Если бывший губернатор Зауралья Богомолов еще мог позировать на фоне колосьев, то Кокорину, похоже, это уже не светитфото – Игорь Меркулов, Екатерина Лазарева, Александр Мамаев
Зауральские фермеры ежегодно производят не менее трети от общего объема зерна. Но, похоже, по агрокомплексу региона, которым некогда гордились власти, пора заказывать панихиду. Аграрии заявляют о надвигающемся продовольственном кризисе. Виной тому политика федерального центра и активность иностранных конкурентов. Курганские крестьяне пошли ва-банк, требуя освободить их от всех налогов. В противном случае они грозят публичным «самоубийством» и обещают утащить с собой на «тот свет» массу россиян. Как патовая ситуация видится из министерских кабинетов и почему хлеб стал важным политическим инструментом — читайте в материале «URA.Ru».
В редакцию «URA.Ru» обратились представители некоммерческой организации «Ассоциация сельхозпроизводителей „Зауралье“», в которую входят 38 сельхозпредприятий области, обрабатывающих 300 тыс. га земли. Они бьют тревогу и призывают президента Владимира Путина спасти агропромышленный комплекс региона, уже не выдерживающий конкуренции с Казахстаном. В ассоциации опасаются, что в этом году посевная кампания в области может быть сорвана. О причинах произошедшего аграрии подробно рассказали в письме, которое находится в распоряжении «URA.Ru». Главная проблема — жуткие погодные условия в последние годы и финансовые убытки из-за них.
В Минсельхозе России «URA.Ru» сообщили, что в прошлом году из-за засухи и последующих обильных дождей гибель сельскохозяйственных культур на территории Курганской области составила 43,3 тыс. га, ущерб по прямым затратам — 134,86 млн рублей. И это только официальные цифры. При этом, по словам аграриев, никаких компенсаций сельхозпроизводители от государства так и не получили, хотя в предыдущие годы Москва помогала регионам преодолевать эти проблемы. «Собрали все необходимые бумаги, передали их в департамент сельского хозяйства Курганской области, оттуда документы ушли в Москву и... тишина», — пожаловались обратившиеся, подчеркнув, что во время ЧС просто необходимо дополнительное финансирование.
Справедливости ради отметим, что в прошлом году в агропромышленный комплекс Курганской области в рамках различных программ, судя по отчетам профильного департамента Зауралья, «вкачали» полтора миллиарда рублей, это в 1,3 раза больше, чем в 2012-м. Но аграрии уверены, что сегодня установленный размер господдержки является недостаточным (он равен 248 рублей за га). В ассоциации считают, что этот показатель должен достичь двух тысяч рублей (в эту суммы входят расходы на ГСМ, семена, запчасти для техники и так далее). Также они просят Путина о введении моратория на выплаты в банки, Росагролизинг, налоги и обеспечении зернопроизводителей беззалоговыми кредитами. «...Нет финансовой поддержки, нет пролонгаций кредитов. Более того, сейчас идет ужесточение и того, и другого», — написано в письме на имя главы государства.
Под посланием Путину подписались руководители около двух десятков организаций. Полный вариант копии письма находится у «URA.Ru»
«Зерно является основой всего ценообразования в мире, от него зависит продовольственная безопасность любого государства», — намекают на страшные последствия аграрии. А в беседе с «URA.Ru» они также напоминают, что на мировой арене сейчас неспокойно из-за украинских событий, и Россия должна самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым. В ассоциации заявляют, что местные чиновники скрывают от федералов истинное положение дел, а продовольственный кризис может разразиться совсем скоро. Отметим еще один печальный факт — проблемы с зерном сказываются и на других отраслях АПК. «Курганская область поневоле стала катализатором развала птицепропа в УрФО», — отмечают в НКО «Зауралье». Наконец, из-за стремительного упадка сельского хозяйства из сел и деревень региона буквально бегут люди, подъем этой отрасли позволил бы создать необходимые рабочие места.
Заместитель директора департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России Светлана Новикова, комментируя «URA.Ru» ситуацию, отметила, что потери от засухи могла компенсировать страховка. Например, в этом году из федерального бюджета на эти цели выделят 4 997 млн рублей, из них Зауралье получит субсидии в размере 78,8039 млн. Что касается засухи 2013 года и ее последствий, федералы уверяют, что сделали все от них зависящее.
