Эпидемия демонстративных убийств и нападений с участием молодежи в России будет только нарастать. Эксперты уверены: речь идет отнюдь не о частностях, а о системной проблеме. Молодые люди, подчас выросшие без внимания родителей и четких ориентиров, сегодня находят только единственную возможность заявить о себе — через громкое преступление.
Одна из последних драм, которую до сих пор обсуждают в социальных сетях — убийство студентки в Москве. С ней жестоко расправился ее бывший возлюбленный. Парень учился в Бауманке, а девушка была студенткой Высшей школы экономики. Они снимали вскладчину квартиру недалеко от Курского вокзала. 19-летний парень, о котором все отзывались как о добром и умном человеке, задушил подругу, нанес ей несколько ножевых ранений, после чего изнасиловал. Все произошедшее он описал в записке на нескольких печатных листах, которую адресовал своим друзьям и родным, после чего сам покончил с собой.
Нынешняя молодежь — совершенно особенная, говорят специалисты
«Я вынашивал эту идею еще где-то с первых чисел января и красочно в голове представлял, как это происходит», — это лишь одна фраза из оставленного послания. Согласно основной версии, студент пошел на убийство из-за того, что девушка не отвечала ему взаимностью.
Известно, что студентка на протяжении длительного времени находилась в подавленном состоянии. «Уже несколько лет жизнь кажется невыносимой. Как бесконечная хоррор-игра, где все люди вокруг хотят сделать еще хуже, а радости не существует вообще. То есть ты по привычке делаешь вид, что радуешься чему-то, но при этом вообще ничего не чувствуешь», — писала она в своих дневниках, отрывки из которых появились в сетях вскоре после гибели студентки. Ее ухажер также пребывал в депрессии и посещал психотерапевтов.
«К сожалению, сегодня мы видим попытки списать все на какие-то исключения: на школу напал сумасшедший, свою возлюбленную убил наркоман. Такая позиция порочна — она позволяет конкретным чиновникам сохранить свои кресла, но не является попыткой хотя бы начать решать большую системную проблему», — утверждает в разговоре с «URA.RU» руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин.
По его словам, «сегодня мы пожинаем плоды прежнего хаоса»: «Как-то незаметно выросло брошенное поколение, поколение, которое никому не нужно. Наши дети зачастую рассматриваются исключительно как бизнес: в школах их надо охранять, их надо кормить — все это деньги. Отсюда вытекает и острейшая проблема социального неравенства.
Жестокое убийство в Москве, конечно, проще трактовать как белую горячку или галлюцинации наркомана. Однако за этим страшным преступлением наверняка последует следующее, не менее страшное. Подростки продолжат убивать и насиловать. Это что же получается — все сумасшедшие и «нарики»?».
По мнению Долинина, «группы смерти» в соцсетях, нападения на школы и резонансные убийства, подобные тому, что произошло в Москве, являются звеньями одной цепи.
«О проблемах молодежи стали говорить после протестных митингов в прошлом марте. А почему молодежь пошла протестовать? Чтобы их заметили, чтобы с ними заговорили. Там, где образуется вакуум, вскоре появляется криминалитет и различные извращенцы, как это было в случае с этими группами в сетях», — сказал собеседник «URA.RU».
Он посетовал на то, что зачастую реальная работа подменяется имитацией: «Вот и сейчас [после нападения на школы] заговорили: давайте в школах введем побольше психологов. Нет, давайте побольше охранников. А я предлагаю все школы в стране перекрасить в розовый цвет. Эффект будет точно такой же».
Психиатр, кандидат медицинских наук, главный врач клиники психологической адаптации Алексей Магалиф в разговоре с «URA.RU» указывает на «полное одиночество молодежи». «У меня складывается впечатление, что молодые люди, идущие на страшные преступления, не ставят своей целью убийство как таковое. Для них это наиболее действенный способ заявить о себе, о своих проблемах. Тебя не замечают, ты брошен, поэтому надо привлечь к себе внимание. При этом они совершенно иначе воспринимают ценность жизни — они не особо задумываются о возможных последствиях», — пояснил специалист.
