Французы покидают Челябинскую область, оставляя после себя нереализованные проектыфото – Вадим Ахметов
В Челябинскую область заходит новый инвестор — итальянская компания BuzziUnicem. В середине сентября итальянцы приобрели цементный завод в поселке Первомайский Коркинского района у французской Lafarge. Сумма сделки, ее до конца года должны одобрить в ФАС, составляет 104 млн евро. Итальянской компании предстоит работать, засучив рукава, и «доводить до ума» то, что предшественниками — компанией Lafarge, было обещано, но не выполнено. О том, какое наследие получили итальянцы, а также о том, почему не стоит верить всем инвесторам, — читайте в материале «URA.Ru».
Цементный завод в поселке Первомайский был сдан в эксплуатацию в 1957 году. Ранее он назывался Еманжелинским цементным заводом, в 1964 году стал Коркинским. В 1992 году был акционирован, основной пакет акций был сосредоточен у группы местных бизнесменов. В 2003 году завод, на тот момент ЗАО, был продан французской кампании Lafarge, одному из мировых лидеров по производству цемента. Так появился филиал ОАО «Лафарж Цемент» «Уралцемент». Ходили слухи, что французам сделка обошлась в 35 млн долларов. Областью тогда руководил Петр Сумин.
Lafarge заявлял в тот момент о себе как о крупном инвесторе, готовом вложить серьезные деньги в развитие Коркинского цементного завода, да и тема инвест-проектов в регионе уже была в числе приоритетных. Самым громким заявлением при заходе на предприятие стало обещание строительства нового современного завода по производству цемента «сухим» способом (Коркинское предприятие производит цемент «мокрым» способом, весьма энергозатратным), которое позволило бы снизить экологическую нагрузку и организовать новые рабочие места. Под строительство будущего завода был выделен земельный участок — что называется, по соседству, рядом со старым предприятием. При этом под фанфары строительства будущего завода часть старой производственной площадки была закрыта, сокращены сотрудники. Озвучивалась и сумма вложений — 250 млн долларов. Однако планов громадью не суждено было сбыться — шел год за годом, а новый завод оставался на бумаге.
Самым громким заявлением Lafarge при вхождении на предприятие стало обещание строительства современного завода по производству цемента «сухим» способом
Кроме того, у работающего под сенью французской компании Коркинского цементного завода, особых перемен не наблюдалось. Как и во времена СССР, в Первомайском отчетливо ощущалось наличие предприятия с устаревшими технологиями: деревья круглый год покрывались цементной пылью, люди задыхались. Хватало и других проблем, в первую очередь связанных с производственной безопасностью. В 2006 году на предприятии прогремел мощный взрыв, который унес жизнь рабочего Олега Калинина. Результаты расследования по факту взрыва и гибели человека так и не были озвучены широкой общественности, несмотря на то, что трагедия имела широкий общественный резонанс. Как говорится, пока гром не грянет — мужик не перекрестится: только после взрыва Lafarge взялся реализовывать на далеком уральском предприятии программу технической безопасности. Однако, как отмечают сотрудники завода, в части своей она носила декоративный характер.
О своих грандиозных планах Lafarge рассказывала экс-губернатору Михаилу Юревичу
В 2010 году губернатором Челябинской области стал Михаил Юревич, и он заговорил о необходимости инвестиций в регион, в первую очередь зарубежных. В сентябре Юревич посетил цементный завод в Первомайском — как предприятие, в которое активно вкладываются иностранные инвестиции. Ему сообщили о том, что на заводе одним из приоритетных является экологическое направление: модернизируется система очистки, устанавливаются новые фильтры, а само предприятие работает стабильно и финансово является высокодоходным. Даже в кризисном 2008 году прибыль составила 40 млн долларов. Юревич одобрительно отозвался о заводе, об экологических планах, но удивился тому, какой бардак царит на производственной площадке, и заметил, что это никак не вяжется с декларируемой успешностью предприятия.
