12 декабря 2024

Сергей Лисовский: о ненастоящих выборах, поездках с любовницами в Дубай и скорой смене всех губернаторов

Эксклюзивное интервью «URA.Ru» с сенатором Совета Федерации РФ от Курганской области

Размер текста
-
17
+
Сергей Лисовский (на фото подпевает аккордеонисту) – человек простой и прямой, за что его журналисты и любят
Во вторник, 25 марта, легендарный бизнесмен и политик Сергей Лисовский выступит перед депутатами Курганской областной Думы с отчетом об итогах своей работы в 2007 году. «URA.Ru» встретилось с Лисовским накануне, чтобы узнать тезисы его доклада. Но разговор получился куда интереснее: зауральский сенатор сегодня один из немногих политиков в стране, кто может откровенно и без опаски говорить о политической ситуации, сомнительных выборах и жадности «Газпрома».
 
- Сергей Федорович, завтра вам предстоит рассказать депутатам областной Думы о том, что удалось сделать в прошлом году, чего пока не удалось. На каких важнейших моментах своей работы сенатора остановитесь?
 
- Есть законодательные инициативы Курганской областной Думы, которые я стараюсь «протащить»: об энерготарифах, об охоте и т.д. Но у нас сейчас понимание такое, что нужно заниматься глобальными делами. Я сейчас занимаюсь мерами по защите сельского хозяйства. Это то, что для депутатов очень важно.
 
Плюс закон о торговле. По нему идет серьезная работа. Минсельхоз разработал очень хорошие поправки к этому закону, которые ограничивают суммарную торговую наценку на продовольствие. Это очень важный шаг: те страны, которые приняли такие законы, сохранили свое село, которые не приняли – уничтожили, потому что торговец всегда хочет дешевле купить – дороже продать. Во всем мире этот процесс регулируется законом.
 
Об этом законе я говорил еще 4 года назад. Тогда о нем вообще никто не хотел слышать. Было очень мощное лобби всех наших сетевых владельцев. Сейчас пришло понимание, что без такого закона не обойтись – сети «вымывают» хорошее продовольствие и заменяют его некачественным, но дешевым, которое потом вдруг становится дорогим, когда уничтожаются производители региона.
 
Есть и второй вариант этого закона – его подготовило Министерство экономического развития. По сути, это закон о том, где ставить ларьки, где в нем должно быть ведро и умывальник, и в каком министерстве нужно получать лицензию. Минсельхоз же подготовил очень эффективную 8 главу, где прописано, что максимальная торговая наценка на продовольствие должна быть не больше 12%. Формально торговая наценка была 12%, но к ней добавляются входные бонусы, бонусы за реализацию, штрафы и т.д., в итоге наценка доходила до 40%. Поэтому мы и сформулировали такую категорию, как «суммарная торговая наценка», то есть все платежи должны составлять не более 12% от стоимости, установленной производителем. Сети, конечно, резко против, и, самое главное, МЭРТ, Набиулина, которая вообще редко думает об экономике, заявила, что это неправильно, озаботилась о судьбе страны, но почему-то в другую сторону. Но, насколько я знаю, Зубков поддерживает инициативу Минсельхоза, надеюсь, что эта глава будет в законе, тогда мы с вами получим защиту и нашего здоровья, и нашего продовольственного рынка.
 
Сейчас все в ожидании, какой вариант закона будут двигать. Битва будет серьезная. Наш комитет за позицию Минсельхоза. Надеюсь, что мы выстоим. Здесь позиция областных дум будет важна.
 
- Россию продолжают будоражить цены на продовольствие. На прошлой неделе в Приморье, Самарской и других областях произошел всплеск цен на хлеб. С чем, по-вашему, это связано?
 
- Пшеница-то дорогая. Как раз в среду у нас будет министр сельского хозяйства по этой теме. Неделю назад мы с ним встречались и наметили ряд мер – около 10 позиций, связанных с таможенным регулированием, субсидированием, с отменой некоторых законодательных ограничений. Меры, мне кажется, эффективные. Но пока это только желание нашего комитета и Минсельхоза. Беда в том, что у Минсельхоза нет сейчас достаточно полномочий, то есть часть мер должны утвердить МЭРТ, Минфин, а они резко против, почему-то они всегда идут против нашего сельского хозяйства.
 
Скажу проще: заморозили цены на хлеб. При этом газ подорожал, электроэнергия подорожала, пшеница подорожала – как может хлеб не дорожать? Во всех странах принято как: с октября начинать субсидировать корма или закупку пшеницы, поэтому цены у них не росли. То же самое должно было сделать наше правительство. Оно сейчас доведет, что часть хлебопекарен разорится – у них же нет таких стабилизационных фондов, как у государства. А кто-то просто поднимет цены.
 
