10 декабря 2024

К друзьям Бурова «приплыл» целый бассейн денег

Пропавшие 400 млн. рублей местная элита считает скрытой взяткой за поддержку на выборах. ФОТО

Размер текста
-
17
+
Вполне возможно, что Сергею Бурову (на фото) в скором времени придется объяснить правоохранительным органам, как получилось, что за сотни миллионов бюджетных денег в городе построили только котлован и вбили сотню свай 
Администрация Нефтеюганска оказалась втянута в очередной скандал с использованием бюджетных средств. В настоящее время в арбитражном суде ХМАО идет процесс, основными спорщиками в котором выступают управление по капстроительству мэрии и близкая к «Роснефти» компания – «КЕЧО Инвест Инжиниринг ГМБХ», которая прописана в Австрии. Камнем преткновения стало строительство монструозного здания Центра водных видов спорта. Генподрядчиком выступила знакомая руководству «Роснефти» фирма «КЕЧО», получившая в качестве первого транша 400 млн. рублей через муниципальный бюджет. Объект мэр Сергей Буров и глава «Роснефти» Сергей Богданчиков обещали сдать еще осенью 2008 года. Но на дворе весна 2010 года, а вместо дворца горожане любуются на огромный котлован. О том, из-за чего якобы поссорились любимые строители Богданчикова и подчиненные Бурова и куда все-таки делись сотни миллионов – читайте на «URA.Ru».
 
Уже три года население 100-тысячного Нефтеюганска без толку возмущается огромной разрытой ямой, зияющей в центре города. А с началом весны котлован и вовсе превратился в застывший овраг грязи, из которого торчит сотня серых свай. Те из горожан, кто помнит обещания местных властей, данные перед выборами Сергея Бурова на должность главы, рассказывают гостям города, что так у них выглядит «Парково-досуговая зона со зданием крытого бассейна». Еще одно название объекта – Центр водных видов спорта, который был заложен летом 2006 года. О том, почему в возмущениях местных жителей нет пока никакого смысла, говорит сложившаяся ситуация, которую можно назвать классической – чиновники дали гарантии, не выполнили их, а деньги, выделенные из бюджета, ушли неизвестно куда.
 
Тему с Центром водных видов спорта в администрации города стараются не поднимать и не обсуждать. Источники «URA.Ru» в администрации Нефтеюганска согласились неофициально разъяснить ситуацию. По словам одного из местных чиновников, весной 2006 года полным ходом шла избирательная кампания будущего главы Сергея Бурова, который в итоге победил во втором туре. Но до этого свою поддержку ему выражали и окружная власть в лице губернатора Александра Филипенко и руководство «Роснефти» через президента компании Сергея Богданчикова. Напомним, что Буров курировал сектор политической работы в «Юганскнефтегазе», «дочке» ЮКОСа, а в дальнейшем работал в нефтяной госкомпании. Строительство Центра было, по словам представителей команды Бурова, главным пунктом предвыборной программы фаворита от нефтяников.
 
Посетив Нефтеюганск, экс-губернатор Югры Филипенко и Богданчиков на пресс-конференции заявили о необходимости строительства «Парково-досуговой зоны со зданием крытого бассейна» в микрорайоне 2-А. Объект обещали сдать к сентябрю 2008 года, к празднику работников нефтяной и газовой промышленности. Таким образом, на мегастройку было отведено 2,5 года, вполне реальные сроки, в которые можно было уложиться. Называлась и цена вопроса – 1,5 млрд. рублей. Заявлялось, что Центр станет самым большим подобным сооружением в Европе, а генподрядчиком выступит компания европейского уровня, с огромным опытом работы, использующая передовые материалы и технологии. Средств на эту стройку ни округ, ни компания не пожалеют, обещали представители союза власти и нефтяников. Но за всем этим было одно условие – выбрать Сергея Бурова главой города.
 
Движения начались после выборов мэра. Конкурс на генподряд, действительно, выиграла иностранная компания «КЕЧО Инвест Инжиниринг ГМБХ», которая прописана в Австрии. Позже станет известно, что данная фирма неоднократно выступала генподрядчиком объектов «Роснефти», в том числе, строила в разных регионах страны офисы для «дочек» нефтекомпании. Чиновники, знакомые с организацией этого конкурса, рассказывают, что никакой другой альтернативы местным властям «Роснефть», якобы, не предложила. Мол, наши деньги, наш подрядчик.
 
 
Вот так еще в марте выглядел Центр водных видов спорта в Нефтеюганске
 
«О том, что КЕЧО напрямую связана с руководством «Роснефти» нам (работникам администрации Нефтеюганска) стало известно со слов главы. Когда история со строительством приобрела криминальный оборот и обросла слухами, Сергей Владимирович (Буров – глава Нефтеюганска) по секрету сообщил о причастности к этой компании Сергея Богданчикова», – рассказал источник в администрации Нефтеюганска.
 