Фильтры очистки на предприятии действительно были установлены, но далеко не в том объеме, как это заявлялось изначально. Воздух стал чище, но зелень все так же покрывается белой пылью. Жители поселка Первомайский подозревают, что по ночам на заводе просто отключают систему очистки и поутру автомобили становятся белыми. «Я помню, что нам показывали фильм о предприятиях Lafarge во Франции. Там трубы не дымили! — рассказывает „URA.Ru“ жительница Коркинского района. — А трубы у нас как дымили, так и дымят. Все обещанные экологические блага так и остались обещаниями».
«А трубы у нас как дымили, так и дымят!»
Между тем в Воскресенске, где находится еще один завод Lafarge , в экологические установки было вложено 10 млн евро. Что касается объемов производства и финансовых показателей Коркинского цементного завода, то за время, что Lafarge находился у руля предприятия, они снижались. По данным управляющего партнера «СМПро» Владимира Гузя, в 2007 году на предприятии было произведено 1, 65 млн тонн цемента, а в 2013 году этот показатель составил только 990 тыс. тонн, при мощности завода в 2,3 млн тонн. Выручка в прошлом году составила 140,6 млн рублей — в десять раз меньше, чем в 2007 году.
В 2011 году оживилась информповестка — Lafarge вторично заявил о строительстве нового предприятия, но потом о планах благополучно забыл. В третий раз тема строительства нового завода была поднята уже в этом году — в июле в Коркинском районе побывал губернатор Борис Дубровский, на встречу с ним пришли и руководители завода «Лафарж цемент». И опять говорили о «сухом» производстве, что позволило бы сократить себестоимость продукции на 20%, вновь строились большие и далеко идущие планы. Для Дубровского, заявившего в своей «Стратегии-2020» о сдерживании роста цен на жилье, эта тема была особенна важна. Руководители цементного завода во всем соглашались с врио главы региона, но при этом, по всей видимости, уже активно готовилась продажа предприятия.
Цементная пыль по-прежнему накрывает окрестности
К слову сказать, современный завод, работающий «сухим» способом, «Lafarge» действительно построил, но не на Южном Урале, а в Калужской области — в мае там было запущено новое производство, в которое вложено 500 млн евро. Часть этой суммы, 104 млн евро, по мнению экспертов, и будет покрыта за счет продажи коркинского завода итальянцам. Но есть и другая версия продажи южноуральского предприятия, ее озвучивает сама компания Lafarge. «Продажа актива будет способствовать достижению цели группы по сокращению чистой задолженности», — говорится в пресс-релизе Lafarge. Финансовые результаты российского дивизиона Lafarge не раскрывает. Общий же долг цементной компании на 30 июня составлял 12,4 млрд евро. А на Южном Урале ни нового завода, ни масштабной технической модернизации, ни серьезной экологической программы. Но есть факт продажи технически устаревшего предприятия итальянцам в два-три раза дороже, чем при покупке, и которое необходимо срочно модернизировать. Безусловно, выгодная для Lafarge сделка при небольших вложениях в уральское предприятие. По оценке экспертов, строительство новой технологической линии будет стоить итальянцам примерно от 200 млн евро. Если, конечно, они будут ее строить.
Ни нового завода, ни масштабной технической модернизации, ни серьезной экологической программы
Кстати, согласно базе данных ЕГРЮЛ, ООО «Лафарж цемент», то есть Коркинский цемзавод, был зарегистрирован не в Челябинской области, а в столице — поставлен на учет в Межрайонной налоговой инспекции ФНС по Москве, еще в 2007 году. Налоги, судя по всему, платились в столице, а бюджет Челябинской области получал досадно мало. Тоже тема для размышления, касающаяся деятельности инвесторов — и весьма серьезная. Деньги должны оставаться там, где находятся предприятия, работать на благо регионов, где они расположены, а не утекать, как ручеек, в Москву или офшоры.
