Власти России перекроют каналы отмывания средств. На встрече с главой Росимущества Вадимом Яковенко 27 августа премьер-министр РФ Михаил Мишустин призвал эффективнее использовать федеральную собственность, формируя комфортные условия для инвесторов за счет передачи им активов национализированных компаний. Как рассказали эксперты URA.RU, это закроет юрлицам возможности для вывода средств за границу, а добросовестным предпринимателям поможет избежать банкротств.
Доходы от госимущества напрямую влияют на качество жизни россиян, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин
Доходы от сдачи в аренду и продажи госимущества напрямую влияют на качество жизни россиян, ведь вырученные от этой недвижимости средства направляют на строительство школ, детсадов, социальной инфраструктуры и другие цели, сказал Мишустин в начале встречи с Яковенко. Премьер добавил, что все это помогает достичь национальных целей развития, которые перед правительством поставил президент, а затем попросил главу Росимущества поделиться результатами работы в этом направлении.
Главная цель работы Росимущества — пополнение федерального бюджета. Показатель прошлого года — 473 млрд рублей, 307 млрд из которых — дивиденды, отметил Яковенко. «А за последние три года мы пополнили казну более чем на 1,6 трлн рублей», — добавил он.
Благодаря сдаче в аренду, передаче имущества на другие уровни, а также ее продаже путем приватизации, Росимуществу удалось заработать 166 млрд рублей за прошлый год. Еще агентство активно занимается реализацией объектов казны, даже теми, которые нельзя назвать привлекательными для инвесторов, сообщил Яковенко. «В 2024 году мы реализовали практически 1,5 тысячи объектов, на 30% выросло количество тех, которые подлежат реализации», — отметил он.
Росимущество планирует наполнить казну на 475 млрд рублей
Говоря о планах до конца 2025 года, Яковенко сказал, что Росимущество планирует наполнить казну на 475 млрд рублей, при этом большую часть должны составить дивиденды — порядка 417 млрд рублей. «И конечно же, мы работаем по реализации активов, которые находятся в собственности государства. В результате уже поступило 133 млрд рублей», — сообщил глава федерального агентства.
Продолжая эту тему, Яковенко отметил, что в этом году удалось заключить ряд таких крупных сделок. «Здесь можно отметить реализацию пакета акций государства Башкирской содовой компании стоимостью 17 млрд рублей. До конца этого года на приватизации мы планируем заработать порядка 90 млрд рублей», — привел цифры глава Росимущества.
Росимущество создает комфортные условия для инвесторов
Глава правительства добавил, что очень важно уделять особое внимание эффективности использования госимущества, чтобы недвижимость не простаивала. «Президент отмечал, что нужно как можно активнее вовлекать в хозяйственный оборот имущество в каждом регионе. И конечно, формировать условия для инвесторов, чтобы им было удобно работать, в том числе и через государственно-частное партнерство», — резюмировал Мишустин.
Национализация, а также использование активов компаний для передачи инвесторам — такие условия для бизнеса, которые способны пресечь его банкротство, а также предотвратить вывод средств за границу, то есть «отмывание» денег. Сейчас это две «наболевшие мозоли» бизнеса, поэтому Мишустин, который особенно ратует за федеральный бюджет, и обратил внимание на тему реализации госимущества и активов таких компаний, рассказал URA.RU эксперт по финансовым сервисам, доктор экономических наук Андрей Бархота.
Число банкротств российских компаний, действительно, растет. Например, в первой половине 2024 года банкротами признали в общей сложности 4363 компании, а за тот же период 2023 года такой статус получили 3115 юридических лиц, следует из данных Федресурса. Более того, в первом полугодии 2025 года на треть увеличилось количество уголовных дел, связанных с отмыванием денег, достигнув 862, следует из данных МВД России.
