В годы Великой Отечественной войны с полок магазинов первыми пропали товары первой необходимостиФото: Владимир Акимов / РИА Новости
В 2025 году любой человек воспринимает продуктовые магазины и супермаркеты как должное: они всегда под рукой и там можно найти все что угодно. Однако в годы Великой Отечественной войны граждане СССР никогда не могли быть уверены, что, придя в государственный магазин, они смогут купить даже булку хлеба, молоко или яйца.
Редакция URA.RU продолжает совместную с компанией X5 Group серию материалов, посвященных тому, как изменилась продовольственная сфера в России со времен Великой Отечественной войны. На этот раз мы расскажем о том, что влияло на цены в военные годы, почему товары оценивались в хлебе и как современные торговые сети делают продукты доступнее.
Голодные годы
В первые месяцы войны в СССР возник острый дефицит продовольствия. Страна столкнулась с массовыми разрушениями, эвакуацией населения и мобилизацией ресурсов на нужды фронта, что привело к резкому сокращению производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия. А это в свою очередь повлекло за собой увеличение цен.
С карточкой продукты первой необходимости можно было купить по очень низкой цене
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
«Сначала с полок магазинов пропали товары первой необходимости. Однако летом 1941 года рыночные цены росли незначительно, например, в Свердловске сливочное масло с июля по август подорожало на 10 рублей, литр молока — на рубль, яйца — на 30%. Картошку еще можно было купить по приемлемой цене, но за другими овощами выстраивались очереди, как только они появлялись», — рассказала заместитель директора по специальным и стратегическим проектам музея истории Екатеринбурга Светлана Хайрутдинова.
Для того чтобы контролировать стоимость продуктов и сдержать дефицит, руководство СССР ввело карточную систему. С карточкой продукты первой необходимости можно было купить по очень низкой цене. Так, килограмм хлеба стоил один рубль, литр молока — два рубля, килограмм сахара — 5,7 рубля, десяток яиц — 6,5 рубля. В то же время за упаковку сливочного масла просили 25 рублей, а за килограмм чая — 80 рублей.
Карточная система снабжения была попыткой контролировать распределение продуктов, но нормы выдачи были крайне низкими и зачастую не покрывали даже минимальные потребности населения. Например, на иждивенцев и детей приходилось всего 400 граммов хлеба в сутки. К тому же, со временем дефицит продуктов в государственных магазинах достиг таких масштабов, что граждане не могли получить необходимые товары даже по карточкам. Поэтому торговля начала постепенно уходить в тень.
Свободная торговля
По словам историка, научного сотрудника музея «Ростовский Кремль»Марка Лешкевича, в ноябре 1941 года руководство СССР пошло на важный шаг — разрешило коммерческую торговлю. Вскоре в городах возникли стихийные рынки, где люди могли купить продукты, которых не было в государственных магазинах. Однако закупиться вдоволь на рынках могли себе позволить единицы, потому что коммерсанты устанавливали цены значительно выше рекомендованных государством.
Из-за высоких цен на продукты в годы Великой Отечественной войны процветал товарообмен
Фото: Максимов / РИА Новости
«Одни из самых высоких рыночных цен в стране были на Урале. В 1943 году картошка стоила 60-80 рублей за килограмм, говядина — под 300 рублей, а цена муки доходила до 350 рублей. Наиболее наглядным примером была стоимость хлеба: если по карточке он стоил всего один рубль, то на свободном рынке за него могли просить до 100 рублей. А у кого-то эта сумма была месячной зарплатой», — отметил Марк Лешкевич.
Из-за нехватки денег у населения на рынках процветал обмен товарами и продуктами. Самой ходовой «валютой» был печеный хлеб, в котором измерялась ценность вообще всех товаров. Например, один килограмм хлеба можно было обменять на килограмм картофеля или 500 граммов мыла, а две ржаные буханки — на литр молока. Как отметила Светлана Хайрутдинова, поначалу государство пыталось бороться со стихийными рынками, но, понимая, что товарообмен — это один из способов для людей выжить, позже предпочитало смотреть на такие операции сквозь пальцы.
Начиная с 1944 года ситуация с продуктами начала постепенно улучшаться. С увеличением производственных мощностей и восстановлением сельского хозяйства нормы снабжения росли. Однако продовольственный кризис оставался актуальной проблемой для многих регионов страны до самого конца войны.
Продуктовая доступность
Крупные торговые сети добровольно ограничивают наценку на самые продаваемые позиции из числа социально-значимых товаров
Представители компании X5 Group заявили, что подобный дефицит продуктов в 2025 году просто невозможен. Поставщиков и товаров на рынке так много, что любой ушедший с полок магазинов бренд без проблем можно заместить.