Удастся ли BuzziUnicem сделать то, что не удалось французам, а заодно вернуть пошатнувшееся доверие к некоторым зарубежным инвесторам, покажет время. Компания Lafarge покинула Челябинскую область навсегда.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В Челябинскую область заходит новый инвестор — итальянская компания BuzziUnicem. В середине сентября итальянцы приобрели цементный завод в поселке Первомайский Коркинского района у французской Lafarge. Сумма сделки, ее до конца года должны одобрить в ФАС, составляет 104 млн евро. Итальянской компании предстоит работать, засучив рукава, и «доводить до ума» то, что предшественниками — компанией Lafarge, было обещано, но не выполнено. О том, какое наследие получили итальянцы, а также о том, почему не стоит верить всем инвесторам, — читайте в материале «URA.Ru». Цементный завод в поселке Первомайский был сдан в эксплуатацию в 1957 году. Ранее он назывался Еманжелинским цементным заводом, в 1964 году стал Коркинским. В 1992 году был акционирован, основной пакет акций был сосредоточен у группы местных бизнесменов. В 2003 году завод, на тот момент ЗАО, был продан французской кампании Lafarge, одному из мировых лидеров по производству цемента. Так появился филиал ОАО «Лафарж Цемент» «Уралцемент». Ходили слухи, что французам сделка обошлась в 35 млн долларов. Областью тогда руководил Петр Сумин. Lafarge заявлял в тот момент о себе как о крупном инвесторе, готовом вложить серьезные деньги в развитие Коркинского цементного завода, да и тема инвест-проектов в регионе уже была в числе приоритетных. Самым громким заявлением при заходе на предприятие стало обещание строительства нового современного завода по производству цемента «сухим» способом (Коркинское предприятие производит цемент «мокрым» способом, весьма энергозатратным), которое позволило бы снизить экологическую нагрузку и организовать новые рабочие места. Под строительство будущего завода был выделен земельный участок — что называется, по соседству, рядом со старым предприятием. При этом под фанфары строительства будущего завода часть старой производственной площадки была закрыта, сокращены сотрудники. Озвучивалась и сумма вложений — 250 млн долларов. Однако планов громадью не суждено было сбыться — шел год за годом, а новый завод оставался на бумаге.
Самым громким заявлением Lafarge при вхождении на предприятие стало обещание строительства современного завода по производству цемента «сухим» способом Кроме того, у работающего под сенью французской компании Коркинского цементного завода, особых перемен не наблюдалось. Как и во времена СССР, в Первомайском отчетливо ощущалось наличие предприятия с устаревшими технологиями: деревья круглый год покрывались цементной пылью, люди задыхались. Хватало и других проблем, в первую очередь связанных с производственной безопасностью. В 2006 году на предприятии прогремел мощный взрыв, который унес жизнь рабочего Олега Калинина. Результаты расследования по факту взрыва и гибели человека так и не были озвучены широкой общественности, несмотря на то, что трагедия имела широкий общественный резонанс. Как говорится, пока гром не грянет — мужик не перекрестится: только после взрыва Lafarge взялся реализовывать на далеком уральском предприятии программу технической безопасности. Однако, как отмечают сотрудники завода, в части своей она носила декоративный характер.
О своих грандиозных планах Lafarge рассказывала экс-губернатору Михаилу Юревичу В 2010 году губернатором Челябинской области стал Михаил Юревич, и он заговорил о необходимости инвестиций в регион, в первую очередь зарубежных. В сентябре Юревич посетил цементный завод в Первомайском — как предприятие, в которое активно вкладываются иностранные инвестиции. Ему сообщили о том, что на заводе одним из приоритетных является экологическое направление: модернизируется система очистки, устанавливаются новые фильтры, а само предприятие работает стабильно и финансово является высокодоходным. Даже в кризисном 2008 году прибыль составила 40 млн долларов. Юревич одобрительно отозвался о заводе, об экологических планах, но удивился тому, какой бардак царит на производственной площадке, и заметил, что это никак не вяжется с декларируемой успешностью предприятия. Фильтры очистки на предприятии действительно были установлены, но далеко не в том объеме, как это заявлялось изначально. Воздух стал чище, но зелень все так же покрывается белой пылью. Жители поселка Первомайский подозревают, что по ночам на заводе просто отключают систему очистки и поутру автомобили становятся белыми. «Я помню, что нам показывали фильм о предприятиях Lafarge во Франции. Там трубы не дымили! — рассказывает „URA.Ru“ жительница Коркинского района. — А трубы у нас как дымили, так и дымят. Все обещанные экологические блага так и остались обещаниями».
