Жители Ямала, как и жители всех регионов страны, столкнулись с известием о начале Великой Отечественной войны сразу после выпускных вечеров. К примеру, в июне 1941 года Салехардское педагогическое училище выпустило 40 будущих учителей, многие из которых сразу после выпуска отправились добровольцами на фронт. Планы молодых специалистов, студентов и школьников на будущую жизнь в одночасье исчезли после вторжения гитлеровской Германии на территорию Советского Союза. О том, как изменилась жизнь граждан в тылу и какие подвиги совершили ямальцы, чтобы помочь фронту, — читайте в материале URA.RU.
Пятый выпуск Салехардской средней школы №1
Фото: из архива МВК имени И. С. Шемановского
«Сегодня в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города», — приводит слова наркома иностранных дел и заместителя председателя Совета Народных Комиссаров Вячеслава Молотова историк, младший научный сотрудник ГАУ «Центр изучения Арктики» Ольга Рябкова в своей книге «Ямальский тыл — фронту». Объявление о начале войны разлетелось по московскому радио на всю страну.
На следующий день — 23 июня 1941 ямальцы получили номер местной газеты «Красный север» с полным текстом выступления Молотова и указом о мобилизации военнообязанных. Мужчины оставляли свои дома и добровольцами отправлялись на фронт. Их рабочие места предстояло занять женам и детям — фронт нуждался в продовольствии так же, как и в солдатах.
Несмотря на то, что война велась от Ямала за тысячи километров, среди его немногочисленного населения — на тот период округ насчитывал порядка 40 000 жителей — прошли митинги, на которых были определены основные задачи в помощи фронту и стране. А местная газета «Красный Север» начала публиковать данные военных действий и письма ямальцев об их доблести в тылу.
«Я беру на себя обязательство четко выполнять производственные задания, а если мой муж погибнет от рук врага, то я смело пойду ему на смену и буду уничтожать ненавистных фашистов до тех пор, пока все враги нашей Родины не будут уничтожены», — писала в своем письме местная жительница, доярка Салехардского совхоза Мария Степанова. Первостепенной задачей тех, кто находился в тылу, стала забота о выполнении производственных планов.
Коллектив рабочих и служащих артели «Труженик Севера» 1940 год
Фото: из архива МВК имени И. С. Шемановского
Победа в войне теперь зависела от каждого. Сотни женщин заменили мужчин на производстве. Основной силой по рыбодобыче в округе в первые годы стали именно они. В газете «Красный Север», экземпляры которой в первозданном виде хранятся в Музейно-выставочном комплексе имени И. С. Шемановского, отмечалось, что уже к августу 1941 года женщины — работницы Салехардского рыбоконсервного комбината — выполняли обязанности на производстве не хуже мужчин.
Рабочий день начинался с раннего утра, а заканчивался на пристани — в помощи сбора продовольствия для отправки на фронт. В своей книге, собранной по архивным данным и воспоминаниям тружеников тыла, историк Рябкова отмечает, что всю выловленную рыбу мыли, потрошили на месте, затем засаливали и отправляли на предприятия первичной обработки — рыбозаводы. Их в Ямало-Ненецком округе сперва было 12: Полярный, Шугинский, Пуйковский, Гыдоямский, Новопортовский, Северный, Аксарковский, Салехардский, Кушеватский, Мужевский, Тазовский, Ауровский. А в 1944 году к округу присоединился Красноселькупский район с одноименным рыбозаводом.
«Острейшими проблемами отрасли в годы войны стали материальное обеспечение и нехватка рабочих рук. Для решения проблемы кадров в регион были направлены спецпереселенцы, около 8000 человек, именно для работы на рыбных промыслах», — отмечает Рябкова.
Спецпереселенцами были немцы из ликвидированной в 1941 году Автономной Социалистической Советской Республики немцев Поволжья — 6383 человека. В 1944 году в округ направили и депортированных калмыков — 1467 человек.
Как отметил историк, старший научный сотрудник сектора новой и новейшей истории Музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского Константин Карташов, условия для жизни у спецпереселенцев на момент прибытия на Крайний Север оставляли желать лучшего. «Материалов для строительства жилья первое время не было. Спецпереселенцам приходилось привыкать к суровому климату Севера и бороться не только за собственное выживание, но и за выполнение планов на предприятиях округа».
Обработка рыбы в консервном цехе
Фото: из архива МВК имени И. С. Шемановского
Стремительно в округе развивались социалистические соревнования. Чтобы стимулировать труд рабочих имена и фамилии отличившихся увековечивались в газете «Красный Север»; рыболовецкие бригады, которые добивались лучших результатов, награждались переходящим Красным знаменем, лучшим рабочим также вручались Почетная грамота Окружного совета депутатов трудящихся.
«Использовалось также и материальное стимулирование труда в виде премий — те, кто завершил социалистические соревнования первенством, получали возможность покупки промтоваров на суммы: 3000 рублей — рыболовецким бригадам, 1000 — командам судов, 200 — рыбоприемщикам, 100 — плавичам, рабочим обработки и мастерам. В виде наград предоставлялись и различные льготы», — рассказывает Ольга Рябкова.