Государство оказалось эффективным собственником, сообщил экономист Андрей Бархота
«В 90-е годы закрепилось такое правило: частник — эффективный собственник, государство — нет. На самом деле, это в корне не верно, особенно сейчас. Все участники рынка полезны, вопрос только в том, как использовать экономические инструменты. И государство, как показывает практика, оказалось эффективным собственником. Национализация пресекает банкротство компании, тем самым решая проблемы социального характера, например, рост увольнений», — уточнил Бархота.
Национализация компаний снизит тренд на увольнения
И это, действительно, так. По информации на июль 2025 года, на рынке труда усиливается тренд на увольнения. По данным Центробанка РФ, за полгода количество компаний, которые планируют сокращение персонала, выросло почти вдвое — с 6,9% в январе до 11,5% в июне. «Учитывая высокую ключевую ставку ЦБ РФ, компании сталкиваются с трудностями, поэтому решаются на оптимизацию, то есть сокращение персонала. В компаниях, о которых позаботилось государство, риск увольнений снижается», — сказал эксперт.
Более того, национализация бизнеса предотвращает вывод средств из компаний, напомнил экономист.
Путем национализации власти смогут пресечь нерыночное кредитование
«Если акционеры средних и крупных компаний захотят рассмотреть вариант, например, релокации бизнеса, то при наличии мандата на корпоративное управление, они способны совершить финансовые операции, которые позднее могут счесть за махинации. Еще к ним относится нерыночное кредитование, которое выгодно третьему лицу. Со стороны, кажется, что это просто кредитный договор, а на самом деле — вывод средств. У нас уже были такие случаи. Давайте вспомним компанию „Южуралзолото“, которая вышла на IPO (то есть начала впервые предлагать свои акции для широкой продажи на фондовой бирже, — прим. ред.), а ее владелец (Константин Стручков — прим. ред.) хотел улететь за границу на личном бизнес-джете. Эту попытку пресекли, а компанию национализировали», — рассказал он.
Власти активно пресекают юрлиц, отмывающих средства
Последний инцидент связан с группой компаний «КДВ», владеющей брендами «Кириешки» и «Яшкино», владельцы которой — Николай и Денис Штенгеловы — выводили средства за рубеж. В итоге активы этой группы изъяли в доход государства.
Часто за национализацией компании следует ее приватизация, отметил Бархота. То есть сначала государство повышает инвестиционную привлекательность бизнеса, а потом передает или продает ее акции, даже контрольные пакеты, частным лицам, добавил он.
«В этом случае государство может оставить свои дивиденды, то есть казна получит средства за счет механизма приватизации», — добавил он.
Национализация помогает компаниям повысить рентабельность
Он добавил, что за счет повышения конкурентоспособности компаний, а также их привлекательности, власти продолжают пополнять федеральный бюджет на фоне его дефицита, сказал экономист. По итогам семи месяцев 2025 года он уже составил 4,879 трлн рублей, или 2,2% ВВП, рассказал Минфин РФ. «На встрече с главой Росимущества Мишустин дал понять, что национализация компаний, а также передача их активов частникам продолжится, ведь такая практика действительно повышает экономическую эффективность таких организаций. В это связи можно вспомнить „ДОМ.РФ“. Под крылом Росимущества этой компании удалось достигнуть определенной зрелости и повысить свою рентабельность (она составила 18,7% в 2024, это выше показателя 2023 — 16,9%, по данным одного из коммерческих банков России)», — объяснил экономист.
Научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович пояснил, что национализация компаний и передача их активов эффективным инвесторам — это международная практика. «К вопросу национализации власти подходят избирательно, что и позволяет выстраивать эффективное управление бизнесом в стране. То есть они понимают, какие компании лучше оставить себе, а какие передать частным лицам через аукцион или тендер. Конечно, компании стратегической важности, например, предприятия оборонно-промышленного комплекса контролирует государство. А в гражданском секторе привлекают частников, чтобы избавить государство от дополнительной нагрузки», — резюмировал Остапкович.
