Губернатор Алексей Кокорин пытается спасти АПК Зауралья. Но средство от «самоубийства» еще не придуманофото – Игорь Меркулов, Александр Мамаев, Александр Елизаров
Стремительно набирающий обороты экономический кризис бьет по аграриям. Пока чиновники решают, как выживать в новых условиях, фермеры возмущаются политикой банков и уже отправляют в вынужденные отпуска работников. На что надеются зауральские аграрии, что обещают чиновники и какой выход из кризиса видят сами крестьяне — в материале «URA.Ru».
Власти Зауралья все больше озабочены агропромышленным комплексом. При губернаторе уже работает Совет по развитию отрасли, где чиновники, аграрии и депутаты вместе пытаются найти решение назревших проблем. Первый заместитель главы региона Сергей Пугин надеется, что в этом году аграрии не только сохранят посевные площади на уровне прошлого года, но и начнут использовать новые земли. Отметим, в прошлом году на развитие АПК было выделено 1,2 млрд рублей (3,3% от общего объема областного бюджета), в этом году сумма выросла до 1,5 млрд рублей, из них 300 млн планируют перечислить до начала весенних полевых работ. По прогнозам чиновника, крестьяне смогут инвестировать в основной капитал не менее 2 млрд рублей и занять еще около 2,5 млрд рублей.
Сами аграрии настроены менее оптимистично. Руководитель управляющей компании «АгроМАКФА» Александр Лепихин заметил, что на заседание Совета, как и на многие другие подобные мероприятия, «почему-то пригласили определенных лиц». «Видимо, так удобно, — отметил Лепихин. — Практически все мои коллеги опустили руки и мало на что рассчитывают. Все думают, как выйти из ситуации, никто не говорит уже о развитии бизнеса».
Александр Лепихин: «Положение катастрофическое. Особенно с кредитами»
По словам агрария, положение в отрасли катастрофическое. Прежде всего, это связано с получением кредитов накануне посевной. «Мы подали заявки в несколько банков. И даже наше предприятие, имеющее безупречную кредитную историю, получило отказы, в том числе в государственных учреждениях — в Сбербанке и в Россельхозбанке (в наблюдательный совет учреждения входит экс-губернатор Зауралья Олег Богомолов, — ред.). Практически все полевые работы под угрозой срыва, — заявил Александр Лепихин. — Пока, кроме говорильни, никаких документов о субсидировании процентной ставки ни на федеральном, ни на региональном уровне нет. Времени на покупку запчастей, на доставку, на ремонт техники практически не остается. Через неделю-две принимать какие-то решения будет уже поздно: предприятия не успеют получить кредиты, сделать оплату, привезти запчасти и провести ремонтные работы».
Лепихин, впрочем, не уверен, что кредиты по сегодняшним ставкам можно потянуть. Предприятию для этого нужен краткосрочный кредит порядка 200 млн рублей. Если его не удастся получить, то около тысячи человек могут остаться без работы, бюджет потеряет примерно 100 млн рублей налогов. И это при том, что «дочки» «Макфы» работают по замкнутому циклу — от поля до прилавка. «Сегодня обслуживать кредиты по тем сумасшедшим ставкам, которые сформировали банки, никто не в состоянии. Если аграрии с трудом решали риски, когда кредиты были 2,5-4,5% с учетом всех субсидий (пусть даже они поступали раз в квартал или даже раз в полгода), как мы будем обслуживаться под 26%», — возмущен аграрий.
Руководитель ЗАО «Коноваловское» Владимир Мишуков еще в декабре взял 6 млн рублей в «Россельхозбанке» под огромные проценты. «Мы начали оформлять в ноябре. Сначала нам давали под 11%, в итоге получилось — под 30%. Пока бумаги были на рассмотрении в Москве, ставки взлетели. На местном уровне вопрос кредитования не решить, — рассказал Мишуков. — А что нам было делать? Надо было покупать ГСМ, чтобы сушить зерно. У нас сушилки работали, выбора не было. Заложили всю технику». Сегодня он не может начать подготовку к весенне-полевым работам. Все кредитные деньги, прибыль за проданное зерно (в хозяйстве остались небольшие запасы), ушли на оплату процентов по старым займам и на обязательные платежи. «Мы семена приготовили, и я всех распустил, осталась пока только бухгалтерия. До марта будем ждать», — отметил Владимир Мишуков.
Владимир Мишуков решился взять кредит под бешеные проценты. Теперь будущее его бизнеса под вопросом
Руководитель хозяйства надеется к весне за счет продажи остатков зерна и получить новые кредиты, опять же заложив имущество. «Сегодня так все и живут. По-другому никак, — резюмирует аграрий. — Как будем посевную проводить, я не знаю, цены на все выросли. На уровне правительства должно быть принято волевое решение: кто будет возмещать убытки прошлого года, помогут ли как-то с подготовкой к посевной».