«Минсельхоз России направил в Минфин результаты экспертной оценки ущерба от гибели сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе и по Курганской области, с предложением выдать бюджетные кредиты, которые будут направлены на компенсацию потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере прямых затрат», — рассказала Новикова. И по закону исполнительная власть региона могла обратиться за деньгами, но, как признался замдиректора департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области Андрей Лушников, и без того дефицитному областному бюджету еще один кредит было просто не потянуть. «Ни один из регионов России не получил деньги, тот же Челябинск тоже остался без финансирования. Московские специалисты по каждому хозяйству провели экспертизу, сделали заключение, но денег просто нет», — сказал Андрей Лушников. Он, как и его коллеги из федерального ведомства, отметил, что проблему может решить страхование посевов. «В цивилизованных странах помогает страховка в таких случаях. Это нормальная практика. У нас государство готово компенсировать в этом случае 50% от страхового взноса. Также сами аграрии должны четко соблюдать технологию сельхозработ, чтобы избежать проблем», — считает замдиректора департамента.
Что касается заемных средств, о которых тоже пишут аграрии, то, по словам Лушникова, сегодня уже сформирован и направлен в Минсельхоз России реестр инвестиционных кредитных договоров, заключенных в 2013 году, для решения вопроса по их субсидированию. «Вопрос субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам на растениеводство в 2014 году пока открыт. По выдаче кредитов надо понимать, что банки — коммерческие структуры, мы не можем на них влиять напрямую», — добавил представитель курганского департамента.
А вот просьбу о моратории на выплаты в банки, Росарголизинг, налоги и беззалоговых кредитах Лушников назвал фантастической. «Пролонгация платежей по кредитам еще возможна, но, например, мораторий на налоги... Их все равно нужно платить. Особенно социальные. Конечно, аграриям хочется, чтобы им помогало государство еще больше, оно должно это делать, но и предприниматели должны быть ответственными. Надо понимать, что сегодня сельское хозяйство — это бизнес, который может быть эффективным, только если сам собственник работает эффективно», — дал свою оценку требованиям аграриев Лушников.
Хотя аграрии и нагнетают ситуацию, по официальным данным департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России, Зауралье готово к посевной на 95,6% — таков показатель обеспеченности и качества семян яровых культур (цифры даны на 13 марта). Планируется, что в области засеют 1 млн 178 тыс. га. На всю посевную кампанию, по словам Лушникова, потребуется 3 млрд рублей, из них 1 млрд 250 млн придется занимать. Но в департаменте уверены, что нужные средства аграрии найдут.
Когда осенью глава Минсельхоза Николай Федоров приезжал в Зауралье, зерно ему не показывали
Андрей Лушников в беседе с «URA.Ru» и раньше признавался, что местных аграриев «вытесняют» казахи: у соседей дешевле ГСМ, им активнее помогает государство, поэтому себестоимость зерна у них ниже. Но оптимизма он не теряет, на вопрос о том, умрут ли курганские агропредприятия под гнетом такой конкуренции заявляет: «Не дождетесь!»
Депутат Думы Зауралья, гендиректор ЗАО «Путь к коммунизму», председатель Агропромышленного союза Курганской области Владимир Остапенко, обсуждая эту ситуацию, тоже признал, что у Казахстана сейчас есть преимущество перед Зауральем. Но кроме соседнего государства, «поджимают» и аграрии-соседи, например, тюменцы, которым хорошо помогают региональные власти. «Считаю, что абсолютно всем нужно создать равные условия для конкуренции. Если бы нам помогали, как тюменцам, мы бы не знали, куда деньги девать. Но нет у Курганской области такой возможности. Вот простой пример приведу: если дети в школе учатся по разным учебникам, то нельзя потом с них спрашивать одинаково. Так и тут. Поймите, мы готовы работать. Но сейчас это делать крайне сложно, возможности у всех разные», — сказал он. Также депутат согласился с авторами письма в том, что при нынешней ситуации, связанной с волнениями на Украине, Россия должна думать о своей продовольственной безопасности. «Хлеб сейчас — это не только продукт. Это политический инструмент. Столько людей в мире недоедают. У России есть необходимые ресурсы, просто создайте всем равные условия», — отметил собеседник «URA.Ru».
