В Курганской области не могут навести порядок в пассажирских перевозках. Свою правоту пытаются доказать сразу три ведомства: региональные чиновники, депутаты и федералы. Предприниматели ждут развязки, нервно курят на остановках и уже готовы вступить в открытый конфликт.
Предметом спора стал документ, разработанный курганским правительством. Он исключает из действующего регионального законодательства обязанность органов власти проводить конкурсы на право осуществления регулярных перевозок пассажиров между муниципальными образованиями. Несмотря на то, что норма о распределении маршрутов по результатам тендеров существует, чиновники с 2011 года ее не соблюдают.
По словам руководителя курганского УФАС Ирины Гагариной, в прошлом году областному правительству в связи с нарушением закона было вынесено предписание. Однако вместо его исполнения чиновники решили изменить закон и исключить из него понятие конкурса как таковое. «Наше решение правительство не обжаловало. Мы считаем, что раз не обжаловали, значит, согласились с ним. Тем не менее порядок до сих пор не наведен. И они посчитали, что будет удобнее взять и изменить региональный закон. Это касается исключения конкурсов из 38-го закона („О регулировании отдельных отношений в сфере транспортного обслуживания населения“, — ред.). Закон менять не нужно, а конкурсы необходимо проводить», — отметила Гагарина.
Такой же позиции придерживается и бизнес-омбудсмен Игорь Клепинин. Но, по его мнению, при проведении торгов нужно учитывать один важный нюанс. «Схемы маршрутов, которые будут выноситься на конкурс, должны разрабатываться и утверждаться муниципалитетами, — отметил Клепинин. — Нарушения федерального законодательства не будет. Конкурс — это наоборот открытость: пожалуйста, с аукциона берите маршруты. Есть выгодные, есть невыгодные маршруты, нужно их объединять и выставлять на конкурс единым лотом. Риски есть в любом бизнесе».
Заместитель директора областного департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Юрий Найданов объяснил причины, по которым было решено не проводить конкурсы, а в перспективе вообще отказаться от них. По словам чиновника, опыт других регионов показывает, что в случае аукционной «раздачи» маршрутов перевозчики идут в суд и оспаривают результаты торгов.
Дело в том, что у каждого из них есть лицензия на право осуществления пассажирских перевозок, и они могут выходить на маршрут, всего лишь уведомляя об этом органы власти. «Судебная практика показывает, что перевозчики, которые проиграли конкурс, остаются на своих маршрутах, потому что критерии проведения конкурсов не совсем соответствуют федеральным или региональным законам. Представители Екатеринбурга столкнулись с той же проблемой. В Тюмени провели конкурс, но почти половина перевозчиков, которые проиграли, остались, и убрать их невозможно. Там получилась вакханалия — у них много нелегальных перевозчиков. То же самое в Челябинске, — отметил Найданов. — Если у них есть лицензия, они имеют право работать».
Растерянность чиновников связана еще и с тем, что, если их заставят проводить конкурсы, это может резко сократить количество перевозчиков — сегодня в области их около шестидесяти. Причем не исключено, что с рынка уйдут те, кто на нем уже много лет и к кому нет претензий ни со стороны надзорных органов, ни со стороны населения. «Перевозчик работает 10-15 лет, к нему нет замечаний, почему его надо убирать? Делать конкурс под него — это могут опротестовать новые перевозчики, — считает Юрий Найданов. — Я согласен, что самый справедливый подход — это конкурс. Но в том случае, если открывается новый маршрут. Либо конкурс должен проводиться на тех маршрутах, где есть государственный или муниципальный заказ».
Найданов отметил, что департамент вынужден будет подчиниться закону, если депутаты областной Думы не поддержат его идею об исключении положения об обязательном проведении конкурсов при распределении маршрутов. В этом случае чиновникам придется выставить на торги около 180 (!) маршрутов по всей Курганской области. «Если бы на федеральном уровне были установлены четкие критерии проведения конкурсов, мы бы проводили конкурсы. Получается, что их нет, перевозчики идут в суд и говорят, что мы сами придумываем критерии „под кого-то“, — отметил Найданов. — Посмотрите, кстати, межсубъектовые перевозки осуществляются без конкурсов».
Однозначно ответить на вопрос, каким образом должны определяться перевозчики на том или ином маршруте, сегодня затруднился председатель экономического комитета областной Думы Евгений Кафеев. «Для транспортников главное — сделать так, чтобы они, как самолеты, работали: прилетел, загрузился и улетел — максимальная работоспособность. Так должно быть и у автобусов: чтобы они не стояли, а приехал и тут же поехал дальше на маршрут. Нужно, чтобы эта деятельность была выгодна перевозчикам, с другой стороны — важно, чтобы люди имели возможность уехать, чтобы они знали точный график движения, это обязанность власти — обеспечить организацию перевозок», — отметил Кафеев.
