Кадровые перестановки в администрации президента России должны снять намечавшийся межэлитный конфликт, а также задать тон перезагрузке системы «сдержек и противовесов», отмечают эксперты коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг». В понедельник, 7 ноября, политтехнологи представили доклад «Политбюро 2.0: демонтаж или перезагрузка?» о нынешнем распределении сил во власти.
По данным исследователей, в высших и в средних эшелонах российской номенклатуры началась перегруппировка сил. На это указывают три признака: заметные кадровые перестановки в АП, губернаторском корпусе и кабмине, активизация антикоррупционной повестки на фоне создания новой правоохранительной структуры (Росгвардия), а также значительное обновление Госдумы.
Сергей Шойгу (на фото) был уравновешен Виктором Золотовым
При этом политтехнологи выделяют факторы, которые обострили внутриэлитную конкуренцию. Среди них — сокращение ресурсной базы, обновление идеологии, нестабильность внешнеполитической конъюнктуры и запрос на снижение внешней конфликтности. Отдельно отмечается роль предстоящих президентских выборов. После них ожидается распределение постов как в правительстве, так и в руководстве госкорпораций. По мнению экспертов, Владимир Путин хочет сформировать предвыборную коалицию на конкурсной основе, чтобы не становиться «заложником своего окружения».
Чтобы ослабить влияние «Политбюро 2.0», которое, по словам политтехнологов, выполнило свою функцию демонтажа тандема Путин-Медведев и создать менее амбициозный управленческий механизм, был перегруппирован силовой ресурс, а усиливающийся министр обороны Сергей Шойгу был уравновешен руководителем Росгвардии Виктором Золотовым.
Сейчас тестируются различные варианты идеологического обеспечения и рекрутирования кадров Кремлем, считают эксперты.
«Судя по последним кадровым решениям, в качестве эталонного образца берется первый президентский срок Владимира Путина
с успешными либеральными экономическими реформами и с нормализацией отношений с Западом. А учитывая значимость для Путина высокого уровня общественной поддержки, важна реализация изменений при сохранении приемлемого уровня популярности власти. Эта задача может быть возложена на нового спикера Госдумы Вячеслава Володина, который участвовал в формировании нового корпуса профессиональных депутатов», — заявляют авторы исследования, подчеркивая, что депутаты-одномандатники в ходе реформ смогут смягчать недовольства населения, благодаря прямой коммуникации с ним, и даже перехватывать протестную повестку.
Путин привык набирать команду из разных лиг: Дворковича называют комфортным для бизнеса, а Мантуров — молодой технократ
Конкурировать за ресурсы и влияния продолжат четыре группы, считают эксперты. Первая включает в себя старый олигархат, источник кадров для повышения глобальной конкурентоспособности российской экономики. Так, по мнению экспертов, в госаппарате наиболее комфортным для бизнеса партнером остается правительственная связка премьер Дмитрий Медведев — вице-премьер Аркадий Дворкович, к которой в наиболее значимых случаях подключается первый зампред правительства Игорь Шувалов.
Вторая группа — это так называемый альтернативный интеллектуальный центр «путинского призыва». Он разрабатывает свою концепцию ранее отложенных экономических реформ. В составе этой коалиции политологи выделили Юрия и Михаила Ковальчуков («Газпромбанк», ФАНО, ЦСР), экс-министра экономики Алексея Кудрина и главу ЦБ Германа Грефа. Они делают ставку на умеренную поддержку участия России в неуглеродных сценариях развития глобальной энергетики (поэтому союзником группы в качестве стратега Росатома остается первый замруководителя АП Сергей Кириенко).
Третья сила — крупные госкорпорации и компании с госучастием. Они продвигают идею воссоздания корпораций — национальных чемпионов с наибольшим паритетом со стороны государства без оглядки на неэффективность прошлых лет. Лидеры в этом секторе главы госкорпораций — Сергей Чемезов («хай-тек» двойного назначения и ряд смежных отраслей) и Игорь Сечин (энергетика, трубопроводный и морской транспорт).
Отдельной группой выступают операторы инфраструктурных проектов (бизнесмены — братья и сыновья Ротенберги, Геннадий Тимченко и Леонид Михельсон), продвигающие идею порученных им больших проектов, как локомотивов развития. К ним же, с оговоркой, эксперты относят и мэра Москвы Сергея Собянина (он распределяет столичный бюджет между федеральными элитными группами) и амбициозных руководителей национальных республик (президента Татарстана Рустама Минниханова и главу Чечни Рамзана Кадырова).
