Новость о ликвидации в Екатеринбурге более сотни маршрутов общественного транспорта вызвала панику и неопределенность среди горожан. Власти поставили перед фактом: с 1 июля 2017 года заработает новая транспортная схема, которая кардинально отличается от нынешней. Горожане лишатся понятной маршрутной сети: добраться из одной части Екатеринбурга в другую можно будет только с пересадками и урезанным количеством маршрутов. Объяснений, зачем схема нужна, как будет работать и, самое главное, сколько будет стоить проезд, пока не последовало.
За ответами на самые частые вопросы екатеринбуржцев «URA.RU» обратилось к с специалисту фонда «Город.PRO» Андрею Толмачеву, одному из авторов новой маршрутной сети.
— Почему было принято решение разработать новую транспортную систему?
— Существующая маршрутная сеть основана на попытке соединить одну точку на карте с другой. Из этого вытекают две проблемы. Во-первых, это большое количество транспорта на одном и том же маршруте, что требует больших средств на обслуживание. Во-вторых — большой интервал движения. Это фундаментальные проблемы, которые невозможно решить в парадигме существующей системы.
— Что изменит новая?
— Мы разработали альтернативный подход, который исключает дублирующие маршруты, оптимизирует транспортное сообщение и сокращает время ожидания на остановках до 5-7 минут. Такая маршрутная сеть позволит с одной пересадкой добраться почти до любой части города. Максимум — три пересадки, но только в тех случаях, когда мы едем из одного удаленного района в другой.
— Многие опасаются, что отсутствие альтернативы на одном и том же маршруте приведет к коллапсу. Аварии на трамвайно-троллейбусных линиях будут парализовать доступ к какой-либо части города, а фактическое уменьшение техники на маршруте приведет к давкам в транспорте.
— С учетом ликвидации всех перекрестных и дублирующих друг друга маршрутов система устойчива к аварийным ситуациям. Например, в случае поломки трамвая можно выделить два варианта решения этой проблемы. Первый — ничего не делать. Так работает трамвайная ветка по улице Луначарского. Это плохо и неудобно, но ровно в тот момент, когда ломается трамвай.
Второй вариант — перенаправлять с ближайшей конечной часть автобусов, которые будут дублировать временно недействующий маршрут. Для этого нужно лишь отработать систему взаимодействия между диспетчерами для максимальной оперативности. «Резервный» автобус может и заезжать прямо на трамвайную линую, забирая людей с остановки, и останавливаться поблизости от нее. Важно понимать, что это режим работы, который возникает далеко не каждый день.
Система полностью учитывает и пассажиропоток. Горожане опасаются, что значительное уменьшение количества транспорта на маршруте обернется давкой в общественном транспорте. Это не так. Когда мы говорим об оптимизации, мы подразумеваем не только исключение дублей на линии и наиболее логичное распределение техники. Проще говоря, маршруты с большим потоком пассажиров будут обслуживать большие автобусы, и наоборот.
— Проще говоря, муниципальных перевозчиков оставят обслуживать центральную часть города, а частных отодвинут на периферию?
— Не все так категорично. Основная идея не привязана к форме собственности предприятия. Да, в центре будут ходить только большие автобусы, но совсем необязательно, чтобы они принадлежали муниципалитету.
— Как все это отразится на стоимости проезда? Сейчас власти активно обсуждают тему повышения тарифов. И если к этому добавить необходимость совершать пересадки, транспорт станет ненамного дешевле такси.
— Раз система основана на том, что человеку придется делать пересадки, то он не должен их оплачивать. Пересадка не является услугой.
Человек должен платить за то, что он доехал из точки А в точку Б, а не за то, что он зашел в автобус. По сути, такой подход можно сравнить с метро, где никто не считает количество пересадок с одной ветки на другую.
В итоге было принято решение о введении повременного тарифа. Главный смысл заключается в том, что человек оплачивает, условно говоря, час поездки. За это время он вполне успеет добраться до любой точки города с учетом пересадок. При этом, если оплаченный час истек где-то в пути, его никто не высадит из автобуса и не заставит доплачивать. Этот час — лишь период бесплатных пересадок.
Основным способом оплаты станет Е-Карта. О какой-либо конкретной сумме говорить пока рано. Расчетом тарифа занимается администрация, но могу сказать, что он не должен превышать нынешнюю стоимость проезда.
— Такая модель не будет убыточной для бизнеса? Получается, частники не только лишатся прибыльных маршрутов, проходящих через центр города, но и будут вынуждены возить тех, кто по временному тарифу уже оплатил поездку в другом транспорте.
