Челябинский меткомбинат (ЧМК) в составе «Мечела» продолжил собирать долги. Очередной суд в Челябинске поддержал газовый «Новатэк-Челябинск» в его требовании выплатить почти миллиард рублей долга. Компания не успевает отбиваться от кредиторов в арбитраже. Государство задумалось над идеей выдать металлургам индульгенцию на банкротства. Экономисты, с которыми побеседовало URA.RU, уверены, что мораторий может не решить, а только добавить проблемы.
ЧМК погряз в судах
В сентябре ЧМК проиграл очередной крупный иск компании «Новатэк-Челябинск». По решениям судов комбинат уже должен газовикам 1,8 млрд рублей. Теперь эта сумма увеличилась еще на 50% — до 2,7 млрд рублей.
Споры энергетики затеяли в связи с неоплатой газовых поставок. Самый крупный процесс стартовал в апреле. «Новатэк» потребовал оплатить ресурс, поставленный в январе. Сумма претензий составила 932 млн рублей. Газовики пытались арестовать счета, чтобы превентивно удержать задолженность. Но арбитраж на это не пошел.
Следующий процесс инициировал иск, который также был подан в апреле. Его рассмотрение началось после майских праздников. Газовики предъявили ЧМК счет на 869 млн рублей. И снова — требования о наложении обеспечительных мер и предсказуемый отказ суда их вводить. Судья Денис Колесников заметил, что компания успела частично погасить задолженность в сумме 500 млн рублей — около трех четвертей долга.
Разбирательства ведутся не только с ЧМК. Отбиваться от кредиторов приходится и «Мечелу». В сентябре «АО криогенного машиностроения» из Балашихи (Московская область) предъявило контрагенту иск на 881,8 млн рублей. Арбитражный суд Москвы, в отличие от челябинского арбитража, пошел инициатору спора навстречу и ввел обеспечительные меры. Их сумма составила 2,16 млрд рублей. Наложен запрет на получение денег в Газпромбанке в качестве гарантийной суммы, за которой металлурги успели обратиться.
Социальный шлейф
Решение челябинского арбитража, отказавшего в аресте активов металлургического комбината, невольно отразило подход государства к бизнесу холдинга. Власти не спешат банкротить компанию, от которой зависит судьба тысяч сотрудников холдинга.
«ПАО „ЧМК“ является социально-значимым предприятием, одним из крупнейших промышленных предприятий Челябинска. На комбинате работают свыше 13 тысяч трудящихся. Ответчик также включен в Перечень системообразующих организаций российской экономики, утвержденный протоколом заседания правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20 марта 2020 года», — отметил суд в своем определении.
Долги «Мечела» по требованию выросли до 224,2 млрд рублей
Подписавший документ судья Колесников продолжил, заметив, что наличие споров на 2,7 млрд рублей не является безусловным основанием для ареста денежных средств. При этом, по мнению суда, ведение претензионной и судебной работы охватывается понятием предпринимательской деятельности и хозяйственной практики.
Это может объяснить логику, следуя которой правительственные чиновники решают судьбу проблемного бизнеса металлургов. Проработать вопрос о введении моратория на банкротство металлургов сотрудникам Минэкономразвития и Минпромторга РФ предстоит до конца октября.
До чего мораторий доведет
В мае «Мечел» приостановил работу шахты и некоторых разрезов. Компания снизила выработку нерентабельных марок угля. В условиях обвалившегося спроса топ-менеджмент задумался об эффективности производства. Холдинг десятилетиями занимает деньги в банках, а затем ведет переговоры о реструктуризации долгов. К концу первого полугодия компания пришла с задолженностью, которую надо погасить по требованию, в размере 224,2 млрд рублей. Причем около 3% обязательств перед иностранными банками в силу санкций остались неурегулированными.
«Мораторий на банкротство не решает главного вопроса — об эффективности работы. Обсуждаемые в правительстве меры являются следствием такой неэффективности. Если компании разрешат не платить, это приведет к цепочке банкротств у поставщиков холдинга. Выходит, надо распространить мораторий и на них?», — задался вопросом челябинский экономист Сергей Гордеев.
Эксперт заметил, что мораторий без обязательств реструктуризации бизнеса станет половинчатой мерой, которая способна усугубить ситуацию. Освобождение от выплат не может быть бесконечным, но полученной форой следует распорядиться разумно.
«Если компания продолжит вести неэффективную деятельность, работая на склад, то пользы не будет. Требуется программа шагов, которые нормализуют ситуацию. На ЧМК некоторые производства могут быть достаточно прибыльными, а некоторые безнадежно убыточными и экологически опасными. Нужны ли они, большой вопрос», — резюмировал в разговоре с URA.RU экономист.
С коллегой согласился председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финрынкам и кредитным организациям Владимир Гамза. Руководитель уверен, что спасать одних за счет других бесперспективно.
