Дальний Восток в ближайшие годы ждет беспрецедентный поток инвестиций из стран Азии. На них в первую очередь нацелены планы, которые озвучил президент РФ Владимир Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума 5 сентября. Конечно, основные деньги пойдут из Китая. Министры и губернаторы, с которыми пообщался в кулуарах собкор URA.RU, видят в этом возможности развития, а не риск попасть в зависимость от Поднебесной, как это случилось в свое время с Западом.
Во Владивосток Путин прилетел прямо из Китая, где провел четыре дня. Он не только участвовал в заседании саммита ШОС и присутствовал на военном параде, но и провел большие двусторонние переговоры со своим коллегой Си Цзиньпином. А сегодня одним из почетных гостей ВЭФ-2025 стал зампред постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Хунчжун.
На Дальнем Востоке создается новая индустриальная карта, отметил Путин
Свое выступление Путин начал с подведения итогов развития Дальнего Востока, начиная с 2013 года, когда этот макрорегион был объявлен национальным приоритетом. «Лидеры по инвестициям в основной капитал за 10 лет Якутия (4,5 трлн рублей), Амурская область (4 трлн рублей) и Сахалинская область (2,6 трлн рублей). На их долю приходится 55% всех инвестиций в ДФО, — отметил Путин. — Динамика инвестиций в дальневосточных регионах такова, что в прошлом году их объем вдвое превысил значение десятилетней давности в реальном выражении. Это означает, что формируется новая индустриальная карта региона».
Растет и предпринимательская активность. Расширяются экономические возможности, а это, отметил президент, — «основа для дальнейшего развития региона».
Портовые мощности в регионе выросли почти вдвое, заявил Путин
Президент призвал внедрять передовые технологии обогащения, редких и редкоземельных металлов, стимулировать спрос на них. Модернизации требуют БАМ и Транссиб. Портовые мощности в регионах Дальнего Востока выросли почти вдвое, но предстоит расширять железнодорожные подходы к морским портам Дальнего Востока. «Важно сохранить устойчивую динамику в его традиционных отраслях по тем направлениям, которые уже пошли в рост — развивать инфраструктурные логистические связи, обеспечивать надежное снабжение доступной и чистой энергией и, конечно, ресурсами, — сказал президент. — Современные центры судостроения должны выпускать всю линейку судов».
По словам Путина, нужно наращивать роль Дальнего Востока и «в рамках российской экономики, и в системе международных связей, прежде всего, в динамично растущем Азиатско-тихоокеанском регионе». В частности, он отметил, что растет интерес со стороны и иностранных компаний к Трансарктическому коридору. Этот проект «должен открывать новые возможности для бизнеса и работать на благо экономики РФ», сказал президент.
Чтобы повысить интерес бизнеса к Дальнему Востоку, Путин предложил с 1 января 2027 года запустить во всем ДФО и в регионах Арктики преференциальный режим для бизнеса. «При его запуске будут сохранены условия для действующих инвесторов в территориях опережающего развития», — заверил президент.
Тема ВЭФ «Дальний Восток — сотрудничество во имя мира и процветания», конечно, не только про Китай. Россия постоянно демонстрирует свою открытость внешнему миру. Однако КНР — крупнейший сосед, имеющий развитую экономику, деньги и высокие технологии, поэтому очевидно, что именно с ним сотрудничество будет нарастать наибольшими темпами.
Дальний Восток не окажется в зависимости от Китая, заверил глава Минтранса Андрей Никитин
Возникает вопрос: не окажется ли Россия, ее Дальний Восток в первую очередь, в экономической зависимости от Китая (как это уже происходит с автопромом). Министр транспорта РФ Андрей Никитин заверил собкора URA.RU, это этого не будет. «Важны и китайские инвестиции, и российские. Мы будем привлекать, в том числе и российских инвесторов. Мы стараемся баланс выдерживать. Например, по развитию беспилотных технологий Россия — одна из трех самых продвинутых стран наряду с Китаем и Соединенными Штатами: что-то интересное у них, но есть технологии, которых у них нет, а есть у нас, и где-то мы впереди. Поэтому [обмен технологиями] — это нормально. Просто надо работать вместе, работать партнерски, но не забывать развивать свою промышленность», — сказал Никитин URA.RU.