Психиатр, доктор медицинских наук Михаил Виноградов соглашается, что речь идет об «особом поколении». «Особенность его в том, что это, по сути, первое поколение, выросшее при бурном развитии интернета и социальных сетей. Раньше, конечно, тоже бросались с крыш и убивали, но это невозможно было тиражировать и демонстрировать — не было таких возможностей. Сейчас же столкнулись с проблемой подражательства: один совершил преступление или просто какую-то глупость, и у него тотчас же находятся последователи. Люди перестали жить своей жизнью — они смотрят, как у других», — сказал он в разговоре с корреспондентом «URA.RU». По его мнению, студент, убивший свою возлюбленную, сделал это «исключительно для демонстрации»: «С этой целью он и написал столь подробную записку. Он же понимал, что если бы просто нашли два тела, то никакого шума и резонанса не получилось бы. Парень мечтал о славе хотя бы после смерти».
Депрессия и ощущение бесперспективности свойственны сегодня многим молодым людям
Заведующий сектором изучения интеграционных процессов Института социологии РАН, доктор социологических наук Владимир Мукомель напомнил, что нынешнюю молодежь зачастую называют «поколением Z». «Это люди, которые выросли в интернете, в эпоху бурного развития информационных технологий. Надо признать, что именно Глобальная сеть становится главным источником получения информации и знаний — как полезных, так и опасных. При этом надо понимать, что каждое следующее поколение будет всегда отличаться от предыдущего», — пояснил он «URA.RU».
По мнению эксперта, современной молодежи действительно свойственны депрессия и чувство собственной ненужности: «Это нетрудно заметить по страницам школьников и студентов в социальных сетях — там беспросветная тоска и апатия. Во многом это связано с тем, что социальные лифты в стране заметно ограничены. Люди упираются в потолок, выше не прыгнешь. Отсюда — и протестные настроения, выплеск которых нам довелось наблюдать, и высокий уровень агрессии. Сегодня наше общество буквально пропитано ненавистью. Молодые люди не могут этого не чувствовать».
Речь идет о проблеме отцов и детей, которую сформулировал еще Иван Тургенев, отметил в разговоре с «URA.RU» директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов: «Нам всегда кажется, что следующее поколение — хуже нашего. Вот мы — прекрасные, а они — какие-то неправильные. На самом деле нынешнее поколение совершенно нормальное — рожают детей, служат в армии. Да, есть примерно 20 процентов не очень вменяемых, такая грустная отбраковка. От этого никуда не деться — она была всегда, во всем мире, и во времена Тургенева тоже».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Эпидемия демонстративных убийств и нападений с участием молодежи в России будет только нарастать. Эксперты уверены: речь идет отнюдь не о частностях, а о системной проблеме. Молодые люди, подчас выросшие без внимания родителей и четких ориентиров, сегодня находят только единственную возможность заявить о себе — через громкое преступление. Одна из последних драм, которую до сих пор обсуждают в социальных сетях — убийство студентки в Москве. С ней жестоко расправился ее бывший возлюбленный. Парень учился в Бауманке, а девушка была студенткой Высшей школы экономики. Они снимали вскладчину квартиру недалеко от Курского вокзала. 19-летний парень, о котором все отзывались как о добром и умном человеке, задушил подругу, нанес ей несколько ножевых ранений, после чего изнасиловал. Все произошедшее он описал в записке на нескольких печатных листах, которую адресовал своим друзьям и родным, после чего сам покончил с собой. «Я вынашивал эту идею еще где-то с первых чисел января и красочно в голове представлял, как это происходит», — это лишь одна фраза из оставленного послания. Согласно основной версии, студент пошел на убийство из-за того, что девушка не отвечала ему взаимностью. Известно, что студентка на протяжении длительного времени находилась в подавленном состоянии. «Уже несколько лет жизнь кажется невыносимой. Как бесконечная хоррор-игра, где все люди вокруг хотят сделать еще хуже, а радости не существует вообще. То есть ты по привычке делаешь вид, что радуешься чему-то, но при этом вообще ничего не чувствуешь», — писала она в своих дневниках, отрывки из которых появились в сетях вскоре после гибели студентки. Ее ухажер также пребывал в депрессии и посещал психотерапевтов. «К сожалению, сегодня мы видим попытки списать все на какие-то исключения: на школу напал сумасшедший, свою возлюбленную убил наркоман. Такая позиция порочна — она позволяет конкретным чиновникам сохранить свои кресла, но не является попыткой хотя бы начать