На фотографиях проекты компании «Далур» выглядит безопасно, но кто у нас верит картинкам?фото – Игорь Меркулов, Екатерина Лазарева, ЗАО «Далур»
Окрестности небольшого зауральского города Шумихи стали новой территорией, где началась добыча урана. И пока специалисты строят грандиозные планы, местные теряются в догадках, как это повлияет на их здоровье и экологию. Между властями, бизнесом и горожанами — настоящая информационная пропасть, а некоторые шумихинцы уже рассказывают о галлюцинациях и готовятся к народному бунту. «URA.Ru» решило разобраться, что на самом деле ждет зауральцев, почему жители соседнего района рады соседству с радиоактивными веществами и как ситуация влияет на рейтинг властей. Подробности — в нашем материале.
Хохловское месторождение под Шумихой относится к Зауральскому ураново-рудному району. Объемы залежей урана, по оценкам специалистов, составляют порядка 120-130 тыс. тонн. В прошлом году предприятие «Далур» получило лицензию на разведку и добычу этого металла, сейчас там проводятся опытно-промышленные работы. Журналист «URA.Ru» пообщался с горожанами и выяснил, что многих из них такая ситуация не радует. «С двух сторон от реки идет бурение скважин, в которые заливается щелочной раствор. Для людей этот способ добычи безопасен, но для природы нет: продукты добычи поступают в воду», — считает местный житель Игорь. Cвое сомнение по этому поводу высказал и депутат Звериноголовского района Николай Афанасьев (в этом муниципалитете тоже было найдено месторождение урана, в 2016 году там планируют начать его промышленную добычу). По мнению народного избранника, это несет «опасность радиоактивного загрязнения подземных вод и реки Тобол». «Перейдя в ионное состояние, уран начнет распространяться по всему водоносному горизонту, по Тобольскому артезианскому бассейну», — считает Афанасьев.
Есть горожане, которые язвительно говорят и о «положительных» моментах в этой ситуации. «Как назло, там, где идет добыча, последние годы много грибов, ягод. Животные домашние пасутся постоянно, любят это место», — рассказал уже другой житель Шумихи. Наконец, опасения у населения вызывает перевозка серной кислоты по дорогам города. Даже несмотря на то, что при этом используются автомобили с вакуумными цистернами, жители считают, что повод для паники есть. «Вакуумные машины ездят по всему городу. Щелочной раствор капает со шлангов», — пожаловались собеседники «URA.Ru».
Шумиха стала вторым муниципалитетом в Зауралье, где началась добыча урана. Электорат волнуется, власти ждут золотые горы
Как обычно при начале проектов такого рода, главная проблема в том, что шумихинцы не владеют необходимой информацией и делают выводы только на основе личных наблюдений и страхов. Проконсультироваться им не с кем: ставку эколога в районе, по словам жителей, сократили. «Сейчас никто ни за чем не следит. О будущем поколении никто не думает. Этим всем занимаются олигархи, но на шум людей они все равно отреагируют, — уверена жительница Шумихи Светлана. — Надо народ района поднимать. В нашей газете была уже публикация, что люди болеют, у них начинаются галлюцинации».
Как рассказал «URA.Ru» лидер движения «За химическую безопасность» Василий Дмитриев, ситуация в городе сегодня такова, что наиболее внятные разъяснения по поводу добычи урана под Шумихой были получены только в начале апреля, когда с руководством района и города встречались представители «Далура». Однако мероприятие проходило в узком формате, исчерпывающей информации о специфике работ по добыче урана людям так никто и не дал. Глава района Александр Букреев лишь пообещал общественнику вместе съездить на место добычи, чтобы своими глазами увидеть технологию. «Если нарушений не будет, то это будет безопасно. Если будут, то добыча урана, конечно, скажется и на людях, и на природе. Вообще, в Шумихе и без того повышенный фон радиации. Он давно такой, — отметил Дмитриев. — Пока мы все вопросы отрабатываем с районной администрацией. Но у Букреева тоже много информации нет».
Любопытно, что все эти обоснованные претензии шумихинцев, в первую очередь, сказываются на имидже местных властей. Так, например, по итогам рейтинга глав городов Большого Урала, составленного «URA.Ru», мэр Шумихи Анатолий Козлов получил от населения всего 6,7 балла, и градоначальника критиковали как раз из-за добычи урана.
