Логотип РИА URA.RU
  • Логотип РИА URA.RU
Реклама

Общество

Здоровье

Новая эра онкологии: молодые хирурги, спасающие жизни и ультрасовременный корпус в Кургане. Фото, видео

Главврач Курганского онкодиспансера Антонов формирует команду
13 августа 2025 в 07:45
Изменение размера шрифта
  • Подписаться на нас в ВКонтакте
  • Подписаться на нас в Телеграм
  • Написать нам в Ватсап
  • Подписаться на нас в Одноклассники
Главврач Курганского онкодиспансера Антонов рассказал о работе учреждения

Главврач Курганского онкодиспансера Антонов рассказал о работе учреждения

Фото: Екатерина Сычкова © URA.RU

В Курганском областном онкодиспансере за год работы нового хирургического корпуса проведено около 3500 операций, большинство из которых — с использованием современных минимально инвазивных технологий. Новый корпус оснащен высокотехнологичным оборудованием, включая комплексы для обеззараживания воздуха и лапароскопические установки, что позволяет значительно повысить качество лечения онкозаболеваний. Об этих и других достижениях, а также планах URA.RU эксклюзивно рассказал главный врач Курганского онкодиспансера Андрей Антонов.

Насколько современное оборудование и передовые технологии нового корпуса Курганского онкодиспансера реально влияют на снижение осложнений и повышение эффективности операций, и можно ли считать его образцом для остальных региональных медицинских центров?

Хирурги онкодиспансера — специалисты высокого класса

Фото: Екатерина Сычкова © URA.RU

В операционных и реанимационных залах установлено самое современное оборудование. Миасский завод медицинского оборудования принимал участие в создании корпусов чистых помещений, а также специальных установок для обеззараживания воздуха. Эти технологии очень продвинуты.

Продолжение после рекламы

Когда я осматривал корпус, многое вызывало у меня удивление и восхищение — такой уровень оборудования редкий не только для города Кургана, но и для всей России. Многие медицинские организации могут только позавидовать, ведь наш корпус соответствует самым современным стандартам.

Что касается операционных, они устроены по новейшей философии. Например, у них нет окон — чтобы минимизировать риск попадания микробов и инфекций в воздух, что снижает осложнения после операций.

По современным хирургическим методикам мы полностью оснащены в соответствии со стандартами оказания помощи по направлению онкологии. Это касается операций на грудной клетке и брюшной полости — у нас есть лапароскопические и торакоскопические стойки. Большая часть операций проводится минимально инвазивным способом через небольшие проколы, без крупных разрезов.

Операционные устроены без окон для минимизации риска инфекций и снижения послеоперационных осложнений

Фото: Екатерина Сычкова © URA.RU

В хирургии молочной железы и при опухолях кожи применяют методику биопсии сторожевых лимфоузлов. Для этого используют радиоактивный препарат, который накапливается в измененных лимфоузлах, а специальные датчики, похожие на медицинский дозиметр, точно определяют эти узлы, чтобы их целенаправленно удалить. Также в операциях используется радиочастотный аппарат для уничтожения опухолевых очагов, например, в печени, с помощью высокочастотной радиочастотной абляции. Коллектив хирургов постоянно следит за новыми разработками и планирует обновлять оборудование по мере возможностей.

Андрей Александрович, сколько операций уже проведено с момента открытия корпуса? Какие передовые методы диагностики и лечения применяются в диспансере?

За год работы нового корпуса проведено около 3500 операций. Операционные работают четыре дня в неделю, по пятницам проходят санитарные процедуры. В среднем ежедневно выполняется около 15 операций.

При этом операции сильно различаются по объему. Например, операции на коже — относительно небольшие, таких может быть по 5–6 за день. В то время как крупные операции, такие как комбинированное удаление нескольких органов или сложные онкогинекологические вмешательства, могут длиться долго. У нас на две недели назад операция продолжалась 12 часов, на прошлой неделе 8 часов.

Большинство операций в онокодиспансере - лапароскопические (без больших разрезов)

Фото: Екатерина Сычкова © URA.RU

Как, кстати, себя чувствуют эти пациенты?

Все хорошо у них. У нас есть несколько этапов оценки состояния. Первый — когда пациент находится в реанимации, и, если там нет осложнений, например кровотечений, значит все идет по плану. Второй этап — перевод пациента в профильное отделение, где также оценивают динамику выздоровления. Но главным показателем успешности лечения считается момент, когда человек выписывается домой. Именно тогда можно сказать, что все прошло успешно.

Продолжение после рекламы

Как складывается ситуация с молодыми специалистами в онкоцентре? Кто из них пополняет команду и какая роль молодых врачей в борьбе с онкологией?

Я, придя сюда и познакомившись с коллективом, сразу отметил, что хирургический состав у нас в целом достаточно молодой, и это, безусловно, очень хорошо. У нас заведующие отделениями — это основная движущая сила в работе, люди, которые сочетают опыт и профессионализм. Практически все наши заведующие — люди молодые, не старше сорока с небольшим лет. При этом отмечу, что есть и специалисты с большим стажем и опытом, так, заведующий отделением анестезиологии и реанимации Виктор Виссарьевич Лисков — заслуженный врач РФ

Все заведующие стараются привлекать к работе молодых докторов с энтузиазмом, с «горящими глазами». Это очень важно по многим причинам.

