Губернатор Югры Наталья Комарова подписала концессионное соглашение между администрацией Нижневартовска, АО «Горэлектросеть» и правительством ХМАО. Документ, работа над которым шла больше двух лет, позволит модернизировать систему отопления и горячего водоснабжения Нижневартовска без использования бюджетных денег, а после периода концессии — через 25 лет — вернуть всю инфраструктуру собственнику — в муниципалитет. О том, что даст горожанам концессия, какие мифы рождались и умирали на всех этапах ее подготовки, и когда жители города на себя ощутят все плюсы проекта — рассказал генеральный директор АО «Горэлектросеть» Юрий Елин в интервью «URA.RU».
— Итак, «Горэлектросеть» получила право управлять имуществом, которое раньше было в ведении МУП «Теплоснабжение». Что дальше?
— Дальше — огромная, напряженная и очень ответственная работа. Результатом станет перевод устаревшей, изношенной системы на современные рельсы. За первые 10 лет действия концессионного соглашения мы вложим в развитие порядка 4,5 млрд рублей. На эти деньги обновим котельные, насосные станции, центральные тепловые пункты, построим и модернизируем 132 км тепловых сетей, установим современное оборудование и автоматизируем процессы.
— 4,5 млрд рублей в жизни подавляющего большинства людей в нашей стране — фантастические цифры. Вот 1000 рублей — понятные деньги, а 4,5 млрд рублей — нет. Люди от этих инвестиций что получат?
— Неделями сидеть без горячей воды никто не будет.
Уже в течение первого года мы установим системы автоматического погодозависимого регулирования подачи теплоносителя. Уменьшатся «перетопы». Строительство сетей для новых микрорайонов позволит не повышать застройщикам цену квадратного метра. С 2020 года мы выведем из работы нефтяную котельную «Рыбозавод». Вместо нее будет построена котельная на газе. Модернизация 44 центральных тепловых пунктов (ЦТП) также повысит качество горячего водоснабжения потребителей — в кранах не будет теплой воды вместо горячей и не будет кипятка, которым можно обвариться. Обновление сетей приведет к постепенному сокращению периодов отключения горячего водоснабжения на время гидравлических испытаний.
— Но говорят, что платить мы будем больше. Разве нельзя было не допустить роста тарифа?
— Повышение тарифа неизбежно. И дело тут вовсе не в том, чтобы переложить затраты на плечи потребителей. Повышение тарифа даст не более 1/5 требуемых сумм. Эти деньги сыграют совсем другую роль. Я открою вам один «секрет»: модернизация теплоснабжения ведет к тому, что мы будем меньше продавать тепла и горячей воды. А это значит, чем лучше работает концессионер (целевые показатели зафиксированы соглашением), тем он хуже делает самому себе! Также закон обязывает всех участников концессии учитывать при расчетах предпринимательскую прибыль концессионера (5%). Эта норма не зависит от нашей воли — регулятор не спрашивает нас, хотим мы получать прибыль или нет. Законодатель считает ее страховкой, без которой государству не стоит вступать в партнерские отношения с концессионером — иначе риски слишком велики.
— После повышения, надо полагать, Нижневартовск станет лидером по стоимости тарифа на тепло в ХМАО?
— Нет, мы лишь поднимемся на пару пунктов, оставаясь при этом муниципалитетом, в котором тариф ниже среднего по округу. Но это не должно никого успокаивать. Мы же все понимаем, что тепло всегда самая капиталоемкая статья затрат для людей. Если плата за услугу станет неподъемной, мы ее просто не соберем. Это все просчитано. Задача государства и инвестора в рамках концессионного соглашения — сделать так, чтобы увеличив стоимость гигакаллории (единица измерения тепловой энергии — ред.), мы одновременно уменьшили потребление этих самых гигакаллорий. Люди станут платить столько же или меньше.
— Расскажите, а если все так хорошо и досконально подсчитано, почему соглашение заключалось так долго?
