В начале октября губернатор Курганской области Алексей Кокорин отправил в отставку руководителя ОГУП «Курорты Зауралья» Асета Биисова. Глава Зауралья прямо заявил, что чиновник не справился со своими обязанностями. Корреспонденты «URA.Ru» постарались разобраться в подоплеке конфликта.
Увольнение Асета Биисова стало довольно неожиданным. По словам заместителя губернатора по социальной политике Александра Карпова, принять такое решение главу региона вынудило качество работы чиновника. Перед ним были поставлены задачи по превращению озера Медвежье в «курорт мирового уровня». «Соответствующие шаги по развитию инфраструктуры курорта должны были быть и со стороны руководства ОГУП „Курорты Зауралья“, но этого не было сделано», — заявил тогда Карпов для прессы.
При этом Асет Биисов успел оставить после себя наследие, с которым новому директору Владимиру Казакову и самому Алексею Кокорину еще предстоит разобраться.
По мнению некоторых экспертов, Биисов совместно с чиновниками департамента по недропользованию по УрФО лоббировал запрет официальной добычи биоресурсов на озере Медвежье, умудрившись втянуть в это региональное отделение ОНФ и даже губернатора Кокорина. При этом чиновник, по некоторым данным, использовал все возможные средства, вплоть до псевдонаучных исследований.
Одну из основных ценностей солоноводных озер, в том числе озера Медвежье, представляют цисты (яйца) рачка артемия, которые служат кормом в рыбоводстве. Кроме того, иловые донные отложения и рассол (рапа) водоема обладают эффективными лечебными свойствами. Именно они позволяют называть природный комплекс «жемчужиной Зауралья». Нагнетая атмосферу вокруг возможной угрозы лечебным ресурсам водоема, заинтересованные лица, возможно, планировали произвести передел рынка биоресурсов Курганской области.
Последовательность событий помогает выстроить достаточно четкую картину. 10 марта 2015 года начальник организации «Курганнедра» Виктор Крупец пишет жалобу в адрес всех возможных инстанций, включая губернатора Курганской области. В ней он требует запретить добычу цист артемии на озере Медвежье, утверждая, что она ведет к подрыву популяции рачка и вредит лечебным ресурсам. В апреле он же на совещании у губернатора Кокорина повторил свои опасения, заявив, что Медвежье рискует превратиться в «гнилое озеро».
10 августа Асет Биисов подхватывает эстафету и отправляет руководителю регионального исполкома ОНФ Федору Теребенину письмо-справку. В нем он сообщает, что «в последние годы рапа и лечебная грязь месторождения „Озеро Медвежье“ претерпела значительные преобразования вследствие хозяйственной деятельности». Чиновник предлагает прекратить вылов цист артемии, который ведется на озере Медвежье с 1999 года. Практически сразу, 12 августа, ОНФ просит Кокорина снизить квоты на вылов цист артемии, едва ли не цитируя справку Биисова. Главный довод, который переходит от Крупца к Биисову, а потом к курганскому «фронтовику» Ольге Гордиенко: озеро Медвежье «впервые замерзло» и «теперь не может держать людей на плаву». 20 августа глава Зауралья заявил, что добыча ценного ресурса на озере Медвежье производиться не будет. В результате на вылов цист артемии были наложены ограничения.
Между тем ведущие научные отраслевые институты России показали, что заверения Крупца и Биисова полностью несостоятельны.
В распоряжении редакции оказалось экспертное заключение Федерального бюджетного учреждения науки «Екатеринбургский медицинский-научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» (изучает соленасыщенные озера с 1936 года) на упомянутую справку Биисова. В заключении отмечается, что приведенная в справке информация является недостоверной и вводит в заблуждение общественные организации и государственные органы власти. Более того, ученые показывают непрофессионализм авторов справки, отмечая их неспособность разобраться даже в предмете речи.
«На озере Медвежье, вопреки информации, указанной в справке, не ведется вылов самой артемии, а производится добыча ее цист. Цисты артемии, как сами артемии, не являются источником органического вещества илов, так как в основном доминируют в прибрежной части озера, лишенной илов и защищены от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды прочной оболочкой — хорионом, препятствующим разложению цист и обеспечивающим жизнеспособность эмбриона в течение десятков лет», — говорится в экспертном заключении.