Владимир Остапенко: «Хлеб сейчас — это не только продукт. Это политический инструмент»
Однако, по словам Остапенко, ситуация сейчас все-таки не критическая, его предприятие к посевному сезону активно готовится, все проблемы он решает в рабочем порядке. Кроме того, 1 апреля, по словам депутата, пройдет «круглый стол» с участием врио губернатора Курганской области Алексея Кокорина, на нем обсудят экономические проблемы села и предстоящую посевную кампанию.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Зауральские фермеры ежегодно производят не менее трети от общего объема зерна. Но, похоже, по агрокомплексу региона, которым некогда гордились власти, пора заказывать панихиду. Аграрии заявляют о надвигающемся продовольственном кризисе. Виной тому политика федерального центра и активность иностранных конкурентов. Курганские крестьяне пошли ва-банк, требуя освободить их от всех налогов. В противном случае они грозят публичным «самоубийством» и обещают утащить с собой на «тот свет» массу россиян. Как патовая ситуация видится из министерских кабинетов и почему хлеб стал важным политическим инструментом — читайте в материале «URA.Ru». В редакцию «URA.Ru» обратились представители некоммерческой организации «Ассоциация сельхозпроизводителей „Зауралье“», в которую входят 38 сельхозпредприятий области, обрабатывающих 300 тыс. га земли. Они бьют тревогу и призывают президента Владимира Путина спасти агропромышленный комплекс региона, уже не выдерживающий конкуренции с Казахстаном. В ассоциации опасаются, что в этом году посевная кампания в области может быть сорвана. О причинах произошедшего аграрии подробно рассказали в письме, которое находится в распоряжении «URA.Ru». Главная проблема — жуткие погодные условия в последние годы и финансовые убытки из-за них. В Минсельхозе России «URA.Ru» сообщили, что в прошлом году из-за засухи и последующих обильных дождей гибель сельскохозяйственных культур на территории Курганской области составила 43,3 тыс. га, ущерб по прямым затратам — 134,86 млн рублей. И это только официальные цифры. При этом, по словам аграриев, никаких компенсаций сельхозпроизводители от государства так и не получили, хотя в предыдущие годы Москва помогала регионам преодолевать эти проблемы. «Собрали все необходимые бумаги, передали их в департамент сельского хозяйства Курганской области, оттуда документы ушли в Москву и... тишина», — пожаловались обратившиеся, подчеркнув, что во время ЧС просто необходимо дополнительное финансирование. Справедливости ради отметим, что в прошлом году в агропромышленный комплекс Курганской области в рамках различных программ, судя по отчетам профильного департамента Зауралья, «вкачали» полтора миллиарда рублей, это в 1,3 раза больше, чем в 2012-м. Но аграрии уверены, что сегодня установленный размер господдержки является недостаточным (он равен 248 рублей за га). В ассоциации считают, что этот показатель должен достичь двух тысяч рублей (в эту суммы входят расходы на ГСМ, семена, запчасти для техники и так далее). Также они просят Путина о введении моратория на выплаты в банки, Росагролизинг, налоги и обеспечении зернопроизводителей беззалоговыми кредитами. «...Нет финансовой поддержки, нет пролонгаций кредитов. Более того, сейчас идет ужесточение и того, и другого», — написано в письме на имя главы государства.
Под посланием Путину подписались руководители около двух десятков организаций. Полный вариант копии письма находится у «URA.Ru» «Зерно является основой всего ценообразования в мире, от него зависит продовольственная безопасность любого государства», — намекают на страшные последствия аграрии. А в беседе с «URA.Ru» они также напоминают, что на мировой арене сейчас неспокойно из-за украинских событий, и Россия должна самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым. В ассоциации заявляют, что местные чиновники скрывают от федералов истинное положение дел, а продовольственный кризис может разразиться совсем скоро. Отметим еще один печальный факт — проблемы с зерном сказываются и на других отраслях АПК. «Курганская область поневоле стала катализатором развала птицепропа в УрФО», — отмечают в НКО «Зауралье». Наконец, из-за стремительного упадка сельского хозяйства из сел и деревень региона буквально бегут люди, подъем этой отрасли позволил бы создать необходимые рабочие места. Заместитель директора департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России Светлана Новикова, комментируя «URA.Ru» ситуацию, отметила, что потери от засухи могла компенсировать страховка. Например, в этом году из федерального бюджета на эти цели выделят 4 997 млн рублей, из них Зауралье получит субсидии в размере 78,8039 млн. Что касается засухи 2013 года и ее последствий, федералы уверяют, что сделали все от них зависящее. «Минсельхоз России направил в Минфин результаты экспертной оценки