Схема финансирования выглядела так – «Роснефть» перечисляла деньги на счет департамента финансов горадминистрации (счет находился в управлении Федерального казначейства). Дальше они почти сразу уходили на счета «КЕЧО».
 
«Какие точные суммы, на какие счета и в какие структуры уходили деньги со счетов городского департамента финансов известно только в казначействе и главе, – поделился мнением источник в администрации города. – Ну а дальше пути следования практически всех денег терялись. Об их судьбе в администрации спрашивать было не принято даже в кулуарных беседах. Но глава на все сто знал, куда и в каких массах идут деньги».
 
Сотрудник финансового департамента правительства Югры, вспоминая историю со «стройкой века» в Нефтеюганске рассказал, что «…логичнее было бы перегонять деньги «КЕЧО» напрямую, минуя счета администрации города. Но тут надо было показать избирателям, что такой мощный объект, строит всё-таки глава города, успешный хозяйственник, на деньги, оговоренные еще в период предвыборной кампании. Либо так было проще отчитываться руководству нефтяной госкомпании перед акционерами о потраченных деньгах».
 
Так, или иначе, строительство началось. По всем правилам «КЕЧО» должна была сделать не только строительную экспертизу самого объекта, но и экспертную оценку стоимости работ. Ни одного, ни другого документа на тот момент у «КЕЧО» не было. Именно поэтому, когда «КЕЧО» запросило новый транш уже у бюджета Югры, финансисты правительства их просьбу, мягко говоря, отклонили. «Мы запросили документы, но они так ничего вразумительного и не смогли предоставить», – рассказал ответственный сотрудник в правительстве региона.
 
«Строить начали наобум, на глаз, – заявил один из субподрядчиков проекта. Понятно, что тех 1,5 млрд. рублей, о которых на весенней пресс-конференции 2006 года говорили губернатор и глава нефтяной компании, на «нормальный» объект, тем более, крупнейший в Европе, денег близко бы не хватило».
 
Основную работу вели местные фирмы. Одна из них – ОАО «Строительная компания «Сибирь», которая занималась подготовкой свайного поля, котлована и так далее. Еще одна – строительная компания «Фундамент», поставлявшая цемент, раствор и прочие стройматериалы. Работа первое время действительно велась. В строительных компаниях уверенны, что этим Буров хотел показать, что с его избранием в Нефтеюганск пошли не только деньги инвесторов, но и контракты для местного бизнеса, и создаются дополнительные рабочие места.
 
Однако не прошло и года, как активный темп стройки иссяк. Одной из причин, рассказывают собеседники «URA.Ru», стало отсутствие расчетов с субподрядчиками со стороны генподрядчика. Партнеры Виктора Галухи (гендиректор «Сибири») и Василия Рещикова (руководитель «Фундамент») говорят, что оба бизнесмена, чтобы рассчитаться со своими рабочими брали один кредит за другим, не получая ни копейки от «КЕЧО», которой муниципальный бюджет перечислил несколько сотен миллионов рублей. По некоторым данным, всего из бюджета Нефтеюганска на счета австрийской компании было перечислено несколькими траншами порядка 400-450 млн. рублей.
 
Эксперты, опрошенные нашим агентством, утверждают, что под строительство подобного сооружения необходимо забить около 1,5 тыс. свай при длине каждой порядка 12 метров. Даже примерные расчеты показывают, что для этого понадобилось бы около 200 машин. Но таких работ, в таком масштабе, на стройке не наблюдалось.
 
Спустя восемь месяцев, рассказывает собеседник нашего агентства, «КЕЧО» все же рассчиталось грехом пополам с субподрядчиками. Говорят, что после того, как «Сибирь» «увязла» в истории с Центром водных видов спорта Виктор Галуха лишился почти всех контрактов со своим основным заказчиком – с «Юганскнефтегазом», которому его компания долгое время строила кустовые площадки, компрессорные и дожимные станции и так далее. Ситуацию в «Сибири», якобы, спасли некоторые контракты с ТНК-ВР в Нижневартовске, однако задолженность перед коллективом пока продолжает оставаться.
 
Вот, что рассказывает о проекте бывший руководитель управления капстроительства Нефтеюганска Виктор Киселев: «Эта стройка начиналась при мне, но вопросы о том, почему она до сих пор не закончена, нужно задавать нынешнему руководству УКСа. Насколько я понимаю ситуацию, они ошиблись с ценой вопроса. Сначала проект оценивался в 800 млн. рублей, потом – в 1,5 млрд. рублей. Сейчас чуть ли не 2,5 млрд. рублей. Я думаю, такой разбег вызван тем, что генподрядчик не потрудился произвести экспертизу объекта перед началом его строительства».
 
