В ночь с 16 на 17 июля Екатеринбург пережил нечто особенное: около ста тысяч верующих совершили крестный ход в память о Николае II и членах его семьи, расстрелянных в эту ночь 100 лет назад в доме инженера Ипатьева. Верующие повторили последний путь царских мучеников, пройдя от Храма на Крови до монастыря Ганина Яма. Как это было — в репортаже «URA.RU».
Церковная служба в память об убиенной царской семье начиналась около полуночи, но народ начал собираться вокруг Храма на Крови задолго до этого. К вечеру вся улица Царская превратилась в людское море: среди пришедших на крестный ход были как екатеринбуржцы, так и паломники из самых разных городов России и других стран, например, Новой Зеландии, США, Голландии. За час до начала службы ФСО собрала всех журналистов в одном месте, откуда можно было снимать.
Под знаком Следственного комитета
Балерина Илзэ Лиепа рассказала, насколько значимы для каждого россиянина «Царские дни»
Покидать «точку» было нельзя, но можно было общаться со «спикерами». О том, насколько значимы Царские дни для каждого россиянина, рассказывали балерина Илзе Лиепа, спикер свердловского Заксобрания Людмила Бабушкина, омбудсмен Татьяна Мерзлякова и ее коллега из Севастополя Павел Буцай. «Мне больно, что все это случилось», — поделилась чувствами Ольга Николаевна Куликовская-Романова (вдова племянника Николая II Тихона).
Впрочем, самой обсуждаемой темой стало заявление следственного комитета России, сделанное накануне, об итогах генетических экспертиз, установивших подлинность останков царской семьи, найденных в местечке Поросенков Лог под Екатеринбургом (в пяти километрах от Ганиной Ямы, куда шло большинство паломников). Журналистам даже не приходилось спрашивать об этом — многие VIP сами поднимали эту тему.
«Экспертизы подтверждают, что останки принадлежат родственникам Александра III. Но это повторяется каждый раз без опубликования самих экспертиз, игнорируя независимые экспертизы и те вопросы, которые ставят другие эксперты, — заявил православный историк Петр Мультатули, являющийся правнуком повара царской семьи Харитонова (был расстрелян вместе с членами царской семьи). — До сих пор мы ничего не знаем по историческим экспертизам».
Ольга Николаевна Куликовская-Романова — в отличие от большинства представителей Дома Романовых за границей — ярый противник версии о «екатеринбургских останках»
По его мнению, особенно значимо, что заявление СК прозвучало вслед за заявлениями после заседания Священного Синода о том, что все решения будут приниматься только на архиерейском соборе. «Такое впечатление, что следственный комитет торопится закрепить свою позицию», — замечает историк. В ответ на вопрос, что он будет делать, если РПЦ все же примет екатеринбургские останки, признает ли он свою неправоту и куда тогда девать все его книги, отрицающие екатеринбургские останки, Мультатули заявил: «Вот когда святейший собор вынесет такое решение, тогда и будем разговаривать».
Еще более непримиримую позицию высказала Ольга Николаевна Куликовская-Романова. «У меня был разговор с некоторыми людьми — еще ничего не решено! — заявила она журналистам. — То, что представляют, является той же самой ложью, какая была 100 лет назад, когда арестовали царскую семью — говорили, что они в надежном месте, потом — что государя убили, а царская семья осталась, но все это было ложь. И теперь мы постоянно слышим ту же ложь: все сошлось, все совпадает. Ничего еще не совпадает!».
Патриарх — о том, как правильно жить в городе убийства
Патриарх Кирилл достучался до сердца каждого, кто пришел к Храму на Крови в ночь 100-летия убийства царской семьи
Церковная служба в память о царской семье длилась почти два часа. Из них четверть часа заняла речь святейшего патриарха — обращение к россиянам в день 100-летия расстрела царской семьи. Будучи превосходным оратором, Кирилл полностью захватил внимание людей: народ слушал его, не дыша, некоторые даже плакали.
В своей речи святейший искал ответ на вопрос: как стало возможным столь страшное преступление, как убийство царской семьи? Кто виноват? Ответ не очень лицеприятен — мы сами.