За 2024 год в России национализировали более 60 компаний, согласно информации в открытых источниках. Среди них: российский производитель мясных, молочных, овощных и рыбных консервов «Главпродукт»; группа «Рольф», занимающая покупкой и продажей автомобилей; «Макфа» — крупнейший производитель макаронных изделий; Челябинский электрометаллургический комбинат, изготавливающий ферросплавы и «Амбер Талвис» — производитель этилового спирта. Также в собственность государства перешли активы группы компаний аэропорта «Домодедово»; «Дальполиметалл», занимающийся добычей полиметаллических руд и «Саянскхимпласт» — производителя поливинилхлорида.
Каждый день — только самое важное. Читайте дайджест главных событий России и мира от URA.RU, чтобы оставаться в курсе. Подпишись!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Власти России перекроют каналы отмывания средств. На встрече с главой Росимущества Вадимом Яковенко 27 августа премьер-министр РФ Михаил Мишустин призвал эффективнее использовать федеральную собственность, формируя комфортные условия для инвесторов за счет передачи им активов национализированных компаний. Как рассказали эксперты URA.RU, это закроет юрлицам возможности для вывода средств за границу, а добросовестным предпринимателям поможет избежать банкротств. Доходы от сдачи в аренду и продажи госимущества напрямую влияют на качество жизни россиян, ведь вырученные от этой недвижимости средства направляют на строительство школ, детсадов, социальной инфраструктуры и другие цели, сказал Мишустин в начале встречи с Яковенко. Премьер добавил, что все это помогает достичь национальных целей развития, которые перед правительством поставил президент, а затем попросил главу Росимущества поделиться результатами работы в этом направлении. Благодаря сдаче в аренду, передаче имущества на другие уровни, а также ее продаже путем приватизации, Росимуществу удалось заработать 166 млрд рублей за прошлый год. Еще агентство активно занимается реализацией объектов казны, даже теми, которые нельзя назвать привлекательными для инвесторов, сообщил Яковенко. «В 2024 году мы реализовали практически 1,5 тысячи объектов, на 30% выросло количество тех, которые подлежат реализации», — отметил он. Говоря о планах до конца 2025 года, Яковенко сказал, что Росимущество планирует наполнить казну на 475 млрд рублей, при этом большую часть должны составить дивиденды — порядка 417 млрд рублей. «И конечно же, мы работаем по реализации активов, которые находятся в собственности государства. В результате уже поступило 133 млрд рублей», — сообщил глава федерального агентства. Продолжая эту тему, Яковенко отметил, что в этом году удалось заключить ряд таких крупных сделок. «Здесь можно отметить реализацию пакета акций государства Башкирской содовой компании стоимостью 17 млрд рублей. До конца этого года на приватизации мы планируем заработать порядка 90 млрд рублей», — привел цифры глава Росимущества. Глава правительства добавил, что очень важно уделять особое внимание эффективности использования госимущества, чтобы недвижимость не простаивала. «Президент отмечал, что нужно как можно активнее вовлекать в хозяйственный оборот имущество в каждом регионе. И конечно, формировать условия для инвесторов, чтобы им было удобно работать, в том числе и через государственно-частное партнерство», — резюмировал Мишустин. Национализация, а также использование активов компаний для передачи инвесторам — такие условия для бизнеса, которые способны пресечь его банкротство, а также предотвратить вывод средств за границу, то есть «отмывание» денег. Сейчас это две «наболевшие мозоли» бизнеса, поэтому Мишустин, который особенно ратует за федеральный бюджет, и обратил внимание на тему реализации госимущества и активов таких компаний, рассказал URA.RU эксперт по финансовым сервисам, доктор экономических наук Андрей Бархота. Число банкротств российских компаний, действительно, растет. Например, в первой половине 2024 года банкротами признали в общей сложности 4363 компании, а за тот же период 2023 года такой статус получили 3115 юридических лиц, следует из данных Федресурса. Более того, в первом полугодии 2025 года на треть увеличилось количество уголовных дел, связанных с отмыванием денег, достигнув 862, следует из данных МВД России. «В 90-е годы закрепилось