Депутат признался, что не понимает, как перевозчик может получить право обслуживать тот или иной маршрут без конкурса. «Как он будет ездить? До конца жизни или еще как-то? Должны быть какие-то сроки, — считает Евгений Кафеев. — Кроме того, если они будут работать по свободному графику, люди не будут знать, во сколько будет автобус, а сами перевозчики разорятся в итоге. Нужно выстроить графики движения — это очень важно. Во многих деревнях автобусы уже не ходят, проблема существует. Люди не могут выехать, и им необходимо обеспечить услугу».
Помимо прочего, по мнению Евгения Кафеева, плюсом конкурсных процедур является то, что это позволяет органам власти решать вопросы перевозки льготников и компенсировать предпринимателям затраты на их проезд. «Без конкурса мы можем не знать, перевозил он льготников или нет. Представляете, ветерану войны скажут: „Выходи из автобуса, мы не возим льготников“. Это некрасиво будет, — считает Кафеев. — Вопрос сложный. Юридически, может быть, непроведение конкурса возможно, но фактически сделать это будет проблематично. Еще ведь нужно думать о вопросе безопасности пассажиров».
Предприниматель Сергей Дубянский, который работает в Кетовском районе, признался «URA.Ru», что заявление главы УФАС Ирины Гагариной его «сильно-сильно возмутило». «Эти конкурсы — превышение должностных полномочий чиновников. Администрация может проводить единственные конкурсы — по 44-му федеральному закону. В данном случае речь не идет о государственных заказах (здесь нет ни имущества, ни денег, ничего нет). Это наша предпринимательская деятельность. Все определено лицензионными требованиями. Нам выданы разрешения федеральными органами. Эта лицензия дает право на осуществление регулярных перевозок, а они свое разрешение, получается, ставят выше федерального», — пояснил Дубянский.
В случае проведения конкурсов на право межмуниципальных перевозок местные предприниматели заранее заявляют, что готовы идти в суд и оспаривать их результаты.
Судьбу перевозчиков теперь предстоит решить депутатам Курганской областной Думы. Законопроект, меняющий правила игры, уже находится в парламенте.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В Курганской области не могут навести порядок в пассажирских перевозках. Свою правоту пытаются доказать сразу три ведомства: региональные чиновники, депутаты и федералы. Предприниматели ждут развязки, нервно курят на остановках и уже готовы вступить в открытый конфликт. Предметом спора стал документ, разработанный курганским правительством. Он исключает из действующего регионального законодательства обязанность органов власти проводить конкурсы на право осуществления регулярных перевозок пассажиров между муниципальными образованиями. Несмотря на то, что норма о распределении маршрутов по результатам тендеров существует, чиновники с 2011 года ее не соблюдают. По словам руководителя курганского УФАС Ирины Гагариной, в прошлом году областному правительству в связи с нарушением закона было вынесено предписание. Однако вместо его исполнения чиновники решили изменить закон и исключить из него понятие конкурса как таковое. «Наше решение правительство не обжаловало. Мы считаем, что раз не обжаловали, значит, согласились с ним. Тем не менее порядок до сих пор не наведен. И они посчитали, что будет удобнее взять и изменить региональный закон. Это касается исключения конкурсов из 38-го закона („О регулировании отдельных отношений в сфере транспортного обслуживания населения“, — ред.). Закон менять не нужно, а конкурсы необходимо проводить», — отметила Гагарина. Такой же позиции придерживается и бизнес-омбудсмен Игорь Клепинин. Но, по его мнению, при проведении торгов нужно учитывать один важный нюанс. «Схемы маршрутов, которые будут выноситься на конкурс, должны разрабатываться и утверждаться муниципалитетами, — отметил Клепинин. — Нарушения федерального законодательства не будет. Конкурс — это наоборот открытость: пожалуйста, с аукциона берите маршруты. Есть выгодные, есть невыгодные маршруты, нужно их объединять и выставлять на конкурс единым лотом. Риски есть в любом бизнесе». Заместитель директора областного департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Юрий Найданов объяснил причины, по которым было решено не проводить конкурсы, а в перспективе вообще отказаться от них. По словам чиновника, опыт других регионов показывает, что в случае аукционной «раздачи» маршрутов перевозчики идут в суд и оспаривают результаты торгов. Дело в том, что у каждого из них есть лицензия на право осуществления пассажирских перевозок, и они могут выходить на маршрут, всего лишь уведомляя об этом органы власти. «Судебная практика показывает, что