В Новоуральске заработал первый в стране пункт приповерхностного захоронения радиоактивных отходов (ППЗРО). На прошлой неделе сюда доставили контейнеры с радиоактивными отходами (РАО) с Уральского электрохимического комбината (крупнейшее в мире предприятие по обогащению урана). Приемка первой партии РАО проводилась в присутствии репортеров и представителей общественности.
Ранее журналисты уже приезжали на площадку новоуральского полигона, однако фото- и видеосъемку здесь разрешили впервые. О том, как на ППЗРО принимают и складируют радиоактивные отходы — в репортаже агентства.
Полигон расположен в промышленной зоне в Новоуральске, на бывшей промплощадке комбината. За воротами, на которых нарисован знак радиационной опасности, репортеров встречают охранники объекта (охрану осуществляет ведомственная «Атомохрана»). После тщательной проверки документов всех журналистов и гостей одевают в белые халаты и подводят к огромному подземному хранилищу длиной 140 м, шириной 24 м и глубиной 7 м.
Главная «фишка» объекта в том, что он построен по самым современным нормам и требованиям законодательства и позволяет обеспечить безопасное хранение радиоактивных отходов на уровне международных стандартов МАГАТЭ. «При дальнейшей эксплуатации будут учитываться все требования по обеспечению безопасности для персонала, который работает на данном объекте, для окружающей среды и для населения, — говорит руководитель филиала «Северский» ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» Вячеслав Александров.
Съема работы полигона РАО в в Новоуральске
СКАН: документация НО РАО по ППЗРО
Объект был спроектирован по заданию Уральского электрохимического комбината еще в 2000-х годах, а его строительство было окончено в 2013-м. Но в 2011 году в России вступил в действие закон об обращении с радиоактивными отходами, по которому вся эта сфера полностью передана в ведение специально созданному Национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами (ФГУП «НО РАО»).
В ППЗРО в Новоуральске заложен принцип многобарьерности — ионному излучению от радиоактивных отходов 3-го и 4-го классов (в основном это спецодежда, фильтры вентиляционных систем и пластик, выделяющие изотопы урана-234, 235 и 238) противостоят пять барьеров. Первый — это упаковка отходов: сперва они (еще на комбинате) укладываются в 200-литровые металлические бочки, которые составляются по 4 штуки в специальные железные контейнеры, толщина стенки которых — 12 см. Третий защитный слой — 70-сантиметровые стены самого хранилища из высокомарочного бетона.
Руководитель новоуральского полигона Вячеслав Александров рассказал об итогах работы филиала «Северский» ФГУП «НО РАО» в 2016 году
Четвертый барьер — глиняный замок вокруг бетона (толщина защитного слоя — 2 метра). Наконец, пятый слой — «естественный», он будет формироваться по мере заполнения хранилища: над каждым заполненным участком появится слой глины и почвы — холм, который впоследствии будет засеян травой. Внешне это будет выглядеть, как газон (так же, как выглядят подобные пункты захоронения РАО, например, во Франции).
Разгрузка-погрузка контейнеров с РАО в хранилище производится с помощью козлового крана: на глазах наблюдателей его машинист с помощью специального захвата снимает контейнер с грузовика и опускает на площадку для проверки уровня радиации. По договору с НО РАО эти измерения производят сотрудники предприятия ФГУП «РосРАО». Дозиметры показывают от 9 до 12 микрорентген в час на стенке контейнера (для сравнения: обычный уровень радиации на метеогорке в Екатеринбурге — 11 микрорентген, безопасным считается уровень до 50 микрорентген/час). «Мы принимаем данный контейнер», — звучит решение руководителя полигона.
Фотографам и операторам дают поснимать контейнер с радиоактивными отходами вблизи, после чего отводят на безопасное расстояние. С помощью того же зацепа кран вновь поднимает контейнер и опускает его уже в хранилище.
Под землей расцепление захвата происходит автоматически — без участия персонала, поэтому вдвойне важно, чтобы крановщик установил контейнер точно на нужное место.
«В апреле 2016 мы совместно с УЭХК и РосРАО провели первый этап опытной эксплуатации ППЗРО, — рассказывает Вячеслав Александров. — В его рамках работали с макетами упаковок (пустыми контейнерами). Мы полностью отработали схему транспортировки, приемки и разгрузки упаковок, радиационного контроля, все погрузочно-разгрузочные работы. Особое внимание мы уделяли вопросу размещения контейнеров в ППЗРО — машинист крана добился очень точной установки. А генеральная репетиция приемки контейнеров прошла непосредственно перед запуском ППЗРО в работу — 25 и 26 ноября (первый контейнер с комбината прибыл на полигон 28 ноября).
«Сегодняшнее событие действительно уникально, — считает начальник отдела охраны окружающей среды УЭХК Андрей Наливайко. — Первое в РФ сооружение по окончательной изоляции твердых радиоактивных отходов заработало, приняло первую партию».
«Все, что было в атомной отрасли до сегодняшнего дня, было временным хранением, это была практика отложенных решений, —
добавляет сотрудник департамента коммуникации госкорпорации «Росатом» Андрей Иванов. — Повышение экологической безопасности в стране — один из ключевых приоритетов нашей деятельности.
