Пока основное внимание обращено на выборы Владимира Путина, без лишнего шума ситуация в Свердловской области меняется. Второй город региона – Нижний Тагил – определил свою судьбу: мэр Валентина Исаева, отставку которой пытались организовать два губернатора и три партии, накануне объявила, что больше на выборы не пойдет. Это заявление случилось одновременно с другим: спецавтобаза Нижнего Тагила прекратила отлов бродячих животных и оставила горожан один на один с этой очевидной опасностью. Корреспонденты «URA.Ru» поехали в промышленное сердце региона, чтобы посмотреть, чем заканчивается правление мэра, с которым горожане связывали надежды на лучшее будущее.
Направление Екатеринбург – Нижний Тагил, пожалуй, самое политическое в Свердловской области. Даже автодорога – символ этого. Прежний губернатор Эдуард Россель поддерживал ее в идеальном состоянии, поскольку именно эти километры проезжали кортежи до его любимой выставки вооружения, раз в два года проводимой на тагильском полигоне «Старатель». Новый губернатор Александр Мишарин, проехав именно по этой трассе, в самом начале своей работы на этом посту показал региону, кто теперь хозяин, и за плохое качество уборки отправил в отставку первого областного чиновника. По этой же трассе в обе стороны гоняли бюрократы правительства и администрации губернатора, разношерстная элита Тагила в 2008 году, согласовывая позицию на выборах мэра, и последующие три года: кто защищать победительницу кампании Исаеву, кто – жаловаться на нее.
Последних с каждым месяцем работы мэра становилось все больше: в 2011 году стало окончательно ясно - горожане поддержат любую партию, которая пообещает отправить Исаеву в отставку. Корреспонденты «URA.Ru» решили посмотреть - почему.
«Поехали в Тагилстроевский район», - предлагает наш водитель – молодой парень Владимир, позвонивший в редакцию и инициировавший нашу поездку. Он хотел показать, в каком городе живет. Предложение удивительное: Тагилстроевский район в представлении нетагильчан должен быть прибранным и ухоженным. Это территория ответственности местного меткомбината, при поддержке которого Исаева была избрана и которому помогает все годы своей работы, несмотря на то, что делать это приходится в ущерб бюджету и горожанам.
Машина останавливается на улице Пожарского. Это, конечно, не вина мэра, что в Тагиле до сих пор остаются двухэтажные бараки. Но их состояние… Промерзшие окна, обвалившаяся штукатурка, из-под которой проглядывает «скелет» дома. По закону, это зона ответственности муниципалитета: в каждом городе есть управление жилищно-коммунального хозяйства, которое способно повлиять даже на частные и самостоятельные управляющие компании. В структуре администрации Нижнего Тагила есть профильный заместитель главы – по ЖКХ и энергетике, и одноименное управление. Но эта система может работать, только если у чиновников есть желание.
Во дворе – в малоснежную зиму - все завалено, лишь маленькие тропки ведут от дома к дому. На детской площадке давно не играли дети. И правильно: первая же замеченная нами горка упирается в свалку пеньков – спиленных тополей. Если снова обратиться к закону, окажется, что благоустройство территории – тоже ответственность муниципальной администрации. У Валентины Исаевой есть заместитель и для этого.
«Я уже привык», - улыбается Владимир и удивляется нашему удивлению от увиденного.
Едем дальше, и в который раз нас облаивает стая собак. Водитель показывает на трамвайные пути: «Видите, по ним никто не ездит – маршрут отменили. Теперь только на «Газелях». В мэрии транспортного отдела, который мог бы контролировать эти течения, просто нет.
Детский сад №133. Не понять: то ли он работает, то ли нет. Половина окон заменена на пластиковые – должна быть жизнь. Но все окна изнутри покрыты льдом – такой детсад не может работать. Пытаемся открыть дверь – заперто. Вопрос к управлению образования и заместителю главы по социальным вопросам.
На Балакинской раскопаны теплотрассы. Вокруг ни одного рабочего. Сколько она стоит так?
«Весь город парит, - замечает наш фотокор. – Город парит, а квартиры промерзшие». Тут и там на теплотрассах собаки.
Просим отвезти нас в центр – вдруг мы катаемся по окраинам, такие и в Екатеринбурге напугают любого. Мы на Карла Маркса: вместо тротуаров – протоптанные на одного человека тропинки. Посреди одной такой тропинки открытый люк. Открыт давно. Машины паркуются через снежные горки – это техника убрала снег с дорожного полотна, а вывезти его с краев забыли.
И всюду собаки. В Екатеринбурге такое было в 2008-м, но потом проблему решили. В Тагиле – мы уже знаем – решили отлов собак прекратить. Официально объявлено: служба обиделась на защитников животных.
Теперь на Вагонку: что там? Как и во всем городе, здесь кучи мусора. Навалены посреди обычного двора. А куда его девать, если на мусорке еще больший курган?
Большую часть нашей поездки мы передвигаемся между своей полосой и встречной. «Научился лавировать», - гордо рассказывает Володя. Тагильские дороги – точнее направления – критикуют много лет. После смены мэра областные власти предлагали Исаевой участие в программах ремонта дорог, выделяли на это средства из госбюджета. И ничего: администрация города (ни один из ответственных за это направление чиновников!!!) не сдавала документацию на работы, необходимую для финансирования, дороги так и остались направлениями.
Сторонники Валентины Исаевой ее защищают: мэр и сама жалуется, что в бюджете есть деньги только на выплату зарплаты и поддержание коммунального сектора в нормальном состоянии. Но увиденное нами – не нормально. Проехав по Нижнему Тагилу, начинаешь ценить то, что имеешь в Екатеринбурге. Наш водитель не скрывает своей неприязни к городской власти: «Ей [Исаевой] верили, что приберет в городе [выборную кампанию кандидат вела под слоганом «Городу нужна мама»]. За четыре года ничего не изменилось». Сигналы об этом пошли сразу после избрания: мэр, имевшая карт-бланш на смену всей администрации, выстраивание ее под те запросы, что получила на выборах, во многом сохранила прежнюю архитектуру мэрии, а ее новые протеже оказались далеки от людей так же, как и их предшественники.
Летом молодой парень, устроивший нам экскурсию, собирается переехать в Челябинск. Так, кстати, ведут себя многие его сверстники: Нижний Тагил стремительно стареет – молодежь уезжает, куда может, и если раньше в этом обвиняли прежнего мэра Николая Диденко, управлявшего муниципалитетом почти 15 лет и отключившим все «социальные лифты», то теперь на него ничего не спишешь – за четыре года можно было починить что угодно.
В среду на встрече с журналистами Валентина Исаева призналась: городу все же нужна не мама, а папа – следующим мэром она видит мужчину.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!