
Президент Владимир Путин бросил серьезный вызов США, Китаю и Франции. Именно с этими странами России приходится сегодня конкурировать в сфере мирного атома. Однако уже сегодня, по словам экспертов, можно сказать, что российские технологии наиболее безопасные, эффективные и продвинутые. Но на этом отечественные атомщики не останавливаются. На Атомном саммите Путин раскрыл, что уже через пять лет Россия получит уникальную систему, благодаря которой использование ядерного топлива будет безотходным.
Атомный саммит состоялся 25 сентября на ВДНХ, в выставочном павильоне «Атом». Здесь на нескольких этажах (три из которых — подземные) собрана буквально вся история отрасли, которая началась, по сути, еще в 1942 году. «Первое решение в Советском Союзе по развитию атомной энергетики состоялось 28 сентября 1942, когда еще не были известны результаты самого, может быть, драматического периода Великой Отечественной войны — Сталинградской битвы. А Государственный комитет обороны принял решение об организации работ по урану», — напомнил Путин.

По его словам, диалог по развитию мирного атома необходим «в условиях, когда все больше стран видят в мировом атоме важнейший энергетический ресурс для долгосрочного ускоренного развития». Путин привел прогноз Международного агентства по ядерной энергетике (МАГАТЭ), согласно которому уже к 2050 году «мощность всех атомных станций мира может увеличиться более чем в 2,5 раза и составить почти тысячу гигаватт». «Рост спроса на мирный атом в значительной степени обеспечат страны глобального Юга и Востока, которые укрепляют свой технологический, индустриальный потенциал, — заверил Путин. –
Только Россия сегодня обладает компетенциями во всей технологической цепочке ядерной энергетики, а благодаря безопасности, устойчивости к внешним воздействиям, атомные станции, построенные по российскому дизайну, являются самыми востребованными в мире».
Россия, по словам Путина, неизменно придерживается своего подхода: «строго выполнять взятые на себя контрактные обязательства, вне зависимости от какой бы то ни было политической конъюнктуры». «Мы отвергаем так называемый технологический колониализм: не ставим наших партнеров в зависимость от российских технических решений, а, напротив, помогаем создать свою собственную, суверенную национальную атомную отрасль… Мы рассматриваем технологии мирного атома как основу для широкого международного сотрудничества, для сближения государств», — подчеркнул президент.
Путин убежден, что нужно повышать требования к безопасности и надежности всего атомного цикла, придерживаться баланса между «развитием мирного атома и укреплением режима ядерного нераспространения». Странам, заинтересованным в развитии мирного атома, важно выстраивать «современные модели финансирования строительства АЭС, привлекать к участию в таких проектах международные финансовые институты и банки развития».
«В долгосрочной перспективе необходимы принципиально новые, более эффективные технологии. И Россия уже работает над их созданием, — заявил президент. — Уже в 2030 году в Томской области планируем запустить первую в мире ядерную энергетическую систему с замкнутым топливным циклом.
Это революционная разработка отечественных ученых и инженеров. Это значит, что практически весь объем (95 процентов) отработавшего топлива будет вновь неоднократно использоваться в реакторах».
Фактически это полностью решает проблему радиационных отходов. Путин пригласил ученых из разных стран к сотрудничеству в развитии ядерных технологий.

Буквально накануне Международной атомной недели в Москве и.о. замглавы американского Госдепа по контролю над вооружениями и международной безопасности Брент Кристенсен, выступая на саммите по ядерной энергетике в Нью-Йорке заявил, что «США и их партнеры должны вернуть лидерство и доказать, что способны превзойти соперников» в ядерной сфере. «С 2017 года 87 процентов новых ядерных реакторов строится по российским или китайским проектам. Это тревожный сигнал», — заявил он.
Россия сохраняет лидерство в атомной сфере, несмотря на все ограничения и санкции, говорит замдиректора Центра политической конъюнктуры Михаил Карягин. «Россия обладает технологиями, опытом и ресурсами, которых нет у других стран.
Даже США закупают у России обогащенный уран, в 2024 году – на рекордную сумму. Если, например, в сфере углеводородов Россию пытаются подвинуть, то в сфере атомной энергетики из-за нехватки альтернатив, это сделать крайне затруднительно», — убежден эксперт.
По словам политолога Юрия Светова, конкуренция между Россией и США в атомной сфере будет нарастать. «За 80 лет Россия накопила огромный опыт. У нас есть все основания считать себя страной-основоположником мирного атома, атомной энергетики. Россия строит атомные станции по всему миру. И эта сфера стала очень конкурентной. За строительство АЭС ведется серьезная борьба, потому что это большие деньги», — объяснил Светов.
По сути, строительство АЭС влечет за собой поставку топлива (обогащенного урана), утилизацию или хранение отработанного топлива, обучение персонала. Кроме того, это самые продвинутые технологии (скажем, плавучая АЭС «Ломоносов», которую Росатом построил для энергоснабжения Чукотки», — уникальный проект). Строительство АЭС — это «гарантия продолжительного сотрудничества», убежден эксперт.
Неслучайно, считает Светов, после распада СССР американцы быстро зашли и взяли под свой контроль АЭС на Украине, где в советские годы была создана целая сеть атомных станций. «Сейчас основные конкуренты России в мире — Франция, Китай и США. Уровень конкуренции можно оценить по проекту строительства АЭС в Казахстане: в конкурсе участвовало четыре претендента», — напомнил Светов.

В итоге создан международный консорциум (Россия, Китай, Франция и Южная Корея), который возглавил Росатом, напомнил, в свою очередь политический аналитик Михаил Нейжмаков. Он отметил, что атомные проекты требуют значительного времени на реализацию, поэтому они в какой-то степени надолго связывают партнеров.
«Конечно, запуск таких проектов не гарантирует, что отношения между вовлеченными в них государствами не будут переживать периоды “охлаждения”. Но они могут стать одним из стимулов, чтобы найти выход из дипломатических кризисов, если вовлеченные в таких проекты государства будут с ними сталкиваться, — убежден политолог. –
Так было, например, с серьезным кризисом в российско-турецких отношениях в 2015-2016 годах, который наблюдался уже после начала работ на площадке для строительства АЭС «Аккую», хотя и до получения лицензии на строительство первого энергоблока, но, в итоге, был преодолен».
Нейжмаков убежден, что, международные мероприятия, подобные Атомному саммиту, дают России дополнительные возможности, чтобы укрепить связи с другими странами, заинтересованными в развитии атомной энергетики. «В условиях международной напряженности любые заявления статусных фигур на форумах, связанных с ядерной сферой (даже если там обсуждаются проблемы мирного атома), приобретают дополнительный резонанс», — заключил политолог.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Будьте в числе первых, кто узнает все самые важные новости России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам канала URA.RU в главном мессенджере России - MAX. Подписаться на URA.RU.