Ни одна посевная без кредитных ресурсов не проходила и у половинского фермера Армена Хачатуряна. Молодой человек говорит, что сегодня в его хозяйстве готовность низкая — порядка 30%, так как нет оборотных средств, нет запасов горючего, ремонт техники еще не проводился. Кроме того, с осени неубранной осталась часть полей. «Посевная провалена, думаю, все же не будет. Мы будем до последнего биться. Но уменьшение площадей, возможно, произойдет. Все будет зависеть от того, насколько быстро будут выполняться обещания», — отметил Хачатурян.
Фермер в данном случае говорит о поддержке, которую обещают власти на федеральном и региональном уровнях по компенсации процентной ставки. «Банковские 26% — это очень много. Правительство заверило, что будет субсидирование 17,62% (об этом нам вчера сказал [директор департамента сельского хозяйства] Сергей Пугин) — это нас более-менее радует, но в борьбе с банками мы все равно проигрываем. Наша доля остается 8,38%. Раньше мы брали под 12%, минус 8% субсидирования, получалось около 4%. Правда, сам механизм получения субсидий неэффективен: мы сами платим по новым условиям кредиты под 26%, а через 2-3 месяца нам идет возврат при выполнении определенных условий. Но это уже хоть какое-то решение», — поделился Армен Хачатурян.
Аграрии утверждают, что в этом году сеять будет нечего — запасов качественных семян нет
На удивление бодрым на фоне коллег выглядит руководитель ЗАО «Степное» Петр Ивахненко. «На развитие мы не работаем, только на существование. Я много лет в сельском хозяйстве, денег нам никогда не хватало. Год-два, думаю, пройдет, и ситуация восстановится. Как-то будем выживать, руки совсем опускать нельзя, — заявил Ивахненко. — Обидно, что государство не всегда прислушивается к нашему мнению».
Как сообщила «URA.Ru» главный специалист по общественным связям курганского филиала Россельхозбанка Елена Вильцева, в прошлом году кредитное учреждение выдало аграриям около 1 миллиарда рублей. Доля Россельхозбанка на рынке кредитования сезонных полевых работ в области превысила 80%. На данный момент банк принимает заявки на кредитование посевной кампании, пик ожидается в марте-апреле.
Однако, кроме кредитов, как оказалось, есть и другие проблемы. По официальным данным Курганстата, на начало года запасы зерна в регионе составляли 387,7 тысячи тонн, из них сельхозпредприятия хранят 208,2 тысячи тонн, элеваторы — 179,5 тысячи тонн. К уровню прошлого года это на 9% меньше. Практически все аграрии, с которыми сегодня удалось поговорить журналистам «URA.Ru», заявили, что это искаженная информация. Так, Александр Лепихин утверждает, что сельхозпредприятия обеспечены семенами только на 30%, в крестьянском (фермерском) хозяйстве Армена Хачатуряна запасы составляют всего 20% от потребности. Не верит в обеспеченность и руководитель хозяйства «Коноваловское» Владимир Мишуков. «Семена-то есть не у всех. Говорят про 70%, но я в это мало верю, — это отчет. Их меньше. Сегодня семена стоят по 20 тысяч тонна. Мы их называем семенами, а об их качестве молчим. Это не „элита“, не первая репродукция. Сложно их назвать семенами», — заявил Мишуков.
Куда бежать за деньгами, аграрии уже не знают. Остается только надежда на изменение финансовой политики государства в отношении АПК
Больше всего аграриев пугает неизвестность. «Мы не понимаем, на какие объемы нам ориентироваться: может, сеять без удобрений некондиционные семена. Фермеры, которые давно уже сжались, не в состоянии содержать рабочую силу. А сегодня больше всего пострадали крупные хозяйства, как наше, которое 15 лет обрабатывало землю, осваивало новые технологии, самостоятельно разрабатывало рынки, выводило новые сорта семян. Главное — инвестор видит, что он свои деньги никогда не вернет, никакой стабильной аграрной политики как не было, так и нет», — заявил Лепихин.
По мнению самих фермеров, сегодня для успешного развития сельскохозяйственной отрасли надо решить ряд вопросов. Во-первых, в России нет законодательства о страховании аграрной деятельности с участием государства, а то, что есть — «это фикция», так как рабочего механизма оформления страховых случаев нет. Не решен вопрос регулирования рынка готовой продукции. Это приводит к тому, что нет стабильных цен на продукцию. В результате, как это было, например, в 2011 году, при рекордном урожае зерна, себестоимость которого составила пять рублей, аграриям пришлось продавать его за три рубля — рынок был перенасыщен.
