Игорь Сечин и Алексей Миллер знают: скоро будет веселоСергей Гунеев,РИА Новости
Госкомпаниям придется готовиться к продаже. Новые вводные обсуждают в Кремле, но главы корпораций резких перемен не хотят. Якунин — противник «тормошить» РЖД — уже покинул свой пост. Сечин яростно дискутирует с Дворковичем, а Миллер пытается спасти «народное достояние» от раздела. Споры будут долгими, позиции — полярными. А эксперты торопят: монополистам «нужен пинок». Гиганты больше не могут рассчитывать на госденьги. Чего ждать всесильным главам монополий, ищут ли им замену и насколько кардинально все может измениться уже в ближайшее время — в материале «URA.Ru».
За последние две недели со стороны властных структур было сразу несколько сигналов по поводу раздела государственных корпораций. Сначала появились сообщения о том, что представители ФАС намерены обратиться к президенту с просьбой разделить Газпром, потом в Минэкономразвития предложили выделить из ОАО «РЖД» дочернюю структуру, в которую будут внесены локомотивы. А на недавнем форуме «Россия зовет!» уже сам президент Владимир Путин заявил, что необходима демонополизация и либерализация РЖД. Очевидно, что реформа госкорпораций спровоцирует активную дискуссию и будут обсуждаться несколько вариантов развития событий.
Отметим, вопрос о приватизации — это самое уязвимое место российских топ-менеджеров-тяжеловесов в госкорпорациях. Еще в 2012 году бывший президент РЖД Владимир Якунин говорил, что настроен решительно против продажи компании. «Ничего, кроме головной боли, приватизация государству не принесет», — заявлял он тогда вопреки планам правительства.
Вице-премьер Аркадий Дворкович несколько лет утверждал, что долю Роснефти нужно продать…Фото: Александр Мамаев
Разным, напомним, оказалось и видение ситуации по вопросу трансформации Роснефти: вице-премьер Аркадий Дворкович предлагал продать долю Роснефти, а глава нефтяной компании Игорь Сечин настаивал на особом порядке приватизации госкомпаний в сфере ТЭКа (покупателем продаваемого пакета акций Роснефти стала государственная же компания «Роснефтегаз», — прим. ред.). Глава Газпрома Алексей Миллер также давно противостоит желанию разделить его корпорацию на две компании: добывающую и транспортную.
Между тем несколько чиновников в экономическом блоке правительства подтвердили корреспонденту «URA.Ru», что из Кремля был получен сигнал: правила игры, по которым функционировала вся система российских госкорпораций, должны меняться.
…, а глава Роснефти Игорь Сечин убеждал президента, что приватизация госкомпаний в сфере ТЭКа должна проводиться в особом порядке Фото: Иван Некрасов
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин связывает отставку экс-главы РЖД Владимира Якунина именно с предстоящими реформами этой госкомпании: «Якунин известен как сторонник масштабной поддержки госкомпаний, он всегда в качестве инвестиций рассчитывал только на госбюджет и деньги на стороне не искал. Сейчас ситуация так складывается, что на резервный фонд больше уповать нельзя. Мы знаем, что Владимир Путин наложил вето на расходование средств из резервных фондов, по крайней мере, на инвестиционные программы. Значит, теперь нужно дать пинок госкомпаниям, повысить уровень конкуренции. А для этого необходимо разделение кампаний, чтобы они стали гибкими, мобильными и не расслаблялись, как раньше это было», — поясняет эксперт.
Примерно понятен и алгоритм деления госкомпаний. Аналитики, привлеченные РЖД для реформирования отрасли, на условиях анонимности рассказывают, что бывший первый президент РЖД Геннадий Фадеев, который вернулся накануне в компанию советником нового главы госкорпорации Олега Белозерова, призван в том числе помочь провести приватизацию РЖД по схеме РАО ЕС.
«Речь идет о разделении РЖД на несколько вертикально-интегрированных компаний, которые на переходном этапе будут „дочками“, а затем приватизируются», — поясняет один из собеседников «URA.Ru».
По его словам, у государства останется контроль над вокзалами и путями, и для этого, возможно, будет создана отдельная корпорация. Еще одна компания, предположительно, будет заниматься подвижным составом, а все остальные активы планируется распродать.
Такая же схема может сработать и в отношении Газпрома: госкорпорацию разделят на газотранспортную и газодобывающую компании.
Время делить Газпром еще не пришло? Фото: Антон Белицкий
«На первую будут претендовать несколько частных компаний и отдельно Новатэк и Роснефть. Вероятно, Дворкович будет все же выступать на стороне частных компаний, объясняя это необходимостью притока инвестиций», — поясняет наш собеседник.