Сотрудник департамента коммуникации госкорпорации «Росатом» Андрей Иванов: «Все, что было в атомной отрасли до сегодняшнего дня, было практикой отложенных решений»
ФОТО: Владимир Жабриков
Он сравнивает объекты, на которых УЭХК складировал радиоактивные отходы ранее (и которые лежат там до сих пор) с новым объектом. «На УЭХК есть временное хранение РАО, оно располагается в 3 км от центра города, — говорит Иванов. — Жили с этим много лет. Новый пункт — это сооружение с новыми технологиями, обеспечивающими целый спектр барьеров безопасности, как природных, так и инженерных, и оно находится на расстоянии 7 км от центра города».
Все время эксплуатации объекта (и даже после того, как его крыша превратится в газон) будет вестись постоянный экологический мониторинг. «Мы контролируем и подземную воду (с помощью системы скважин), и снеговой покров, и атмосферный воздух, мощность дозы на границе ППЗРО, — рассказывает Вячеслав Александров. — Мы уже проводили контроль в 2016 году — из результатов видно, что все они соответствуют требованиям и не превышают нормативных уровней. Все результаты предоставляются в Ростехнадзор, в госкорпорацию «Росатом», а также включаются в ежегодный отчет НО РАО, который публикуется на нашем сайте».
Радиационный контроль на выходе с пункта захоронения РАО в Новоуральске
О том, как в городе восприняли запуск в работу ППЗРО, «URA.Ru» рассказал мэр Новоуральска. «Мы до 1989 года обогащали «боевой уран», после 89 года выпускаем низкообогащенный уран, — говорит об УЭХК Владимир Машков. — Никаких отходов в этом производстве нет, но постоянно идет замена оборудования (старые центрифуги меняют на центрифуги нового поколения), у людей, которые там работают, есть спецодежда, перчатки. Эта радиоактивная пыль ни в коем случае не должна попадать на городские свалки. В городе были слушания, и горожане, и специалисты комбината, и ученые поддержали строительство первой очереди ППЗРО. Мы за то, чтобы ничего нигде не исчезало, чтобы все утилизировалось, как положено».
Пункт приповерхностного захоронения в Новоуральске — первый запущенный в работу в России. Аналогичные объекты планируется построить в Озерске Челябинской области и в районе Сибирского химического комбината в городе Северске (Томская область). Кроме того, национальный оператор изучает возможность сооружения в ЗАТО Железногорск Красноярского края уникальной подземной исследовательской лаборатории, которая будет размещена на глубине около 500 метров.
Смотрите фоторепортаж с загрузки первой партии радиоактивных отходов в пункт захоронения РАО в Новоуральске и кадры с пресс-конференции, посвященной этому событию.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В Новоуральске заработал первый в стране пункт приповерхностного захоронения радиоактивных отходов (ППЗРО). На прошлой неделе сюда доставили контейнеры с радиоактивными отходами (РАО) с Уральского электрохимического комбината (крупнейшее в мире предприятие по обогащению урана). Приемка первой партии РАО проводилась в присутствии репортеров и представителей общественности. Ранее журналисты уже приезжали на площадку новоуральского полигона, однако фото- и видеосъемку здесь разрешили впервые. О том, как на ППЗРО принимают и складируют радиоактивные отходы — в репортаже агентства. Полигон расположен в промышленной зоне в Новоуральске, на бывшей промплощадке комбината. За воротами, на которых нарисован знак радиационной опасности, репортеров встречают охранники объекта (охрану осуществляет ведомственная «Атомохрана»). После тщательной проверки документов всех журналистов и гостей одевают в белые халаты и подводят к огромному подземному хранилищу длиной 140 м, шириной 24 м и глубиной 7 м. Главная «фишка» объекта в том, что он построен по самым современным нормам и требованиям законодательства и позволяет обеспечить безопасное хранение радиоактивных отходов на уровне международных стандартов МАГАТЭ. «При дальнейшей эксплуатации будут учитываться все требования по обеспечению безопасности для персонала, который работает на данном объекте, для окружающей среды и для населения, — говорит руководитель филиала «Северский» ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» Вячеслав Александров. Объект был спроектирован по заданию Уральского электрохимического комбината еще в 2000-х годах, а его строительство было окончено в 2013-м. Но в 2011 году в России вступил в действие закон об обращении с радиоактивными отходами, по которому вся эта сфера полностью передана в ведение специально созданному Национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами (ФГУП «НО РАО»). В ППЗРО в Новоуральске заложен принцип многобарьерности — ионному излучению от радиоактивных отходов 3-го и 4-го классов (в основном это спецодежда, фильтры вентиляционных систем и пластик, выделяющие изотопы урана-234, 235 и 238) противостоят пять барьеров. Первый — это упаковка отходов: сперва они (еще на комбинате) укладываются в 200-литровые металлические бочки, которые составляются по 4 штуки в специальные железные контейнеры, толщина стенки которых — 12 см. Третий защитный слой — 70-сантиметровые