Сотрудничество с Китаем открывает новые возможности, считает глава Татарстана Рустам Минниханов
У главы Татарстана Рустама Минниханова абсолютная уверенность, что Россия не попадет в зависимость от Китая. «Эти риски зависят от нас самих, от того, как мы будем двигаться. Если мы будем стремиться к технологическому лидерству, которое президент поставил как приоритет, значит, никаких рисков нет. Наоборот, мы можем для такой развитой страны, как Китай, поставлять свою продукцию. Это говорит о наших технологических возможностях, — сказал URA.RU Минниханов. — Нам нужно использовать эти возможности».
Нужно отрегулировать законодательство для китайского бизнеса
Особенности работы китайского (да и не только китайского, а любого зарубежного) бизнеса в России достаточно отрегулировать законодательно, чтобы подстраховаться. По словам главы Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, все зависит от правового регулирования. «Если мы не будем этот процесс регулировать, а автоматически перенесем все, что у нас „изъяли“ в Европе, в Китай, получится такая же зависимость, как от европейцев в свое время была. Конечно, нужно диверсифицировать эти процессы. Ну и нужно еще не допустить того, чтобы мы потеряли свои компетенции, чтобы наоборот нарабатывать их, а не отдавать какой-то рынок», — отметил Катырин.
Дальний Восток хочет поставлять товары в Поднебесную
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал собкору URA.RU, что у дальневосточных регионов, как и у китайских соседей есть «давняя мечта: поставлять в Китай вкусные дальневосточные продукты. Дальний Восток — самая чистая и красивая территория, которая граничит с Китаем. Это важное направление экспорта. Интересно взаимодействие по линии технологического развития: роботов, машиностроения, беспилотной техники — тех компетенций, где Китай доказал свои международные конкурентные преимущества. Для этого мы создаем международные территории опережающего развития. Они предполагают создание высокотехнологичной продукции», — поделился Чекунков.
Вопрос, которым оказались обеспокоены простые жители Владивостока (самые «осведомленные» — это, как везде, таксисты), — не случится ли «нашествия китайцев», особенно после отмены визового режима. Люди помнят 1990-е годы, когда происходило мирное «завоевание» дальневосточных территорий, когда китайцы активно ехали сюда и работать, а некоторые и жить оставались. Министр Чекунков сказал URA.RU, что 1990-е годы безвозвратно ушли.
«В 90-е здесь вообще был другой мир, была другая жизнь, поэтому миграция носила хаотичный и недоброкачественный характер. Я сам помню: 15 лет назад был на лесопилках, где китайцы не то, что без касок, без маек, без средств защиты на этих пилах работали, и не уверен, в каком юридическом режиме. Были прецеденты серой или даже черной субаренды земли у российских граждан китайскими фермерами, которые не заботились о должном уходе за землей. Но в большей части эти тенденции в прошлом. Мы делаем ставку на взаимодействие с серьезными и организованными компаниями, с лидерами рынка, которые могут привнести большие долгосрочные инвестиции и нести ответственность за свою деятельность», — объяснил Чекунков.
А губернатор Камчатки Владимир Солодов вообще с нетерпением ждет китайцев в своем регионе. Но — как туристов. И отмена визового режима его только порадовала, признался глава региона URA.RU. «Мы ждем в гости наших соседей. Для этого строим инфраструктуру, запустили международный аэропорт, в следующем году запустим круизную линию для этого. Рассчитываем, что больше наших соседей будет приезжать, чтобы прикоснуться к уникальной природе Камчатки. Безвизовый режим пойдет на благо и нам, и китайской стороне», — убежден Солодов.