Более того, изменение квот на добычу не может оказывать влияние на снижение минерализации рапы, так как при вылове цист артемии не производятся работы, способные менять водно-солевой баланс озера. Специалисты утверждают, что колебания минерализации озера обусловлены природой, — сменой сезонных и многолетних влажных и сухих сезонов. Также подчеркивается, что качество лечебных грязей озера Медвежье в период 2004—2014 годов являлось стабильным и соответствовало нормативным требованиям.
Таким образом, Асет Биисов по сути, дезинформировал власти Курганской области. Результатом этого стали ограничения законного промысла на озере Медвежье. Выгоду в этом случае получили браконьеры, которые в прошлом году и без того активно промышляли на водоеме.
В 2015 году законные пользователи инвестировали в охрану озера Медвежье несколько десятков миллионов рублей, приобретя, в том числе, беспилотник для оперативного выслеживания нелегальных ловцов. В результате браконьеры потеряли доступ к биоресурсу. Освободив водоем от официальных пользователей, браконьеры, как это уже было на Алтае, получают возможность беспрепятственно воровать у государства и вывозить сырье десятками и сотнями тонн.
Кстати, в Алтайском крае (это один из основных регионов, где добываются цисты артемии) в 2016 году будут открыты шесть новых озер для работы пользователей. Это даст до 20 % прироста объемов добычи. В Зауралье же, напротив, силами чиновников и общественников закрываются самые перспективные для рыбного хозяйства водные объекты. О каком инвестиционном климате может идти речь, если контроль над добычей биоресурсов получат браконьеры и их лоббисты в органах власти, говорят специалисты.
Впрочем, не исключена и другая версия, согласно которой Асет Биисов планировал забрать биоресурсы озера Медвежье под начало ОГУП «Курорты Зауралья» и, таким образом, взять водоем «в одни руки». Эта версия вполне соответствует тренду на «огосударствление» рыбной отрасли, который глава региона озвучил на заседании областного рыбохозяйственного совета 29 октября.
Будет ли этот тренд поддержан новым директором ОГУП «Курорты Зауралья» Владимиром Казаковым, покажет время.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В начале октября губернатор Курганской области Алексей Кокорин отправил в отставку руководителя ОГУП «Курорты Зауралья» Асета Биисова. Глава Зауралья прямо заявил, что чиновник не справился со своими обязанностями. Корреспонденты «URA.Ru» постарались разобраться в подоплеке конфликта. Увольнение Асета Биисова стало довольно неожиданным. По словам заместителя губернатора по социальной политике Александра Карпова, принять такое решение главу региона вынудило качество работы чиновника. Перед ним были поставлены задачи по превращению озера Медвежье в «курорт мирового уровня». «Соответствующие шаги по развитию инфраструктуры курорта должны были быть и со стороны руководства ОГУП „Курорты Зауралья“, но этого не было сделано», — заявил тогда Карпов для прессы. При этом Асет Биисов успел оставить после себя наследие, с которым новому директору Владимиру Казакову и самому Алексею Кокорину еще предстоит разобраться. По мнению некоторых экспертов, Биисов совместно с чиновниками департамента по недропользованию по УрФО лоббировал запрет официальной добычи биоресурсов на озере Медвежье, умудрившись втянуть в это региональное отделение ОНФ и даже губернатора Кокорина. При этом чиновник, по некоторым данным, использовал все возможные средства, вплоть до псевдонаучных исследований. Одну из основных ценностей солоноводных озер, в том числе озера Медвежье, представляют цисты (яйца) рачка артемия, которые служат кормом в рыбоводстве. Кроме того, иловые донные отложения и рассол (рапа) водоема обладают эффективными лечебными свойствами. Именно они позволяют называть природный комплекс «жемчужиной Зауралья». Нагнетая атмосферу вокруг возможной угрозы лечебным ресурсам водоема, заинтересованные лица, возможно, планировали произвести передел рынка биоресурсов Курганской области. Последовательность событий помогает выстроить достаточно четкую картину. 10 марта 2015 года начальник организации «Курганнедра» Виктор Крупец пишет жалобу в адрес всех возможных инстанций, включая губернатора Курганской области. В ней он требует запретить добычу цист артемии на озере Медвежье, утверждая, что она ведет к подрыву популяции рачка и вредит лечебным ресурсам. В апреле он же на совещании у губернатора Кокорина повторил свои опасения, заявив, что Медвежье рискует превратиться в «гнилое озеро». 