Инцидент в мечети Нефтеюганска, где один из прихожан прямо в кабинете имама напал на его помощника, прогремел — мало не покажется. В Югру прибыла делегация священнослужителей из Дагестана, выясняющих причины случившегося. Полная картина не нравится ни мусульманам, ни тем более властям: в регионе усиливается движение радикального толка, ставящее своей целью даже не уничтожение других религий, а светского государства в принципе. И разница между официальной численностью и реальной — 20 раз. Весь масштаб происходящего — в материале «URA.Ru».
«Неправильно молитесь». Именно этой фразой мотивировал нападение на помощника имама азербайджанец (по другим данным — дагестанец), недовольный тем, как в мечети читаются молитвы и возносятся хвалы Аллаху. После избиения он спокойно, как сообщают очевидцы, покинул место преступления. Позднее югорский муфтий Тагир хазрат Саматов сообщил журналистам, что по факту нападения в правоохранительные органы подано заявление, а СМИ добавили, что к делу подключилось и Федеральная служба безопасности, встревоженная конфликтом представителей ислама.
Однако до сих о движении по делу ничего известно не было. Кроме одной подробности: нападавший является представителем салафитского движения — направления мусульманской веры, последователи которого отрицают все возможные поздние нововведения ислама, считая их привнесенной извне ересью, и призывают ориентироваться в вере на самые ранние мусульманские общины. Само течение крайне близко радикальным исламским движениям и даже не пытается отрицать этого.
«Это радикальное течение ислама, в принципе своем борющееся со светскостью. Им, по сути, неважно — хороший или плохой режим в государстве. Главное, что он светский, а все, что светское, должно быть уничтожено. Править на земле должен шариат. Именно поэтому салафиты и ваххабиты, которых, в принципе, можно отнести к тому же течению, добивались принятия в Египте шариатской конституции», — отмечает один из собеседников агентства, придерживающийся традиционных форм ислама.
В правоохранительных органах региона ситуацию вокруг конфликта в нефтеюганской мечети не комментируют, отмечая лишь факт подачи помощником имама заявления о нападении. Однако руководитель духовного управления мусульман Югры муфтий Тагир хазрат Саматов в разговоре с корреспондентом «URA.Ru» отметил, что нападавшего, несмотря на то, что личность его была установлена практически сразу же, до сих пор не нашли.
В то же время накануне стало известно, что в ХМАО с визитом прибыла делегация духовного управления мусульман Дагестана. Причина вполне официальная: месяц раби уль-Авваль, в ходе которого во всех мечетях проходят праздничные молитвы в честь рождения последнего пророка Аллаха — Мухаммада, — предшествующие главному празднику — дню рождения пророка, который будет отмечаться 10 февраля. Однако, как отмечает источник агентства, в то же время представители Дагестана резко осудили поведение единоверца в нефтеюганской мечети. По слухам, именно возникший конфликт и его возможные последствия стали одной из главных причин визита гостей.
Впрочем, муфтий Тагир хазрат Саматов такую версию отрицает. «Да, среди мусульман есть люди, которые считают себя более праведными, чем иные, и совершают поступки, которые выходят за рамки и этических, и религиозных норм. Их учение приводит к тому, что на верующих незаслуженно падает тень», — комментирует ситуацию духовный наставник югорских мусульман. На вопрос же, сколько всего представителей салафизма насчитывается в Югре, он отметил, что их общее число на весь округ вряд ли превышает сто человек.
Совершенно иное мнение приводит один из источников агентства, близкий к мусульманскому миру России. По словам собеседника, сегодня в округе можно найти от 2 до 3 тысяч мусульман, называющих последователями движения.
«Конкретное число назвать довольно сложно, потому как в официальной статистике салафиты часто спутаны с представителями партии Хизб ут-Тахрир (Исламкая партия освобождения). Но, к примеру, в Радужном крайне крепкая община салафитов, более пятидесяти человек. Более того, местный имам даже отказался от проведения мавлида (празднования дня рождения пророка — прим. редакции), его в итоге проводили у одного из верующих. Приход там полностью салафитский, и, получается, традиционные мусульмане должны у себя же дома праздновать священные дни буквально как партизаны», — рассказывает собеседник.
Крупнейшая община салафитов ХМАО, по словам источника, находится в Нижневартовске. Здесь радикальным мусульманам принадлежит целая мечеть, прихожанами которой являются не менее трех сотен человек. Более того, в сентябре 2012 года местные салафиты даже выходили проводили митинг против фильма «Невинность мусульман», анонсированного 11 сентября и широко разошедшегося по Сети. В ходе митинга, отметим, был сожжен флаг США. Отдельные общины есть практически во всех городах округа, в том числе и столице Югры Ханты-Мансийске.