— Здесь все зависит от финансовой модели, разработка которой лежит на администрации города. Мы, как разработчики проекта, рекомендовали создать единый фонд, в который бы поступал весь доход транспортных компаний. Эти деньги в равной степени распределялись бы между перевозчиками, покрывая их расходы на убыточных маршрутах.
Такой подход решил бы проблему отсутствия транспорта в вечернее время, а также стал бы неким инструментом контроля за соблюдением компаниями расписания маршрутов. В случае нарушения администрация имела бы возможность удерживать какие-то средства в качестве штрафа.
Кроме того, экономия от возможности выпускать на маршрут значительно меньше единиц техники с лихвой покрыла бы все эксплуатационные издержки.
— Как донести информацию о новой транспортной схеме до ее конечных пользователей — пассажиров?
— В этом тоже нет ничего сложного. Просто администрации не стоит с этим затягивать, чтобы 1 июля 2017 года, когда городской транспорт начнет функционировать по новой схеме, людей не охватила паника.
На остановках можно разместить всевозможные памятки и маршрутные карты, как в метро, в салонах общественного транспорта информировать пассажиров посредством голосовых сообщений, разработать информационные брошюры с разъяснениями и так далее. Для удобства можно договориться с картографическими сервисами вроде «Яндекса», которые позволят отметить на карте две точки и посмотреть, как можно добраться до нужного места.
Самое главное — запустить активную агитационную кампанию за месяц до внедрения новой системы.
— Кстати, о внедрении. Оно подразумевает переустройство транспортных и остановочных узлов по всему городу. Это все будет сделано до лета?
— План реализации, конечно, подразумевает некоторую этапность. Где-то остановку нужно подвинуть всего на несколько метров, где-то — полностью перестроить развязку. Как и когда это будет реализовываться, я сказать не могу, потому что этим будет заниматься администрация. Отмечу, что даже без перестройки основной контур схемы можно и нужно будет запустить сразу на 80%, поскольку все маршруты между собой связаны.
Оптимизировать остановочные и транспортные узлы под новую систему можно в краткосрочной перспективе. Нужно лишь внести перечень необходимых изменений в программу и, условно говоря, в течение двух лет ее реализовать.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Новость о ликвидации в Екатеринбурге более сотни маршрутов общественного транспорта вызвала панику и неопределенность среди горожан. Власти поставили перед фактом: с 1 июля 2017 года заработает новая транспортная схема, которая кардинально отличается от нынешней. Горожане лишатся понятной маршрутной сети: добраться из одной части Екатеринбурга в другую можно будет только с пересадками и урезанным количеством маршрутов. Объяснений, зачем схема нужна, как будет работать и, самое главное, сколько будет стоить проезд, пока не последовало. За ответами на самые частые вопросы екатеринбуржцев «URA.RU» обратилось к с специалисту фонда «Город.PRO» Андрею Толмачеву, одному из авторов новой маршрутной сети. — Почему было принято решение разработать новую транспортную систему? — Существующая маршрутная сеть основана на попытке соединить одну точку на карте с другой. Из этого вытекают две проблемы. Во-первых, это большое количество транспорта на одном и том же маршруте, что требует больших средств на обслуживание. Во-вторых — большой интервал движения. Это фундаментальные проблемы, которые невозможно решить в парадигме существующей системы. — Что изменит новая? — Мы разработали альтернативный подход, который исключает дублирующие маршруты, оптимизирует транспортное сообщение и сокращает время ожидания на остановках до 5-7 минут. Такая маршрутная сеть позволит с одной пересадкой добраться почти до любой части города. Максимум — три пересадки, но только в тех случаях, когда мы едем из одного удаленного района в другой. — Многие опасаются, что отсутствие альтернативы на одном и том же маршруте приведет к коллапсу. Аварии на трамвайно-троллейбусных линиях будут парализовать доступ к какой-либо части города, а фактическое уменьшение техники на маршруте приведет к давкам в транспорте. — С учетом ликвидации всех перекрестных и дублирующих друг друга маршрутов система устойчива к аварийным ситуациям. Например, в случае поломки трамвая можно выделить два варианта решения этой проблемы. Первый — ничего не делать. Так работает трамвайная ветка по улице Луначарского. Это плохо и неудобно, но ровно в тот момент, когда ломается трамвай. Второй вариант — перенаправлять с ближайшей конечной часть автобусов, которые будут дублировать временно недействующий маршрут. Для этого нужно лишь отработать систему взаимодействия