Экс-глава Далматовского района Владимир Иоган первым из руководителей муниципалитетов столкнулся с народным возмущением. Но когда в район вместе с ураном пошли деньги, люди успокоились
На самом предприятии на ситуацию ожидаемо смотрят иначе и уверяют, что работы абсолютно безопасны. В данном случае оптимальным методом добычи металла считается подземное выщелачивание. Этот способ впервые в России ЗАО «Далур» использовало на территории Далматовского района Зауралья, теперь его применяют и под Шумихой. На официальном сайте компании говорится о том, что он «в экологическом отношении является наиболее щадящим из всех известных способов добычи полезных ископаемых». Суть метода в том, что процесс представляет собой замкнутый цикл, при котором можно избежать изменения земной поверхности и других неприятных последствий.
По информации начальника службы по связям с общественностью предприятий промышленного кластера Уранового холдинга «АРМЗ» («Далур» является его частью) Юрия Мурашко, за короткий срок в Шумихе был построен целый комплекс, оснащенный современным, высокотехнологичным оборудованием, полностью исключающим воздействие на экологию. По его словам, за безопасностью постоянно ведется мониторинг, проверяют состояние подземных вод и донных отложений поверхностных водоемов, растительности и почвы. По химическим и радиационным показателям превышений не выявлено.
Также безопасны и перевозки. «У предприятия имеется лицензия на обращение с ядерными материалами при их транспортировании», — пояснил Мурашко, добавив при этом, что на движение спецтранспорта, подключенного к системе ГЛОНАС, получены все разрешения и от органов госавтонадзора, и от ГИБДД, иначе говоря, возможность каких-то утечек опасных реактивов исключается. Кроме того, по словам начальника управления государственного контроля и охраны окружающей среды областного департамента природных ресурсов Зои Неволиной, с их стороны никогда никаких нареканий к перевозке тоже не было. «Никто не допустит, чтобы серная кислота капала из шлангов», — ответила Неволина на основные претензии шумихинцев.
Зоя Неволина утверждает, что за все время добычи урана никаких нареканий к технологическому процессу у надзорных органов не было
Впрочем, судя по всему, люди уже готовы сменить гнев на милость, если «Далур» возьмет на себя определенные социальные обязательства. Именно большая соцнагрузка, которая появилась у предприятия на первом разрабатываемом месторождении в Далматовском районе в свое время успокоила местное население. По словам бывшего главы этого муниципалитета Владимира Иогана, организация стала бюджетообразующей. «Для района это великая помощь — они на сегодня основные „поставщики“ средств в районный бюджет. Они, правда, не достигли тех показателей, которые планировали — выйти на мощность 1 тыс. тонн в год (объемы добычи по итогам 2013 года всего 560 тонн, — ред.). Если бы планы выполнили, бюджет вообще бы наполнялся только за счет „Далура“», — признался Иоган.
Пока шумихинцы с завистью смотрят на соседей. «Сейчас район от этого ничего не получает. В Далматово „Далур“ много чего строит, а у нас ничего этого не делается. Мы будем выступать за то, чтобы в Шумихе в качестве какой-то компенсации это тоже делалось», — сказал лидер движения «За химическую безопасность» Василий Дмитриев.