«Дефицит возможен только при сильном вмешательстве в рыночные процессы — история помнит примеры регулирования цен и плановой экономики, которая как раз приводила к таким последствиям. В случае каких-либо чрезвычайных ситуаций — да, могут возникать недопоставки, но даже если где-то появляются пустые полки, то это не навсегда, и такие проблемы решаются очень быстро», — отметили эксперты.
Стократная разница в ценах сегодня также кажется чем-то невероятным. Все дело в том, что регулированием стоимости продуктов занимается не только государство, но и сами торговые сети.
С 2022 года X5 Group добровольно ограничивает наценку на самые продаваемые позиции из числа социально-значимых товаров. В марте 2025 года торговая сеть расширила список таких продуктов до 24 категорий. Среди них — говядина, свинина, курица, мороженая неразделанная рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, чай, мука, хлеб, рис, вермишель, гречка, картофель, морковь, лук и капуста. В каждой из перечисленных категорий есть товары «первой цены», наценка на которые не может превышать 5%. Это позволяет обеспечивать наиболее доступную розничную цену для покупателей вне зависимости от динамики оптовых цен.
За 2024 год общий объем скидок пенсионерам в «Пятерочке» составил 20,5 млрд рублей
Вдобавок к этому компании делают скидки и запускают программы продовольственной помощи для социально уязвимых групп населения. Например, в 2024 году общий объем скидок пенсионерам в «Перекрестке» составил около 2,39 млрд рублей, а в «Пятерочке» — 20,5 млрд рублей. Для поддержки малоимущих и многодетных семей благотворительный фонд X5 «Выручаем» реализует проекты «Корзина доброты» и фудшеринг. В рамках этих программ волонтеры собирают продукты, которые пожертвовали покупатели или сами торговые сети, и направляют их в профильные некоммерческие организации.
Из-за высокого качества сервиса торговых сетей и доступности товаров так называемые «черные рынки», которые процветали в годы Великой Отечественной войны, сегодня практически вымерли. Продажа продуктов «с рук» все еще существует, но необходимость в ней пропала.
«Во-первых, стоимость товара у бизнеса всегда будет ниже, чем у частных лиц. Во-вторых, „черный рынок“ предполагает продажу контрафактной или фальсифицированной продукции, а никто из потребителей не заинтересован в покупке еды, качество которой невозможно подтвердить. Кроме того, контрольно-надзорные органы достаточно эффективно работают в этой сфере, пресекая любую возможность продажи товаров, небезопасных для потребителя. Ну и в-третьих, торговые сети дают покупателям лучшее предложение, сервис и качество. Иначе мы бы до сих пор покупали все продукты на рынках», — отметили представители X5 Group.
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В 2025 году любой человек воспринимает продуктовые магазины и супермаркеты как должное: они всегда под рукой и там можно найти все что угодно. Однако в годы Великой Отечественной войны граждане СССР никогда не могли быть уверены, что, придя в государственный магазин, они смогут купить даже булку хлеба, молоко или яйца. Редакция URA.RU продолжает совместную с компанией X5 Group серию материалов, посвященных тому, как изменилась продовольственная сфера в России со времен Великой Отечественной войны. На этот раз мы расскажем о том, что влияло на цены в военные годы, почему товары оценивались в хлебе и как современные торговые сети делают продукты доступнее. Голодные годы В первые месяцы войны в СССР возник острый дефицит продовольствия. Страна столкнулась с массовыми разрушениями, эвакуацией населения и мобилизацией ресурсов на нужды фронта, что привело к резкому сокращению производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия. А это в свою очередь повлекло за собой увеличение цен. «Сначала с полок магазинов пропали товары первой необходимости. Однако летом 1941 года рыночные цены росли незначительно, например, в Свердловске сливочное масло с июля по август подорожало на 10 рублей, литр молока — на рубль, яйца — на 30%. Картошку еще можно было купить по приемлемой цене, но за другими овощами выстраивались очереди, как только они появлялись», — рассказала заместитель директора по специальным и стратегическим проектам музея истории Екатеринбурга Светлана Хайрутдинова. Для того чтобы контролировать стоимость продуктов и сдержать дефицит, руководство СССР ввело карточную систему. С карточкой продукты первой необходимости можно было купить по очень низкой цене. Так, килограмм хлеба стоил один рубль, литр молока — два рубля, килограмм сахара — 5,7 рубля, десяток яиц — 6,5 рубля. В то же время за упаковку сливочного масла просили 25 рублей, а за килограмм чая — 80 рублей. Карточная система снабжения была попыткой контролировать распределение продуктов, но нормы выдачи были крайне низкими и зачастую не покрывали даже минимальные потребности населения. Например, на иждивенцев и детей приходилось всего 400 граммов хлеба в сутки. К тому же, со временем дефицит продуктов в