«Ведь страна была покрыта храмами, монастырями, ведь абсолютное большинство людей было крещеными, — говорил предстоятель русской церкви. — Почему спустили курок убийцы, ни капли не содрогаясь от того, что они совершали? Значит, не все было благополучно». По его мысли, русские люди (особенно интеллигенция, аристократия и даже часть духовенства) купились на революционные идеи, пришедшие с Запада.
Возникает вопрос: а можно ли через преступление, через кровь, через насилие, через разрушение святынь построить эту самую счастливую жизнь? История нам ясно свидетельствует: невозможно».
Крестный ход на Ганину Яму мимо Поросенкова Лога
Полпред президента в УрФО Николай Цуканов и свердловский губернатор Евгений Куйвашев отстояли службу и прошли вслед за патриархом весь крестный ход
Подарив в конце службы уральским верующим «драгоценный крест» для Храма на Крови, патриарх Кирилл отправился в Крестный ход. И чудо, в которое многие не верили, свершилось: 71-летний предстоятель Русской православной церкви прошел весь путь, преодолев пешком 21 километр. Вслед за патриархом шли свердловский губернатор Евгений Куйвашев и полномочный представитель президента в УрФО Николай Цуканов. Неподалеку от них, затерявшись в толпе народа, шли уральские бизнесмены — олигарх Андрей Козицын и руководитель «Сималенда» Андрей Симановский, обсуждавший какие-то темы с настоятелем Среднеуральского женского монастыря отцом Сергием — духовником Павла Дацюка и Натальи Поклонской.
Патриарх шел в окружении монахов и крепких парней, не подпускавших никого к персоне святейшего. Операторов и фотографов, пытавшихся снять его шествие, охранники отодвигали в сторону, не церемонясь и невзирая на статус — доставалось и репортерам центральных каналов и даже журналистам-сотрудникам властных пресс-служб. В начале пути святейший бодро шагал, постукивая тростью о брусчатку центральной улицы Екатеринбурга (по-прежнему носящей имя Ленина) — ближе к концу пути было видно, что он устал и стал идти немного медленнее. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, уже не раз ходивший Царским крестным ходом, опередил святейшего на несколько сотен метров, обогнав даже часть кортежа и оказавшись практические в начале процессии.
Когда она шла мимо Поросенкова Лога (где были обнаружены останки членов царской семьи, которые РПЦ не признает) ни патриарх, ни владыка Кирилл даже не взглянули в сторону этого места.
Зато, в отличие от предыдущих годов, некоторые верующие показывали друг другу на него — махали рукой в сторону поворота, а некоторые даже сворачивали с дороги и заглядывали на мемориал Романовых. В прошлый год здесь собралось помолиться пять человек. «Сегодня какой-то аншлаг», — заявил «URA.RU» «хранитель» мемориала — активист фонда «Обретение» Илья Коровин, когда число гостей перевалило за десяток. Всего, по его подсчетам, Поросенков Лог посетило около 60 верующих — беспрецедентная цифра для прошлых лет.
Глава УГМК Андрей Козицын посетил службу, а потом шел крестным ходом среди простого народа
Некоторым гостям приходилось объяснить, что это за место и как были обнаружены царские кости, но большинство заглянувших на мемориал были «в теме». Почти все крестились и молились, а некоторые прикладывались к кресту, венчающему «мостик из шпал», под которых останки царской семьи лежали более 60 лет. Иногда вспыхивали и дискуссии. «Понятно, почему церковь не признает останки — это сразу же приведет к расколу», — сказало паломник Юрий. «Чем дольше тянется эта история, тем раскол сильнее», — отвечал ему Коровин.
Со стороны Поросенкова Лога были очень хорошо видны масштабы крестного хода. Если в прошлом году данные о 70 тысячах участников крестного хода, озвученные РПЦ, вызывали сомнения (почти вся процессия прошла тогда за четверть часа), то в этом году цифра в 100 тысяч верующих не кажется неправдоподобной: крестный ход растянулся на 5 км и на целый час. В финальной точке — монастыре Ганина Яма — патриарх совершил молебен возле шахты, в которую в 1918 году были брошены тела убиенных царских мучеников, были после чего, не задерживаясь, отправился в аэропорт на самолет.