Глава Татарстана Рустам Минниханов тоже обрадовался введению безвизового режима для россиян и ждет ответного решения со стороны российских властей. «Мы ждем этого с удовольствием. У нас есть прямые рейсы в Китай — в Шанхай, и они очень востребованы. Народ очень доволен. Китайцы тоже к нам приезжают, но безвизовый режим упростит работу бизнеса, повысит туристический поток. Мы готовы принимать китайцев у себя», — заявил Минниханов.
Каждый день — только самое важное. Читайте дайджест главных событий России и мира от URA.RU, чтобы оставаться в курсе. Подпишись!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Дальний Восток в ближайшие годы ждет беспрецедентный поток инвестиций из стран Азии. На них в первую очередь нацелены планы, которые озвучил президент РФ Владимир Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума 5 сентября. Конечно, основные деньги пойдут из Китая. Министры и губернаторы, с которыми пообщался в кулуарах собкор URA.RU, видят в этом возможности развития, а не риск попасть в зависимость от Поднебесной, как это случилось в свое время с Западом. Во Владивосток Путин прилетел прямо из Китая, где провел четыре дня. Он не только участвовал в заседании саммита ШОС и присутствовал на военном параде, но и провел большие двусторонние переговоры со своим коллегой Си Цзиньпином. А сегодня одним из почетных гостей ВЭФ-2025 стал зампред постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Хунчжун. Свое выступление Путин начал с подведения итогов развития Дальнего Востока, начиная с 2013 года, когда этот макрорегион был объявлен национальным приоритетом. «Лидеры по инвестициям в основной капитал за 10 лет Якутия (4,5 трлн рублей), Амурская область (4 трлн рублей) и Сахалинская область (2,6 трлн рублей). На их долю приходится 55% всех инвестиций в ДФО, — отметил Путин. — Динамика инвестиций в дальневосточных регионах такова, что в прошлом году их объем вдвое превысил значение десятилетней давности в реальном выражении. Это означает, что формируется новая индустриальная карта региона». Президент призвал внедрять передовые технологии обогащения, редких и редкоземельных металлов, стимулировать спрос на них. Модернизации требуют БАМ и Транссиб. Портовые мощности в регионах Дальнего Востока выросли почти вдвое, но предстоит расширять железнодорожные подходы к морским портам Дальнего Востока. «Важно сохранить устойчивую динамику в его традиционных отраслях по тем направлениям, которые уже пошли в рост — развивать инфраструктурные логистические связи, обеспечивать надежное снабжение доступной и чистой энергией и, конечно, ресурсами, — сказал президент. — Современные центры судостроения должны выпускать всю линейку судов». По словам Путина, нужно наращивать роль Дальнего Востока и «в рамках российской экономики, и в системе международных связей, прежде всего, в динамично растущем Азиатско-тихоокеанском регионе». В частности, он отметил, что растет интерес со стороны и иностранных компаний к Трансарктическому коридору. Этот проект «должен открывать новые возможности для бизнеса и работать на благо экономики РФ», сказал президент. Тема ВЭФ «Дальний Восток — сотрудничество во имя мира и процветания», конечно, не только про Китай. Россия постоянно демонстрирует свою открытость внешнему миру. Однако КНР — крупнейший сосед, имеющий развитую экономику, деньги и высокие технологии, поэтому очевидно, что именно с ним сотрудничество будет нарастать наибольшими темпами. Возникает вопрос: не окажется ли Россия, ее Дальний Восток в первую очередь, в экономической зависимости от Китая (как это уже происходит с автопромом). Министр транспорта РФ Андрей Никитин заверил собкора URA.RU, это этого не будет. «Важны и китайские инвестиции, и российские. Мы будем привлекать, в том числе и российских инвесторов. Мы стараемся баланс выдерживать. Например, по развитию беспилотных технологий Россия — одна из трех самых продвинутых стран наряду с Китаем и Соединенными Штатами: что-то интересное у них, но есть технологии, которых у них нет, а есть у нас, и где-то мы впереди. Поэтому [обмен