На праздновании 71-й годовщины образования Курганской области Олег Богомолов поднял бокал шампанского. Но теперь его бывшие коллеги готовы объявить войну алколоббифото – Игорь Меркулов
В Зауралье зреет план масштабной операции, которая может перевернуть с ног на голову один из самых прибыльных рынков России. Сегодня депутаты областной Думы в компании сотрудников резиденции губернатора думали, как укротить королей алкобизнеса. Звучали интересные заявления, которые обещают местной власти шикарные перспективы. До чего договорились, как это скажется на простых людях, могут ли торговцы зельем уже сегодня обойти закон и что об этом думают эксперты — в материале «URA.Ru».
В Курганской области сегодня любой желающий продавать алкоголь может прийти в департамент экономического развития, торговли и труда, чтобы получить лицензию на это сроком на один год. Заплатить нужно 40 тыс. рублей. При желании и возможности работать дольше предприниматели могут отдать сразу, скажем, 200 тыс. рублей и спокойно торговать в течение пяти лет. Ситуация странная. Получается, что 40 тыс. рублей в год должны заплатить «Магнит» (24 магазина только в Кургане), «Метрополис» (28 магазинов в областном центре), «Монетка» (шесть объектов) и гигант алкогольного бизнеса в Зауралье «Красное и белое», построивший сеть из 41 магазина только в столице области и имеющий торговые точки во многих райцентрах. Столько же обязан заплатить и предприниматель в маленькой деревне, где на всех жителей всего один магазин, обороты которого в разы меньше.
Полгода назад, когда обсуждали эту же тему, экс-вице-губернатор Николай Болтнев ничем не порадовал депутатов: найти варианты изменения условий лицензирования ему либо не удалось, либо ему не хватило на это времени — в начале марта он ушел в отставку
Депутат по Частоозерскому округу Думы Зауралья Владимир Алейников имеет свой розничный магазин, где продается горячительное, о проблемах он знает изнутри. «В селах, чтобы легально торговать алкоголем, надо большие деньги заплатить — 40 тысяч. Они никогда не окупятся. Есть села, где живут всего 100-120 человек. У нас в Частоозерье только двое имеют лицензию. Но нужно, чтобы в каждом селе был магазинчик и чтобы можно было легально торговать. Надо уменьшать стоимость лицензии».
«Действующая система не стимулирует развитие малого бизнеса, поскольку сумма лицензии одинакова, — признал вице-губернатор Сергей Пугин. — Это действительно так. Стоимость лицензии у нас установлена Налоговым кодексом РФ — 40 тыс. рублей. Если вносятся изменения, в том числе связанные с включением нового объекта, взымается госпошлина — две тыс. рублей».
Сергей Пугин заработал пару «плюсов» у депутатов уже за то, что он не отмахнулся от их предложений. У молодого вице-губернатора есть желание изменить ситуацию на алкогольном рынке Зауралья
Было бы выгодно для бюджета, считают законодатели, ввести требование приобретать лицензию на каждый торговый объект, а не на организацию в целом. Скажем, при нынешней стоимости лицензии в 40 тыс. рублей, только с 41 магазина в Кургане сети «Красное и белое» казна могла бы получать более 1,6 млн рублей в год в качестве платы за годовую лицензию, «Метрополис» вынужден был бы платить 1,12 млн рублей и т.д. Впрочем, принять такое решение, как и регулировать расценки, как отметил Сергей Пугин, сейчас могут только федеральные органы власти, регион бессилен.
Единственный вариант пока — обращаться к федералам со своими предложениями. Наиболее реальное, по мнению Пугина: повысить госпошлину за внесение дополнительного объекта торговли до пяти тыс. рублей, оставив при этом основную стоимость лицензии на прежнем уровне.
Сельский депутат-предприниматель Владимир Алейников возмущен тем, что за торговлю водкой в единственном магазине он вынужден платить те же 40 тыс. рублей, что и «Магнит», и «Метрополис», и «Красное и белое»
Но вариаций может быть масса. Скажем, по мнению Пугина, можно попробовать отработать введение градации цен на лицензию: для городов — выше, для сельской местности — ниже. «Но в Налоговом кодексе не предусматривается градации. Это будет такое кардинальное изменение, что я не знаю, поддержит ли нас федеральный законодатель», — признался Сергей Пугин. Депутаты неуверенность чиновника не поддержали. Они считают, что надо использовать все возможные варианты. Члены экономического комитета областной Думы уверены, что Москва должна передать полномочия по установлению размера госпошлины на региональный уровень. «Учитывая, что мы определяем лицензионные требования для объектов и для торгующих, мы бы могли устанавливать и размер государственной пошлины. К такому решению подталкивает и то, что госпошлина через федеральный бюджет все равно возвращается в бюджет Курганской области», — поддержал законодателя вице-губернатор Сергей Пугин, пообещав детально проработать обоснования для внесения таких поправок.