Президент в свою очередь, как отмечается в исследовании, тестирует выходцев из различных слоев, чтобы обновить состав правящей элиты.
К молодым технократам, «выросшим» в действующей бюрократии, относятся руководитель АП Антон Вайно, министр промышленности Денис Мантуров, министр энергетики Александр Новак, руководитель аппарата ГД Татьяна Воронова.
Обкатываются механизмы назначений выходцев из семей правящей элиты, позиционирующих себя как эффективных технократов (губернатор Московской области Андрей Воробьев, директор ФСО Евгений Муров, председатель совета банка «Россия» Юрий Ковальчук).
Карьерный взлет Виталия Мутко — один из экспериментов Кремля
Путин также тестирует свое близкое окружение: в частности, интересен эксперимент с назначением губернаторами ряда выходцев из личной охраны президента, пишут эксперты. Внимание глава государства уделяет также младшим партнерам членов «Политбюро 2.0» (Сергей Кириенко, Леонид Михельсон, гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов), менеджеры секторов экономики, значимость которых возрастает (спорт и спортивная инфраструктура — Виталий Мутко, сельское хозяйство — Александр Ткачев).
«Вероятно, будут продолжены эксперименты Владимира Путина с изменением регионального баланса, которые он начал еще в 2000-е годы привлечением в федеральную команду сильных губернаторов (мэр Москвы Сергей Собянин, вице-премьеры Юрий Трутнев и Александр Хлопонин).
В частности, последние назначения показывают рост представительства выходцев из Поволжья. Не исключено рекрутирование в команду и других представителей региональных элит.
Учитывая успешный опыт Сергея Кириенко по формированию кадрового резерва на посту представителя президента в Приволжском округе, можно предположить его высокую активность в этом направлении», — говорится в докладе.
Эксперты отмечают ослабление позиций вице-премьера Дмитрия Рогозина. Близкая ему партия «Родина» неубедительно выступила на выборах-2016, а сам куратор военно-промышленного комплекса не смог получить контроль над Роскосмосом. «Несогласованные импромизации типа предложения передать „Уралвагонзавод“ „Ростеху“ выглядели скорее проявлением слабости», — говорят исследователи. Примечательно, что из российских оборонных предприятий «Минченко консалтинг» относит к «Политбюро 2.0» только гендиректора «Уралвагонзавода» Олега Сиенко. В свежем докладе эксперты отмечают общую консолидацию предприятий ВПК.
Кандидатам в премьеры стратегически важно контролировать основные СМИ. На фото — один из кандидатов, Игорь Сечин (второй слева)
Также политологи замечают, что «правый поворот» в идеологии осложняется низкой популярностью либеральных идей в обществе. Сказался провал на выборах несистемных либеральных партий («Яблоко», ПАРНАС), а также неудачная попытка перезапустить лоялистский проект «Правого дела». Однако эксперты прогнозируют формирование альтернативного полюса на этом месте. На это указывает в последнее время активизировавшаяся радикально-охранительская риторика.
Эксперты «Минченко консалтинг» ожидают усиление борьбы над медийным пространством. По их словам, в этом году множество элитных конфликтов выплеснулось в средства массовой информации. Особенно сильно информационные атаки коснулись Шувалова, Медведева, Сечина и [помощника президента Владислава] Суркова.
«Характерно, что, за исключением Суркова, все вышеперечисленные политики могут считаться кандидатами на пост премьер-министра после очередных президентских выборов», — указывают политтехнологи.
Из-за быстро меняющейся конъюнктуры на международном поле, большой потенциал для роста могут иметь фигуры, имеющие возможность эффективно вести внешнюю коммуникацию с Западом. К этой группе эксперты отнесли экс-министра экономики Алексея Кудрина, Антона Вайно и Александра Новака.