технологиями] — это нормально. Просто надо работать вместе, работать партнерски, но не забывать развивать свою промышленность», — сказал Никитин URA.RU. У главы Татарстана Рустама Минниханова абсолютная уверенность, что Россия не попадет в зависимость от Китая. «Эти риски зависят от нас самих, от того, как мы будем двигаться. Если мы будем стремиться к технологическому лидерству, которое президент поставил как приоритет, значит, никаких рисков нет. Наоборот, мы можем для такой развитой страны, как Китай, поставлять свою продукцию. Это говорит о наших технологических возможностях, — сказал URA.RU Минниханов. — Нам нужно использовать эти возможности». Особенности работы китайского (да и не только китайского, а любого зарубежного) бизнеса в России достаточно отрегулировать законодательно, чтобы подстраховаться. По словам главы Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, все зависит от правового регулирования. «Если мы не будем этот процесс регулировать, а автоматически перенесем все, что у нас „изъяли“ в Европе, в Китай, получится такая же зависимость, как от европейцев в свое время была. Конечно, нужно диверсифицировать эти процессы. Ну и нужно еще не допустить того, чтобы мы потеряли свои компетенции, чтобы наоборот нарабатывать их, а не отдавать какой-то рынок», — отметил Катырин. Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал собкору URA.RU, что у дальневосточных регионов, как и у китайских соседей есть «давняя мечта: поставлять в Китай вкусные дальневосточные продукты. Дальний Восток — самая чистая и красивая территория, которая граничит с Китаем. Это важное направление экспорта. Интересно взаимодействие по линии технологического развития: роботов, машиностроения, беспилотной техники — тех компетенций, где Китай доказал свои международные конкурентные преимущества. Для этого мы создаем международные территории опережающего развития. Они предполагают создание высокотехнологичной продукции», — поделился Чекунков. Вопрос, которым оказались обеспокоены простые жители Владивостока (самые «осведомленные» — это, как везде, таксисты), — не случится ли «нашествия китайцев», особенно после отмены визового режима. Люди помнят 1990-е годы, когда происходило мирное «завоевание» дальневосточных территорий, когда китайцы активно ехали сюда и работать, а некоторые и жить оставались. Министр Чекунков сказал URA.RU, что 1990-е годы безвозвратно ушли. «В 90-е здесь вообще был другой мир, была другая жизнь, поэтому миграция носила хаотичный и недоброкачественный характер. Я сам помню: 15 лет назад был на лесопилках, где китайцы не то, что без касок, без маек, без средств защиты на этих пилах работали, и не уверен, в каком юридическом режиме. Были прецеденты серой или даже черной субаренды земли у российских граждан китайскими фермерами, которые не заботились о должном уходе за землей. Но в большей части эти тенденции в прошлом. Мы делаем ставку на взаимодействие с серьезными и организованными компаниями, с лидерами рынка, которые могут привнести большие долгосрочные инвестиции и нести ответственность за свою деятельность», — объяснил Чекунков. А губернатор Камчатки Владимир Солодов вообще с нетерпением ждет китайцев в своем регионе. Но — как туристов. И отмена визового режима его только порадовала, признался глава региона URA.RU. «Мы ждем в гости наших соседей. Для этого строим инфраструктуру, запустили международный аэропорт, в следующем году запустим круизную линию для этого. Рассчитываем, что больше наших соседей будет приезжать, чтобы прикоснуться к уникальной природе Камчатки. Безвизовый режим пойдет на благо и нам, и китайской стороне», — убежден Солодов. Глава Татарстана Рустам Минниханов тоже обрадовался введению безвизового режима для россиян и ждет ответного решения со стороны российских властей. «Мы ждем этого с удовольствием. У нас есть прямые рейсы в Китай — в Шанхай, и они очень востребованы. Народ очень доволен. Китайцы тоже к нам приезжают, но безвизовый режим упростит работу бизнеса, повысит туристический поток. Мы готовы принимать китайцев у себя», — заявил Минниханов.