«Подобное регулирование экономики способно навредить экономике больше, чем принести пользы. Если считаете, что условный „Мечел“ или ЧМК находятся в банкротном состоянии, введите антикризисное управление! Введите и помогайте ему, если полагаете, что производство можно спасти. А если нет, объявите банкротом и продайте инвесторам. Есть цивилизованные и правильные с позиции регулирования решения», — заявил URA.RU Гамза.
Собеседник информагентства добавил, что запрет на банкротство способен отпугнуть от металлургов поставщиков. Понимая, что общепринятые рычаги воздействия перестали работать, не каждый решится сотрудничать с такими партнерами.
Поход за рассрочкой
Согласно отчетности «Мечела», компания не смогла выплатить в срок 8,764 млрд рублей. Показатель выглядит лучше данных годовой давности: тогда сорвались выплаты в сумме, которая была выше на миллиард. За прошедшее время холдинг договорился с кредиторами о ежемесячном предоставлении кредитов, которые выше еще на один миллиард, чем было прежде. И это не единственные успехи.
«В июле дочернее предприятие группы осуществило выпуск рублевых облигаций на общую сумму один миллиард рублей со ставкой купона 20% годовых и датой погашения 15 июля 2027 года. В июле также были достигнуты соглашения с одним из российских банков о продлении срока погашения кредитов в сумме 17,216 млрд рублей до января 2026 года, предусматривающие предоставление в залог дополнительных акции и долей предприятий группы, в том числе для продолжения обсуждения условий продления срока полного погашения данных кредитов до сентября 2027 года», — отметил Мечел» в своей отчетности.
Челябинским металлургам экономисты рекомендовали оставить в ассортименте востребованную продукцию, отказавшись от нерентабельной
Вкупе с трехгодовой рассрочкой по уплате задолженности по налогам, сборам и страховым взносам на сумму 13,854 млрд рублей достигнутые договоренности способны отодвинуть час расплаты. Гордеев настаивает, что послабления добавят время для перестройки нерентабельного бизнеса. Если паузой не воспользоваться, то финансовый коллапс следует считать только отодвинутым в будущее, но вовсе не исключенным событием. Вывод в полной мере справедлив и в отношении ЧМК. Компания по итогам полугодия вместо 660,48 млн рублей прибыли годом ранее получила 3,167 млрд рублей убытка.
При подготовке материала URA.RU обратилось за комментариями в пресс-службу ЧМК и «Мечела». Если ответ поступит, он будет опубликован.
Каждый день — только самое важное. Читайте дайджест главных событий России и мира от URA.RU, чтобы оставаться в курсе. Подпишись!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Челябинский меткомбинат (ЧМК) в составе «Мечела» продолжил собирать долги. Очередной суд в Челябинске поддержал газовый «Новатэк-Челябинск» в его требовании выплатить почти миллиард рублей долга. Компания не успевает отбиваться от кредиторов в арбитраже. Государство задумалось над идеей выдать металлургам индульгенцию на банкротства. Экономисты, с которыми побеседовало URA.RU, уверены, что мораторий может не решить, а только добавить проблемы. ЧМК погряз в судах В сентябре ЧМК проиграл очередной крупный иск компании «Новатэк-Челябинск». По решениям судов комбинат уже должен газовикам 1,8 млрд рублей. Теперь эта сумма увеличилась еще на 50% — до 2,7 млрд рублей. Споры энергетики затеяли в связи с неоплатой газовых поставок. Самый крупный процесс стартовал в апреле. «Новатэк» потребовал оплатить ресурс, поставленный в январе. Сумма претензий составила 932 млн рублей. Газовики пытались арестовать счета, чтобы превентивно удержать задолженность. Но арбитраж на это не пошел. Следующий процесс инициировал иск, который также был подан в апреле. Его рассмотрение началось после майских праздников. Газовики предъявили ЧМК счет на 869 млн рублей. И снова — требования о наложении обеспечительных мер и предсказуемый отказ суда их вводить. Судья Денис Колесников заметил, что компания успела частично погасить задолженность в сумме 500 млн рублей — около трех четвертей долга. Разбирательства ведутся не только с ЧМК. Отбиваться от кредиторов приходится и «Мечелу». В сентябре «АО криогенного машиностроения» из Балашихи (Московская область) предъявило контрагенту иск на 881,8 млн рублей. Арбитражный суд Москвы, в отличие от челябинского арбитража, пошел инициатору спора навстречу и ввел обеспечительные меры. Их сумма составила 2,16 млрд рублей. Наложен запрет на получение денег в Газпромбанке в качестве гарантийной суммы, за которой металлурги успели обратиться. Социальный шлейф Решение челябинского арбитража, отказавшего в аресте активов металлургического комбината, невольно отразило подход государства к бизнесу холдинга. Власти не спешат банкротить компанию, от которой зависит судьба тысяч сотрудников холдинга. «ПАО „ЧМК“ является социально-значимым предприятием, одним из крупнейших промышленных предприятий Челябинска. На