Накануне, 21 июня, вице-губернатор Зауралья Анатолий Бондарев, обвиняемый в злоупотреблении должностными полномочиями, из зала суда под конвоем был отправлен в Курганскую городскую больницу скорой медицинской помощи. После оглашения постановления суда о заключении подсудимого под стражу (о чем «URA.Ru» писало) у него случился сердечный приступ. Как пояснил «URA.Ru» адвокат чиновника Сергей Логинов, состояние Анатолия Бондарева серьезное. «Пока рано говорить, сможет ли он принять участие в следующем заседании суда, которое назначено на четверг, 23 июня», - добавил защитник.
Отметим, сердечный приступ у вице-губернатора случился уже под «занавес» очередного дня судебных слушаний, когда, казалось бы, ничто не предвещало такого поворота событий: до решения суда сторона защиты представила еще ряд доказательств невиновности Бондарева и сам чиновник начал давать суду пояснения по сути обвинительного заключения органов предварительного следствия.
Но обо всем по порядку. Очередной день судебных слушаний по делу курганского вице-губернатора Анатолия Бондарева начался с объявления замечания обвиняемому в связи с его неявкой в суд накануне, 20 июня. Как пояснил судья Денис Кирьянов, Бондарев был уведомлен о дате заседания, но проявил неуважение к суду, не появившись на нем. (Напомним, что неявка обвиняемого была связана с его участием в заседании правительственной комиссии под председательством вице-премьера России Дмитрия Козака.) Вероятно, этот момент и стал «подсказкой» для гособвинителей Владимира Ничипорчука и Артема Гутова, которые воспользовались ею уже в самом конце судебных слушаний, заявив ходатайство о заключении Анатолия Бондарева под стражу, чтобы в дальнейшем он не допустил срыва заседаний суда.
В первую очередь сторона защиты заявила ходатайства о приобщении к делу дополнительных документов и о повторном допросе двух свидетелей – подчиненной Анатолия Бондарева Ларисы Плотниковой и генерального директора ЗАО «БМК» Владимира Астраханцева. Оба ходатайства должны были выявить грубые процессуальные нарушения, допущенные в ходе предварительного следствия.
Удовлетворив ходатайства защиты и допросив свидетелей, судья Денис Кирьянов разъяснил обвиняемому его право, закрепленное в статье 51 Конституции России, не свидетельствовать против себя. Однако Анатолий Бондарев заявил, что готов дать суду свои показания. «Я в своих заявлениях на тех допросах, которые были, писал, что показания давать желаю, но прошу представить все вопросы в письменной форме, и в письменной форме буду давать ответы на эти вопросы. Исходя из того, что мы не кино обсуждаем, чисто касается задач, поставленных правительством, которые требуют постоянного обращения к документам», - завил Бондарев.
Суд не стал ограничивать обвиняемого в формах дачи показаний. На подготовку Анатолию Бондареву было дано пару часов, и вторая часть очередного судебного дня началась с показаний подсудимого.
В течение трех часов Бондарев давал развернутые и исчерпывающие пояснения по обвинительному заключению, подготовленному органами предварительного следствия. Участники процесса могли убедиться, насколько большой профессиональный опыт имеет Анатолий Бондарев в области проведения энергоаудита. По его словам, до назначения на должность заместителя губернатора Зауралья он возглавлял Аудиторско-консалтинговую фирму «Экфи» и проводил работу, связанную с экспертизой тарифов, практически для всех российских ГЭС и АЭС. Вместе с Анатолием Чубайсом в начале 2000-х годов он проводил экспертизу Саяно-Шушенской ГЭС. И уже тогда было видно, насколько сильно станция изношена, в связи с чем аудиторы давали властям Красноярского края рекомендации увеличить тарифы на электроэнергию.
В своем рассказе Бондарев отметил, что в середине 2000-х годов нигде в России не было примеров разработки комплексной энергетической программы. У правительства Курганской области желание модернизировать систему коммунального теплоснабжения было налицо. Поэтому сначала его компания «Экфи» выиграла конкурс и разработала Региональную энергетическую программу (РЭП), а в начале 2005 года Анатолий Бондарев принял предложение губернатора Зауралья возглавить управление РЭП и стать вице-губернатором. При этом, отметил Анатолий Бондарев, введение специального управления и государственной должности в статусе заместителя губернатора говорило о серьезности намерений региональных властей по реформированию системы коммунального теплоснабжения. «Я считаю, команда правительства была и в тот момент сильной, и сейчас. Я горжусь, что являюсь членом этой команды. Это в высокой степени профессионалы. Губернатор создал целое управление и назначил руководителя в статусе заместителя губернатора, понимая, что только этот статус может позволить реально двигать эту работу, иначе, если бы это был отдел, программа заглохла бы. Это был революционный шаг. В тот момент подобного подразделения в структуре правительства региона ни в одном субъекте России не было», - заявил Бондарев.
