Появится ли у Кургана хозяин и отец-основатель, сейчас зависит от городских властей. Конкурс провели, победителя определили, осталось только деньги найти…фото – Владимир Жабриков
Говорят, что обещанного три года ждут. Примерно столько и пришлось ждать курганцам «появления на свет» памятника основателю города. Точнее, сама пятиметровая скульптура легендарного Тимофея Невежина была изготовлена в рекордно короткие сроки хрупкими женскими ручками. Но работу не спешат оплачивать власти, и вместо того, чтобы красоваться на самом видном месте столицы Зауралья, высокий, неотразимый мужчина вынужден прозябать в литейной мастерской под Екатеринбургом. Журналисты «URA.Ru» стали первыми, кто увидел покорителя тобольских берегов. Свой фоторепортаж мы приготовили специально для курганских чиновников. Возможно, это заставит их поторопиться.
Несколько лет назад Кургану пообещали памятник — серьезный, монументальный, основателю города Тимофею Невежину. В 2012 году был проведен конкурс, выбран победитель. В 2013-ом завершены, казалось бы, все бюрократические процедуры, выбрано и согласовано место установки будущей скульптуры. Сейчас — конец марта 2014 года: памятник Тимофею Невежину готов к отливке. Его автор, курганский скульптор Ольга Красношеина, начав работу в Рождество, вылепила 5-метровую фигуру из гипса за рекордные два с половиной месяца. Пока, правда, не получив за свое творение ни копейки.
О Тимофее Невежине Интернет знает гораздо меньше, чем об Ольге Красношеиной. О том, что родному Кургану нужны история и герой, о котором можно рассказывать детям, Ольга задумалась 13 лет назад, с момента рождения собственного ребенка. И, скорее всего, именно тогда увидела высокого, гордого, красивого и сильного мужчину, который сошел на берег Тобола и повелел создать меж двух курганов новый город. Чтобы мечта осуществилась, девушка отправилась в Москву, поступила в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Илья Сергеевич говорил нам: «Вы, приехавшие из глубинки, должны приезжать с этими идеями, с этой жизнью, с вашей историей, вашего края, вашего города. Это более важно, чем какие-либо новомодные идеи». Поэтому и выбрала Ольга своей дипломной работой скульптуру Тимофея Невежина. И создала образ первооткрывателя: «Пишут, что был он крестьянином с топором. Но это даже не полправды», — уверенно заявляет Ольга.
Рассказывая историю жизни основателя Кургана, скульптор вспоминает о старце Далмате (канонизированном в прошлом году), набегах кочевников, которые видел маленький Тимофей, о его матери и освоении южных рубежей Тобольской провинции. И при этом снимает пленку со скульптуры своего героя и точными движениями убирает какие-то лишь ей видимые неточности.
Памятник основателю Кургана создается в литейной мастерской Дубровина, в поселке Новоалексеевское в 35 км от Екатеринбурга. Юрий Дубровин, добродушно глядя на Ольгу, говорит: «У скульпторов же ничего нет. Оля приехала, здесь живет, работает. Ей предоставляются глина, помощники, оборудование: у нас профессиональные увеличители, рама, которая есть только в Москве и Питере, поворотный круг».
В мастерской Дубровина в последние годы созданы, пожалуй, все мало-мальски известные скульптуры Урала. Здесь отлиты персонажи, населяющие улицу Вайнера в Екатеринбурге, памятник первому мэру Тюмени Текутьеву, «Нефть, дающая жизнь» и Петр и Февронья из Нефтеюганска, памятник жертвам техногенных катастроф в Нижневартовске. Для Кургана сотрудничество с екатеринбургской мастерской тоже не впервые — здесь был создан памятник родителям и нулевой километр.
Фигуру Невежина Ольга создала из 20 тонн пулковской глины, зеленоватого цвета, медленно сохнущей, по пластичности считающейся лучшей для лепки. Сняв пленку, покрывающую фигуру, Ольга с помощниками обрызгивают ее водой — на завитках меха на тулупе, в развевающихся на ветру волосах Невежина начинают играть солнечные блики, оживают глаза. Глядя на него, так и хочется сказать: «Видный мужчина!» А представив 5-метровую скульптуру из бронзы на 4,5-метровой постаменте, проникнуться величием и мощью личности покорителя земель. Встал Тимофей Невежин на берегу Тобола, снял шапку, окинул взором необъятные земли и указал — городу здесь быть.
А Юрий Дубровин продолжает рассказ: «По-хорошему, лепить такую скульптуру надо полгода, потом около двух месяцев — отливка. Но Ольга за два управилась. Маленькая, худенькая... а ведь работа скульптора — тяжелый труд: попробуйте хотя бы круг повернуть. А с глиной по лесам сколько раз она поднималась?»