перевозчики, которые проиграли конкурс, остаются на своих маршрутах, потому что критерии проведения конкурсов не совсем соответствуют федеральным или региональным законам. Представители Екатеринбурга столкнулись с той же проблемой. В Тюмени провели конкурс, но почти половина перевозчиков, которые проиграли, остались, и убрать их невозможно. Там получилась вакханалия — у них много нелегальных перевозчиков. То же самое в Челябинске, — отметил Найданов. — Если у них есть лицензия, они имеют право работать». Растерянность чиновников связана еще и с тем, что, если их заставят проводить конкурсы, это может резко сократить количество перевозчиков — сегодня в области их около шестидесяти. Причем не исключено, что с рынка уйдут те, кто на нем уже много лет и к кому нет претензий ни со стороны надзорных органов, ни со стороны населения. «Перевозчик работает 10-15 лет, к нему нет замечаний, почему его надо убирать? Делать конкурс под него — это могут опротестовать новые перевозчики, — считает Юрий Найданов. — Я согласен, что самый справедливый подход — это конкурс. Но в том случае, если открывается новый маршрут. Либо конкурс должен проводиться на тех маршрутах, где есть государственный или муниципальный заказ». Найданов отметил, что департамент вынужден будет подчиниться закону, если депутаты областной Думы не поддержат его идею об исключении положения об обязательном проведении конкурсов при распределении маршрутов. В этом случае чиновникам придется выставить на торги около 180 (!) маршрутов по всей Курганской области. «Если бы на федеральном уровне были установлены четкие критерии проведения конкурсов, мы бы проводили конкурсы. Получается, что их нет, перевозчики идут в суд и говорят, что мы сами придумываем критерии „под кого-то“, — отметил Найданов. — Посмотрите, кстати, межсубъектовые перевозки осуществляются без конкурсов». Однозначно ответить на вопрос, каким образом должны определяться перевозчики на том или ином маршруте, сегодня затруднился председатель экономического комитета областной Думы Евгений Кафеев. «Для транспортников главное — сделать так, чтобы они, как самолеты, работали: прилетел, загрузился и улетел — максимальная работоспособность. Так должно быть и у автобусов: чтобы они не стояли, а приехал и тут же поехал дальше на маршрут. Нужно, чтобы эта деятельность была выгодна перевозчикам, с другой стороны — важно, чтобы люди имели возможность уехать, чтобы они знали точный график движения, это обязанность власти — обеспечить организацию перевозок», — отметил Кафеев. Депутат признался, что не понимает, как перевозчик может получить право обслуживать тот или иной маршрут без конкурса. «Как он будет ездить? До конца жизни или еще как-то? Должны быть какие-то сроки, — считает Евгений Кафеев. — Кроме того, если они будут работать по свободному графику, люди не будут знать, во сколько будет автобус, а сами перевозчики разорятся в итоге. Нужно выстроить графики движения — это очень важно. Во многих деревнях автобусы уже не ходят, проблема существует. Люди не могут выехать, и им необходимо обеспечить услугу». Помимо прочего, по мнению Евгения Кафеева, плюсом конкурсных процедур является то, что это позволяет органам власти решать вопросы перевозки льготников и компенсировать предпринимателям затраты на их проезд. «Без конкурса мы можем не знать, перевозил он льготников или нет. Представляете, ветерану войны скажут: „Выходи из автобуса, мы не возим льготников“. Это некрасиво будет, — считает Кафеев. — Вопрос сложный. Юридически, может быть, непроведение конкурса возможно, но фактически сделать это будет проблематично. Еще ведь нужно думать о вопросе безопасности пассажиров». Предприниматель Сергей Дубянский, который работает в Кетовском районе, признался «URA.Ru», что заявление главы УФАС Ирины Гагариной его «сильно-сильно возмутило». «Эти конкурсы — превышение должностных полномочий чиновников. Администрация может проводить единственные конкурсы — по 44-му федеральному закону. В данном случае речь не идет о государственных заказах (здесь нет ни имущества, ни денег, ничего нет). Это наша предпринимательская деятельность. Все определено лицензионными требованиями. Нам выданы разрешения федеральными органами. Эта лицензия дает право на осуществление регулярных перевозок, а они свое разрешение, получается, ставят выше федерального», — пояснил Дубянский. В случае проведения конкурсов на право межмуниципальных перевозок местные предприниматели заранее заявляют, что готовы идти в суд и оспаривать их результаты. Судьбу перевозчиков теперь предстоит решить депутатам Курганской областной Думы. Законопроект, меняющий правила игры, уже находится в парламенте.