стены самого хранилища из высокомарочного бетона. Четвертый барьер — глиняный замок вокруг бетона (толщина защитного слоя — 2 метра). Наконец, пятый слой — «естественный», он будет формироваться по мере заполнения хранилища: над каждым заполненным участком появится слой глины и почвы — холм, который впоследствии будет засеян травой. Внешне это будет выглядеть, как газон (так же, как выглядят подобные пункты захоронения РАО, например, во Франции). Разгрузка-погрузка контейнеров с РАО в хранилище производится с помощью козлового крана: на глазах наблюдателей его машинист с помощью специального захвата снимает контейнер с грузовика и опускает на площадку для проверки уровня радиации. По договору с НО РАО эти измерения производят сотрудники предприятия ФГУП «РосРАО». Дозиметры показывают от 9 до 12 микрорентген в час на стенке контейнера (для сравнения: обычный уровень радиации на метеогорке в Екатеринбурге — 11 микрорентген, безопасным считается уровень до 50 микрорентген/час). «Мы принимаем данный контейнер», — звучит решение руководителя полигона. Фотографам и операторам дают поснимать контейнер с радиоактивными отходами вблизи, после чего отводят на безопасное расстояние. С помощью того же зацепа кран вновь поднимает контейнер и опускает его уже в хранилище. Под землей расцепление захвата происходит автоматически — без участия персонала, поэтому вдвойне важно, чтобы крановщик установил контейнер точно на нужное место. Сотрудники полигона рассказывают, что специально тренировались принимать и разгружать контейнеры. «В апреле 2016 мы совместно с УЭХК и РосРАО провели первый этап опытной эксплуатации ППЗРО, — рассказывает Вячеслав Александров. — В его рамках работали с макетами упаковок (пустыми контейнерами). Мы полностью отработали схему транспортировки, приемки и разгрузки упаковок, радиационного контроля, все погрузочно-разгрузочные работы. Особое внимание мы уделяли вопросу размещения контейнеров в ППЗРО — машинист крана добился очень точной установки. А генеральная репетиция приемки контейнеров прошла непосредственно перед запуском ППЗРО в работу — 25 и 26 ноября (первый контейнер с комбината прибыл на полигон 28 ноября). «Сегодняшнее событие действительно уникально, — считает начальник отдела охраны окружающей среды УЭХК Андрей Наливайко. — Первое в РФ сооружение по окончательной изоляции твердых радиоактивных отходов заработало, приняло первую партию». «Все, что было в атомной отрасли до сегодняшнего дня, было временным хранением, это была практика отложенных решений, — добавляет сотрудник департамента коммуникации госкорпорации «Росатом» Андрей Иванов. — Повышение экологической безопасности в стране — один из ключевых приоритетов нашей деятельности. Он сравнивает объекты, на которых УЭХК складировал радиоактивные отходы ранее (и которые лежат там до сих пор) с новым объектом. «На УЭХК есть временное хранение РАО, оно располагается в 3 км от центра города, — говорит Иванов. — Жили с этим много лет. Новый пункт — это сооружение с новыми технологиями, обеспечивающими целый спектр барьеров безопасности, как природных, так и инженерных, и оно находится на расстоянии 7 км от центра города». Все время эксплуатации объекта (и даже после того, как его крыша превратится в газон) будет вестись постоянный экологический мониторинг. «Мы контролируем и подземную воду (с помощью системы скважин), и снеговой покров, и атмосферный воздух, мощность дозы на границе ППЗРО, — рассказывает Вячеслав Александров. — Мы уже проводили контроль в 2016 году — из результатов видно, что все они соответствуют требованиям и не превышают нормативных уровней. Все результаты предоставляются в Ростехнадзор, в госкорпорацию «Росатом», а также включаются в ежегодный отчет НО РАО, который публикуется на нашем сайте». О том, как в городе восприняли запуск в работу ППЗРО, «URA.Ru» рассказал мэр Новоуральска. «Мы до 1989 года обогащали «боевой уран», после 89 года выпускаем низкообогащенный уран, — говорит об УЭХК Владимир Машков. — Никаких отходов в этом производстве нет, но постоянно идет замена оборудования (старые центрифуги меняют на центрифуги нового поколения), у людей, которые там работают, есть спецодежда, перчатки. Эта радиоактивная пыль ни в коем случае не должна попадать на городские свалки. В городе были слушания, и горожане, и специалисты комбината, и ученые поддержали строительство первой очереди ППЗРО. Мы за то, чтобы ничего нигде не исчезало, чтобы все утилизировалось, как положено». Пункт приповерхностного захоронения в Новоуральске — первый запущенный в работу в России. Аналогичные объекты планируется построить в Озерске Челябинской области и в районе Сибирского химического комбината в городе Северске (Томская область). Кроме того, национальный оператор изучает возможность сооружения в ЗАТО Железногорск Красноярского края уникальной подземной исследовательской лаборатории, которая будет размещена на глубине около 500 метров. Смотрите фоторепортаж с загрузки первой партии радиоактивных отходов в пункт захоронения РАО в Новоуральске и кадры с пресс-конференции, посвященной этому событию.