В это время маленькая и худенькая Ольга вступает в разговор: «Мне хотелось не просто сделать памятник, а сделать так, чтобы с его появлением началось восстановление истории города». И соглашается с Дубровиным, когда он говорит о том, что созданный ею Тимофей Невежин не зря ждал своего часа 13 лет. За это время скульптор Красношеина приняла участие во всероссийском художественном конкурсе «От древней Руси к новой России» и, заняв в нем первое место, получила благословение патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго. А затем ей не было равных на конкурсе, объявленном в Кургане.
Жителям Кургана было обещано, что памятник основателю появится на День города — в августе. Познакомившись с местом, где будет установлен монумент, Ольге пришлось менять первоначальный проект. Иначе Невежин указывал бы не на место, где должен быть «город заложен», а куда-то в неведомые дали. Но это не была зеркальная замена одной руки на другую. Тимофей за время перерождения в глине изменился: помолодел, в глазах появилась большая уверенность, в фигуре — статность. Ольга не отрицает, что создала идеал настоящего русского мужчины, составив образ Невежина на основе фактов и поступков: «К сожалению, не сохранилось ни рисунков, ни даже описания его внешности. Но я уверена, что он выглядел именно так».
Архиепископ Курганский и Шадринский Константин, посетивший сегодня мастерскую Дубровина, оценил работу Ольгу Красношеиной немногословно, но емко: «Достойно. Весьма». И на просьбу скульптора прикоснуться к величественной фигуре и благословить ответил согласием.
Сейчас судьба монумента, который в ближайшие месяцы должен быть отлит в бронзе, зависит от расторопности и порядочности властей Кургана. Для мастерской Дубровина помочь скульптору — дело чести. Но бронза — материал дорогостоящий, а памятник основателю Кургана вряд ли пригодится кому-то еще, поэтому хочется, чтобы работа была проделана не зря.
Скульптор Ольга Красношеина в пояснительной записке к проекту писала: «Своей работой я хочу прославить Курган и курганцев, возродить в них веру в самих себя. Глядя на этот могучий образ — нет сомнений в силах нашего народа. А архитектурное решение скульптуры и постамента символично вписывается в большой треугольник, стремящийся ввысь, состоящий из двух треугольников: фигуры и постамента — символов двух Курганов».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Говорят, что обещанного три года ждут. Примерно столько и пришлось ждать курганцам «появления на свет» памятника основателю города. Точнее, сама пятиметровая скульптура легендарного Тимофея Невежина была изготовлена в рекордно короткие сроки хрупкими женскими ручками. Но работу не спешат оплачивать власти, и вместо того, чтобы красоваться на самом видном месте столицы Зауралья, высокий, неотразимый мужчина вынужден прозябать в литейной мастерской под Екатеринбургом. Журналисты «URA.Ru» стали первыми, кто увидел покорителя тобольских берегов. Свой фоторепортаж мы приготовили специально для курганских чиновников. Возможно, это заставит их поторопиться. Несколько лет назад Кургану пообещали памятник — серьезный, монументальный, основателю города Тимофею Невежину. В 2012 году был проведен конкурс, выбран победитель. В 2013-ом завершены, казалось бы, все бюрократические процедуры, выбрано и согласовано место установки будущей скульптуры. Сейчас — конец марта 2014 года: памятник Тимофею Невежину готов к отливке. Его автор, курганский скульптор Ольга Красношеина, начав работу в Рождество, вылепила 5-метровую фигуру из гипса за рекордные два с половиной месяца. Пока, правда, не получив за свое творение ни копейки. О Тимофее Невежине Интернет знает гораздо меньше, чем об Ольге Красношеиной. О том, что родному Кургану нужны история и герой, о котором можно рассказывать детям, Ольга задумалась 13 лет назад, с момента рождения собственного ребенка. И, скорее всего, именно тогда увидела высокого, гордого, красивого и сильного мужчину, который сошел на берег Тобола и повелел создать меж двух курганов новый город. Чтобы мечта осуществилась, девушка отправилась в Москву, поступила в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Илья Сергеевич говорил нам: «Вы, приехавшие из глубинки, должны приезжать с этими идеями, с этой жизнью, с вашей историей, вашего края, вашего города. Это более важно, чем какие-либо новомодные идеи». Поэтому и выбрала Ольга своей дипломной работой скульптуру Тимофея Невежина. И создала образ первооткрывателя: «Пишут, что был он крестьянином с топором. Но это даже не