между диспетчерами для максимальной оперативности. «Резервный» автобус может и заезжать прямо на трамвайную линую, забирая людей с остановки, и останавливаться поблизости от нее. Важно понимать, что это режим работы, который возникает далеко не каждый день. Система полностью учитывает и пассажиропоток. Горожане опасаются, что значительное уменьшение количества транспорта на маршруте обернется давкой в общественном транспорте. Это не так. Когда мы говорим об оптимизации, мы подразумеваем не только исключение дублей на линии и наиболее логичное распределение техники. Проще говоря, маршруты с большим потоком пассажиров будут обслуживать большие автобусы, и наоборот. — Проще говоря, муниципальных перевозчиков оставят обслуживать центральную часть города, а частных отодвинут на периферию? — Не все так категорично. Основная идея не привязана к форме собственности предприятия. Да, в центре будут ходить только большие автобусы, но совсем необязательно, чтобы они принадлежали муниципалитету. — Как все это отразится на стоимости проезда? Сейчас власти активно обсуждают тему повышения тарифов. И если к этому добавить необходимость совершать пересадки, транспорт станет ненамного дешевле такси. — Раз система основана на том, что человеку придется делать пересадки, то он не должен их оплачивать. Пересадка не является услугой. Человек должен платить за то, что он доехал из точки А в точку Б, а не за то, что он зашел в автобус. По сути, такой подход можно сравнить с метро, где никто не считает количество пересадок с одной ветки на другую. В итоге было принято решение о введении повременного тарифа. Главный смысл заключается в том, что человек оплачивает, условно говоря, час поездки. За это время он вполне успеет добраться до любой точки города с учетом пересадок. При этом, если оплаченный час истек где-то в пути, его никто не высадит из автобуса и не заставит доплачивать. Этот час — лишь период бесплатных пересадок. Основным способом оплаты станет Е-Карта. О какой-либо конкретной сумме говорить пока рано. Расчетом тарифа занимается администрация, но могу сказать, что он не должен превышать нынешнюю стоимость проезда. — Такая модель не будет убыточной для бизнеса? Получается, частники не только лишатся прибыльных маршрутов, проходящих через центр города, но и будут вынуждены возить тех, кто по временному тарифу уже оплатил поездку в другом транспорте. — Здесь все зависит от финансовой модели, разработка которой лежит на администрации города. Мы, как разработчики проекта, рекомендовали создать единый фонд, в который бы поступал весь доход транспортных компаний. Эти деньги в равной степени распределялись бы между перевозчиками, покрывая их расходы на убыточных маршрутах. Такой подход решил бы проблему отсутствия транспорта в вечернее время, а также стал бы неким инструментом контроля за соблюдением компаниями расписания маршрутов. В случае нарушения администрация имела бы возможность удерживать какие-то средства в качестве штрафа. Кроме того, экономия от возможности выпускать на маршрут значительно меньше единиц техники с лихвой покрыла бы все эксплуатационные издержки. — Как донести информацию о новой транспортной схеме до ее конечных пользователей — пассажиров? — В этом тоже нет ничего сложного. Просто администрации не стоит с этим затягивать, чтобы 1 июля 2017 года, когда городской транспорт начнет функционировать по новой схеме, людей не охватила паника. На остановках можно разместить всевозможные памятки и маршрутные карты, как в метро, в салонах общественного транспорта информировать пассажиров посредством голосовых сообщений, разработать информационные брошюры с разъяснениями и так далее. Для удобства можно договориться с картографическими сервисами вроде «Яндекса», которые позволят отметить на карте две точки и посмотреть, как можно добраться до нужного места. Самое главное — запустить активную агитационную кампанию за месяц до внедрения новой системы. — Кстати, о внедрении. Оно подразумевает переустройство транспортных и остановочных узлов по всему городу. Это все будет сделано до лета? — План реализации, конечно, подразумевает некоторую этапность. Где-то остановку нужно подвинуть всего на несколько метров, где-то — полностью перестроить развязку. Как и когда это будет реализовываться, я сказать не могу, потому что этим будет заниматься администрация. Отмечу, что даже без перестройки основной контур схемы можно и нужно будет запустить сразу на 80%, поскольку все маршруты между собой связаны. Оптимизировать остановочные и транспортные узлы под новую систему можно в краткосрочной перспективе. Нужно лишь внести перечень необходимых изменений в программу и, условно говоря, в течение двух лет ее реализовать.