Третий вопрос — кредитование: нужны длинные деньги и приемлемые проценты на сезонные кредиты. По всем трем вопросам вменяемых решений ни со стороны властей пока нет.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Стремительно набирающий обороты экономический кризис бьет по аграриям. Пока чиновники решают, как выживать в новых условиях, фермеры возмущаются политикой банков и уже отправляют в вынужденные отпуска работников. На что надеются зауральские аграрии, что обещают чиновники и какой выход из кризиса видят сами крестьяне — в материале «URA.Ru». Власти Зауралья все больше озабочены агропромышленным комплексом. При губернаторе уже работает Совет по развитию отрасли, где чиновники, аграрии и депутаты вместе пытаются найти решение назревших проблем. Первый заместитель главы региона Сергей Пугин надеется, что в этом году аграрии не только сохранят посевные площади на уровне прошлого года, но и начнут использовать новые земли. Отметим, в прошлом году на развитие АПК было выделено 1,2 млрд рублей (3,3% от общего объема областного бюджета), в этом году сумма выросла до 1,5 млрд рублей, из них 300 млн планируют перечислить до начала весенних полевых работ. По прогнозам чиновника, крестьяне смогут инвестировать в основной капитал не менее 2 млрд рублей и занять еще около 2,5 млрд рублей. Сами аграрии настроены менее оптимистично. Руководитель управляющей компании «АгроМАКФА» Александр Лепихин заметил, что на заседание Совета, как и на многие другие подобные мероприятия, «почему-то пригласили определенных лиц». «Видимо, так удобно, — отметил Лепихин. — Практически все мои коллеги опустили руки и мало на что рассчитывают. Все думают, как выйти из ситуации, никто не говорит уже о развитии бизнеса».
Александр Лепихин: «Положение катастрофическое. Особенно с кредитами» По словам агрария, положение в отрасли катастрофическое. Прежде всего, это связано с получением кредитов накануне посевной. «Мы подали заявки в несколько банков. И даже наше предприятие, имеющее безупречную кредитную историю, получило отказы, в том числе в государственных учреждениях — в Сбербанке и в Россельхозбанке (в наблюдательный совет учреждения входит экс-губернатор Зауралья Олег Богомолов, — ред.). Практически все полевые работы под угрозой срыва, — заявил Александр Лепихин. — Пока, кроме говорильни, никаких документов о субсидировании процентной ставки ни на федеральном, ни на региональном уровне нет. Времени на покупку запчастей, на доставку, на ремонт техники практически не остается. Через неделю-две принимать какие-то решения будет уже поздно: предприятия не успеют получить кредиты, сделать оплату, привезти запчасти и провести ремонтные работы». Лепихин, впрочем, не уверен, что кредиты по сегодняшним ставкам можно потянуть. Предприятию для этого нужен краткосрочный кредит порядка 200 млн рублей. Если его не удастся получить, то около тысячи человек могут остаться без работы, бюджет потеряет примерно 100 млн рублей налогов. И это при том, что «дочки» «Макфы» работают по замкнутому циклу — от поля до прилавка. «Сегодня обслуживать кредиты по тем сумасшедшим ставкам, которые сформировали банки, никто не в состоянии. Если аграрии с трудом решали риски, когда кредиты были 2,5-4,5% с учетом всех субсидий (пусть даже они поступали раз в квартал или даже раз в полгода), как мы будем обслуживаться под 26%», — возмущен аграрий. Руководитель ЗАО «Коноваловское» Владимир Мишуков еще в декабре взял 6 млн рублей в «Россельхозбанке» под огромные проценты. «Мы начали оформлять в ноябре. Сначала нам давали под 11%, в итоге получилось — под 30%. Пока бумаги были на рассмотрении в Москве, ставки взлетели. На местном уровне вопрос кредитования не решить, — рассказал Мишуков. — А что нам было делать? Надо было покупать ГСМ, чтобы сушить зерно. У нас сушилки работали, выбора не было. Заложили всю технику». Сегодня он не может начать подготовку к весенне-полевым работам. Все кредитные деньги, прибыль за проданное зерно (в хозяйстве остались небольшие запасы), ушли на оплату процентов по старым займам и на обязательные платежи. «Мы семена приготовили, и я всех распустил, осталась пока только бухгалтерия. До марта будем ждать», — отметил Владимир Мишуков.
