«Комарова говорит: да, ситуация несправедливая. Но в итоге всё становится только ещё хуже»
Размер текста
-
17
+
Ипотечный кризис на региональном рынке «семейного жилья» был организован в Югре в «Год семьи»
Разрекламированная программа ХМАО по доступному жилью молодым семьям доживает последние дни — в ближайшие месяцы её заменит новый проект, рассчитанный на шесть лет и куда более жестокий. Приём заявок на участие в старом — уже давно остановлен, что должно стабилизировать ситуацию. Однако непосредственные участники — молодые югорские семьи, на ровном месте обманутые правительством, говорят о крахе надежд. Субсидии на жильё идут с запозданием, суды, отработав методику на первых обратившихся, поставили на конвейер отказы по восстановлению в очередях, губернатор продолжает сидеть, сложа руки, а полный игнор проблемы со стороны властей подталкивает югорчан на поистине отчаянные меры. Что думает о ситуации с очередниками глава региона, почему десятки тысяч югорских семей рискуют вот-вот развалиться и сколько лет потребуется властям ХМАО на выполнение своих обязательств — в материале «URA.Ru».
Одна из «блестящих» визитных карточек Югры прошлых лет, проект, сделавший имя региону, доживает свои последние дни. Речь идёт о мощной программе улучшения жилищных условий жителей ХМАО и её довеске, подпрограмме «Доступное жилье молодым», предоставляющей семьям до 35 лет право на получение ряда льгот и субсидий (в частности, компенсацию процентной ставки и субсидии на детей, в общей сложности — около 2 млн рублей чистыми деньгами) при покупке жилья в ипотеку. Вернее сказать в прошлом времени — предоставлявшей: с 8 июня текущего года приём заявок на участие в программе полностью остановлен, с 2014 года она, по сути, прекратит своё действие полностью. Пока же в недрах профильного департамента правительства полным ходом куётся проект новой государственной программы по строительству жилья и улучшению жилищных условий. Она, как отмечают чиновники, несколько поменяет принцип выдачи субсидий и общие объёмы средств, на которые может рассчитывать молодая семья.
Основным условием участия в программе выступал возраст членов семьи до 35 лет. Схема была простая: семья, собравшая необходимые документы, обращалась в Ипотечное агентство Югры, получала там уведомление о постановке в очередь на получение субсидии, брала кредит на квартиру и ожидала получения господдержки. В идеале. Однако в апреле 2011 года в законопроект были внесены поправки, изменившие систему на корню: граждане лишались права получения субсидий на детей, если хотя бы одному из членов семьи к моменту выделения средств исполнится 36 лет. Надо ли говорить о том, что к моменту закрытия приёма заявлений об участии в программе число претендентов перевалило за 43 тысячи человек? При этом большая их часть — от 27 до 30 тысяч человек по разным данным — встала на учёт уже после принятия злополучного постановления 2011 года.
Проблема проявилась только в начале текущего года, когда первые «отказники», перешагнувшие 36-летний рубеж, получили уведомления о выводе из очереди и потере права на получение средств. Югорский Интернет взорвался: практически на любом форуме и социальной сети можно найти тысячи сообщений о надувательстве со стороны властей округа, неадекватного поведения чиновников Ипотечного агентства Югры и вариантах решения проблемы. «URA.Ru» уже сообщало об этом в марте. Округ попытался было вяло успокоить народные массы, пообещав новую программу и обеспечение старых обязательств, однако котёл общественного возмущения продолжает кипеть и по сей день.
Среди мер, предпринятых властью для решения проблемы, можно отметить разве что выделение в апреле 2013 года 1,27 млрд рублей, которые пошли на выплату обещанных субсидий молодым семьям. Их в общей сложности в текущем году получат около 1500 семей, вставших на учёт до апреля 2011 года. Финансирование разбито помесячно: к примеру, на октябрь предусмотрен 201 млн рублей (субсидии для 319 семей, согласно заявления Ипотечного агентства), на ноябрь — ещё столько же. В декабре финансирования уже нет, о дальнейших планах по выделению средств на обязательства по «Доступному жилью молодым» не известно практически ничего.
Несмотря на всё это у югорчан сегодня остаётся, по сути, один вопрос: что будет с теми гражданами, которые встали на учёт после апреля 2011 года и уже успели приобрести в кредит квартиры, понадеявшись на господдержку, а в итоге были исключены из очереди? «URA.Ru» связалось с рядом активистов создаваемого в Сургуте движения «Мы правы!», пытающегося добиться справедливости со стороны властей, и попросило оценить, как изменилась ситуация за последние полгода. Ответы неутешительны.