Политологи прогнозируют старт «ранних» перевыборов президента и неизбежное «распределение позиций и призов» в правительстве (включая посты премьер-министра и его заместителей), в руководстве крупных госкорпораций, а также в частных корпорациях с высокой степенью госрегулирования соответствующих сфер хозяйствования). Авторы исследования резюмируют: «Мягкие отставки Иванова, Нарышкина, Фрадкова позволяют Путину менять старую команду еще до выборов, не опасаясь рисков, связанных со снижением личной лояльности».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Кадровые перестановки в администрации президента России должны снять намечавшийся межэлитный конфликт, а также задать тон перезагрузке системы «сдержек и противовесов», отмечают эксперты коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг». В понедельник, 7 ноября, политтехнологи представили доклад «Политбюро 2.0: демонтаж или перезагрузка?» о нынешнем распределении сил во власти. По данным исследователей, в высших и в средних эшелонах российской номенклатуры началась перегруппировка сил. На это указывают три признака: заметные кадровые перестановки в АП, губернаторском корпусе и кабмине, активизация антикоррупционной повестки на фоне создания новой правоохранительной структуры (Росгвардия), а также значительное обновление Госдумы. При этом политтехнологи выделяют факторы, которые обострили внутриэлитную конкуренцию. Среди них — сокращение ресурсной базы, обновление идеологии, нестабильность внешнеполитической конъюнктуры и запрос на снижение внешней конфликтности. Отдельно отмечается роль предстоящих президентских выборов. После них ожидается распределение постов как в правительстве, так и в руководстве госкорпораций. По мнению экспертов, Владимир Путин хочет сформировать предвыборную коалицию на конкурсной основе, чтобы не становиться «заложником своего окружения». Чтобы ослабить влияние «Политбюро 2.0», которое, по словам политтехнологов, выполнило свою функцию демонтажа тандема Путин-Медведев и создать менее амбициозный управленческий механизм, был перегруппирован силовой ресурс, а усиливающийся министр обороны Сергей Шойгу был уравновешен руководителем Росгвардии Виктором Золотовым. Сейчас тестируются различные варианты идеологического обеспечения и рекрутирования кадров Кремлем, считают эксперты. «Судя по последним кадровым решениям, в качестве эталонного образца берется первый президентский срок Владимира Путина с успешными либеральными экономическими реформами и с нормализацией отношений с Западом. А учитывая значимость для Путина высокого уровня общественной поддержки, важна реализация изменений при сохранении приемлемого уровня популярности власти. Эта задача может быть возложена на нового спикера Госдумы Вячеслава Володина, который участвовал в формировании нового корпуса профессиональных депутатов», — заявляют авторы исследования, подчеркивая, что депутаты-одномандатники в ходе реформ смогут смягчать недовольства населения, благодаря прямой коммуникации с ним, и даже перехватывать протестную повестку. Конкурировать за ресурсы и влияния продолжат четыре группы, считают эксперты. Первая включает в себя старый олигархат, источник кадров для повышения глобальной конкурентоспособности российской экономики. Так, по мнению экспертов, в госаппарате наиболее комфортным для бизнеса партнером остается правительственная связка премьер Дмитрий Медведев — вице-премьер Аркадий Дворкович, к которой в наиболее значимых случаях подключается первый зампред правительства Игорь Шувалов. Вторая группа — это так называемый альтернативный интеллектуальный центр «путинского призыва». Он разрабатывает свою концепцию ранее отложенных экономических реформ. В составе этой коалиции политологи выделили Юрия и Михаила Ковальчуков («Газпромбанк», ФАНО, ЦСР), экс-министра экономики Алексея Кудрина и главу ЦБ Германа Грефа. Они делают ставку на умеренную поддержку участия России в неуглеродных сценариях развития глобальной энергетики (поэтому союзником группы в качестве стратега Росатома остается первый замруководителя АП Сергей Кириенко). Третья сила — крупные госкорпорации и компании с госучастием. Они продвигают идею воссоздания корпораций — национальных чемпионов с наибольшим паритетом со стороны государства без оглядки на неэффективность прошлых лет. Лидеры в этом секторе главы госкорпораций — Сергей Чемезов («хай-тек» двойного назначения и ряд смежных отраслей) и Игорь Сечин (энергетика, трубопроводный и морской транспорт). Отдельной группой выступают операторы инфраструктурных