«Таким образом, общее число салафитов в округе колеблется от 2 до 3 тысяч. Из них можно собрать армию. Причем среди них есть и татары, и азербайджанцы, и дагестанцы, ингуши, чеченцы и так далее. Кроме того, очень большой процент салафитов в Югре — русские, обеспечивающие движению наибольший рост числа сторонников», — отмечает источник.
Еще один собеседник агентства, также попросивший не называть его имени, напоминает, что в свое время в Ханты-Мансийске работал имам Марат Кудакаев, в 2012 году ставший фигурантом дела о неудачном покушении на муфтия Татарстана Илдуса Файзова. «В округе он работал в 2000 году. Его убрал с должности Саматов после того, как увидел, что тот творит в городе. Он, проще говоря, работал с криминальным контингентом, а после приезда в Татарстан занял должность начальника отдела по работе с силовыми структурами и пенитенциарными учреждениями. Работа была простой: он посещал тюрьмы и изоляторы с просьбой об открытии молельной комнаты от имени муфтията. Все шло на первый взгляд правильно, но в результате его деятельности выяснилось, что фактически Кудакаев прямо на месте создавал радикальную ячейку из заключенных, которые по освобождению пополняли ряды сторонников военного джихада. При этом на зоне этих людей никто не трогал — святые люди, — а они открыто вели пропаганду против режима», — рассказывает источник.
Салафитское руководство во всех регионах пребывания движения — и Югра не исключение — глубоко связано с бизнесом и может обеспечивать своих сторонников всем необходимым для жизни. «Многим заключенным после освобождения попросту некуда идти. И салафиты охотно принимают их, дают им средства на выживание, находят работу, селят в общинах или просто дают жилье. Это один из главных методов вербовки. А если учесть, что в округе достаточно много тюрем, то почва у нас для пропаганды вполне благодатная. Другой — среди приезжих мигрантов. Те же таджики приезжают вполне нормальными людьми, а уезжают из округа повернутыми на идеях радикального ислама. История точно такая же: они попадают в трудные жизненные ситуации, и в этот момент рядом оказываются представители движения. Поддержка, деньги, работа — и новый салафит почти готов», — резюмирует собеседник.
Таким образом, можно сделать крайне неутешительный вывод, что практически под боком у простых жителей ХМАО, и без того обеспокоенных постоянно растущим числом преступлений на этнической почве, набирает силу крайне радикальное движение представителей этой религии. Однако складывается впечатление, что власти региона, да и всей страны, попросту закрывают глаза на проблему. Как бы не стало слишком поздно.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Инцидент в мечети Нефтеюганска, где один из прихожан прямо в кабинете имама напал на его помощника, прогремел — мало не покажется. В Югру прибыла делегация священнослужителей из Дагестана, выясняющих причины случившегося. Полная картина не нравится ни мусульманам, ни тем более властям: в регионе усиливается движение радикального толка, ставящее своей целью даже не уничтожение других религий, а светского государства в принципе. И разница между официальной численностью и реальной — 20 раз. Весь масштаб происходящего — в материале «URA.Ru». «Неправильно молитесь». Именно этой фразой мотивировал нападение на помощника имама азербайджанец (по другим данным — дагестанец), недовольный тем, как в мечети читаются молитвы и возносятся хвалы Аллаху. После избиения он спокойно, как сообщают очевидцы, покинул место преступления. Позднее югорский муфтий Тагир хазрат Саматов сообщил журналистам, что по факту нападения в правоохранительные органы подано заявление, а СМИ добавили, что к делу подключилось и Федеральная служба безопасности, встревоженная конфликтом представителей ислама. Однако до сих о движении по делу ничего известно не было. Кроме одной подробности: нападавший является представителем салафитского движения — направления мусульманской веры, последователи которого отрицают все возможные поздние нововведения ислама, считая их привнесенной извне ересью, и призывают ориентироваться в вере на самые ранние мусульманские общины. Само течение крайне близко радикальным исламским движениям и даже не пытается отрицать этого. «Это радикальное течение ислама, в принципе своем борющееся со светскостью. Им, по сути, неважно — хороший или плохой режим в государстве. Главное, что он светский, а все, что светское, должно быть уничтожено. Править на земле должен шариат. Именно поэтому салафиты и ваххабиты, которых, в принципе, можно отнести к тому же течению, добивались принятия в Египте шариатской конституции», — отмечает один из собеседников агентства, придерживающийся традиционных форм ислама. В правоохранительных органах региона ситуацию вокруг конфликта в нефтеюганской мечети не комментируют, отмечая лишь факт подачи помощником имама заявления о нападении. Однако руководитель духовного управления мусульман Югры муфтий Тагир хазрат Саматов в разговоре с корреспондентом «URA.Ru» отметил, что нападавшего, несмотря на то, что личность его была установлена практически сразу же, до сих пор не нашли. В