Почетная грамота за активное участие в работе по поднятию социалистического хозяйства
Фото: из архива МВК имени И. С. Шемановского
Так в 1943 году победителями Всесоюзных социалистических соревнований стали Пуйковский рыбозавод; колхозы имени Сталина, «Родина», имени Ленина и рыбаки Шугинского и Аксарковского рыбозаводов. Знаком «Отличник рыбной промышленности» награждены 18 человек, похвальными грамотами — 65 человек.
Историк отмечает, что наравне со взрослыми трудились и школьники. Никто не обязывал их к труду, но они сами вызывались добровольцами и стремились помочь фронту. «Это было их личной инициативой, поскольку они видели, как надрываются их матери на несвойственной женщинам работе. Все-таки рыбная ловля — мужское дело. А поскольку отцы ушли на фронт, заменить их на путине — дело сыновей», — пишет Рябкова.
Подростки 14 и 16 лет работали с такой же нагрузкой, как и взрослые. Младшие школьники трудились в свободное от учебы время, во время каникул и в выходные дни. Вместе со школьниками по зову сердца выходили помогать и учителя.
В 1942 году старшеклассники начали привлекаться к промыслу на путине официально — для учащихся от 12 до 16 лет устанавливался шестичасовой рабочий день. Те, кто были старше, — трудились по восемь часов в день. Детей от восьми до 11 лет к труду не привлекали, но власти и не противились их добровольному стремлению работать на рыбозаводах. Юные ямальцы за труд также получали зарплату и премии.
Также в тылу трудились и коренные жители Севера. Рябкова приводит цифры: в 1943 году на рыбодобыче трудились 1245 женщин коренных национальностей, тогда как в 1940 году таковых было всего 439 человек.
Мария Вэнго проводит политинформацию колхоза «Красная Москва» Тазовского района
Фото: из архива МВК имени И. С. Шемановского
«Рыбачка колхоза „Родина“ Надымского района Александра Няданги ежегодно перевыполняла задания по добыче рыбы и освоила мастерство охотника; за успешную работу была награждена медалью „За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов“. Мария Вэнго из колхоза „Красная Москва“ Тазовского района стала организатором первой на Ямале женской ненецкой рыболовецкой бригады, которая все годы войны перевыполняла взятые на себя социалистические обязательства, никому не уступала быть первой в районе», — приводит примеры историк Ольга Рябкова.
Охотники, рыбаки, фабричные рабочие, сотрудники рыбозаводов — за годы Великой Отечественной войны многие их имена оказались на досках почета и были увековечены в памяти. Большое количество тружеников тыла получили высокие правительственные награды — медали «За трудовую доблесть», почетные грамоты, звания гвардейцев тыла и стахановцев военного времени.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ЯНАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Округ белых ночей», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Жители Ямала, как и жители всех регионов страны, столкнулись с известием о начале Великой Отечественной войны сразу после выпускных вечеров. К примеру, в июне 1941 года Салехардское педагогическое училище выпустило 40 будущих учителей, многие из которых сразу после выпуска отправились добровольцами на фронт. Планы молодых специалистов, студентов и школьников на будущую жизнь в одночасье исчезли после вторжения гитлеровской Германии на территорию Советского Союза. О том, как изменилась жизнь граждан в тылу и какие подвиги совершили ямальцы, чтобы помочь фронту, — читайте в материале URA.RU. «Сегодня в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города», — приводит слова наркома иностранных дел и заместителя председателя Совета Народных Комиссаров Вячеслава Молотова историк, младший научный сотрудник ГАУ «Центр изучения Арктики» Ольга Рябкова в своей книге «Ямальский тыл — фронту». Объявление о начале войны разлетелось по московскому радио на всю страну. На следующий день — 23 июня 1941 ямальцы получили номер местной газеты «Красный север» с полным текстом выступления Молотова и указом о мобилизации военнообязанных. Мужчины оставляли свои дома и добровольцами отправлялись на фронт. Их рабочие места предстояло занять женам и детям — фронт нуждался в продовольствии так же, как и в солдатах. Несмотря на то, что война велась от Ямала за тысячи километров, среди его немногочисленного населения — на тот период округ насчитывал порядка 40 000 жителей — прошли митинги, на которых были определены основные задачи в помощи фронту и стране. А местная газета «Красный Север» начала публиковать данные военных действий и письма ямальцев об их доблести в тылу. «Я беру на себя обязательство четко выполнять производственные задания, а если мой муж погибнет от рук врага, то я смело пойду ему на смену и буду уничтожать ненавистных фашистов до тех пор, пока все враги нашей Родины не будут уничтожены», — писала в своем письме местная жительница, доярка Салехардского совхоза Мария Степанова. Первостепенной задачей тех, кто находился в тылу, стала забота о выполнении производственных планов. Победа в войне теперь зависела от каждого. Сотни женщин заменили мужчин на производстве. Основной силой по рыбодобыче