Политика для многих представителей элиты ХМАО стала семейным делом. Зачастую представителей известных в округе фамилий можно встретить в списках сотрудников правительства, муниципалитетов и дум, значительно реже династии образуются в силовых структурах. Подробнее о хитросплетениях югорских кланов — в материале URA.RU.
Василий Филипенко — сын экс-главы ХМАО Александра Филипенко
Открывает список югорских династий семья экс-главы ХМАО Александра Филипенко. Его старший сын Василий начинал восхождение по карьерной лестнице в стройблоке Ханты-Мансийска. В 2002-м получил пост первого замглавы югорского депстроя, в 2006-м стал спикером гордумы, а в 2011-м — мэром окружной столицы. Был избран депутатом думы ХМАО предыдущего, шестого, созыва, прошел на выборах 2021 года в Госдуму, однако в итоге остался в Югре. Занимает пост председателя комитета по соцразвитию и курирует хоккейный клуб «Югра».
Второй сын губернатора, Александр, погиб в автокатастрофе в 1998 году. О дочери главы региона Софье Филипенко известно мало — в недрах поисковых систем удалось обнаружить автореферат ее кандидатской диссертации 2012 года. Защита проходила в РАНХиГС.
Дети ГФИ Дмитрия Кузьменко не пошли по стопам отца
Иногда политические династии продолжают не сами дети, а их супруги. Так получилось у бывшего югорского, а ныне тюменского государственного федерального инспектора Дмитрия Кузьменко. Его дочь Мария замужем за главой Ханты-Мансийска Максимом Ряшиным и интересуется, скорее, не политикой, а общественной жизнью (когда у нее получается высвободить время от воспитания четверых детей). В последнее время увлекается модным в уральском политбомонде течением — дизайном человека, пока супруг руководит городом и Советом муниципальных образований Югры, параллельно занимая пост в Высшем совете Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ).
Еще один сын ГФИ Кузьменко, Степан, стал известен в югорской политтусовке недавно — благодаря нашумевшему роману с бывшей женой рэпера Гуфа, блогершей Айзой. Она, к слову, позиционирует возлюбленного как «нефтяника из Нижневартовска». Степан младше Айзы на 10 лет, что не мешает им наслаждаться совместной жизнью и спамить фотографиями с Бали.
Наследники политэлиты
Дмитрий Великий (второй справа) работает депутатом думы Нижневартовска
Нередко дети чиновников или депутатов идут по стопам именитых родителей. Политическая карьера привлекла сыновей окружных парламентариев Сергея Великого и Владимира Семенова, а также пасынка главного югорского справедливоросса Михаила Сердюка. Дмитрий Великий впервые был избран в 2016 году в думу Нижневартовска шестого созыва и переизбрался в 2021 году.
Пасынок Сердюка Богдан Токмаджан пошел по стопам отчима, считающегося богатейшим депутатом думы ХМАО. В 2021 году был избран в думу Ханты-Мансийска, где стал единственным эсером. Занимается семейным бизнесом — Токмаджан руководит рядом компаний, учредителем которых выступает Сердюк. Крупнейшая из них — сургутский девелопер «ДСК-1».
Карьера Павла Семенова развивалась вдалеке от Югры — в Чувашии, где он сначала стал депутатом регионального госсовета, а затем был избран в Госдуму. После этого сменил ветвь власти с законодательной на исполнительную, получив назначение на пост замминистра природных ресурсов и экологии России. Затем Семенов-младший стал замом главы Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игоря Баринова, два года пробыл советником сенатора от Чувашии Николая Федорова, а в 2020 году получил пост мэра Новочебоксарска. Проработав год, ушел в семейный бизнес и вернулся в Югру.
Возвращение к корням
Иногда дети бывших чиновников Югры возвращаются в Дом правительства
Среди жителей Югры, которая входит в конгломерат регионов «тюменской матрешки», во все времена был популярным переезд на юг Тюменской области. Северяне, отработав в ХМАО, перебирались в областную столицу. Нередко отправляли детей учиться в тюменские вузы. Но после смены губернатора ХМАО наблюдается отток чиновников с юга области обратно в Ханты-Мансийск. И среди них есть отпрыски известных в Югре фамилий.
Так, например, сын бывшего главы управления агропромышленного комплекса ХМАО Николая Колчанова Евгений стал первым тюменским чиновником, прибывшим в Югру вслед за новым главой региона Русланом Кухаруком летом 2024 года. Первое время Колчанов-младший работал его помощником, затем получил назначение на пост заместителя главы аппарата. А Колчанов-старший продолжает работать в секторе агропрома. После отставки первого губернатора Александра Филипенко он перебрался в Тюмень и сейчас возглавляет отдел механизации департамента АПК Тюменской области. Впрочем, родство Колчановых департамент внутренней политики округа официально не подтверждает, ссылаясь на защиту персональных данных.
Кланы под прицелом
Ксения Илауски — дочь экс-директора Центра ремесел Ольги Бубновайте
Сменяемость поколений в югорских династиях обеспечивает приток свежей крови и снимает вопросы силовиков к родоначальникам кланов. Ярче всего это показывает скандал в окружном Центре ремесел, главой которого много лет была Ольга Бубновене. Семья пользовалась поддержкой экс-главы региона Натальи Комаровой ее любимого зама Елены Шумаковой много лет, но в 2023 году проверка выявила семейные связи в бюджетном учреждении. Под руководством Бубновене работали ее дочери Ксения Илауски и Юлия Стремилова (Бубновайте), а также внук Артур Юнусов. Семейство продвигало проекты внучки — модные коллекции школьницы Ангелины Бубновайте.