Владимир Мишуков решился взять кредит под бешеные проценты. Теперь будущее его бизнеса под вопросом Руководитель хозяйства надеется к весне за счет продажи остатков зерна и получить новые кредиты, опять же заложив имущество. «Сегодня так все и живут. По-другому никак, — резюмирует аграрий. — Как будем посевную проводить, я не знаю, цены на все выросли. На уровне правительства должно быть принято волевое решение: кто будет возмещать убытки прошлого года, помогут ли как-то с подготовкой к посевной». Ни одна посевная без кредитных ресурсов не проходила и у половинского фермера Армена Хачатуряна. Молодой человек говорит, что сегодня в его хозяйстве готовность низкая — порядка 30%, так как нет оборотных средств, нет запасов горючего, ремонт техники еще не проводился. Кроме того, с осени неубранной осталась часть полей. «Посевная провалена, думаю, все же не будет. Мы будем до последнего биться. Но уменьшение площадей, возможно, произойдет. Все будет зависеть от того, насколько быстро будут выполняться обещания», — отметил Хачатурян. Фермер в данном случае говорит о поддержке, которую обещают власти на федеральном и региональном уровнях по компенсации процентной ставки. «Банковские 26% — это очень много. Правительство заверило, что будет субсидирование 17,62% (об этом нам вчера сказал [директор департамента сельского хозяйства] Сергей Пугин) — это нас более-менее радует, но в борьбе с банками мы все равно проигрываем. Наша доля остается 8,38%. Раньше мы брали под 12%, минус 8% субсидирования, получалось около 4%. Правда, сам механизм получения субсидий неэффективен: мы сами платим по новым условиям кредиты под 26%, а через 2-3 месяца нам идет возврат при выполнении определенных условий. Но это уже хоть какое-то решение», — поделился Армен Хачатурян.
Аграрии утверждают, что в этом году сеять будет нечего — запасов качественных семян нет На удивление бодрым на фоне коллег выглядит руководитель ЗАО «Степное» Петр Ивахненко. «На развитие мы не работаем, только на существование. Я много лет в сельском хозяйстве, денег нам никогда не хватало. Год-два, думаю, пройдет, и ситуация восстановится. Как-то будем выживать, руки совсем опускать нельзя, — заявил Ивахненко. — Обидно, что государство не всегда прислушивается к нашему мнению». Как сообщила «URA.Ru» главный специалист по общественным связям курганского филиала Россельхозбанка Елена Вильцева, в прошлом году кредитное учреждение выдало аграриям около 1 миллиарда рублей. Доля Россельхозбанка на рынке кредитования сезонных полевых работ в области превысила 80%. На данный момент банк принимает заявки на кредитование посевной кампании, пик ожидается в марте-апреле. Однако, кроме кредитов, как оказалось, есть и другие проблемы. По официальным данным Курганстата, на начало года запасы зерна в регионе составляли 387,7 тысячи тонн, из них сельхозпредприятия хранят 208,2 тысячи тонн, элеваторы — 179,5 тысячи тонн. К уровню прошлого года это на 9% меньше. Практически все аграрии, с которыми сегодня удалось поговорить журналистам «URA.Ru», заявили, что это искаженная информация. Так, Александр Лепихин утверждает, что сельхозпредприятия обеспечены семенами только на 30%, в крестьянском (фермерском) хозяйстве Армена Хачатуряна запасы составляют всего 20% от потребности. Не верит в обеспеченность и руководитель хозяйства «Коноваловское» Владимир Мишуков. «Семена-то есть не у всех. Говорят про 70%, но я в это мало верю, — это отчет. Их меньше. Сегодня семена стоят по 20 тысяч тонна. Мы их называем семенами, а об их качестве молчим. Это не „элита“, не первая репродукция. Сложно их назвать семенами», — заявил Мишуков.
Куда бежать за деньгами, аграрии уже не знают. Остается только надежда на изменение финансовой политики государства в отношении АПК Больше всего аграриев пугает неизвестность. «Мы не понимаем, на какие объемы нам ориентироваться: может, сеять без удобрений некондиционные семена. Фермеры, которые давно уже сжались, не в состоянии содержать рабочую силу. А сегодня больше всего пострадали крупные хозяйства, как наше, которое 15 лет обрабатывало землю, осваивало новые технологии, самостоятельно разрабатывало рынки, выводило новые сорта семян. Главное — инвестор видит, что он свои деньги никогда не вернет, никакой стабильной аграрной политики как не было, так и нет», — заявил Лепихин. По мнению самих фермеров, сегодня для успешного развития сельскохозяйственной отрасли надо решить ряд вопросов. Во-первых, в России нет законодательства о страховании аграрной деятельности с участием государства, а то, что есть — «это фикция», так как рабочего механизма оформления страховых случаев нет. Не решен вопрос регулирования рынка готовой продукции. Это приводит к тому, что нет стабильных цен на продукцию. В результате, как это было, например, в 2011 году, при рекордном урожае зерна, себестоимость которого составила пять рублей, аграриям пришлось продавать его за три рубля — рынок был перенасыщен. Третий вопрос — кредитование: нужны длинные деньги и приемлемые проценты на сезонные кредиты. По всем трем вопросам вменяемых решений ни со стороны властей пока нет.