решать большую системную проблему», — утверждает в разговоре с «URA.RU» руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин. По его словам, «сегодня мы пожинаем плоды прежнего хаоса»: «Как-то незаметно выросло брошенное поколение, поколение, которое никому не нужно. Наши дети зачастую рассматриваются исключительно как бизнес: в школах их надо охранять, их надо кормить — все это деньги. Отсюда вытекает и острейшая проблема социального неравенства. Жестокое убийство в Москве, конечно, проще трактовать как белую горячку или галлюцинации наркомана. Однако за этим страшным преступлением наверняка последует следующее, не менее страшное. Подростки продолжат убивать и насиловать. Это что же получается — все сумасшедшие и «нарики»?». По мнению Долинина, «группы смерти» в соцсетях, нападения на школы и резонансные убийства, подобные тому, что произошло в Москве, являются звеньями одной цепи. «О проблемах молодежи стали говорить после протестных митингов в прошлом марте. А почему молодежь пошла протестовать? Чтобы их заметили, чтобы с ними заговорили. Там, где образуется вакуум, вскоре появляется криминалитет и различные извращенцы, как это было в случае с этими группами в сетях», — сказал собеседник «URA.RU». Он посетовал на то, что зачастую реальная работа подменяется имитацией: «Вот и сейчас [после нападения на школы] заговорили: давайте в школах введем побольше психологов. Нет, давайте побольше охранников. А я предлагаю все школы в стране перекрасить в розовый цвет. Эффект будет точно такой же». Психиатр, кандидат медицинских наук, главный врач клиники психологической адаптации Алексей Магалиф в разговоре с «URA.RU» указывает на «полное одиночество молодежи». «У меня складывается впечатление, что молодые люди, идущие на страшные преступления, не ставят своей целью убийство как таковое. Для них это наиболее действенный способ заявить о себе, о своих проблемах. Тебя не замечают, ты брошен, поэтому надо привлечь к себе внимание. При этом они совершенно иначе воспринимают ценность жизни — они не особо задумываются о возможных последствиях», — пояснил специалист. Психиатр, доктор медицинских наук Михаил Виноградов соглашается, что речь идет об «особом поколении». «Особенность его в том, что это, по сути, первое поколение, выросшее при бурном развитии интернета и социальных сетей. Раньше, конечно, тоже бросались с крыш и убивали, но это невозможно было тиражировать и демонстрировать — не было таких возможностей. Сейчас же столкнулись с проблемой подражательства: один совершил преступление или просто какую-то глупость, и у него тотчас же находятся последователи. Люди перестали жить своей жизнью — они смотрят, как у других», — сказал он в разговоре с корреспондентом «URA.RU». По его мнению, студент, убивший свою возлюбленную, сделал это «исключительно для демонстрации»: «С этой целью он и написал столь подробную записку. Он же понимал, что если бы просто нашли два тела, то никакого шума и резонанса не получилось бы. Парень мечтал о славе хотя бы после смерти». Заведующий сектором изучения интеграционных процессов Института социологии РАН, доктор социологических наук Владимир Мукомель напомнил, что нынешнюю молодежь зачастую называют «поколением Z». «Это люди, которые выросли в интернете, в эпоху бурного развития информационных технологий. Надо признать, что именно Глобальная сеть становится главным источником получения информации и знаний — как полезных, так и опасных. При этом надо понимать, что каждое следующее поколение будет всегда отличаться от предыдущего», — пояснил он «URA.RU». По мнению эксперта, современной молодежи действительно свойственны депрессия и чувство собственной ненужности: «Это нетрудно заметить по страницам школьников и студентов в социальных сетях — там беспросветная тоска и апатия. Во многом это связано с тем, что социальные лифты в стране заметно ограничены. Люди упираются в потолок, выше не прыгнешь. Отсюда — и протестные настроения, выплеск которых нам довелось наблюдать, и высокий уровень агрессии. Сегодня наше общество буквально пропитано ненавистью. Молодые люди не могут этого не чувствовать». Речь идет о проблеме отцов и детей, которую сформулировал еще Иван Тургенев, отметил в разговоре с «URA.RU» директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов: «Нам всегда кажется, что следующее поколение — хуже нашего. Вот мы — прекрасные, а они — какие-то неправильные. На самом деле нынешнее поколение совершенно нормальное — рожают детей, служат в армии. Да, есть примерно 20 процентов не очень вменяемых, такая грустная отбраковка. От этого никуда не деться — она была всегда, во всем мире, и во времена Тургенева тоже».