Эксперты пока смотрят на такие идеи без особого энтузиазма. Как отметил в разговоре с «URA.Ru» лидер регионального отделения «Опоры России» Иван Камшилов, сделать вряд ли что-то удастся — сети слишком хорошо лоббируют свои интересы. «По этим вопросам уже неоднократно к федералам обращались. Раньше на каждый объект надо было брать отдельную лицензию, а потом сети, видимо, пролоббировали изменения под предлогом снижения административных барьеров. Я думаю, они сейчас вряд ли допустят внесение каких-то изменений», — признался он.
Иван Камшилов (справа) пытается отстаивать права мелких предпринимателей, но понимает, что без изменения федерального законодательства местные власти изменить ситуацию не смогут
Однако, по его мнению, власти должны искать «резервы на местном уровне». Правда, что именно можно сделать, он сказать затруднился — все, опять же, пока упирается в федеральное законодательство. Поэтому курганцам остается либо пробовать продавливать свои интересы на федеральном уровне, либо работать на существующих условиях.
Пока мелкая розница вынуждена выживать в суровых реалиях. В областной столице, например, предприниматели договариваются между собой: скажем у нескольких знакомых бизнесменов есть магазины, один из них покупает лицензию на продажу алкоголя, в торговых точках его приятелей устанавливаются отдельные кассы, через которые и продают водку, вино... «Никаких проблем у них нет. В Кургане это распространено. Но в деревнях-то такой возможности нет. Там надо 200 тыс. на пять лет заплатить, поэтому самогон люди гонят, вот и все. Или живут с казахстанской водкой — дельцы за 30 рублей купили, за 100 продали, и все довольны: один навар сделал 70 рублей, другой сэкономил столько же», — пояснил Камшилов.
Сеть алкомаркетов «Красное и белое» продолжает разрастаться. Уже сейчас в городе более 40 магазинов, по области — свыше 70
Кстати, сегодня, обсуждая экономические нюансы, депутаты затронули еще и другую сторону проблемы — алкоголизация населения. По словам председателя областной общественной организации «Новая жизнь» Натальи Семиной, только официальных алкозависимых в регионе насчитывается 17,5 тыс. человек. Но на самом деле их гораздо больше. В городах население спаивается «легально», и основная проблема здесь — в доступности магазинов. Например, то же «Красное и белое» располагается исключительно на первых этажах жилых домов, сети «Метрополис» и «Магнит» — либо также в многоквартирных домах, либо в непосредственной близости от них. В деревнях иная ситуация: при отсутствии легального алкоголя люди вынуждены покупать контрафактную и самодельную продукцию, а это еще опаснее.
Чиновники и силовики в этом случае пока только разводят руками. «Для того чтобы органам возбудить уголовное дело, необходимо выявить крупную партию — от миллиона рублей. А когда выявляются частные машины, максимальное наказание — административная ответственность, штрафы там небольшие, они никого не пугают», — пояснил Пугин.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В Зауралье зреет план масштабной операции, которая может перевернуть с ног на голову один из самых прибыльных рынков России. Сегодня депутаты областной Думы в компании сотрудников резиденции губернатора думали, как укротить королей алкобизнеса. Звучали интересные заявления, которые обещают местной власти шикарные перспективы. До чего договорились, как это скажется на простых людях, могут ли торговцы зельем уже сегодня обойти закон и что об этом думают эксперты — в материале «URA.Ru». В Курганской области сегодня любой желающий продавать алкоголь может прийти в департамент экономического развития, торговли и труда, чтобы получить лицензию на это сроком на один год. Заплатить нужно 40 тыс. рублей. При желании и возможности работать дольше предприниматели могут отдать сразу, скажем, 200 тыс. рублей и спокойно торговать в течение пяти лет. Ситуация странная. Получается, что 40 тыс. рублей в год должны заплатить «Магнит» (24 магазина только в Кургане), «Метрополис» (28 магазинов в областном центре), «Монетка» (шесть объектов) и гигант алкогольного бизнеса в Зауралье «Красное и белое», построивший сеть из 41 магазина только в столице области и имеющий торговые точки во многих райцентрах. Столько же обязан заплатить и предприниматель в маленькой деревне, где на всех жителей всего один магазин, обороты которого в разы меньше.
Полгода назад, когда обсуждали эту же тему, экс-вице-губернатор Николай Болтнев ничем не порадовал депутатов: найти варианты изменения условий лицензирования ему либо не удалось, либо ему не хватило на это времени — в начале марта он ушел в отставку Депутат по Частоозерскому округу Думы Зауралья Владимир Алейников имеет свой розничный магазин, где продается горячительное, о проблемах он знает изнутри. «В селах, чтобы легально торговать алкоголем, надо большие деньги заплатить — 40 тысяч. Они никогда не окупятся. Есть села, где живут всего 100-120 человек. У нас в Частоозерье только двое имеют лицензию. Но нужно, чтобы в каждом селе был магазинчик и чтобы можно было легально торговать. Надо уменьшать стоимость лицензии». «Действующая система не стимулирует развитие малого бизнеса, поскольку сумма лицензии одинакова, — признал вице-губернатор Сергей Пугин. — Это действительно так. Стоимость лицензии у нас установлена Налоговым кодексом РФ — 40 тыс. рублей. Если вносятся изменения, в том числе связанные с включением нового объекта, взымается госпошлина — две тыс. рублей».