10 августа Асет Биисов подхватывает эстафету и отправляет руководителю регионального исполкома ОНФ Федору Теребенину письмо-справку. В нем он сообщает, что «в последние годы рапа и лечебная грязь месторождения „Озеро Медвежье“ претерпела значительные преобразования вследствие хозяйственной деятельности». Чиновник предлагает прекратить вылов цист артемии, который ведется на озере Медвежье с 1999 года. Практически сразу, 12 августа, ОНФ просит Кокорина снизить квоты на вылов цист артемии, едва ли не цитируя справку Биисова. Главный довод, который переходит от Крупца к Биисову, а потом к курганскому «фронтовику» Ольге Гордиенко: озеро Медвежье «впервые замерзло» и «теперь не может держать людей на плаву». 20 августа глава Зауралья заявил, что добыча ценного ресурса на озере Медвежье производиться не будет. В результате на вылов цист артемии были наложены ограничения. Между тем ведущие научные отраслевые институты России показали, что заверения Крупца и Биисова полностью несостоятельны. В распоряжении редакции оказалось экспертное заключение Федерального бюджетного учреждения науки «Екатеринбургский медицинский-научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» (изучает соленасыщенные озера с 1936 года) на упомянутую справку Биисова. В заключении отмечается, что приведенная в справке информация является недостоверной и вводит в заблуждение общественные организации и государственные органы власти. Более того, ученые показывают непрофессионализм авторов справки, отмечая их неспособность разобраться даже в предмете речи. «На озере Медвежье, вопреки информации, указанной в справке, не ведется вылов самой артемии, а производится добыча ее цист. Цисты артемии, как сами артемии, не являются источником органического вещества илов, так как в основном доминируют в прибрежной части озера, лишенной илов и защищены от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды прочной оболочкой — хорионом, препятствующим разложению цист и обеспечивающим жизнеспособность эмбриона в течение десятков лет», — говорится в экспертном заключении. Более того, изменение квот на добычу не может оказывать влияние на снижение минерализации рапы, так как при вылове цист артемии не производятся работы, способные менять водно-солевой баланс озера. Специалисты утверждают, что колебания минерализации озера обусловлены природой, — сменой сезонных и многолетних влажных и сухих сезонов. Также подчеркивается, что качество лечебных грязей озера Медвежье в период 2004—2014 годов являлось стабильным и соответствовало нормативным требованиям. Таким образом, Асет Биисов по сути, дезинформировал власти Курганской области. Результатом этого стали ограничения законного промысла на озере Медвежье. Выгоду в этом случае получили браконьеры, которые в прошлом году и без того активно промышляли на водоеме. В 2015 году законные пользователи инвестировали в охрану озера Медвежье несколько десятков миллионов рублей, приобретя, в том числе, беспилотник для оперативного выслеживания нелегальных ловцов. В результате браконьеры потеряли доступ к биоресурсу. Освободив водоем от официальных пользователей, браконьеры, как это уже было на Алтае, получают возможность беспрепятственно воровать у государства и вывозить сырье десятками и сотнями тонн. Кстати, в Алтайском крае (это один из основных регионов, где добываются цисты артемии) в 2016 году будут открыты шесть новых озер для работы пользователей. Это даст до 20 % прироста объемов добычи. В Зауралье же, напротив, силами чиновников и общественников закрываются самые перспективные для рыбного хозяйства водные объекты. О каком инвестиционном климате может идти речь, если контроль над добычей биоресурсов получат браконьеры и их лоббисты в органах власти, говорят специалисты. Впрочем, не исключена и другая версия, согласно которой Асет Биисов планировал забрать биоресурсы озера Медвежье под начало ОГУП «Курорты Зауралья» и, таким образом, взять водоем «в одни руки». Эта версия вполне соответствует тренду на «огосударствление» рыбной отрасли, который глава региона озвучил на заседании областного рыбохозяйственного совета 29 октября. Будет ли этот тренд поддержан новым директором ОГУП «Курорты Зауралья» Владимиром Казаковым, покажет время.