полправды», — уверенно заявляет Ольга. Рассказывая историю жизни основателя Кургана, скульптор вспоминает о старце Далмате (канонизированном в прошлом году), набегах кочевников, которые видел маленький Тимофей, о его матери и освоении южных рубежей Тобольской провинции. И при этом снимает пленку со скульптуры своего героя и точными движениями убирает какие-то лишь ей видимые неточности. Памятник основателю Кургана создается в литейной мастерской Дубровина, в поселке Новоалексеевское в 35 км от Екатеринбурга. Юрий Дубровин, добродушно глядя на Ольгу, говорит: «У скульпторов же ничего нет. Оля приехала, здесь живет, работает. Ей предоставляются глина, помощники, оборудование: у нас профессиональные увеличители, рама, которая есть только в Москве и Питере, поворотный круг». В мастерской Дубровина в последние годы созданы, пожалуй, все мало-мальски известные скульптуры Урала. Здесь отлиты персонажи, населяющие улицу Вайнера в Екатеринбурге, памятник первому мэру Тюмени Текутьеву, «Нефть, дающая жизнь» и Петр и Февронья из Нефтеюганска, памятник жертвам техногенных катастроф в Нижневартовске. Для Кургана сотрудничество с екатеринбургской мастерской тоже не впервые — здесь был создан памятник родителям и нулевой километр. Фигуру Невежина Ольга создала из 20 тонн пулковской глины, зеленоватого цвета, медленно сохнущей, по пластичности считающейся лучшей для лепки. Сняв пленку, покрывающую фигуру, Ольга с помощниками обрызгивают ее водой — на завитках меха на тулупе, в развевающихся на ветру волосах Невежина начинают играть солнечные блики, оживают глаза. Глядя на него, так и хочется сказать: «Видный мужчина!» А представив 5-метровую скульптуру из бронзы на 4,5-метровой постаменте, проникнуться величием и мощью личности покорителя земель. Встал Тимофей Невежин на берегу Тобола, снял шапку, окинул взором необъятные земли и указал — городу здесь быть. А Юрий Дубровин продолжает рассказ: «По-хорошему, лепить такую скульптуру надо полгода, потом около двух месяцев — отливка. Но Ольга за два управилась. Маленькая, худенькая... а ведь работа скульптора — тяжелый труд: попробуйте хотя бы круг повернуть. А с глиной по лесам сколько раз она поднималась?» В это время маленькая и худенькая Ольга вступает в разговор: «Мне хотелось не просто сделать памятник, а сделать так, чтобы с его появлением началось восстановление истории города». И соглашается с Дубровиным, когда он говорит о том, что созданный ею Тимофей Невежин не зря ждал своего часа 13 лет. За это время скульптор Красношеина приняла участие во всероссийском художественном конкурсе «От древней Руси к новой России» и, заняв в нем первое место, получила благословение патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго. А затем ей не было равных на конкурсе, объявленном в Кургане. Жителям Кургана было обещано, что памятник основателю появится на День города — в августе. Познакомившись с местом, где будет установлен монумент, Ольге пришлось менять первоначальный проект. Иначе Невежин указывал бы не на место, где должен быть «город заложен», а куда-то в неведомые дали. Но это не была зеркальная замена одной руки на другую. Тимофей за время перерождения в глине изменился: помолодел, в глазах появилась большая уверенность, в фигуре — статность. Ольга не отрицает, что создала идеал настоящего русского мужчины, составив образ Невежина на основе фактов и поступков: «К сожалению, не сохранилось ни рисунков, ни даже описания его внешности. Но я уверена, что он выглядел именно так». Архиепископ Курганский и Шадринский Константин, посетивший сегодня мастерскую Дубровина, оценил работу Ольгу Красношеиной немногословно, но емко: «Достойно. Весьма». И на просьбу скульптора прикоснуться к величественной фигуре и благословить ответил согласием. Сейчас судьба монумента, который в ближайшие месяцы должен быть отлит в бронзе, зависит от расторопности и порядочности властей Кургана. Для мастерской Дубровина помочь скульптору — дело чести. Но бронза — материал дорогостоящий, а памятник основателю Кургана вряд ли пригодится кому-то еще, поэтому хочется, чтобы работа была проделана не зря. Скульптор Ольга Красношеина в пояснительной записке к проекту писала: «Своей работой я хочу прославить Курган и курганцев, возродить в них веру в самих себя. Глядя на этот могучий образ — нет сомнений в силах нашего народа. А архитектурное решение скульптуры и постамента символично вписывается в большой треугольник, стремящийся ввысь, состоящий из двух треугольников: фигуры и постамента — символов двух Курганов».