К примеру, сургутянин Владимир Нецветаев, которому в мае текущего года уже успело исполниться 36 лет, заявляет, что за прошедшее время ситуация если и изменилась, то только в худшую сторону. «Весной людям, исключённым из программы по достижению предельного возраста, ещё как-то удавалось выигрывать у Ипотечного агентства суды и отстаивать свои права. С недавнего времени всё изменилось: сейчас абсолютно чёткая установка сверху на то, что агентство безапелляционно выигрывает все процессы. Ни один из последних процессов не закончился в пользу граждан», — рассказывает «отказник».
Нецветаев подчёркивает: губернатор Наталья Комарова лично высказалась на тему исключения югорчан из очереди по достижению предельного возраста, отметив несправедливость ситуации. «Ну да, она высказалась. Но с того момента округ не предпринял абсолютно ничего, чтобы хоть как-то отрегулировать сложившееся положение. Людей как продолжали выкидывать из очереди, так и продолжают, суды как отказывали в восстановлении, так и отказывают», — рассказывает активист.
Он также поясняет, что 1,27 млрд, выделенные властями на финансирование обязательств по программе доступного жилья, сегодня идут на выплаты семьям, вступившим в программу до 2011 года. «Сейчас средства получают те, кто встал на учёт в марте 2010 года, те люди, что не зависят от сроков. Их там в общей сложности около 13 тысяч человек. И пока 2010 год не будет закрыт, вторая очередь — из тех, кто может быть исключён по достижению 36 лет, — никаких денег получать не будет. И сделать с этим нельзя ровным счётом ничего», — добавляет Нецветаев.
Сургутянин подчёркивает, что при таких темпах финансирования — 1 500 семей за 1,27 млрд — выплата субсидий по 2010 году растянется на 9-10 лет. «Надо понимать, что в ипотеку и программу вступали люди с неким стабильным доходом и устоявшейся жизнью, в возрасте в районе 30 лет. За те годы, пока будут финансироваться обязательства по 2010 году, мы придём к тому, что из очереди в 30 тысяч человек за 5-6 ближайших лет будут исключены все поголовно. Тем более при такой позиции судов», — резюмирует Нецветаев.
Впрочем, судебная власть, по всей видимости, сделать также ничего не может. Жительница Мегиона Светлана, ставшая одной из первых жертв правительственных решений — в программу вступила в 2011 году, в 2012 году, несмотря на все заверения, её семья из очереди была исключена, — в своё время выиграла и первый суд с Ипотечным агентством. В очередь семью вернули, однако женщина не рассчитывает на получение средств. «Да, нас вернули в очередь, но денег мы не получим — нам откажут в выделении средств на тех же основаниях, когда подойдёт наше время. Никаких вариантов тут нет», — рассказывает Светлана, добавляя, что именно на примере её дела Ипотечное агентство Югры научилось столь мастерски отбиваться от собственных клиентов.
Интересно, что мегионская семья всё же нашла выход из положения, правда, крайне неоднозначный. «Мы с мужем готовы подать на развод, у меня ещё есть время до 36 лет, если это поможет получить средства на детей мне как матери-одиночке. Но тут есть множество нюансов: квартира уже куплена, половина её прописана на мужа, далеко не факт, что это может получиться», — отмечает она. Нельзя не заметить, что данный способ, в случае соответствия возрастным ограничениям, вполне может своеобразным ноу-хау для югорских семей, попавших в ипотечную кабалу под уговоры правительства. По сути, нужен лишь один удачный прецедент, и окружная статистика разводов может одномоментно подскочить на 20-30 тысяч случаев.