«А трубы у нас как дымили, так и дымят!» Между тем в Воскресенске, где находится еще один завод Lafarge , в экологические установки было вложено 10 млн евро. Что касается объемов производства и финансовых показателей Коркинского цементного завода, то за время, что Lafarge находился у руля предприятия, они снижались. По данным управляющего партнера «СМПро» Владимира Гузя, в 2007 году на предприятии было произведено 1, 65 млн тонн цемента, а в 2013 году этот показатель составил только 990 тыс. тонн, при мощности завода в 2,3 млн тонн. Выручка в прошлом году составила 140,6 млн рублей — в десять раз меньше, чем в 2007 году. В 2011 году оживилась информповестка — Lafarge вторично заявил о строительстве нового предприятия, но потом о планах благополучно забыл. В третий раз тема строительства нового завода была поднята уже в этом году — в июле в Коркинском районе побывал губернатор Борис Дубровский, на встречу с ним пришли и руководители завода «Лафарж цемент». И опять говорили о «сухом» производстве, что позволило бы сократить себестоимость продукции на 20%, вновь строились большие и далеко идущие планы. Для Дубровского, заявившего в своей «Стратегии-2020» о сдерживании роста цен на жилье, эта тема была особенна важна. Руководители цементного завода во всем соглашались с врио главы региона, но при этом, по всей видимости, уже активно готовилась продажа предприятия.
Цементная пыль по-прежнему накрывает окрестности К слову сказать, современный завод, работающий «сухим» способом, «Lafarge» действительно построил, но не на Южном Урале, а в Калужской области — в мае там было запущено новое производство, в которое вложено 500 млн евро. Часть этой суммы, 104 млн евро, по мнению экспертов, и будет покрыта за счет продажи коркинского завода итальянцам. Но есть и другая версия продажи южноуральского предприятия, ее озвучивает сама компания Lafarge. «Продажа актива будет способствовать достижению цели группы по сокращению чистой задолженности», — говорится в пресс-релизе Lafarge. Финансовые результаты российского дивизиона Lafarge не раскрывает. Общий же долг цементной компании на 30 июня составлял 12,4 млрд евро. А на Южном Урале ни нового завода, ни масштабной технической модернизации, ни серьезной экологической программы. Но есть факт продажи технически устаревшего предприятия итальянцам в два-три раза дороже, чем при покупке, и которое необходимо срочно модернизировать. Безусловно, выгодная для Lafarge сделка при небольших вложениях в уральское предприятие. По оценке экспертов, строительство новой технологической линии будет стоить итальянцам примерно от 200 млн евро. Если, конечно, они будут ее строить.
Ни нового завода, ни масштабной технической модернизации, ни серьезной экологической программы Кстати, согласно базе данных ЕГРЮЛ, ООО «Лафарж цемент», то есть Коркинский цемзавод, был зарегистрирован не в Челябинской области, а в столице — поставлен на учет в Межрайонной налоговой инспекции ФНС по Москве, еще в 2007 году. Налоги, судя по всему, платились в столице, а бюджет Челябинской области получал досадно мало. Тоже тема для размышления, касающаяся деятельности инвесторов — и весьма серьезная. Деньги должны оставаться там, где находятся предприятия, работать на благо регионов, где они расположены, а не утекать, как ручеек, в Москву или офшоры. Удастся ли BuzziUnicem сделать то, что не удалось французам, а заодно вернуть пошатнувшееся доверие к некоторым зарубежным инвесторам, покажет время. Компания Lafarge покинула Челябинскую область навсегда.