России? Президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер не исключил, что ЧВК из России действительно работают на территории ЦАР. «Это обычная международная практика. Могу предположить, что сейчас там присутствуют сотрудники ЧВК из целого ряда государств. Они занимаются охраной торговых объектов, обеспечивают безопасность грузов, конвой. Нельзя забывать, что речь идет о стране с высочайшим уровнем преступности», — сказал Линдер. По некоторым данным, россияне даже охраняют руководителей ЦАР. По мнению Линдера, это может быть связано с тем, что местные спецслужбы «вышли из доверия». Как правило, ЧВК работают по заказам частных компаний, которые занимаются бизнесом в неспокойных регионах, а также сотрудничают с иностранными госструктурами в качестве инструкторов, личной охраны или военных советников. В числе наиболее ярких примеров — защита торговых судов от нападения сомалийских пиратов. Наиболее известным частным военизированным предприятием российского «происхождения» считается MoranSecurityGroup (MSG). На официальном сайте компании сообщается, что в MSG «работают военные и гражданские специалисты высочайшего класса, прошедшие специальную подготовку, имеющие опыт работы в странах Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки». По данным СМИ, MSG специализируется на личной охране первых лиц — якобы клиентом компании был даже президент Сирии Башар Асад. Что сегодня представляет из себя ЦАР? Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов рассказал «URA.RU», что на территории государства действуют различные вооруженные группировки. «Сегодня ЦАР считается очагом радикального исламизма. В последнее время туда перекочевало из Ливии немало боевиков ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация), там действуют и арабские группировки», — пояснил эксперт. По его словам, центральное правительство слабо контролирует ситуацию, которая осложняется тотальной бедностью и безработицей. Существуют ли у России экономические и политические интересы в ЦАР? Отношения с ЦАР у России сейчас не такие, как были в СССР, утверждает с беседе с «URA.RU» политолог Раис Сулейманов. «Тогда во главе ЦАР стоял Жан-Бедель Бокасса, имевший репутацию людоеда. Для него отношения с СССР строились по принципу: я типа буду строить социализм, в обмен получаю поддержку от СССР. И подобная политика наносила больше вреда Москве, поскольку ее просто использовали как источник безвозвратных кредитов, которые потом (уже в постсоветский период) списывались Россией», — пояснил эксперт. В последнее время ЦАР, как и многие страны тропической Африки, для нашей страны все больше превращались в «терра инкогнито». «Там шли какие-то войны, региональные геноциды, эпидемии болезней, то есть все это было что-то жуткое и малопонятное», — отметил Сулейманов. Впрочем, источник «URA.RU», лично знавший Орхана Джемаля, сообщил, что в зоне интересов репортеров могла оказаться история, связанная с алмазами: «ЦАР богата полезными ископаемыми, в том числе золотом, алмазами, ураном. По одной из версий, появление российских наемников связано именно с желанием взять под контроль ключевые месторождения. Возможно, кому-то не понравилось, что Джемаль влезает в эту тему». По данным зарубежных СМИ, массированное российское проникновение на черный континент — это начало масштабной «битвы за Африку». В частности, утверждается, что в России существует некий «африканский проект». Кто мог пойти на убийство журналистов и для чего? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Согласно основной версии, россияне могли стать жертвой разбойного нападения. Однако председатель редакционного совета «Новой газеты» Дмитрий Муратов заявил «URA.RU», что не верит в историю с арабами, которые «откуда-то оказались в Африке». «Странным представляется то, что ребята погибли, а водитель остался жив и раздает налево и направо интервью. Что касается возможности грабежа, то в это я не верю. Надо просто знать Орхана: он был отлично адаптирован к войне и обладал уникальными способностями переговорщика — мог договариваться с кем угодно, в том числе и с грабителями», — рассказал Муратов. По его словам, журналисты могли «вторгнуться в зону интересов сразу нескольких стран»: «Известно, например, что Россия — единственное государство, которое продает оружие в ЦАР».