государственных магазинах достиг таких масштабов, что граждане не могли получить необходимые товары даже по карточкам. Поэтому торговля начала постепенно уходить в тень. Свободная торговля По словам историка, научного сотрудника музея «Ростовский Кремль» Марка Лешкевича, в ноябре 1941 года руководство СССР пошло на важный шаг — разрешило коммерческую торговлю. Вскоре в городах возникли стихийные рынки, где люди могли купить продукты, которых не было в государственных магазинах. Однако закупиться вдоволь на рынках могли себе позволить единицы, потому что коммерсанты устанавливали цены значительно выше рекомендованных государством. «Одни из самых высоких рыночных цен в стране были на Урале. В 1943 году картошка стоила 60-80 рублей за килограмм, говядина — под 300 рублей, а цена муки доходила до 350 рублей. Наиболее наглядным примером была стоимость хлеба: если по карточке он стоил всего один рубль, то на свободном рынке за него могли просить до 100 рублей. А у кого-то эта сумма была месячной зарплатой», — отметил Марк Лешкевич. Из-за нехватки денег у населения на рынках процветал обмен товарами и продуктами. Самой ходовой «валютой» был печеный хлеб, в котором измерялась ценность вообще всех товаров. Например, один килограмм хлеба можно было обменять на килограмм картофеля или 500 граммов мыла, а две ржаные буханки — на литр молока. Как отметила Светлана Хайрутдинова, поначалу государство пыталось бороться со стихийными рынками, но, понимая, что товарообмен — это один из способов для людей выжить, позже предпочитало смотреть на такие операции сквозь пальцы. Начиная с 1944 года ситуация с продуктами начала постепенно улучшаться. С увеличением производственных мощностей и восстановлением сельского хозяйства нормы снабжения росли. Однако продовольственный кризис оставался актуальной проблемой для многих регионов страны до самого конца войны. Продуктовая доступность Представители компании X5 Group заявили, что подобный дефицит продуктов в 2025 году просто невозможен. Поставщиков и товаров на рынке так много, что любой ушедший с полок магазинов бренд без проблем можно заместить. «Дефицит возможен только при сильном вмешательстве в рыночные процессы — история помнит примеры регулирования цен и плановой экономики, которая как раз приводила к таким последствиям. В случае каких-либо чрезвычайных ситуаций — да, могут возникать недопоставки, но даже если где-то появляются пустые полки, то это не навсегда, и такие проблемы решаются очень быстро», — отметили эксперты. Стократная разница в ценах сегодня также кажется чем-то невероятным. Все дело в том, что регулированием стоимости продуктов занимается не только государство, но и сами торговые сети. С 2022 года X5 Group добровольно ограничивает наценку на самые продаваемые позиции из числа социально-значимых товаров. В марте 2025 года торговая сеть расширила список таких продуктов до 24 категорий. Среди них — говядина, свинина, курица, мороженая неразделанная рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, чай, мука, хлеб, рис, вермишель, гречка, картофель, морковь, лук и капуста. В каждой из перечисленных категорий есть товары «первой цены», наценка на которые не может превышать 5%. Это позволяет обеспечивать наиболее доступную розничную цену для покупателей вне зависимости от динамики оптовых цен. Вдобавок к этому компании делают скидки и запускают программы продовольственной помощи для социально уязвимых групп населения. Например, в 2024 году общий объем скидок пенсионерам в «Перекрестке» составил около 2,39 млрд рублей, а в «Пятерочке» — 20,5 млрд рублей. Для поддержки малоимущих и многодетных семей благотворительный фонд X5 «Выручаем» реализует проекты «Корзина доброты» и фудшеринг. В рамках этих программ волонтеры собирают продукты, которые пожертвовали покупатели или сами торговые сети, и направляют их в профильные некоммерческие организации. Из-за высокого качества сервиса торговых сетей и доступности товаров так называемые «черные рынки», которые процветали в годы Великой Отечественной войны, сегодня практически вымерли. Продажа продуктов «с рук» все еще существует, но необходимость в ней пропала. «Во-первых, стоимость товара у бизнеса всегда будет ниже, чем у частных лиц. Во-вторых, „черный рынок“ предполагает продажу контрафактной или фальсифицированной продукции, а никто из потребителей не заинтересован в покупке еды, качество которой невозможно подтвердить. Кроме того, контрольно-надзорные органы достаточно эффективно работают в этой сфере, пресекая любую возможность продажи товаров, небезопасных для потребителя. Ну и в-третьих, торговые сети дают покупателям лучшее предложение, сервис и качество. Иначе мы бы до сих пор покупали все продукты на рынках», — отметили представители X5 Group. Ранее в рамках проекта 80-летию Великой Победы URA.RU составило топ-5 рецептов блюд военного времени и рассказало о том, как менялась система продуктовых карточек в Российской Империи и СССР и почему этот механизм возвращают XXI веке.