Однако скептики все равно остаются. Так, глава села Малое Дюрягино Шумихинского района Сергей Воробьев никаких иллюзий относительно золотых гор не питает. Хотя в его муниципалитете тоже прошла геологоразведка, когда начнется промышленная добыча, не ясно. «У нас в сельсовете пока спокойно. Но скажите мне, кому нужен под боком такой объект?! Кроме того, он будет здесь, а юридическое лицо в Далматово — все платежи пойдут туда, мой бюджет ничего не получит», — сказал Воробьев. От специалистов глава сельсовета получил только результаты мониторинга экологической обстановки за последние два года. «Результаты мне представили. Такие красивые альбомы. Пишут красиво: все безопасно. Я и сам убедился: брал дозиметр, у скважины проверял, вроде бы не звенит. Но как в будущем это отразится, я не знаю», — признался Сергей Воробьев. «URA.Ru» будет следить за развитием событий.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Окрестности небольшого зауральского города Шумихи стали новой территорией, где началась добыча урана. И пока специалисты строят грандиозные планы, местные теряются в догадках, как это повлияет на их здоровье и экологию. Между властями, бизнесом и горожанами — настоящая информационная пропасть, а некоторые шумихинцы уже рассказывают о галлюцинациях и готовятся к народному бунту. «URA.Ru» решило разобраться, что на самом деле ждет зауральцев, почему жители соседнего района рады соседству с радиоактивными веществами и как ситуация влияет на рейтинг властей. Подробности — в нашем материале. Хохловское месторождение под Шумихой относится к Зауральскому ураново-рудному району. Объемы залежей урана, по оценкам специалистов, составляют порядка 120-130 тыс. тонн. В прошлом году предприятие «Далур» получило лицензию на разведку и добычу этого металла, сейчас там проводятся опытно-промышленные работы. Журналист «URA.Ru» пообщался с горожанами и выяснил, что многих из них такая ситуация не радует. «С двух сторон от реки идет бурение скважин, в которые заливается щелочной раствор. Для людей этот способ добычи безопасен, но для природы нет: продукты добычи поступают в воду», — считает местный житель Игорь. Cвое сомнение по этому поводу высказал и депутат Звериноголовского района Николай Афанасьев (в этом муниципалитете тоже было найдено месторождение урана, в 2016 году там планируют начать его промышленную добычу). По мнению народного избранника, это несет «опасность радиоактивного загрязнения подземных вод и реки Тобол». «Перейдя в ионное состояние, уран начнет распространяться по всему водоносному горизонту, по Тобольскому артезианскому бассейну», — считает Афанасьев. Есть горожане, которые язвительно говорят и о «положительных» моментах в этой ситуации. «Как назло, там, где идет добыча, последние годы много грибов, ягод. Животные домашние пасутся постоянно, любят это место», — рассказал уже другой житель Шумихи. Наконец, опасения у населения вызывает перевозка серной кислоты по дорогам города. Даже несмотря на то, что при этом используются автомобили с вакуумными цистернами, жители считают, что повод для паники есть. «Вакуумные машины ездят по всему городу. Щелочной раствор капает со шлангов», — пожаловались собеседники «URA.Ru».
Шумиха стала вторым муниципалитетом в Зауралье, где началась добыча урана. Электорат волнуется, власти ждут золотые горы Как обычно при начале проектов такого рода, главная проблема в том, что шумихинцы не владеют необходимой информацией и делают выводы только на основе личных наблюдений и страхов. Проконсультироваться им не с кем: ставку эколога в районе, по словам жителей, сократили. «Сейчас никто ни за чем не следит. О будущем поколении никто не думает. Этим всем занимаются олигархи, но на шум людей они все равно отреагируют, — уверена жительница Шумихи Светлана. — Надо народ района поднимать. В нашей газете была уже публикация, что люди болеют, у них начинаются галлюцинации». Как рассказал «URA.Ru» лидер движения «За химическую безопасность» Василий Дмитриев, ситуация в городе сегодня такова, что наиболее внятные разъяснения по поводу добычи урана под Шумихой были получены только в начале апреля, когда с руководством района и города встречались представители «Далура». Однако мероприятие проходило в узком формате, исчерпывающей информации о специфике работ по добыче урана людям так никто и не дал. Глава района Александр Букреев лишь пообещал общественнику вместе съездить на место добычи, чтобы своими глазами увидеть технологию. «Если нарушений не будет, то это будет безопасно. Если будут, то добыча урана, конечно, скажется и на людях, и на природе. Вообще, в Шумихе и без того повышенный фон радиации. Он давно такой, — отметил Дмитриев. — Пока мы все вопросы отрабатываем с районной администрацией. Но у Букреева тоже много информации нет». Любопытно, что все эти обоснованные претензии шумихинцев, в первую очередь, сказываются на имидже местных властей. Так, например, по итогам рейтинга глав городов Большого Урала, составленного «URA.Ru», мэр Шумихи Анатолий Козлов получил от населения всего 6,7 балла, и градоначальника критиковали как раз из-за добычи урана.