Некоторые крайне сложные операции могут длиться до 12 часов

Фото: Екатерина Сычкова © URA.RU

Хирургия — достаточно тяжелая физически и эмоционально работа с высокой нагрузкой. В медицинских специальностях существует психологический «отбор», а онкология — одна из наиболее сложных по риску профессионального выгорания, ведь мы ежедневно сталкиваемся с жизнью и смертью.

Кадровая проблема, конечно, существует, и она острая не только в онкологии, но и вообще в медицине по всей стране. У нас в Кургане она усугубляется тем, что мы окружены крупными городами-миллионниками — Челябинском, Екатеринбургом, Тюменью, что создает определенные сложности в привлечении специалистов.

Поэтому мы видим оптимальную модель сотрудника как жителя Курганской области, который закончил медицинский вуз или университет в одном из этих крупных городов, прошел ординатуру по онкологии или другой профильной специальности, и готов работать у нас. Мы стремимся привлекать именно таких молодых врачей, так как для них у нас есть условия для обучения и профессионального роста, а работа на родине — в родном регионе — имеет свои плюсы. Привлечь состоявшегося специалиста с семьёй из другого региона намного сложнее, поэтому мы делаем ставку на молодежь, заинтересованную и нацеленную на развитие в Курганской области.

Вы сказали, что врач-онколог — одна из самых тяжелых профессий. Как боретесь с профессиональным выгоранием? Что дает силы в профессии?

От профессионального выгорания медиков спасают благодарность пролеченных пациентов, семья и хобби

Фото: Екатерина Сычкова © URA.RU

Очень важно, чтобы человек в профессии не был случайным. Честно говоря, случайных тут почти нет. Я сам закончил интернатуру по хирургии и, скажем так, волей случая стал онкохирургом. Но за все 19 лет работы я ни разу об этом не пожалел — видимо, судьба меня так привела.

Продолжение после рекламы

Надо сказать, что у нас очень большая эмоциональная отдача от пациентов, и по сравнению с химиотерапевтами, у хирургов эффект иногда виден быстрее. Тем не менее, когда пациент выписывается и благодарит — это очень многое значит. Такой отклик подпитывает нашу эмоциональную батарею.

Очень люблю, когда на День медика мне пишут и звонят пациенты, которых я оперировал 10 лет назад — и в России, и в Казахстане. Они живы и здоровы, и это очень важно для меня.

Что касается моего личного способа восстановления, я занимаюсь горным туризмом. Каждый год у меня большой двухнедельный поход в горы, и это заряжает меня эмоционально на год вперед.

За год в новом хирургическом корпусе Курганского онкодиспансера проведено около 3500 операций, большинство минимально инвазивных

Фото: Екатерина Сычкова © URA.RU

У нас в коллективе тоже есть свои «рецепты»: кто-то катается на мотоцикле, кто-то занимается туризмом. В основном все семейные и многодетные — без этой поддержки тоже не обойтись.

Есть ли истории пациентов, которые особенно вас тронули или вдохновили?

Несколько лет назад я прооперировал пациентку, ей тогда было около 40 лет. У неё была хорошая семья, крепкий брак. Вопрос касался генетики: её родной отец умер тоже в 40 лет от такой же опухоли кишечника — генетическое заболевание, феномен сложный и раньше малоизвестный, трудно диагностируемый. У них не было детей, болезнь была запущена, третья стадия. Потребовалась химиотерапия, которую ей провели. Пациенты наблюдались у меня, это хорошие ребята из Челябинской области.

Прошло четыре года, в течение которых лечение прошло успешно и состояние стабилизировалось. Через этот период мы разрешили женщине забеременеть. Сейчас у них растёт ребёнок, мы продолжаем поддерживать связь.

Вернемся к обсуждению важных преобразований. Какие обновления произошли в онкологической службе региона в последнее время? Что изменилось после объединения отделений абдоминальной, торакальной онкологии и онкоурологии?

Объединение отделений связано с вводом нового корпуса и необходимостью рационально использовать освободившиеся площади. Мы объединили маммарное и гинекологическое отделения, создав единое подразделение онкологии молочной железы и гинекологии. Освободившееся пространство заняло новое отделение онкоурологии под руководством молодого специалиста Александра Сурикова из Тюмени, которое активно развивается и предлагает малоинвазивные методики.

Такое перераспределение позволило максимально загрузить койки . Опухоли кожи, которые раньше оперировали в отделении маммологии , передали в торакальное отделение, что улучшило использование помещений и тоже сократило пустующие места. Этот процесс пока свежий, результаты его влияния на работу оценим к концу года.

Продолжение после рекламы

Планируются ли в дальнейшем структурные изменения онкодиспансера?