Последней надеждой обманутых государством граждан остаётся создаваемое в Сургуте общественное движение «Мы правы!», объединяющее в себе всех, кто так или иначе пострадал от жилищной политики властей. Правда, с ним случился небольшой затор: предполагалось, что движение начнёт действовать к середине года, однако документы были поданы с ошибками. Владимир Нецветаев как один из основоположников организации рассказывает, что сентябре заявка была подана вновь. «В течение 45 дней она будет рассматриваться, надеемся, что на этот раз обошлось без недочётов», — рассказывает будущий общественник. И добавляет: на первое время у движения уже есть план действий: активисты «Мы правы!» и пострадавшие готовят массированную атаку окружные суды с требованием возвращения права участия в очёреди за окружными деньгами. Для начала — 40-50 исков одновременно.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Разрекламированная программа ХМАО по доступному жилью молодым семьям доживает последние дни — в ближайшие месяцы её заменит новый проект, рассчитанный на шесть лет и куда более жестокий. Приём заявок на участие в старом — уже давно остановлен, что должно стабилизировать ситуацию. Однако непосредственные участники — молодые югорские семьи, на ровном месте обманутые правительством, говорят о крахе надежд. Субсидии на жильё идут с запозданием, суды, отработав методику на первых обратившихся, поставили на конвейер отказы по восстановлению в очередях, губернатор продолжает сидеть, сложа руки, а полный игнор проблемы со стороны властей подталкивает югорчан на поистине отчаянные меры. Что думает о ситуации с очередниками глава региона, почему десятки тысяч югорских семей рискуют вот-вот развалиться и сколько лет потребуется властям ХМАО на выполнение своих обязательств — в материале «URA.Ru». Одна из «блестящих» визитных карточек Югры прошлых лет, проект, сделавший имя региону, доживает свои последние дни. Речь идёт о мощной программе улучшения жилищных условий жителей ХМАО и её довеске, подпрограмме «Доступное жилье молодым», предоставляющей семьям до 35 лет право на получение ряда льгот и субсидий (в частности, компенсацию процентной ставки и субсидии на детей, в общей сложности — около 2 млн рублей чистыми деньгами) при покупке жилья в ипотеку. Вернее сказать в прошлом времени — предоставлявшей: с 8 июня текущего года приём заявок на участие в программе полностью остановлен, с 2014 года она, по сути, прекратит своё действие полностью. Пока же в недрах профильного департамента правительства полным ходом куётся проект новой государственной программы по строительству жилья и улучшению жилищных условий. Она, как отмечают чиновники, несколько поменяет принцип выдачи субсидий и общие объёмы средств, на которые может рассчитывать молодая семья. Основным условием участия в программе выступал возраст членов семьи до 35 лет. Схема была простая: семья, собравшая необходимые документы, обращалась в Ипотечное агентство Югры, получала там уведомление о постановке в очередь на получение субсидии, брала кредит на квартиру и ожидала получения господдержки. В идеале. Однако в апреле 2011 года в законопроект были внесены поправки, изменившие систему на корню: граждане лишались права получения субсидий на детей, если хотя бы одному из членов семьи к моменту выделения средств исполнится 36 лет. Надо ли говорить о том, что к моменту закрытия приёма заявлений об участии в программе число претендентов перевалило за 43 тысячи человек? При этом большая их часть — от 27 до 30 тысяч человек по разным данным — встала на учёт уже после принятия злополучного постановления 2011 года. Проблема проявилась только в начале текущего года, когда первые «отказники», перешагнувшие 36-летний рубеж, получили уведомления о выводе из очереди и потере права на получение средств. Югорский Интернет взорвался: практически на любом форуме и социальной сети можно найти тысячи сообщений о надувательстве со стороны властей округа, неадекватного поведения чиновников Ипотечного агентства Югры и вариантах решения проблемы. «URA.Ru» уже сообщало об этом в марте. Округ попытался было вяло успокоить народные массы, пообещав новую программу и обеспечение старых обязательств, однако котёл общественного возмущения продолжает кипеть и по сей день. Среди мер, предпринятых властью для решения проблемы, можно отметить разве что выделение в апреле 2013 года 1,27 млрд рублей, которые пошли на выплату обещанных субсидий молодым семьям. Их в общей сложности в текущем году получат около 1500 семей, вставших на учёт до апреля 2011 года. Финансирование разбито помесячно: к примеру, на октябрь предусмотрен 201 млн рублей (субсидии для 319 семей, согласно заявления Ипотечного агентства), на ноябрь — ещё столько же. В декабре финансирования уже нет, о дальнейших планах по выделению средств на обязательства по «Доступному жилью молодым» не известно практически