Мы обращаемся в МЭРТ и Минфин с просьбой о субсидировании, нам отвечают, что это не рыночные отношения. Получается, мы одни – за чистый рынок, а другие страны делают, как им удобно.
 
Тем не менее, меры стабилизации мы наметили и собираемся сделать совместное заявление Зубкову (Аграрный комитет Совфеда и Минсельхоз. – Ред.). Если их примут, я думаю, цена на хлеб если и вырастет, то ненамного, и мы сохраним и собственное производство, и свой рынок. Если не примут – ничего хорошего ждать не приходится.
 
- До назначения нового правительства, по-вашему, не произойдет очередного повышения цен на продовольствие?
 
- Это все равно, что сжимать пружину: когда она лопнет, никто не знает. Сейчас ее сжимают. Другого выхода, кроме субсидирования, у нас нет. Государство заработало на экспорте зерна (ввело повышенные пошлины) около 4 млрд. рублей. Мы предложили отдать эти деньги на субсидии на закупку зерна, чтобы цены на хлеб не росли. Получается, для Кудрина даже деньги нашли, не запланированные в бюджете. Но понять Минфин сложно. Как мне сказали, он экономикой не занимается, а занимается инфляцией. Я спросил, кто занимается экономикой, - все друг на друга смотрят.
 
- Крестьян по-прежнему давят высокие энерготарифы, доходит до того, что скот вырезается из-за нерентабельности животноводства. Курганские депутаты недавно выступили с очередным обращением по этому поводу. На федеральном уровне как-то решается проблема?
 
- Я целиком согласен с нашей областной Думой, что нужно регулировать тарифы для социально значимых сфер. Но этого опять же не происходит. Вы знаете, что в этих тарифах?
 
- ?
 
- Я вам скажу. Это самолеты для членов правления РАО «ЕЭС России», на которых они своих жен и любовниц возят в Дубай и в Америку. Это шикарные квартиры, которые не снились даже арабским шейхам. Это огромные зарплаты, которые не снились ни одной частной структуре, занимающейся реальным производством. Это огромный социальный пакет для сотрудников. Вот что в этих тарифах – это прекрасная жизнь небольшой кучки людей за счет собственной экономики. То же самое и в «Газпроме» происходит. Не стройте иллюзий, что эти деньги идут на развитие. На развитие, конечно, идут, но в большинстве это непроизводственные расходы, которые не связаны с реальной экономикой.
 
- Как, по-вашему, будет развиваться ситуация в России после вступления в должность Дмитрия Медведева и при условии, что правительство возглавит Владимир Путин?
 
- У нас, к сожалению, было правительство, но не было единоначалия: все прекрасно знали, что Греф и Кудрин – близкие президенту люди, и они часто позволяли себе не соглашаться с председателем правительства, то есть не было единой позиции у правительства. Это очень плохо. Это как в армии, - должен быть один начальник. У нас же Кудрин – за инфляцию, МЭРТ – за ВТО, а кто за экономику страны – непонятно. Сейчас, мне кажется, ситуация может поменяться. Даже если ты близкий друг и товарищ, тебе надо выполнять работу, давать результат. Пришло понимание, что друзья – это хорошо, чтобы на кухне пиво пить, а управлять должны профессионалы. Кроме того, Путина разгрузят от представительских функций. Сейчас может получиться так, что правительство станет более работоспособным и эффективным.
 
- Какова судьба регламентов по молоку, которые вы продвигаете?
 
- С регламентами бьемся. Думцы занимались выборами, им было не до законов. Потом они рассаживались на местах. Надеюсь, что к концу весенней сессии какой-то регламент, либо по молоку, либо по мясу птицы удастся протащить. Но борьба идет серьезная. Ввозить сухое молоко в страну – это сотни миллионов долларов. Люди могут их потерять. Более того, в этот процесс включены многие чиновники, которые могут потерять свою дольку от этого импорта. Я не понимаю, каким образом МЭРТ собирается улучшить экономическое состояние страны, если планирует прирост импорта больше, чем прирост собственного производства. Импорт может развиваться только на одном: если мы сами ничего не производим, а тратим деньги на покупку трусов, штанов и продовольствия за границей. МЭРТ планирует какую-то утопию, что и свое производство растет, и импорт – кто тогда будет потреблять этот объем товара? МЭРТ об этом не думает. Всех интересует сегодня не качество молока или мяса, а сколько денег в карман от импортера придет. Но ситуация меняется, и мы добились, чтобы на правительстве выступил Гордеев, и такая реакция была у Зубкова, который, как мне сказали, «лично начал оскорблять нашу Набиулину». Я говорю: если она лично оскорбляется, может, она пойдет в ресторан, посидит с кем-нибудь, я готов даже это оплатить, но не управляет таким важным министерством. Если ты министр, ты не должен обижаться, ты должен отвечать делами и доказывать свою значимость или незначимость. Обижаться надо в другом месте (смеется).
 