Обвиняемый признался, что, соглашаясь на новую должность, он хотел получить конечный продукт: раз его компания разработала программу, значит, он должен попробовать себя и в другой ипостаси – исполнителя программы на деле. «Потом можно было тиражировать эту программу и идти на работу в соответствующее министерство на более высокий пост», - признался Анатолий Бондарев.
По словам обвиняемого, он, конечно, не думал, что реализация программы затянется. Но условия дефицитного бюджета Курганской области, который «живет своей собственной жизнью», таковы, что реальное финансирование не соответствовало тому, что заложено в программе, поэтому в установленные сроки реализации уложиться не удалось. Тем не менее сейчас можно говорить о достижениях лично Бондарева и его команды: это уже введенная в эксплуатацию газовая котельная в рабочем поселке Варгаши, строительство Курганской ТЭЦ-2, теплотрасса от новой ТЭЦ до самого крупного спального района города – Заозерного микрорайона, на которую из федерального бюджета был выделен почти 1 млрд рублей. Наконец, завтра, 23 июня, между правительством Курганской области и Внешэкономбанком должно быть подписано соглашение об инвестировании в систему коммунального теплоснабжения региона – это как раз в рамках тех инвестпроектов, которые вызвали подозрения у органов предварительного следствия.
Говоря о разработке инвестиционных проектов и схем оптимального теплоснабжения шести районов Курганской области, Анатолий Бондарев отметил, что конкурс был проведен в строгом соответствии с 94-м федеральным законом. Итоговая цена – около 17 млн рублей – даже ниже реальной, которая составляет по одним оценкам 21 млн рублей, по другим – 24 млн рублей. Следовательно, говорить о завышении стоимости государственного контракта нельзя. В этой связи заключение экспертов, привлеченных органами предварительного следствия, не выдерживает никакой критики – если эксперты и разбираются в энергоаудите, то в разработке инвестпроектов ничего не понимают. «Команда экспертов работала 9 месяцев, родила то, что родила, на мой взгляд, получилось очень плохо. Эти эксперты не сделали ни одного инвестиционного проекта», - заявил обвиняемый.
Анатолий Бондарев заявил суду, что никаких денежных средств от компании «БМК», будучи вице-губернатором, как утверждается в обвинительном заключении, он не получал. Да, было одно-единственное перечисление дивидендов за 2004 год, когда он был еще руководителем ЗАО «БМК», но не более того. Переговоры по телефонному номеру, зарегистрированному на ЗАО «БМК», он также оплачивал из личных средств. Поэтому в этой части обвинения в его адрес беспочвенны. «Во всем обвинении я не вижу обоснования тезиса «вопреки интересам службы». Я действую в интересах Курганской области, чтобы получить деньги на реализацию программы модернизации коммунального теплоснабжения. Как только первые деньги пойдут, можно считать, что я свою задачу выполнил. Дальше – видно будет», - отметил он.
Пояснения по сути дела Анатолий Бондарев продолжит давать во время следующих судебных заседаний. Однако когда они состоятся – теперь вопрос.
После оглашения первой части пояснений обвиняемого судья Денис Кирьянов поинтересовался, нет ли у сторон каких-либо ходатайств, прокурор Артем Гутов заявил гражданский иск за подписью прокурора региона Валерия Макарова о возмещении ущерба, нанесенного, по мнению обвинения, Курганской области (напомним, это более 17 млн рублей). Ответчиком по нему выступает Анатолий Бондарев. Иск была приобщен к материалам уголовного дела, впоследствии он будет рассмотрен и оценен судом.
Следующее ходатайство стороны обвинения было куда более жестким – прокурор Владимир Ничипорчук обратился к суду принять решение об изменении меры пресечения в отношении Анатолия Бондарева с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу. В течение примерно 20-25 минут судья Денис Кирьянов готовил постановление. Но когда к моменту возобновления заседания к залу подошел судебный пристав, а затем и два конвоира, стало понятно, каким будет решение. Суд постановил применить к Анатолию Бондареву меру пресечения в виде заключения под стражу. Это решение может быть и будет обжаловано в трехдневный срок в кассационной инстанции.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!