комбинате работают свыше 13 тысяч трудящихся. Ответчик также включен в Перечень системообразующих организаций российской экономики, утвержденный протоколом заседания правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20 марта 2020 года», — отметил суд в своем определении. Подписавший документ судья Колесников продолжил, заметив, что наличие споров на 2,7 млрд рублей не является безусловным основанием для ареста денежных средств. При этом, по мнению суда, ведение претензионной и судебной работы охватывается понятием предпринимательской деятельности и хозяйственной практики. Это может объяснить логику, следуя которой правительственные чиновники решают судьбу проблемного бизнеса металлургов. Проработать вопрос о введении моратория на банкротство металлургов сотрудникам Минэкономразвития и Минпромторга РФ предстоит до конца октября. До чего мораторий доведет В мае «Мечел» приостановил работу шахты и некоторых разрезов. Компания снизила выработку нерентабельных марок угля. В условиях обвалившегося спроса топ-менеджмент задумался об эффективности производства. Холдинг десятилетиями занимает деньги в банках, а затем ведет переговоры о реструктуризации долгов. К концу первого полугодия компания пришла с задолженностью, которую надо погасить по требованию, в размере 224,2 млрд рублей. Причем около 3% обязательств перед иностранными банками в силу санкций остались неурегулированными. «Мораторий на банкротство не решает главного вопроса — об эффективности работы. Обсуждаемые в правительстве меры являются следствием такой неэффективности. Если компании разрешат не платить, это приведет к цепочке банкротств у поставщиков холдинга. Выходит, надо распространить мораторий и на них?», — задался вопросом челябинский экономист Сергей Гордеев. Эксперт заметил, что мораторий без обязательств реструктуризации бизнеса станет половинчатой мерой, которая способна усугубить ситуацию. Освобождение от выплат не может быть бесконечным, но полученной форой следует распорядиться разумно. «Если компания продолжит вести неэффективную деятельность, работая на склад, то пользы не будет. Требуется программа шагов, которые нормализуют ситуацию. На ЧМК некоторые производства могут быть достаточно прибыльными, а некоторые безнадежно убыточными и экологически опасными. Нужны ли они, большой вопрос», — резюмировал в разговоре с URA.RU экономист. С коллегой согласился председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финрынкам и кредитным организациям Владимир Гамза. Руководитель уверен, что спасать одних за счет других бесперспективно. «Подобное регулирование экономики способно навредить экономике больше, чем принести пользы. Если считаете, что условный „Мечел“ или ЧМК находятся в банкротном состоянии, введите антикризисное управление! Введите и помогайте ему, если полагаете, что производство можно спасти. А если нет, объявите банкротом и продайте инвесторам. Есть цивилизованные и правильные с позиции регулирования решения», — заявил URA.RU Гамза. Собеседник информагентства добавил, что запрет на банкротство способен отпугнуть от металлургов поставщиков. Понимая, что общепринятые рычаги воздействия перестали работать, не каждый решится сотрудничать с такими партнерами. Поход за рассрочкой Согласно отчетности «Мечела», компания не смогла выплатить в срок 8,764 млрд рублей. Показатель выглядит лучше данных годовой давности: тогда сорвались выплаты в сумме, которая была выше на миллиард. За прошедшее время холдинг договорился с кредиторами о ежемесячном предоставлении кредитов, которые выше еще на один миллиард, чем было прежде. И это не единственные успехи. «В июле дочернее предприятие группы осуществило выпуск рублевых облигаций на общую сумму один миллиард рублей со ставкой купона 20% годовых и датой погашения 15 июля 2027 года. В июле также были достигнуты соглашения с одним из российских банков о продлении срока погашения кредитов в сумме 17,216 млрд рублей до января 2026 года, предусматривающие предоставление в залог дополнительных акции и долей предприятий группы, в том числе для продолжения обсуждения условий продления срока полного погашения данных кредитов до сентября 2027 года», — отметил Мечел» в своей отчетности. Вкупе с трехгодовой рассрочкой по уплате задолженности по налогам, сборам и страховым взносам на сумму 13,854 млрд рублей достигнутые договоренности способны отодвинуть час расплаты. Гордеев настаивает, что послабления добавят время для перестройки нерентабельного бизнеса. Если паузой не воспользоваться, то финансовый коллапс следует считать только отодвинутым в будущее, но вовсе не исключенным событием. Вывод в полной мере справедлив и в отношении ЧМК. Компания по итогам полугодия вместо 660,48 млн рублей прибыли годом ранее получила 3,167 млрд рублей убытка. При подготовке материала URA.RU обратилось за комментариями в пресс-службу ЧМК и «Мечела». Если ответ поступит, он будет опубликован.