Смотрите фоторепортаж с крестного хода, приуроченного к 100-летию расстрела Николая II.
Патриарх Кирилл провел службу в память об убиенной царской семье
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В ночь с 16 на 17 июля Екатеринбург пережил нечто особенное: около ста тысяч верующих совершили крестный ход в память о Николае II и членах его семьи, расстрелянных в эту ночь 100 лет назад в доме инженера Ипатьева. Верующие повторили последний путь царских мучеников, пройдя от Храма на Крови до монастыря Ганина Яма. Как это было — в репортаже «URA.RU». Церковная служба в память об убиенной царской семье начиналась около полуночи, но народ начал собираться вокруг Храма на Крови задолго до этого. К вечеру вся улица Царская превратилась в людское море: среди пришедших на крестный ход были как екатеринбуржцы, так и паломники из самых разных городов России и других стран, например, Новой Зеландии, США, Голландии. За час до начала службы ФСО собрала всех журналистов в одном месте, откуда можно было снимать. Под знаком Следственного комитета Покидать «точку» было нельзя, но можно было общаться со «спикерами». О том, насколько значимы Царские дни для каждого россиянина, рассказывали балерина Илзе Лиепа, спикер свердловского Заксобрания Людмила Бабушкина, омбудсмен Татьяна Мерзлякова и ее коллега из Севастополя Павел Буцай. «Мне больно, что все это случилось», — поделилась чувствами Ольга Николаевна Куликовская-Романова (вдова племянника Николая II Тихона). Впрочем, самой обсуждаемой темой стало заявление следственного комитета России, сделанное накануне, об итогах генетических экспертиз, установивших подлинность останков царской семьи, найденных в местечке Поросенков Лог под Екатеринбургом (в пяти километрах от Ганиной Ямы, куда шло большинство паломников). Журналистам даже не приходилось спрашивать об этом — многие VIP сами поднимали эту тему. «Экспертизы подтверждают, что останки принадлежат родственникам Александра III. Но это повторяется каждый раз без опубликования самих экспертиз, игнорируя независимые экспертизы и те вопросы, которые ставят другие эксперты, — заявил православный историк Петр Мультатули, являющийся правнуком повара царской семьи Харитонова (был расстрелян вместе с членами царской семьи). — До сих пор мы ничего не знаем по историческим экспертизам». По его мнению, особенно значимо, что заявление СК прозвучало вслед за заявлениями после заседания Священного Синода о том, что все решения будут приниматься только на архиерейском соборе. «Такое впечатление, что следственный комитет торопится закрепить свою позицию», — замечает историк. В ответ на вопрос, что он будет делать, если РПЦ все же примет екатеринбургские останки, признает ли он свою неправоту и куда тогда девать все его книги, отрицающие екатеринбургские останки, Мультатули заявил: «Вот когда святейший собор вынесет такое решение, тогда и будем разговаривать». Еще более непримиримую позицию высказала Ольга Николаевна Куликовская-Романова. «У меня был разговор с некоторыми людьми — еще ничего не решено! — заявила она журналистам. — То, что представляют, является той же самой ложью, какая была 100 лет назад, когда арестовали царскую семью — говорили, что они в надежном месте, потом — что государя убили, а царская семья осталась, но все это было ложь. И теперь мы постоянно слышим ту же ложь: все сошлось, все совпадает. Ничего еще не совпадает!». Патриарх — о том, как правильно жить в городе убийства Церковная служба в память о царской семье длилась почти два часа. Из них четверть часа заняла речь святейшего патриарха — обращение к россиянам в день 100-летия расстрела царской семьи. Будучи превосходным оратором, Кирилл полностью захватил внимание людей: народ слушал его, не дыша, некоторые даже плакали. В своей речи святейший искал ответ на вопрос: как стало возможным столь страшное преступление, как убийство царской семьи? Кто виноват? Ответ не очень лицеприятен — мы сами. «Ведь