то же время накануне стало известно, что в ХМАО с визитом прибыла делегация духовного управления мусульман Дагестана. Причина вполне официальная: месяц раби уль-Авваль, в ходе которого во всех мечетях проходят праздничные молитвы в честь рождения последнего пророка Аллаха — Мухаммада, — предшествующие главному празднику — дню рождения пророка, который будет отмечаться 10 февраля. Однако, как отмечает источник агентства, в то же время представители Дагестана резко осудили поведение единоверца в нефтеюганской мечети. По слухам, именно возникший конфликт и его возможные последствия стали одной из главных причин визита гостей. Впрочем, муфтий Тагир хазрат Саматов такую версию отрицает. «Да, среди мусульман есть люди, которые считают себя более праведными, чем иные, и совершают поступки, которые выходят за рамки и этических, и религиозных норм. Их учение приводит к тому, что на верующих незаслуженно падает тень», — комментирует ситуацию духовный наставник югорских мусульман. На вопрос же, сколько всего представителей салафизма насчитывается в Югре, он отметил, что их общее число на весь округ вряд ли превышает сто человек. Совершенно иное мнение приводит один из источников агентства, близкий к мусульманскому миру России. По словам собеседника, сегодня в округе можно найти от 2 до 3 тысяч мусульман, называющих последователями движения. «Конкретное число назвать довольно сложно, потому как в официальной статистике салафиты часто спутаны с представителями партии Хизб ут-Тахрир (Исламкая партия освобождения). Но, к примеру, в Радужном крайне крепкая община салафитов, более пятидесяти человек. Более того, местный имам даже отказался от проведения мавлида (празднования дня рождения пророка — прим. редакции), его в итоге проводили у одного из верующих. Приход там полностью салафитский, и, получается, традиционные мусульмане должны у себя же дома праздновать священные дни буквально как партизаны», — рассказывает собеседник. Крупнейшая община салафитов ХМАО, по словам источника, находится в Нижневартовске. Здесь радикальным мусульманам принадлежит целая мечеть, прихожанами которой являются не менее трех сотен человек. Более того, в сентябре 2012 года местные салафиты даже выходили проводили митинг против фильма «Невинность мусульман», анонсированного 11 сентября и широко разошедшегося по Сети. В ходе митинга, отметим, был сожжен флаг США. Отдельные общины есть практически во всех городах округа, в том числе и столице Югры Ханты-Мансийске. «Таким образом, общее число салафитов в округе колеблется от 2 до 3 тысяч. Из них можно собрать армию. Причем среди них есть и татары, и азербайджанцы, и дагестанцы, ингуши, чеченцы и так далее. Кроме того, очень большой процент салафитов в Югре — русские, обеспечивающие движению наибольший рост числа сторонников», — отмечает источник. Еще один собеседник агентства, также попросивший не называть его имени, напоминает, что в свое время в Ханты-Мансийске работал имам Марат Кудакаев, в 2012 году ставший фигурантом дела о неудачном покушении на муфтия Татарстана Илдуса Файзова. «В округе он работал в 2000 году. Его убрал с должности Саматов после того, как увидел, что тот творит в городе. Он, проще говоря, работал с криминальным контингентом, а после приезда в Татарстан занял должность начальника отдела по работе с силовыми структурами и пенитенциарными учреждениями. Работа была простой: он посещал тюрьмы и изоляторы с просьбой об открытии молельной комнаты от имени муфтията. Все шло на первый взгляд правильно, но в результате его деятельности выяснилось, что фактически Кудакаев прямо на месте создавал радикальную ячейку из заключенных, которые по освобождению пополняли ряды сторонников военного джихада. При этом на зоне этих людей никто не трогал — святые люди, — а они открыто вели пропаганду против режима», — рассказывает источник. Салафитское руководство во всех регионах пребывания движения — и Югра не исключение — глубоко связано с бизнесом и может обеспечивать своих сторонников всем необходимым для жизни. «Многим заключенным после освобождения попросту некуда идти. И салафиты охотно принимают их, дают им средства на выживание, находят работу, селят в общинах или просто дают жилье. Это один из главных методов вербовки. А если учесть, что в округе достаточно много тюрем, то почва у нас для пропаганды вполне благодатная. Другой — среди приезжих мигрантов. Те же таджики приезжают вполне нормальными людьми, а уезжают из округа повернутыми на идеях радикального ислама. История точно такая же: они попадают в трудные жизненные ситуации, и в этот момент рядом оказываются представители движения. Поддержка, деньги, работа — и новый салафит почти готов», — резюмирует собеседник. Таким образом, можно сделать крайне неутешительный вывод, что практически под боком у простых жителей ХМАО, и без того обеспокоенных постоянно растущим числом преступлений на этнической почве, набирает силу крайне радикальное движение представителей этой религии. Однако складывается впечатление, что власти региона, да и всей страны, попросту закрывают глаза на проблему. Как бы не стало слишком поздно.