в округе в первые годы стали именно они. В газете «Красный Север», экземпляры которой в первозданном виде хранятся в Музейно-выставочном комплексе имени И. С. Шемановского, отмечалось, что уже к августу 1941 года женщины — работницы Салехардского рыбоконсервного комбината — выполняли обязанности на производстве не хуже мужчин. Рабочий день начинался с раннего утра, а заканчивался на пристани — в помощи сбора продовольствия для отправки на фронт. В своей книге, собранной по архивным данным и воспоминаниям тружеников тыла, историк Рябкова отмечает, что всю выловленную рыбу мыли, потрошили на месте, затем засаливали и отправляли на предприятия первичной обработки — рыбозаводы. Их в Ямало-Ненецком округе сперва было 12: Полярный, Шугинский, Пуйковский, Гыдоямский, Новопортовский, Северный, Аксарковский, Салехардский, Кушеватский, Мужевский, Тазовский, Ауровский. А в 1944 году к округу присоединился Красноселькупский район с одноименным рыбозаводом. «Острейшими проблемами отрасли в годы войны стали материальное обеспечение и нехватка рабочих рук. Для решения проблемы кадров в регион были направлены спецпереселенцы, около 8000 человек, именно для работы на рыбных промыслах», — отмечает Рябкова. Спецпереселенцами были немцы из ликвидированной в 1941 году Автономной Социалистической Советской Республики немцев Поволжья — 6383 человека. В 1944 году в округ направили и депортированных калмыков — 1467 человек. Как отметил историк, старший научный сотрудник сектора новой и новейшей истории Музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского Константин Карташов, условия для жизни у спецпереселенцев на момент прибытия на Крайний Север оставляли желать лучшего. «Материалов для строительства жилья первое время не было. Спецпереселенцам приходилось привыкать к суровому климату Севера и бороться не только за собственное выживание, но и за выполнение планов на предприятиях округа». Стремительно в округе развивались социалистические соревнования. Чтобы стимулировать труд рабочих имена и фамилии отличившихся увековечивались в газете «Красный Север»; рыболовецкие бригады, которые добивались лучших результатов, награждались переходящим Красным знаменем, лучшим рабочим также вручались Почетная грамота Окружного совета депутатов трудящихся. «Использовалось также и материальное стимулирование труда в виде премий — те, кто завершил социалистические соревнования первенством, получали возможность покупки промтоваров на суммы: 3000 рублей — рыболовецким бригадам, 1000 — командам судов, 200 — рыбоприемщикам, 100 — плавичам, рабочим обработки и мастерам. В виде наград предоставлялись и различные льготы», — рассказывает Ольга Рябкова. Так в 1943 году победителями Всесоюзных социалистических соревнований стали Пуйковский рыбозавод; колхозы имени Сталина, «Родина», имени Ленина и рыбаки Шугинского и Аксарковского рыбозаводов. Знаком «Отличник рыбной промышленности» награждены 18 человек, похвальными грамотами — 65 человек. Историк отмечает, что наравне со взрослыми трудились и школьники. Никто не обязывал их к труду, но они сами вызывались добровольцами и стремились помочь фронту. «Это было их личной инициативой, поскольку они видели, как надрываются их матери на несвойственной женщинам работе. Все-таки рыбная ловля — мужское дело. А поскольку отцы ушли на фронт, заменить их на путине — дело сыновей», — пишет Рябкова. Подростки 14 и 16 лет работали с такой же нагрузкой, как и взрослые. Младшие школьники трудились в свободное от учебы время, во время каникул и в выходные дни. Вместе со школьниками по зову сердца выходили помогать и учителя. В 1942 году старшеклассники начали привлекаться к промыслу на путине официально — для учащихся от 12 до 16 лет устанавливался шестичасовой рабочий день. Те, кто были старше, — трудились по восемь часов в день. Детей от восьми до 11 лет к труду не привлекали, но власти и не противились их добровольному стремлению работать на рыбозаводах. Юные ямальцы за труд также получали зарплату и премии. Также в тылу трудились и коренные жители Севера. Рябкова приводит цифры: в 1943 году на рыбодобыче трудились 1245 женщин коренных национальностей, тогда как в 1940 году таковых было всего 439 человек. «Рыбачка колхоза „Родина“ Надымского района Александра Няданги ежегодно перевыполняла задания по добыче рыбы и освоила мастерство охотника; за успешную работу была награждена медалью „За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов“. Мария Вэнго из колхоза „Красная Москва“ Тазовского района стала организатором первой на Ямале женской ненецкой рыболовецкой бригады, которая все годы войны перевыполняла взятые на себя социалистические обязательства, никому не уступала быть первой в районе», — приводит примеры историк Ольга Рябкова. Охотники, рыбаки, фабричные рабочие, сотрудники рыбозаводов — за годы Великой Отечественной войны многие их имена оказались на досках почета и были увековечены в памяти. Большое количество тружеников тыла получили высокие правительственные награды — медали «За трудовую доблесть», почетные грамоты, звания гвардейцев тыла и стахановцев военного времени.