— Как раз поэтому. Мы оказалась первопроходцами. На сегодняшний день в Ханты-Мансийском автономном округе это первое и единственное соглашение, заключенное после 1 января 2017 года — даты, с которой действуют поправки в профильный закон, согласно которым субъект является третьей стороной по всем концессионным соглашениям, заключаемым в отношении объектов тепло-водоснабжения. В период согласования нашего соглашения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре были приняты все необходимые нормативно-правовые акты, которые отсутствовали или требовали доработки на момент подготовки частной концессионной инициативы. В этом смысле Соглашение стало образцовым для заключения других подобных договоров. В итоге, когда губернатор Комарова поставила под документом свою подпись, выступив гарантом его выполнения, это показало всем потенциальным инвесторам, что здесь ценят бизнес, а не живут только лишь за счет нефтяных денег. Всем дан сигнал: в Югре созданы реальные условия для инвестиций в ЖКХ.
Наше концессионное соглашение — это первое концессионное соглашение в округе по новому закону.
— Контроль будет жесткий. Условиями соглашения предусмотрена ежеквартальная отчетность концессионера перед концедентом, а также отчетность перед регулирующими органами (РСТ, департамент ЖКХ ХМАО). Если концессионер не выполняет свои обязательства, то соглашение расторгнут.
— А прописано, что станет с людьми, которые сейчас работают в «Теплоснабжении»? Говорят, что будут сокращения и увольнения.
— Мы готовы взять 100% коллектива и перевести его к себе на работу. Вопрос только в том, готовы ли новые сотрудники работать в рамках регламентов, корпоративной культуры и деловой этики, принятых в акционерном обществе? Сокращения штатов при грядущей автоматизации производства также не планируется. Во-первых, строительство новых мощностей потребует новых рабочих мест, а во-вторых, модернизация одновременно с высвобождением малоквалифицированного труда ведет к росту спроса на высококвалифицированную рабочую силу. На предприятии будет действовать специальная программа по повышению квалификации и переподготовке кадров.
— Понятно. У меня будет последний вопрос: подобные проекты в других городах Югры планируются?
— Конечно. Мы сейчас ведем переговоры по заключению концессионного соглашения в Мегионе по тепло- и водоснабжению. И планируем заключить концессионное соглашение в городе Радужный, тоже по теплоснабжению. На сегодня это один из немногих реально действующих и проработанных механизмов привлечения внебюджетных средств в инфраструктуру, в том числе, в целях реализации Национальных проектов. Уверен: за концессиями в ЖКХ большое будущее.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Губернатор Югры Наталья Комарова подписала концессионное соглашение между администрацией Нижневартовска, АО «Горэлектросеть» и правительством ХМАО. Документ, работа над которым шла больше двух лет, позволит модернизировать систему отопления и горячего водоснабжения Нижневартовска без использования бюджетных денег, а после периода концессии — через 25 лет — вернуть всю инфраструктуру собственнику — в муниципалитет. О том, что даст горожанам концессия, какие мифы рождались и умирали на всех этапах ее подготовки, и когда жители города на себя ощутят все плюсы проекта — рассказал генеральный директор АО «Горэлектросеть» Юрий Елин в интервью «URA.RU». — Итак, «Горэлектросеть» получила право управлять имуществом, которое раньше было в ведении МУП «Теплоснабжение». Что дальше? — Дальше — огромная, напряженная и очень ответственная работа. Результатом станет перевод устаревшей, изношенной системы на современные рельсы. За первые 10 лет действия концессионного соглашения мы вложим в развитие порядка 4,5 млрд рублей. На эти деньги обновим котельные, насосные станции, центральные тепловые пункты, построим и модернизируем 132 км тепловых сетей, установим современное оборудование и автоматизируем процессы. — 4,5 млрд рублей в жизни подавляющего большинства людей в нашей стране — фантастические цифры. Вот 1000 рублей — понятные деньги, а 4,5 млрд рублей — нет. Люди от этих инвестиций что получат? — Неделями сидеть без горячей воды никто не будет. Уже в течение первого года мы установим системы автоматического погодозависимого регулирования подачи теплоносителя. Уменьшатся «перетопы». Строительство сетей для новых микрорайонов позволит не повышать застройщикам цену квадратного метра. С 2020 года мы выведем из работы нефтяную котельную «Рыбозавод». Вместо нее будет построена котельная на газе. Модернизация 44 центральных тепловых пунктов (ЦТП) также повысит качество горячего водоснабжения потребителей — в кранах не будет теплой воды вместо горячей и не будет кипятка, которым можно обвариться. Обновление сетей приведет к постепенному сокращению периодов отключения горячего водоснабжения на время гидравлических испытаний. — Но говорят, что платить мы будем больше. Разве нельзя было не допустить роста тарифа? — Повышение тарифа неизбежно. И дело тут вовсе не в том, чтобы переложить затраты на плечи потребителей. Повышение тарифа даст не более 1/5 требуемых сумм. Эти деньги сыграют совсем другую роль. Я открою вам один «секрет»: модернизация теплоснабжения ведет к тому, что мы будем меньше продавать тепла и горячей воды. А это значит, чем лучше работает концессионер (целевые показатели зафиксированы соглашением), тем он хуже делает самому себе! Также закон обязывает всех участников концессии учитывать при расчетах предпринимательскую прибыль концессионера (5%). Эта норма не зависит от нашей воли — регулятор не спрашивает нас, хотим мы получать прибыль или нет. Законодатель считает ее страховкой, без которой государству не стоит вступать в партнерские отношения с концессионером — иначе риски слишком велики. — После повышения, надо полагать, Нижневартовск станет лидером по стоимости тарифа на тепло в ХМАО? — Нет, мы лишь поднимемся на пару пунктов, оставаясь при этом муниципалитетом, в котором тариф ниже среднего по округу. Но это не должно никого успокаивать. Мы же все понимаем, что тепло всегда самая капиталоемкая статья затрат для людей. Если плата за услугу станет неподъемной, мы ее просто не соберем. Это все просчитано. Задача государства и инвестора в рамках концессионного соглашения — сделать так, чтобы увеличив стоимость гигакаллории (единица измерения тепловой энергии — ред.), мы одновременно уменьшили потребление этих самых гигакаллорий. Люди станут платить столько же или меньше. — Расскажите, а если все так хорошо и досконально подсчитано, почему соглашение заключалось так долго? — Как раз поэтому. Мы оказалась первопроходцами. На сегодняшний день в Ханты-Мансийском автономном округе это первое и единственное соглашение, заключенное после 1 января 2017 года — даты, с которой действуют поправки в профильный закон, согласно которым субъект является третьей стороной по всем концессионным соглашениям, заключаемым в отношении объектов тепло-водоснабжения. В период согласования нашего соглашения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре были приняты все необходимые нормативно-правовые акты, которые отсутствовали или требовали доработки на момент подготовки частной концессионной инициативы. В этом смысле Соглашение стало образцовым для заключения других подобных договоров. В итоге, когда губернатор Комарова поставила под документом свою подпись, выступив гарантом его выполнения, это показало всем потенциальным инвесторам, что здесь ценят бизнес, а не живут только лишь за счет нефтяных денег. Всем дан сигнал: в Югре созданы реальные условия для инвестиций в ЖКХ. Наше концессионное соглашение — это первое концессионное соглашение в округе по новому закону. — А это все как-то будет контролироваться? — Контроль будет жесткий. Условиями соглашения предусмотрена ежеквартальная отчетность концессионера перед концедентом, а также отчетность перед регулирующими органами (РСТ, департамент ЖКХ ХМАО). Если концессионер не выполняет свои обязательства, то соглашение расторгнут. — А прописано, что станет с людьми, которые сейчас работают в «Теплоснабжении»? Говорят, что будут сокращения и увольнения. — Мы готовы взять 100% коллектива и перевести его к себе на работу. Вопрос только в том, готовы ли новые сотрудники работать в рамках регламентов, корпоративной культуры и деловой этики, принятых в акционерном обществе? Сокращения штатов при грядущей автоматизации производства также не планируется. Во-первых, строительство новых мощностей потребует новых рабочих мест, а во-вторых, модернизация одновременно с высвобождением малоквалифицированного труда ведет к росту спроса на высококвалифицированную рабочую силу. На предприятии будет действовать специальная программа по повышению квалификации и переподготовке кадров. — Понятно. У меня будет последний вопрос: подобные проекты в других городах Югры планируются? — Конечно. Мы сейчас ведем переговоры по заключению концессионного соглашения в Мегионе по тепло- и водоснабжению. И планируем заключить концессионное соглашение в городе Радужный, тоже по теплоснабжению. На сегодня это один из немногих реально действующих и проработанных механизмов привлечения внебюджетных средств в инфраструктуру, в том числе, в целях реализации Национальных проектов. Уверен: за концессиями в ЖКХ большое будущее.