Между тем президент Ассоциации микрофинансовых организаций Ярослав Кабаков считает, что реформа Газпрома может быть реализована только при условии кадровых перестановок, как в случае с РЖД и Якуниным: «Процесс разделения госкорпорации длительный и очень тяжелый, для него нужны специальные менеджеры», — уверяет эксперт.
По его словам, государство не может себе позволить параллельные реформы двух крупнейших госкорпораций: «Процесс трансформировании РЖД сопоставим с тем, что было в электроэнергетике, как это было с РАО ЕС. Даже этого одного процесса нам хватит с головой на ближайшее время».
По словам эксперта, все такие реформы требуют инвестиции, а их в России сегодня нет. Поэтому, скорее всего, дополнительные финансовые средства будут привлекаться за счет повышения тарифов на перевозки.
Между тем другие эксперты считают, что масштабная приватизация трех стратегических госкорпораций, таких как Роснефть, РЖД и Газпром, с параллельным смягчением инвестиционного климата могла бы стать панацеей от многих сегодняшних экономических проблем: «Нам нужно получить не псевдоприватизационных агентов под своих ангажированных чиновников, а реальных бизнесменов, которые готовы в конкурентной среде бизнес развивать. Для этого нужно менять инвестиционный климат, и если все это будет параллельно происходить, то приватизация очень хороший процесс, который должен сдвинуть экономику вперед», — рассказывает Андрей Мовчан, руководитель экономической программы Центра Карнеги.
Экс-глава РЖД Якунин утверждал: приватизировать железнодорожного монополиста нельзя. Руководитель экономической программы Центра Карнеги с ним бы поспорил Фото: Антон Белицкий
Как уже упоминалось выше, самый сложный объект для приватизации — это Роснефть. В этом году в правительстве готовы были продать почти 20 % акций госкорпорации частным инвесторам, но команде Игоря Сечина удалось убедить первого вице-премьера Игоря Шувалова, что по рыночной цене сегодня акции компании слишком занижены.
Между тем собеседники «URA.Ru», близкие к команде Аркадия Дворковича, утверждают, что в случае, если другие госкорпорации будут успешно запущены к приватизации, Роснефть станет следующей. «И главным аргументом станет необходимость продажи контрольного пакета акций, чтобы добиться от инвесторов цены выше рыночной. Так будут убиты сразу два зайца: Игорь Сечин перестает существовать как монополист и доходы от приватизации поступают в бюджет», — предполагает наш собеседник. Впрочем, тут стоит отметить, что даже в случае удачного поиска инвестора под контролем государственной корпорации «Роснефтегаз» останутся 50 % компании.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Госкомпаниям придется готовиться к продаже. Новые вводные обсуждают в Кремле, но главы корпораций резких перемен не хотят. Якунин — противник «тормошить» РЖД — уже покинул свой пост. Сечин яростно дискутирует с Дворковичем, а Миллер пытается спасти «народное достояние» от раздела. Споры будут долгими, позиции — полярными. А эксперты торопят: монополистам «нужен пинок». Гиганты больше не могут рассчитывать на госденьги. Чего ждать всесильным главам монополий, ищут ли им замену и насколько кардинально все может измениться уже в ближайшее время — в материале «URA.Ru». За последние две недели со стороны властных структур было сразу несколько сигналов по поводу раздела государственных корпораций. Сначала появились сообщения о том, что представители ФАС намерены обратиться к президенту с просьбой разделить Газпром, потом в Минэкономразвития предложили выделить из ОАО «РЖД» дочернюю структуру, в которую будут внесены локомотивы. А на недавнем форуме «Россия зовет!» уже сам президент Владимир Путин заявил, что необходима демонополизация и либерализация РЖД. Очевидно, что реформа госкорпораций спровоцирует активную дискуссию и будут обсуждаться несколько вариантов развития событий. Отметим, вопрос о приватизации — это самое уязвимое место российских топ-менеджеров-тяжеловесов в госкорпорациях. Еще в 2012 году бывший президент РЖД Владимир Якунин говорил, что настроен решительно против продажи компании. «Ничего, кроме головной боли, приватизация государству не принесет», — заявлял он тогда вопреки планам правительства. Разным, напомним, оказалось и видение ситуации по вопросу трансформации Роснефти: вице-премьер Аркадий Дворкович предлагал продать долю Роснефти, а глава нефтяной компании Игорь Сечин настаивал на особом порядке приватизации госкомпаний в сфере ТЭКа (покупателем продаваемого пакета акций Роснефти стала государственная же компания «Роснефтегаз», — прим. ред.). Глава Газпрома Алексей Миллер также давно противостоит желанию разделить его корпорацию на две компании: добывающую и транспортную. Между тем несколько чиновников в экономическом блоке правительства подтвердили корреспонденту «URA.Ru», что из Кремля был получен сигнал: правила игры, по которым функционировала вся система российских госкорпораций, должны меняться. Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин связывает отставку экс-главы РЖД Владимира Якунина именно с предстоящими реформами этой госкомпании: «Якунин известен как сторонник масштабной поддержки госкомпаний, он всегда в качестве инвестиций рассчитывал только на госбюджет и деньги на стороне не искал. Сейчас ситуация так складывается, что на резервный фонд больше уповать нельзя. Мы знаем, что Владимир Путин наложил вето на расходование средств из резервных фондов, по крайней мере, на инвестиционные программы. Значит, теперь нужно дать пинок госкомпаниям, повысить уровень конкуренции. А для этого необходимо разделение кампаний, чтобы они стали гибкими, мобильными и не расслаблялись, как раньше это было», — поясняет эксперт. Примерно понятен и алгоритм деления госкомпаний. Аналитики, привлеченные РЖД для реформирования отрасли, на условиях анонимности рассказывают, что бывший первый президент РЖД Геннадий Фадеев, который вернулся накануне в компанию советником нового главы госкорпорации Олега Белозерова, призван в том числе помочь провести приватизацию РЖД по схеме РАО ЕС. «Речь идет о разделении РЖД на несколько вертикально-интегрированных компаний, которые на переходном этапе будут „дочками“, а затем приватизируются», — поясняет один из собеседников «URA.Ru». По его словам, у государства останется контроль над вокзалами и путями, и для этого, возможно, будет создана отдельная корпорация. Еще одна компания, предположительно, будет заниматься подвижным составом, а все остальные активы планируется распродать. Такая же схема может сработать и в отношении Газпрома: госкорпорацию разделят на газотранспортную и газодобывающую компании. «На первую будут претендовать несколько частных компаний и отдельно Новатэк и Роснефть. Вероятно, Дворкович будет все же выступать на стороне частных компаний, объясняя это необходимостью притока инвестиций», — поясняет наш собеседник. Между тем президент Ассоциации микрофинансовых организаций Ярослав Кабаков считает, что реформа Газпрома может быть реализована только при условии кадровых перестановок, как в случае с РЖД и Якуниным: «Процесс разделения госкорпорации длительный и очень тяжелый, для него нужны специальные менеджеры», — уверяет эксперт. По его словам, государство не может себе позволить параллельные реформы двух крупнейших госкорпораций: «Процесс трансформировании РЖД сопоставим с тем, что было в электроэнергетике, как это было с РАО ЕС. Даже этого одного процесса нам хватит с головой на ближайшее время». По словам эксперта, все такие реформы требуют инвестиции, а их в России сегодня нет. Поэтому, скорее всего, дополнительные финансовые средства будут привлекаться за счет повышения тарифов на перевозки. Между тем другие эксперты считают, что масштабная приватизация трех стратегических госкорпораций, таких как Роснефть, РЖД и Газпром, с параллельным смягчением инвестиционного климата могла бы стать панацеей от многих сегодняшних экономических проблем: «Нам нужно получить не псевдоприватизационных агентов под своих ангажированных чиновников, а реальных бизнесменов, которые готовы в конкурентной среде бизнес развивать. Для этого нужно менять инвестиционный климат, и если все это будет параллельно происходить, то приватизация очень хороший процесс, который должен сдвинуть экономику вперед», — рассказывает Андрей Мовчан, руководитель экономической программы Центра Карнеги. Как уже упоминалось выше, самый сложный объект для приватизации — это Роснефть. В этом году в правительстве готовы были продать почти 20 % акций госкорпорации частным инвесторам, но команде Игоря Сечина удалось убедить первого вице-премьера Игоря Шувалова, что по рыночной цене сегодня акции компании слишком занижены. Между тем собеседники «URA.Ru», близкие к команде Аркадия Дворковича, утверждают, что в случае, если другие госкорпорации будут успешно запущены к приватизации, Роснефть станет следующей. «И главным аргументом станет необходимость продажи контрольного пакета акций, чтобы добиться от инвесторов цены выше рыночной. Так будут убиты сразу два зайца: Игорь Сечин перестает существовать как монополист и доходы от приватизации поступают в бюджет», — предполагает наш собеседник. Впрочем, тут стоит отметить, что даже в случае удачного поиска инвестора под контролем государственной корпорации «Роснефтегаз» останутся 50 % компании.