 
Перед такой масштабной стройкой генподрядчик должен был провести целый ряд необходимых экспертиз, но ни одного подобного документа, говорят строители, они так и не увидели
 
На вопрос о том, почему «КЕЧО» не расплачивалось с субподрядчиками, господин Киселев уверил, что пока он возглавлял УКС, никаких долгов перед строителями у генподрядчика не было. Сложности начались с 2007 года, когда он ушел из администрации города. «Я хотел бы отметить, что когда я возглавлял управление, за этот период в городе было построено четыре крупных социальных объекта. А вот после меня за четыре года в Нефтеюганске не было построено ни одного объекта. Вы спрашиваете, могла ли быть коррупция при строительстве Центра водных видов спорта? Не знаю. При мне ее точно не было. Непрофессионализм со стороны отдельных руководителей – да, безусловно».
 
Но вернемся к строительству Центра водных видов спорта, которое на нулевом цикле попало под кризис, хотя, как мы уже сообщали, закончить реализацию проекта местные власти обещали до сентября 2008 года, то есть до финансового коллапса.
 
Больнее всего кризис ударил как раз по строительной сфере. Но в данном случае (по крайней мере, так считают некоторые нефтеюганские политики и бизнесмены) ситуацию с Центром водных видов спорта можно охарактеризовать так: кому война, кому мать родна. Огромная стройка, стоит, а кризисом можно оправдать любой долгострой. Но «КЕЧО» и администрация города выбрали другую схему – стороны затеяли многомесячную судебную тяжбу, в ходе которой обменялись взаимными претензиями. По мнению опрошенных нами юристов, со стороны этот спор больше похож на затяжной спектакль, рассчитанный на то, чтобы отвлечь внимание общественности от проблемы. Источники нашего агентства уверены – трудно представить, чтобы компания, близкая к руководству «Роснефти» будет ссориться с человеком, которого сама «Роснефть» поставила у руля городской администрации.
 
Помимо кризиса, администрация Нефтеюганска попыталась оправдать крушение проекта легендами о том, что, якобы, под площадкой для строительства находится подземная река, которая создает препятствие для строительства. Однако экспертное заключение нефтеюганских строителей полностью рушит и эту легенду. «Там никакой реки нет. Все русла рек перенесли еще в 80-х годах. Сейчас на этом месте размещены жилые массивы. Там могут быть незначительные плывуны, которые помешать строительству категорически не способны», – говорит один из специалистов.
 
Сменщик Киселева на посту главы УКСа (2006-2008 годы) Сергей Жулитов признает, что на укрепление ростверка объекта ушло огромное количество материалов: «Всего туда было залито 23 тыс. кубометров бетона. Не удивительно, что на окончание стройки не хватило денег. Но пускай компетентные органы разбираются, куда эти деньги делись. Вопросов очень много к генподрядчику». По словам господина Жулитова, сроки, обещанные по сдаче объекта, изначально были нереальными. «Это было ясно даже по тому, как шло финансирование. Есть документы, в которых значился последний транш в 2009 году. И все об этом знали. А откуда наши руководители брали такие сроки – 2008 год, я не знаю. Не знаю, зачем им это было нужно. Думаю, будут разбираться или уже разбираются компетентные органы с тем, что сделано и сколько это стоит. Я знаю, что сейчас УКС и «КЕЧО» судятся, но к чему это приведет – трудно сказать».
 
 
Неудивительно, что после начала строительства в фундаменте был обнаружен брак, на ликвидацию которого необходимо будет потратить еще не один десяток миллионов
 
Вкратце судебная тяжба УКСа и «КЕЧО» выглядит так. В мае прошлого года генподрядчик обратился в суд, требуя от УКС более 3,3 млн. рублей, сумму, которая сформировалась вследствие расчетов индекса удорожания, накладных расходов. В кризис, как известно, материалы сильно подорожали. На это УКС выставил встречный иск генподрядчику, в котором потребовал вернуть более 250 млн. рублей, которые «КЕЧО» не освоила, и которые лежали на ее счетах все это время. В эту сумму входит неустойка и проценты за пользование чужими средствами. Ответчики иск, конечно же, не признали, заявив, что должны не они УКСу, а УКС должен им. Судя по тому, что суд начался еще год назад, а стороны только начали что называется «разминаться» в споре, процесс, скорее всего, затянется на годы.
 