Сергей Пугин заработал пару «плюсов» у депутатов уже за то, что он не отмахнулся от их предложений. У молодого вице-губернатора есть желание изменить ситуацию на алкогольном рынке Зауралья Было бы выгодно для бюджета, считают законодатели, ввести требование приобретать лицензию на каждый торговый объект, а не на организацию в целом. Скажем, при нынешней стоимости лицензии в 40 тыс. рублей, только с 41 магазина в Кургане сети «Красное и белое» казна могла бы получать более 1,6 млн рублей в год в качестве платы за годовую лицензию, «Метрополис» вынужден был бы платить 1,12 млн рублей и т.д. Впрочем, принять такое решение, как и регулировать расценки, как отметил Сергей Пугин, сейчас могут только федеральные органы власти, регион бессилен. Единственный вариант пока — обращаться к федералам со своими предложениями. Наиболее реальное, по мнению Пугина: повысить госпошлину за внесение дополнительного объекта торговли до пяти тыс. рублей, оставив при этом основную стоимость лицензии на прежнем уровне.
Сельский депутат-предприниматель Владимир Алейников возмущен тем, что за торговлю водкой в единственном магазине он вынужден платить те же 40 тыс. рублей, что и «Магнит», и «Метрополис», и «Красное и белое» Но вариаций может быть масса. Скажем, по мнению Пугина, можно попробовать отработать введение градации цен на лицензию: для городов — выше, для сельской местности — ниже. «Но в Налоговом кодексе не предусматривается градации. Это будет такое кардинальное изменение, что я не знаю, поддержит ли нас федеральный законодатель», — признался Сергей Пугин. Депутаты неуверенность чиновника не поддержали. Они считают, что надо использовать все возможные варианты. Члены экономического комитета областной Думы уверены, что Москва должна передать полномочия по установлению размера госпошлины на региональный уровень. «Учитывая, что мы определяем лицензионные требования для объектов и для торгующих, мы бы могли устанавливать и размер государственной пошлины. К такому решению подталкивает и то, что госпошлина через федеральный бюджет все равно возвращается в бюджет Курганской области», — поддержал законодателя вице-губернатор Сергей Пугин, пообещав детально проработать обоснования для внесения таких поправок. Эксперты пока смотрят на такие идеи без особого энтузиазма. Как отметил в разговоре с «URA.Ru» лидер регионального отделения «Опоры России» Иван Камшилов, сделать вряд ли что-то удастся — сети слишком хорошо лоббируют свои интересы. «По этим вопросам уже неоднократно к федералам обращались. Раньше на каждый объект надо было брать отдельную лицензию, а потом сети, видимо, пролоббировали изменения под предлогом снижения административных барьеров. Я думаю, они сейчас вряд ли допустят внесение каких-то изменений», — признался он.
Иван Камшилов (справа) пытается отстаивать права мелких предпринимателей, но понимает, что без изменения федерального законодательства местные власти изменить ситуацию не смогут Однако, по его мнению, власти должны искать «резервы на местном уровне». Правда, что именно можно сделать, он сказать затруднился — все, опять же, пока упирается в федеральное законодательство. Поэтому курганцам остается либо пробовать продавливать свои интересы на федеральном уровне, либо работать на существующих условиях. Пока мелкая розница вынуждена выживать в суровых реалиях. В областной столице, например, предприниматели договариваются между собой: скажем у нескольких знакомых бизнесменов есть магазины, один из них покупает лицензию на продажу алкоголя, в торговых точках его приятелей устанавливаются отдельные кассы, через которые и продают водку, вино... «Никаких проблем у них нет. В Кургане это распространено. Но в деревнях-то такой возможности нет. Там надо 200 тыс. на пять лет заплатить, поэтому самогон люди гонят, вот и все. Или живут с казахстанской водкой — дельцы за 30 рублей купили, за 100 продали, и все довольны: один навар сделал 70 рублей, другой сэкономил столько же», — пояснил Камшилов.
Сеть алкомаркетов «Красное и белое» продолжает разрастаться. Уже сейчас в городе более 40 магазинов, по области — свыше 70 Кстати, сегодня, обсуждая экономические нюансы, депутаты затронули еще и другую сторону проблемы — алкоголизация населения. По словам председателя областной общественной организации «Новая жизнь» Натальи Семиной, только официальных алкозависимых в регионе насчитывается 17,5 тыс. человек. Но на самом деле их гораздо больше. В городах население спаивается «легально», и основная проблема здесь — в доступности магазинов. Например, то же «Красное и белое» располагается исключительно на первых этажах жилых домов, сети «Метрополис» и «Магнит» — либо также в многоквартирных домах, либо в непосредственной близости от них. В деревнях иная ситуация: при отсутствии легального алкоголя люди вынуждены покупать контрафактную и самодельную продукцию, а это еще опаснее. Чиновники и силовики в этом случае пока только разводят руками. «Для того чтобы органам возбудить уголовное дело, необходимо выявить крупную партию — от миллиона рублей. А когда выявляются частные машины, максимальное наказание — административная ответственность, штрафы там небольшие, они никого не пугают», — пояснил Пугин.