ущерба от гибели сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе и по Курганской области, с предложением выдать бюджетные кредиты, которые будут направлены на компенсацию потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере прямых затрат», — рассказала Новикова. И по закону исполнительная власть региона могла обратиться за деньгами, но, как признался замдиректора департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области Андрей Лушников, и без того дефицитному областному бюджету еще один кредит было просто не потянуть. «Ни один из регионов России не получил деньги, тот же Челябинск тоже остался без финансирования. Московские специалисты по каждому хозяйству провели экспертизу, сделали заключение, но денег просто нет», — сказал Андрей Лушников. Он, как и его коллеги из федерального ведомства, отметил, что проблему может решить страхование посевов. «В цивилизованных странах помогает страховка в таких случаях. Это нормальная практика. У нас государство готово компенсировать в этом случае 50% от страхового взноса. Также сами аграрии должны четко соблюдать технологию сельхозработ, чтобы избежать проблем», — считает замдиректора департамента. Что касается заемных средств, о которых тоже пишут аграрии, то, по словам Лушникова, сегодня уже сформирован и направлен в Минсельхоз России реестр инвестиционных кредитных договоров, заключенных в 2013 году, для решения вопроса по их субсидированию. «Вопрос субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам на растениеводство в 2014 году пока открыт. По выдаче кредитов надо понимать, что банки — коммерческие структуры, мы не можем на них влиять напрямую», — добавил представитель курганского департамента. А вот просьбу о моратории на выплаты в банки, Росарголизинг, налоги и беззалоговых кредитах Лушников назвал фантастической. «Пролонгация платежей по кредитам еще возможна, но, например, мораторий на налоги... Их все равно нужно платить. Особенно социальные. Конечно, аграриям хочется, чтобы им помогало государство еще больше, оно должно это делать, но и предприниматели должны быть ответственными. Надо понимать, что сегодня сельское хозяйство — это бизнес, который может быть эффективным, только если сам собственник работает эффективно», — дал свою оценку требованиям аграриев Лушников. Хотя аграрии и нагнетают ситуацию, по официальным данным департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России, Зауралье готово к посевной на 95,6% — таков показатель обеспеченности и качества семян яровых культур (цифры даны на 13 марта). Планируется, что в области засеют 1 млн 178 тыс. га. На всю посевную кампанию, по словам Лушникова, потребуется 3 млрд рублей, из них 1 млрд 250 млн придется занимать. Но в департаменте уверены, что нужные средства аграрии найдут.
Когда осенью глава Минсельхоза Николай Федоров приезжал в Зауралье, зерно ему не показывали Андрей Лушников в беседе с «URA.Ru» и раньше признавался, что местных аграриев «вытесняют» казахи: у соседей дешевле ГСМ, им активнее помогает государство, поэтому себестоимость зерна у них ниже. Но оптимизма он не теряет, на вопрос о том, умрут ли курганские агропредприятия под гнетом такой конкуренции заявляет: «Не дождетесь!» Депутат Думы Зауралья, гендиректор ЗАО «Путь к коммунизму», председатель Агропромышленного союза Курганской области Владимир Остапенко, обсуждая эту ситуацию, тоже признал, что у Казахстана сейчас есть преимущество перед Зауральем. Но кроме соседнего государства, «поджимают» и аграрии-соседи, например, тюменцы, которым хорошо помогают региональные власти. «Считаю, что абсолютно всем нужно создать равные условия для конкуренции. Если бы нам помогали, как тюменцам, мы бы не знали, куда деньги девать. Но нет у Курганской области такой возможности. Вот простой пример приведу: если дети в школе учатся по разным учебникам, то нельзя потом с них спрашивать одинаково. Так и тут. Поймите, мы готовы работать. Но сейчас это делать крайне сложно, возможности у всех разные», — сказал он. Также депутат согласился с авторами письма в том, что при нынешней ситуации, связанной с волнениями на Украине, Россия должна думать о своей продовольственной безопасности. «Хлеб сейчас — это не только продукт. Это политический инструмент. Столько людей в мире недоедают. У России есть необходимые ресурсы, просто создайте всем равные условия», — отметил собеседник «URA.Ru».
Владимир Остапенко: «Хлеб сейчас — это не только продукт. Это политический инструмент» Однако, по словам Остапенко, ситуация сейчас все-таки не критическая, его предприятие к посевному сезону активно готовится, все проблемы он решает в рабочем порядке. Кроме того, 1 апреля, по словам депутата, пройдет «круглый стол» с участием врио губернатора Курганской области Алексея Кокорина, на нем обсудят экономические проблемы села и предстоящую посевную кампанию.