«Нефтеюганская администрация ведет себя в этом процессе крайне вяло, – заключает югорский судебный эксперт. – Создается впечатление, что они очень хотят проиграть этот процесс. Заявление, что администрация якобы не может заплатить госпошлину, нет денег в бюджете, рассчитана на дилетантов. По федеральному закону органы муниципальной власти вообще освобождены от подобных платежей. Следовательно, администрация сама создает условия, при которых деньги не вернуться».
 
А пока сотни бюджетных миллионов так и будут, предположительно, все это время оставаться на счетах австрийской «КЕЧО», а может быть и в виде вкладов в европейских банках под неплохие проценты и одаривать основных участников этой «стройки века».
 
Правда, некоторая польза от суда все же есть. Но она скорее показывает, что проект, который провалил Буров и его юристы, может реанимировать окружное правительство. С началом процесса историей заинтересовались в Ханты-Мансийске. Когда генподрядчик потребовал дополнительного финансирования, департамент финансов ХМАО запросил документы и разъяснения по стоимости работ, но в итоге подобных документов иностранцы не предоставили. Округ в финансировании отказал и потребовал от УКСа разорвать договор с «КЕЧО». В середине марта правительство Югры объявило аукцион на продолжение строительства Центра водных видов спорта. Сумма – 1,7 млрд. рублей.
 
В результате к тендеру была допущена только одна компания. С большой долей вероятности торги может выиграть сургутская компания СУ-14, которая известна масштабными стройками по заказу «Сургутнефтегаза», в частности, офис НГДУ «Быстринскнефть». О серьезности намерений сургутских строителей говорит то, что только обеспечение заявки на участие в аукционе составляло 5% от суммы контракта, то есть 85 млн. рублей, которые выпадут из оборота компании на неопределенный срок. Кроме того, потенциальные генподрядчики согласились еще на одно условие – депонирование (замораживание) на своем счету 500 млн. рублей, которые должны гарантировать в случае форс-мажора, что генподрядчик закончит проект.
 
 
До сих пор непонятно, зачем 100-тысячному Нефтеюганску такой огромный центр. Ведь даже если его построят, содержание данного объекта будет ежегодно бить по бюджету города, который можно было бы использовать более эффективно
 
СУ-14 не единственная компания, кто хотел принять участие в возведение «легендарного» объекта. Условия строительства с властями Югры и Нефтеюганска обсуждал еще один потенциальный генподрядчик – из Турции. Однако после консультаций в Нефтеюганске турки, известные по возведенным объектам в Тюмени, были вынуждены покинуть регион ни с чем.
 
«Объекты за такую стоимость людям со стороны не отдаются, будь у них хоть «золотые» условия. Российская система «откатов» и «распилов» понятна пока не всем иностранцам. А делиться с чиновниками приходится», – поделился мнением один из бывших субподрядчиков «КЕЧО».
 
В то же время, судьба сотен миллионов, уже переведенная на счета «КЕЧО», остается неизвестной. Однако наблюдатели говорят, что «…помимо строительного, это еще и политический проект». «Обещания давались перед выборами Сергея Бурова, а сейчас ищут «козла отпущения» и, уверяю вас, найдут его, и повесят на него все грехи, успокоят население и действующий глава вновь заявит о своих победах. Можно вновь идти на мэрский срок, а про 400 млн. рублей забудут – это своеобразный платеж за поддержку в 2006 и в следующем году», – говорит один из собеседников нашего агентства.
 
Отметим, что ситуация, в которой правоохранительным органам не мешало бы поразбираться на предмет коррупции, почему-то никак не трогает местных силовиков. Так, отчитываясь по итогам работы своего ведомства за прошлый год, руководитель Нефтеюганского межрайонного следственного отдела СУ СКП РФ по Югре Сергей Ефанов (по странной случайности, тезка господина Бурова) сетовал на то, что в обозначенный период у него в ведомстве не было ни одного дела о коррупции. Правда позже он заявил, что коррупция в Нефтеюганске есть, но она латентная, то есть скрытая.
 
Мы попытаемся помочь господину Ефанову «раскрыть» это вредное явление. Сегодня «URA.Ru» направило ряд запросов с просьбой дать правовую оценку ситуации со строительством Центра водных видов спорта в Нефтеюганске, законности и обоснованности проведения конкурса по выбору генподрядчика в 2006 году, а также движения бюджетных средств, выделенных на первоначальную стадию строительства объекта. Данные запросы наше агентство направило: заместителю генпрокурора РФ в УрФО Юрию Золотову, прокурору Югры Александру Кондратьеву и руководителю следственного управления СКП РФ по ХМАО Аркадию Сынгаевскому.
 
«URA.Ru» будет следить за развитием ситуации.
 
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...