- Какие еще вопросы по Курганской области вы решаете в Москве?
 
- Я бьюсь уже полгода по достройке лабораторного корпуса нашей сельскохозяйственной академии. Доходит до смешного. Корпус достроить не успели. Там не такие уж большие деньги. Но… Я разговариваю с министром, потом его чиновники мне пишут красивые ответы, что это не их компетенция, что денег нет. Я – в Минрегион. Минрегион говорит, что это Минсельхоз. Потом Минсельхоз говорит, мол, мы поняли, это не наш вуз – это в МЭРТ. МЭРТ говорит, что выделил Минсельхозу деньги. Это просто неприлично. Я же не для себя прошу. Вообще, надо отдать должное: Курганская область – один из немногих регионов, который сохранил сельскохозяйственный вуз. В стране нет специалистов по сельскому хозяйству. Надо поддержать, и в качестве благодарности еще более усилить это учебное заведение, но нет. Дела никому нет до него. Я думаю, мы все-таки дожмем эту ситуацию. Но это еще раз говорит о бездушии наших чиновников.
 
- Что думаете о новом составе нижней палаты парламента?
 
- Мне вообще непонятно формирование Государственной думы по партийному принципу. Когда были депутаты от регионов, они знали свой регион от и до, в нем работали, защищали его интересы. Были, конечно, и разгильдяи, которые выбирались и забывали про регион, но таких было мало. А сейчас непонятно, кого они защищают, перед кем они отчитываются. Есть депутаты, которые со всей порядочностью относятся к своему региону, работают на его интересы. В основном же я смотрю на депутатов: они отвечают перед группой товарищей, которая поставила их в списки. Но группа товарищей – это не вся страна, это не весь народ. Мне непонятно будущее Думы, потому что мотивации нет – перед кем она должна отчитываться?
 
- Как оцениваете итоги президентских выборов и вообще избирательной кампании, с точки зрения профессионального пиарщика?
 
- Ее же не было. Реальной выборной кампании не было. Одно то, что кандидат не выступал в дебатах. Человек должен свою позицию отстаивать, не важно, с кем он говорит: с дураком, с малообразованным человеком или с ученым. Он должен отстаивать свою позицию. Надо всегда выступать в дебатах и доказывать свою правоту. Я помню, когда избирался в Государственную думу, в месяц проводил более 100 встреч. У меня многое поменялось, из этой выборной кампании я вышел совершенно другим человеком. Это закаляет, помогает. Ты знакомишься с теми людьми, которые доверяют тебе свое будущее.
 
- Сейчас можно услышать много предположений о том, какую политику поведет Медведев после вступления в должность, прежде всего, по отношению к главам субъектов. По вашему мнению, начнется ли смена губернаторов?
 
- Я считаю, что все прогнозы бесполезны. Как поведет себя Медведев, знает только Медведев и Владимир Владимирович Путин (смеется). А они этим пока не делились с нами. Надо просто немного подождать и увидеть, что произойдет. Но я думаю, Путин – достаточно взвешенный политик, все-таки 8 лет управлять такой страной – это огромный опыт. Никто не будет убирать эффективных менеджеров. Понятно, что чиновничий мир иногда не поддается логике, но все-таки, я думаю, Путину и Медведеву иметь эффективных управленцев на местах гораздо выгоднее, чем кого-то другого.
 
- Кстати, не возникают ли снова слухи о том, что не только губернаторы, но и мэры областных центров будут назначаться?
 
- Такие слухи ходят. Я не считаю, что это будет правильно. Я вижу в этом логику одну. Существует две проблемы: во-первых, крупный город в регионе является основным донором бюджета, и понятно, что возникает конфликт между губернатором и мэром – кто-то зарабатывает, а распределяет не тот, кто зарабатывает. Это существует везде. Чтобы убрать этот конфликт, мэра нужно назначать – мне кажется, это породит десять новых проблем. Самое главное: когда градоначальник отвечает перед жителями города, они хоть как-то влиять на него могут. Поэтому мы решим одну проблему субъективного характера, но породим огромные проблемы объективного характера.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...