проектов (бизнесмены — братья и сыновья Ротенберги, Геннадий Тимченко и Леонид Михельсон), продвигающие идею порученных им больших проектов, как локомотивов развития. К ним же, с оговоркой, эксперты относят и мэра Москвы Сергея Собянина (он распределяет столичный бюджет между федеральными элитными группами) и амбициозных руководителей национальных республик (президента Татарстана Рустама Минниханова и главу Чечни Рамзана Кадырова). Президент в свою очередь, как отмечается в исследовании, тестирует выходцев из различных слоев, чтобы обновить состав правящей элиты. К молодым технократам, «выросшим» в действующей бюрократии, относятся руководитель АП Антон Вайно, министр промышленности Денис Мантуров, министр энергетики Александр Новак, руководитель аппарата ГД Татьяна Воронова. Обкатываются механизмы назначений выходцев из семей правящей элиты, позиционирующих себя как эффективных технократов (губернатор Московской области Андрей Воробьев, директор ФСО Евгений Муров, председатель совета банка «Россия» Юрий Ковальчук). Путин также тестирует свое близкое окружение: в частности, интересен эксперимент с назначением губернаторами ряда выходцев из личной охраны президента, пишут эксперты. Внимание глава государства уделяет также младшим партнерам членов «Политбюро 2.0» (Сергей Кириенко, Леонид Михельсон, гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов), менеджеры секторов экономики, значимость которых возрастает (спорт и спортивная инфраструктура — Виталий Мутко, сельское хозяйство — Александр Ткачев). «Вероятно, будут продолжены эксперименты Владимира Путина с изменением регионального баланса, которые он начал еще в 2000-е годы привлечением в федеральную команду сильных губернаторов (мэр Москвы Сергей Собянин, вице-премьеры Юрий Трутнев и Александр Хлопонин). В частности, последние назначения показывают рост представительства выходцев из Поволжья. Не исключено рекрутирование в команду и других представителей региональных элит. Учитывая успешный опыт Сергея Кириенко по формированию кадрового резерва на посту представителя президента в Приволжском округе, можно предположить его высокую активность в этом направлении», — говорится в докладе. Эксперты отмечают ослабление позиций вице-премьера Дмитрия Рогозина. Близкая ему партия «Родина» неубедительно выступила на выборах-2016, а сам куратор военно-промышленного комплекса не смог получить контроль над Роскосмосом. «Несогласованные импромизации типа предложения передать „Уралвагонзавод“ „Ростеху“ выглядели скорее проявлением слабости», — говорят исследователи. Примечательно, что из российских оборонных предприятий «Минченко консалтинг» относит к «Политбюро 2.0» только гендиректора «Уралвагонзавода» Олега Сиенко. В свежем докладе эксперты отмечают общую консолидацию предприятий ВПК. Также политологи замечают, что «правый поворот» в идеологии осложняется низкой популярностью либеральных идей в обществе. Сказался провал на выборах несистемных либеральных партий («Яблоко», ПАРНАС), а также неудачная попытка перезапустить лоялистский проект «Правого дела». Однако эксперты прогнозируют формирование альтернативного полюса на этом месте. На это указывает в последнее время активизировавшаяся радикально-охранительская риторика. Эксперты «Минченко консалтинг» ожидают усиление борьбы над медийным пространством. По их словам, в этом году множество элитных конфликтов выплеснулось в средства массовой информации. Особенно сильно информационные атаки коснулись Шувалова, Медведева, Сечина и [помощника президента Владислава] Суркова. «Характерно, что, за исключением Суркова, все вышеперечисленные политики могут считаться кандидатами на пост премьер-министра после очередных президентских выборов», — указывают политтехнологи. Из-за быстро меняющейся конъюнктуры на международном поле, большой потенциал для роста могут иметь фигуры, имеющие возможность эффективно вести внешнюю коммуникацию с Западом. К этой группе эксперты отнесли экс-министра экономики Алексея Кудрина, Антона Вайно и Александра Новака. Политологи прогнозируют старт «ранних» перевыборов президента и неизбежное «распределение позиций и призов» в правительстве (включая посты премьер-министра и его заместителей), в руководстве крупных госкорпораций, а также в частных корпорациях с высокой степенью госрегулирования соответствующих сфер хозяйствования). Авторы исследования резюмируют: «Мягкие отставки Иванова, Нарышкина, Фрадкова позволяют Путину менять старую команду еще до выборов, не опасаясь рисков, связанных со снижением личной лояльности».