такое правило: частник — эффективный собственник, государство — нет. На самом деле, это в корне не верно, особенно сейчас. Все участники рынка полезны, вопрос только в том, как использовать экономические инструменты. И государство, как показывает практика, оказалось эффективным собственником. Национализация пресекает банкротство компании, тем самым решая проблемы социального характера, например, рост увольнений», — уточнил Бархота. И это, действительно, так. По информации на июль 2025 года, на рынке труда усиливается тренд на увольнения. По данным Центробанка РФ, за полгода количество компаний, которые планируют сокращение персонала, выросло почти вдвое — с 6,9% в январе до 11,5% в июне. «Учитывая высокую ключевую ставку ЦБ РФ, компании сталкиваются с трудностями, поэтому решаются на оптимизацию, то есть сокращение персонала. В компаниях, о которых позаботилось государство, риск увольнений снижается», — сказал эксперт. «Если акционеры средних и крупных компаний захотят рассмотреть вариант, например, релокации бизнеса, то при наличии мандата на корпоративное управление, они способны совершить финансовые операции, которые позднее могут счесть за махинации. Еще к ним относится нерыночное кредитование, которое выгодно третьему лицу. Со стороны, кажется, что это просто кредитный договор, а на самом деле — вывод средств. У нас уже были такие случаи. Давайте вспомним компанию „Южуралзолото“, которая вышла на IPO (то есть начала впервые предлагать свои акции для широкой продажи на фондовой бирже, — прим. ред.), а ее владелец (Константин Стручков — прим. ред.) хотел улететь за границу на личном бизнес-джете. Эту попытку пресекли, а компанию национализировали», — рассказал он. Последний инцидент связан с группой компаний «КДВ», владеющей брендами «Кириешки» и «Яшкино», владельцы которой — Николай и Денис Штенгеловы — выводили средства за рубеж. В итоге активы этой группы изъяли в доход государства. Часто за национализацией компании следует ее приватизация, отметил Бархота. То есть сначала государство повышает инвестиционную привлекательность бизнеса, а потом передает или продает ее акции, даже контрольные пакеты, частным лицам, добавил он. Он добавил, что за счет повышения конкурентоспособности компаний, а также их привлекательности, власти продолжают пополнять федеральный бюджет на фоне его дефицита, сказал экономист. По итогам семи месяцев 2025 года он уже составил 4,879 трлн рублей, или 2,2% ВВП, рассказал Минфин РФ. «На встрече с главой Росимущества Мишустин дал понять, что национализация компаний, а также передача их активов частникам продолжится, ведь такая практика действительно повышает экономическую эффективность таких организаций. В это связи можно вспомнить „ДОМ.РФ“. Под крылом Росимущества этой компании удалось достигнуть определенной зрелости и повысить свою рентабельность (она составила 18,7% в 2024, это выше показателя 2023 — 16,9%, по данным одного из коммерческих банков России)», — объяснил экономист. Научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович пояснил, что национализация компаний и передача их активов эффективным инвесторам — это международная практика. «К вопросу национализации власти подходят избирательно, что и позволяет выстраивать эффективное управление бизнесом в стране. То есть они понимают, какие компании лучше оставить себе, а какие передать частным лицам через аукцион или тендер. Конечно, компании стратегической важности, например, предприятия оборонно-промышленного комплекса контролирует государство. А в гражданском секторе привлекают частников, чтобы избавить государство от дополнительной нагрузки», — резюмировал Остапкович. За 2024 год в России национализировали более 60 компаний, согласно информации в открытых источниках. Среди них: российский производитель мясных, молочных, овощных и рыбных консервов «Главпродукт»; группа «Рольф», занимающая покупкой и продажей автомобилей; «Макфа» — крупнейший производитель макаронных изделий; Челябинский электрометаллургический комбинат, изготавливающий ферросплавы и «Амбер Талвис» — производитель этилового спирта. Также в собственность государства перешли активы группы компаний аэропорта «Домодедово»; «Дальполиметалл», занимающийся добычей полиметаллических руд и «Саянскхимпласт» — производителя поливинилхлорида.