страна была покрыта храмами, монастырями, ведь абсолютное большинство людей было крещеными, — говорил предстоятель русской церкви. — Почему спустили курок убийцы, ни капли не содрогаясь от того, что они совершали? Значит, не все было благополучно». По его мысли, русские люди (особенно интеллигенция, аристократия и даже часть духовенства) купились на революционные идеи, пришедшие с Запада. Возникает вопрос: а можно ли через преступление, через кровь, через насилие, через разрушение святынь построить эту самую счастливую жизнь? История нам ясно свидетельствует: невозможно». Крестный ход на Ганину Яму мимо Поросенкова Лога Подарив в конце службы уральским верующим «драгоценный крест» для Храма на Крови, патриарх Кирилл отправился в Крестный ход. И чудо, в которое многие не верили, свершилось: 71-летний предстоятель Русской православной церкви прошел весь путь, преодолев пешком 21 километр. Вслед за патриархом шли свердловский губернатор Евгений Куйвашев и полномочный представитель президента в УрФО Николай Цуканов. Неподалеку от них, затерявшись в толпе народа, шли уральские бизнесмены — олигарх Андрей Козицын и руководитель «Сималенда» Андрей Симановский, обсуждавший какие-то темы с настоятелем Среднеуральского женского монастыря отцом Сергием — духовником Павла Дацюка и Натальи Поклонской. Патриарх шел в окружении монахов и крепких парней, не подпускавших никого к персоне святейшего. Операторов и фотографов, пытавшихся снять его шествие, охранники отодвигали в сторону, не церемонясь и невзирая на статус — доставалось и репортерам центральных каналов и даже журналистам-сотрудникам властных пресс-служб. В начале пути святейший бодро шагал, постукивая тростью о брусчатку центральной улицы Екатеринбурга (по-прежнему носящей имя Ленина) — ближе к концу пути было видно, что он устал и стал идти немного медленнее. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, уже не раз ходивший Царским крестным ходом, опередил святейшего на несколько сотен метров, обогнав даже часть кортежа и оказавшись практические в начале процессии. Когда она шла мимо Поросенкова Лога (где были обнаружены останки членов царской семьи, которые РПЦ не признает) ни патриарх, ни владыка Кирилл даже не взглянули в сторону этого места. Зато, в отличие от предыдущих годов, некоторые верующие показывали друг другу на него — махали рукой в сторону поворота, а некоторые даже сворачивали с дороги и заглядывали на мемориал Романовых. В прошлый год здесь собралось помолиться пять человек. «Сегодня какой-то аншлаг», — заявил «URA.RU» «хранитель» мемориала — активист фонда «Обретение» Илья Коровин, когда число гостей перевалило за десяток. Всего, по его подсчетам, Поросенков Лог посетило около 60 верующих — беспрецедентная цифра для прошлых лет. Некоторым гостям приходилось объяснить, что это за место и как были обнаружены царские кости, но большинство заглянувших на мемориал были «в теме». Почти все крестились и молились, а некоторые прикладывались к кресту, венчающему «мостик из шпал», под которых останки царской семьи лежали более 60 лет. Иногда вспыхивали и дискуссии. «Понятно, почему церковь не признает останки — это сразу же приведет к расколу», — сказало паломник Юрий. «Чем дольше тянется эта история, тем раскол сильнее», — отвечал ему Коровин. Со стороны Поросенкова Лога были очень хорошо видны масштабы крестного хода. Если в прошлом году данные о 70 тысячах участников крестного хода, озвученные РПЦ, вызывали сомнения (почти вся процессия прошла тогда за четверть часа), то в этом году цифра в 100 тысяч верующих не кажется неправдоподобной: крестный ход растянулся на 5 км и на целый час. В финальной точке — монастыре Ганина Яма — патриарх совершил молебен возле шахты, в которую в 1918 году были брошены тела убиенных царских мучеников, были после чего, не задерживаясь, отправился в аэропорт на самолет. Смотрите фоторепортаж с крестного хода, приуроченного к 100-летию расстрела Николая II.