Лидер челябинской ОПГ «Турбазовские» Сергей Чащин в очередной раз обжаловал отказ досрочно освободить его от оставшегося наказания в виде принудительных работ. Что известно о группировке, наводившей ужас на россиян, и ее лидере Чащине — в материале URA.RU.
Создание группировки
История банды началась в начале 90-х годов. Ее отцом-основателем считается бывший спецназовец Олег Георгица. Он собрал под своим крылом молодых и спортивных парней. Группировка занималась рэкетом в родном Миассе, затем в области.
«Выбранный акционерами новый директор „Миассталька“ рассказал мне, что однажды к нему в кабинет заявились местные казаки в форме, с шашками на боку и с наездом, как было принято в 90-е. Из задней комнаты в кабинет вышел Георгица. Казачков — как ветром сдуло. Больше их там никогда не видели», — вспоминает экс-глава города Игорь Войнов в своей книге «Миасс в ногу ходить не умеет».
Но аппетиты росли, и постепенно ее члены стали действовать по всей стране, органично влившись в криминальный мир России эпохи 1990-х. Ее история даже стала сюжетом одного из выпусков криминального сериала «Авторитеты» на НТВ.
Новый «крестный отец» для «Турбазовских»
В 1998 году Георгицу застрелили в подъезде его дома. В результате ОПГ раскололась на несколько частей. Самую крупную из них возглавил Михаил Пуртов. Но после его отъезда в Москву бразды правления перешли к Чащину. Именно при нем группировка превратилась в одну из самых грозных банд, на счету которой числились громкие заказные убийства.
Географическая удаленность и объединение лишь для совершения очередного преступления (в Москве, Московской, Челябинской и Ростовской областях, Краснодарском крае) давали бандитам повышенный уровень конспирации и мобильности. Кроме того, контроль над рядом официальных бизнес-структур обеспечивал их дополнительными источниками дохода.
Связь с Москвой
Уехав из Миасса в Москву, Пуртов, вместе другим уроженцем Миасса Дмитрием Завьяловым и ростовчанином Дмитрием Лесняковым, создал новую банду, известную как «Балашихинские». Но связь с «Турбазовскими» он не прервал.
Когда Пуртова убили в 2002 году, заниматься делами ОПГ стал Лесняков. Первым делом он связал в преступное объединение несколько банд, включая группировку Чащина. Они действовали под общим названием «Курганские».
Заказные убийства
Теперь «Турбазовские» действовали по заказам из Москвы. Так, в 2005 году им поставили задачу — «убрать» гендиректора ПО «Трек» (известный бренд автомобильных запчастей — прим. ред. URA.RU) Андрея Падучина. Бизнесмена, очень уважаемого в городе, застрелили в подъезде собственного дома.
Через три года в городе сообщили о пропаже местного бизнесмена Павла Сидорова, владельца фирмы «Надежда». Его тело нашли только с началом следственных действий. Труп залили хлоркой, личность удалось установить лишь с помощью генетической экспертизы. Фирма Сидорова занималась запчастями, как и ЗАО «Кедр». После его убийства дела пошли плохо, в 2011 году предприятие было признано банкротом.
Вскоре выяснится, что его также убили «Турбазовские». За убийство Падучина бандитам заплатили 30 тысяч долларов, за Сидорова — 2,5 млн рублей. Только в Миассе «турбазовские» убили не меньше пяти человек. Но настоящий шок у всех вызвала личность заказчика убийств.
Все дороги ведут в мэрию
Им оказался Виктор Ардабьевский, занимавший в те годы пост главы Миасса. На него указали сразу несколько задержанных «авторитетов». Фирма Ардабьевского также занималась автозапчастями, и проигрывала конкуренцию с компаниями Падучина и Сидорова — до смерти последних.
Зато совместный бизнес Ардабьевского и Чащина — турбаза «Кедр» — процветал. Именно там собирались бандиты для тренировок и совместного времяпрепровождения, она и дала название группировки.
Разгром ОПГ
Силовики начали «разбирать» ОПГ в 2012 году. Первыми из всей цепочки были задержаны Завьялов и Лесняков. Они дали показания на Чащина и Ардабьевского. Главу «Турбазовских» и всех его приближенных задержали. А затем дошло и до Ардабьевского, которого брал спецназ ФСБ. Внедорожник чиновника остановили на дороге между коттеджным поселком «Лесной» и Миассом. В ходе задержания разбили стекла прикладами автоматов и выволокли из салона еще вчера всесильного хозяина города.
Позиция Чащина
Сразу после задержания Чащин признался в инкриминируемых ему преступлениях. И, как и его криминальные кураторы из Москвы, дал показания на Ардабьевского. В рамках досудебного соглашения дело Чащина было выделено в отдельное производство.
Суд над лидером «Турбазовских»
Судебный процесс над Чащиным проходил в Челябинском облсуде. Дело рассматривалось в особом порядке. Уже через месяц суд постановил признать его виновным в бандитизме, руководстве ОПГ, убийстве, покушении и незаконном хранении оружия. Он получил 13 лет колонии строгого режима, часть которого ему, впоследствии, заменили исправительными работами.
Судьба других «Турбазовских»
Других членов ОПГ судили в Москве. Все они получили длительные сроки в колониях, некоторые — пожизненные. Ардабьевский умер в СИЗО «Матросская тишина», так и не дождавшись суда. А Чащин, отсидев в колонии около девяти лет, попросил заменить ему оставшийся срок принудительными работами. А теперь пытается избавиться и от них.
«Пресловутые лихие 90-е, на которые пришелся расцвет „Турбазовских“, уже не вернутся никогда. А с Чащиным я встречался незадолго до его задержания. В разговоре он заявил, что главное для него теперь — бизнес. Потом подумал и поставил на первое место семью. Надеюсь, теперь у него действительно другие ценности и другой взгляд на жизнь», — заметил в разговоре с корреспондентом URA.RU Игорь Войнов.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!