ничего. Несмотря на всё это у югорчан сегодня остаётся, по сути, один вопрос: что будет с теми гражданами, которые встали на учёт после апреля 2011 года и уже успели приобрести в кредит квартиры, понадеявшись на господдержку, а в итоге были исключены из очереди? «URA.Ru» связалось с рядом активистов создаваемого в Сургуте движения «Мы правы!», пытающегося добиться справедливости со стороны властей, и попросило оценить, как изменилась ситуация за последние полгода. Ответы неутешительны. К примеру, сургутянин Владимир Нецветаев, которому в мае текущего года уже успело исполниться 36 лет, заявляет, что за прошедшее время ситуация если и изменилась, то только в худшую сторону. «Весной людям, исключённым из программы по достижению предельного возраста, ещё как-то удавалось выигрывать у Ипотечного агентства суды и отстаивать свои права. С недавнего времени всё изменилось: сейчас абсолютно чёткая установка сверху на то, что агентство безапелляционно выигрывает все процессы. Ни один из последних процессов не закончился в пользу граждан», — рассказывает «отказник». Нецветаев подчёркивает: губернатор Наталья Комарова лично высказалась на тему исключения югорчан из очереди по достижению предельного возраста, отметив несправедливость ситуации. «Ну да, она высказалась. Но с того момента округ не предпринял абсолютно ничего, чтобы хоть как-то отрегулировать сложившееся положение. Людей как продолжали выкидывать из очереди, так и продолжают, суды как отказывали в восстановлении, так и отказывают», — рассказывает активист. Он также поясняет, что 1,27 млрд, выделенные властями на финансирование обязательств по программе доступного жилья, сегодня идут на выплаты семьям, вступившим в программу до 2011 года. «Сейчас средства получают те, кто встал на учёт в марте 2010 года, те люди, что не зависят от сроков. Их там в общей сложности около 13 тысяч человек. И пока 2010 год не будет закрыт, вторая очередь — из тех, кто может быть исключён по достижению 36 лет, — никаких денег получать не будет. И сделать с этим нельзя ровным счётом ничего», — добавляет Нецветаев. Сургутянин подчёркивает, что при таких темпах финансирования — 1 500 семей за 1,27 млрд — выплата субсидий по 2010 году растянется на 9-10 лет. «Надо понимать, что в ипотеку и программу вступали люди с неким стабильным доходом и устоявшейся жизнью, в возрасте в районе 30 лет. За те годы, пока будут финансироваться обязательства по 2010 году, мы придём к тому, что из очереди в 30 тысяч человек за 5-6 ближайших лет будут исключены все поголовно. Тем более при такой позиции судов», — резюмирует Нецветаев. Впрочем, судебная власть, по всей видимости, сделать также ничего не может. Жительница Мегиона Светлана, ставшая одной из первых жертв правительственных решений — в программу вступила в 2011 году, в 2012 году, несмотря на все заверения, её семья из очереди была исключена, — в своё время выиграла и первый суд с Ипотечным агентством. В очередь семью вернули, однако женщина не рассчитывает на получение средств. «Да, нас вернули в очередь, но денег мы не получим — нам откажут в выделении средств на тех же основаниях, когда подойдёт наше время. Никаких вариантов тут нет», — рассказывает Светлана, добавляя, что именно на примере её дела Ипотечное агентство Югры научилось столь мастерски отбиваться от собственных клиентов. Интересно, что мегионская семья всё же нашла выход из положения, правда, крайне неоднозначный. «Мы с мужем готовы подать на развод, у меня ещё есть время до 36 лет, если это поможет получить средства на детей мне как матери-одиночке. Но тут есть множество нюансов: квартира уже куплена, половина её прописана на мужа, далеко не факт, что это может получиться», — отмечает она. Нельзя не заметить, что данный способ, в случае соответствия возрастным ограничениям, вполне может своеобразным ноу-хау для югорских семей, попавших в ипотечную кабалу под уговоры правительства. По сути, нужен лишь один удачный прецедент, и окружная статистика разводов может одномоментно подскочить на 20-30 тысяч случаев. Последней надеждой обманутых государством граждан остаётся создаваемое в Сургуте общественное движение «Мы правы!», объединяющее в себе всех, кто так или иначе пострадал от жилищной политики властей. Правда, с ним случился небольшой затор: предполагалось, что движение начнёт действовать к середине года, однако документы были поданы с ошибками. Владимир Нецветаев как один из основоположников организации рассказывает, что сентябре заявка была подана вновь. «В течение 45 дней она будет рассматриваться, надеемся, что на этот раз обошлось без недочётов», — рассказывает будущий общественник. И добавляет: на первое время у движения уже есть план действий: активисты «Мы правы!» и пострадавшие готовят массированную атаку окружные суды с требованием возвращения права участия в очёреди за окружными деньгами. Для начала — 40-50 исков одновременно.