Экс-глава Далматовского района Владимир Иоган первым из руководителей муниципалитетов столкнулся с народным возмущением. Но когда в район вместе с ураном пошли деньги, люди успокоились На самом предприятии на ситуацию ожидаемо смотрят иначе и уверяют, что работы абсолютно безопасны. В данном случае оптимальным методом добычи металла считается подземное выщелачивание. Этот способ впервые в России ЗАО «Далур» использовало на территории Далматовского района Зауралья, теперь его применяют и под Шумихой. На официальном сайте компании говорится о том, что он «в экологическом отношении является наиболее щадящим из всех известных способов добычи полезных ископаемых». Суть метода в том, что процесс представляет собой замкнутый цикл, при котором можно избежать изменения земной поверхности и других неприятных последствий. По информации начальника службы по связям с общественностью предприятий промышленного кластера Уранового холдинга «АРМЗ» («Далур» является его частью) Юрия Мурашко, за короткий срок в Шумихе был построен целый комплекс, оснащенный современным, высокотехнологичным оборудованием, полностью исключающим воздействие на экологию. По его словам, за безопасностью постоянно ведется мониторинг, проверяют состояние подземных вод и донных отложений поверхностных водоемов, растительности и почвы. По химическим и радиационным показателям превышений не выявлено. Также безопасны и перевозки. «У предприятия имеется лицензия на обращение с ядерными материалами при их транспортировании», — пояснил Мурашко, добавив при этом, что на движение спецтранспорта, подключенного к системе ГЛОНАС, получены все разрешения и от органов госавтонадзора, и от ГИБДД, иначе говоря, возможность каких-то утечек опасных реактивов исключается. Кроме того, по словам начальника управления государственного контроля и охраны окружающей среды областного департамента природных ресурсов Зои Неволиной, с их стороны никогда никаких нареканий к перевозке тоже не было. «Никто не допустит, чтобы серная кислота капала из шлангов», — ответила Неволина на основные претензии шумихинцев.
Зоя Неволина утверждает, что за все время добычи урана никаких нареканий к технологическому процессу у надзорных органов не было Впрочем, судя по всему, люди уже готовы сменить гнев на милость, если «Далур» возьмет на себя определенные социальные обязательства. Именно большая соцнагрузка, которая появилась у предприятия на первом разрабатываемом месторождении в Далматовском районе в свое время успокоила местное население. По словам бывшего главы этого муниципалитета Владимира Иогана, организация стала бюджетообразующей. «Для района это великая помощь — они на сегодня основные „поставщики“ средств в районный бюджет. Они, правда, не достигли тех показателей, которые планировали — выйти на мощность 1 тыс. тонн в год (объемы добычи по итогам 2013 года всего 560 тонн, — ред.). Если бы планы выполнили, бюджет вообще бы наполнялся только за счет „Далура“», — признался Иоган. Пока шумихинцы с завистью смотрят на соседей. «Сейчас район от этого ничего не получает. В Далматово „Далур“ много чего строит, а у нас ничего этого не делается. Мы будем выступать за то, чтобы в Шумихе в качестве какой-то компенсации это тоже делалось», — сказал лидер движения «За химическую безопасность» Василий Дмитриев. Однако скептики все равно остаются. Так, глава села Малое Дюрягино Шумихинского района Сергей Воробьев никаких иллюзий относительно золотых гор не питает. Хотя в его муниципалитете тоже прошла геологоразведка, когда начнется промышленная добыча, не ясно. «У нас в сельсовете пока спокойно. Но скажите мне, кому нужен под боком такой объект?! Кроме того, он будет здесь, а юридическое лицо в Далматово — все платежи пойдут туда, мой бюджет ничего не получит», — сказал Воробьев. От специалистов глава сельсовета получил только результаты мониторинга экологической обстановки за последние два года. «Результаты мне представили. Такие красивые альбомы. Пишут красиво: все безопасно. Я и сам убедился: брал дозиметр, у скважины проверял, вроде бы не звенит. Но как в будущем это отразится, я не знаю», — признался Сергей Воробьев. «URA.Ru» будет следить за развитием событий.