Особое внимание сейчас уделяется паллиативному отделению — важному и необходимому подразделению. Ранее у нас возникали проблемы с размещением пациентов и нехваткой места. За последние два месяца мы активизировали работу в этом направлении. К нам приезжали замгубернатора Наталья Николаевна Кириллова, директор департамента здравоохранения Елена Викторовна Островских, представители Общественной палаты. В результате было принято решение расширить площадь паллиативного отделения: отделение получило отдельное крыло и добавлено три новых палаты, где пациенты теперь смогут находиться в более комфортных и достойных условиях. Это значимое улучшение, которое мы успели реализовать, и оно положительно скажется на качестве обслуживания пациентов.

Какие эффективные меры предпринимаются для раннего выявления рака на начальных стадиях в Курганской области?

В регионе реализуются программы раннего выявления рака с помощью скрининга и диспансеризации

Фото: Екатерина Сычкова © URA.RU

В Курганской области для раннего выявления рака на начальных стадиях предпринимаются несколько эффективных мер. В частности, активно развиваются программы диспансеризации и скрининга, которые включают обследования по онкологическим показаниям. В определенных возрастных группах сюда входят анализ на простатспецифический антиген у мужчин, маммография и гинекологические цитологические мазки у женщин, анализ кала на скрытую кровь. Необходимы также регулярные обследования. Например, женщинам до 40 лет рекомендуют делать УЗИ молочной железы, после 40 лет — маммографию. Мужчинам и женщинам старше 45 лет советуют раз в два года сдавать анализ содержимого кишечника на скрытую кровь и при необходимости проходить колоноскопию. Для курильщиков со стажем проводят низкодозную компьютерную томографию легких.

Как обстоят дела с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи?

Высокотехнологичная медицинская помощь — это понятие, которое в большей степени связано с системой ее финансирования. Изначально этот проект был создан для того, чтобы выделять отдельные средства на оплату более технически сложных медицинских вмешательств. Существуют два основных уровня: федеральная высокотехнологичная помощь, которая оплачивается за счет федерального бюджета, и региональная помощь, где используются средства обязательного медицинского страхования (ОМС). При этом для обеих категорий отдельно выделены определённые модели операций.

Это действительно часть работы, связанная с использованием современной техники и технологий. В год мы получаем около 150 квот на оказание высокотехнологичной помощи. В рамках этих квот проводятся лапароскопические и торакоскопические вмешательства — то есть операции, требующие специального оборудования и технических навыков. Также мы выполняем органосохраняющие вмешательства на молочной железы и другие высокотехнологичные процедуры.

Продолжение после рекламы

Важно отметить, что, если квоты на год заканчиваются, это не означает, что помощь пациенту не окажут. Конечно, помощь будет предоставлена и покрыта системой обязательного медицинского страхования.

Главврач Антонов основную часть времени занимается административными и хозяйственными вопросами

Фото: Екатерина Сычкова © URA.RU

Каково ваше впечатление от работы в Курганском онкоцентре с апреля 2025 года? Как устроились в городе? Продолжаете ли вы оперировать, как это было ранее в Салехарде?

Раньше я работал в Салехарде, где возглавлял крупное онкологическое отделение, а также региональный онкоцентр. Там у меня было в подчинении около 40–50 человек, а сейчас коллектив Курганского онкоцентра составляет примерно 500 сотрудников, поэтому масштаб работы значительно больше. Погружение в хозяйственную и административную деятельность здесь более активное.

Коллектив в Кургане у нас очень хороший. Со многими коллегами я знаком еще с учёбы в Челябинске, а также пересекался с ними на конференциях и в других профессиональных мероприятиях. За время работы здесь я успел посетить практически все подразделения, познакомиться с сотрудниками и наладить рабочие контакты. В повседневной работе много взаимодействия с административно-хозяйственным персоналом и медицинскими коллективами. Курган для нас стал новым домом, и хотя раньше мы здесь никогда не бывали, сейчас нам очень нравится город.

Федеральные и региональные квоты обеспечивают финансирование высокотехнологичной помощи в диспансере

Фото: Екатерина Сычкова © URA.RU

Какие главные цели и планы стоят перед онкоцентром на ближайшее время? На какие направления или проблемы вы хотели бы обратить особое внимание в работе учреждения?

Наша главная цель — делать работу качественно и эффективно именно здесь, на месте. Хочется, чтобы у нас было как можно больше ежедневных профессиональных побед и достижений, чтобы мы смогли сдвинуть с места показатели заболеваемости и смертности от рака в регионе. Но при этом важно не перегружать себя завышенными ожиданиями, ведь редко что зависит от одного человека. Очень важно создать крепкую команду, где у каждого есть своё место, и работать в общем направлении развития. Отмечу, что в целом сейчас в стране и в здравоохранении идет движение вперёд, и нам тоже нужно следовать этому общему курсу.

Сохрани номер URA.RU — сообщи новость первым!

Подписаться на нас в ТелеграмНаписать нам в Ватсап

Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!

Подписаться
Следующий материал