Екатеринбург простился со свердловским прокурором, который руководил надзорным ведомством в лихие 90-е. Церемония прощания с Владиславом Туйковым, более 15 лет возглавлявшим прокуратуру Свердловской области, прошла сегодня в Окружном доме офицеров.
Туйкова не стало 9 марта, он умер после долгой болезни. По некоторым данным, в начале 2000-х Владислава Ивановича парализовало, он ушел с поста и последние 15 лет боролся с недугом. «Несмотря на телесную немощь, он был силен духом», — говорили о нем его знакомые. В толпе, несущей цветы к гробу, разговоры делятся на примерно три равные части — о том, что Туйкову выпала нелегкая роль работать в самое тяжелое время (возглавил областную прокуратуру в 1985 году, а ушел в 2001-м), о том, что до последних своих дней Владислав Иванович сохранил разум, и что «приходится встречаться все чаще только по таким тяжелым поводам».
На торжественной панихиде были замечены руководители большинства областных силовых структур — заместитель Генерального прокурора РФ в УрФО Юрий Пономарев, областной прокурор Сергей Охлопков, руководитель СУ СК РФ по Свердловской области Валерий Задорин, уральский транспортный прокурор Павел Кукушкин. Среди тех, кто пришел проститься с Туйковым — нынешний и бывший председатели свердловского областного суда Александр Дементьев и Иван Овчарук, а также бывшие руководители свердловского полицейского Главка — Владимир Воротников, Алексей Красников. Также в ОДО пришли экс-руководитель УФСБ, а ныне советник губернатора Евгения Куйвашева Борис Козиненко, уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, бывшие главы администрации губернатора Анатолий Тарасов и Юрий Пинаев, бывшие свердловские депутаты (Владимир Кадочников и Вячеслав Сурганов), судьи, прокуроры, юристы, адвокаты и многие другие.
Владислав Туйков начал работу в прокуратуре с должности стажера и отдал службе 35 лет. В 1969 году Владислав Туйков закончил Свердловский юридический институт, работал в прокуратуре Ленинского района Екатеринбурга, но уже через два года получил назначение в областную прокуратуру. В службе на благо «ока государева» был 10-летний перерыв, связанный с работой заместителем, а затем и заведующим отделом административных органов Свердловского обкома КПСС.
Вспоминавшие о Туйкове говорили, что совсем недавно — в первых числах марта — он праздновал день рождения и был бодр и уверен в себе. Говорили его коллеги о его гордости — «Владислава Ивановича приглашали на День работников прокуратуры, но он не пришел, так как не хотел показать свою немощь. Он всего себя отдавал работе». Кроме того, вспоминали, что он работал не только в прокуратуре, но и был народным депутатом РСФСР.
«Прост, общителен, знает, куда вести коллектив. Уникальный человек. Очень волевой. Ясный, понятный. Не знаю, будут ли еще такие прокуроры в Свердловской области. Время тогда было сложное — менялся строй, менялось государство, менялись люди. В Свердловске был тогда такой беспредел — стреляли из гранатомета по РУБОПу. Но он выстоял и остался честным, принципиальным и простым человеком, который вел за собой коллектив. Он не просто так ушел, его высшие профессиональные качества остались с нами, с работниками свердловской прокуратуры», — вспоминал о нем Сергей Охлопков.
Павел Кукушкин сказал, что Туйкову был свойственен «дар предвидения», «он предполагал, что может быть в стране, что может быть с законом, он инициировал идеи, которые казались невероятными». «Он горел на работе», — заключил он.
«Студенты группами уходили в коммерцию. В прокуратуру никто не шел, и нужно было найти такие слова, сделать такие поступки, чтобы большая часть, которая здесь, находилась бы рядом, чтобы люди не растерялись. Кто помнит 90-е годы, тогда в каждой колонии посидело по „вору в законе“, Дед Хасан, зять Брежнева, массовые беспорядки, а он говорил главные слова: „Не надо теряться! Держим! Все наладится“. И держалось, и наладилось», — отметил председатель совета ветеранов и пенсионеров прокуратуры Свердловской области Григорий Рябков.
Как вспоминают о нем коллеги, «это был не просто прокурор-профессионал, это был прокурор-новатор, он многое перевернул в работе, в сознании прокуроров». В том числе, и благодаря Туйкову в России помнят и ценят свердловскую прокуратуру. «Это был настоящий учитель, учащий, как делать из юриста профессионала, как его превращать в авторитетного профессионала. В те тревожные годы он находил самый рациональный выход из любой сложной ситуации», — вспоминали о Туйкове.
«Он мог предвидеть, он мог подсказать. Когда во главе прокуратуры стоял Владислав Иванович, у нас были исключительные отношения, взаимное общение. Безотносительно того, что задачи, казалось бы, у нас разные. Мы его будем помнить долго-долго. Он очень много сделал для юридического вуза», — отметил Овчарук и предложил увековечить память Туйкова, например, учредить премию его имени или назвать одну из кафедр или аудиторий в институте прокуратуры именем Туйкова. Овчарук также рассказал о своем вчерашнем разговоре с последним председателем Верховного Суда СССР Евгением Смоленцевым. «Он его знает и помнит. Евгений Алексеевич от всех судей России попросил принести соболезнования в связи со смертью Туйкова», — добавил Овчарук.
После окончания церемонии гроб вынесли из ОДО и перенесли в автобус, после чего траурный кортеж, ради которого на время перекрывали дороги, двинулся в путь. Похоронен Туйков на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»