После отставки Комаровой другой влиятельный клан известных в Югре представителей коренных и малочисленных народов — Молдановых — вступил в борьбу с семьей Бубновене. В итоге учреждение возглавила ставленница Молдановых Марина Кабакова, и в Центре начался тотальный аудит. Бывшие сотрудники открыто заговорили о поборах и нарушениях в учреждении, привлекая внимание силовиков.
«Кум в прокуратуре»
Дмитрий Горбунов — мэр Пыть-Яха, сын бывшего вице-мэра Лангепаса и брат прокурора Нефтеюганского района
Впрочем, и к силовикам иногда появляются вопросы. Например, сразу у двух югорских мэров братья занимают высокопоставленные должности в прокуратуре. По странному стечению обстоятельств, оба семейства погонах и галстуках связаны с Лангепасом.
Недавно назначение на пост Нефтеюганского межрайонного прокурора получил брат главы Пыть-Яха Дмитрия Горбунова Алексей (по данным источников URA.RU, оба — дети бывшего вице-мэра Лангепаса Сергея Горбунова). Ранее Горбуновы-младшие работали в опорных городах «Лукойла» — Алексей был прокурором Когалыма, а Дмитрий — замом главы родного Лангепаса. Но через год после избрания Дмитрия Горбунова мэром Пыть-Яха его брат в рамках ротации получил назначение поближе — Нефтеюганск и Пыть-Ях расположены по соседству. При этом конфликта интересов нет — территории не взаимосвязаны, считают в прокуратуре ХМАО.
Расцвет карьеры вице-мэров Горбуновых (отца и сына) произошел при нынешнем главе Лангепаса — Сергее Горобченко. Источники URA.RU отмечают его близкие родственные связи с заместителем прокурора Югры Андреем Горобченко. Оба родились в киргизском Оше и строили карьеру в силовых структурах региона. В прокуратуре долгое время проработала и супруга Сергея Горобченко Евгения. Сейчас она возглавляет сургутский комбинат школьного питания.
Список югорских политических династий можно продолжать долго. На страницах официальных ведомств нередко встречаются и другие повторяющиеся фамилии. Не всегда их представителей связывают родственные узы — особенно много однофамильцев среди КМНС. Внутриполитический блок правительства ХМАО призвал чиновников указывать факты родства, чтобы избежать увольнения из-за конфликта интересов.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Политика для многих представителей элиты ХМАО стала семейным делом. Зачастую представителей известных в округе фамилий можно встретить в списках сотрудников правительства, муниципалитетов и дум, значительно реже династии образуются в силовых структурах. Подробнее о хитросплетениях югорских кланов — в материале URA.RU. Семья первого губернатора Открывает список югорских династий семья экс-главы ХМАО Александра Филипенко. Его старший сын Василий начинал восхождение по карьерной лестнице в стройблоке Ханты-Мансийска. В 2002-м получил пост первого замглавы югорского депстроя, в 2006-м стал спикером гордумы, а в 2011-м — мэром окружной столицы. Был избран депутатом думы ХМАО предыдущего, шестого, созыва, прошел на выборах 2021 года в Госдуму, однако в итоге остался в Югре. Занимает пост председателя комитета по соцразвитию и курирует хоккейный клуб «Югра». Второй сын губернатора, Александр, погиб в автокатастрофе в 1998 году. О дочери главы региона Софье Филипенко известно мало — в недрах поисковых систем удалось обнаружить автореферат ее кандидатской диссертации 2012 года. Защита проходила в РАНХиГС. Дети чиновника из полпредства Иногда политические династии продолжают не сами дети, а их супруги. Так получилось у бывшего югорского, а ныне тюменского государственного федерального инспектора Дмитрия Кузьменко. Его дочь Мария замужем за главой Ханты-Мансийска Максимом Ряшиным и интересуется, скорее, не политикой, а общественной жизнью (когда у нее получается высвободить время от воспитания четверых детей). В последнее время увлекается модным в уральском политбомонде течением — дизайном человека, пока супруг руководит городом и Советом муниципальных образований Югры, параллельно занимая пост в Высшем совете Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ). Еще один сын ГФИ Кузьменко, Степан, стал известен в югорской политтусовке недавно — благодаря нашумевшему роману с бывшей женой рэпера Гуфа, блогершей Айзой. Она, к слову, позиционирует возлюбленного как «нефтяника из Нижневартовска». Степан младше Айзы на 10 лет, что не мешает им наслаждаться совместной жизнью и спамить фотографиями с Бали. Наследники политэлиты Нередко дети чиновников или депутатов идут по стопам именитых родителей. Политическая карьера привлекла сыновей окружных парламентариев Сергея Великого и Владимира Семенова, а также пасынка главного югорского справедливоросса Михаила Сердюка. Дмитрий Великий впервые был избран в 2016 году в думу Нижневартовска шестого созыва и переизбрался в 2021 году. Пасынок Сердюка Богдан Токмаджан пошел по стопам отчима, считающегося богатейшим депутатом думы ХМАО. В 2021 году был избран в думу Ханты-Мансийска, где стал единственным эсером. Занимается семейным бизнесом — Токмаджан руководит рядом компаний, учредителем которых выступает Сердюк. Крупнейшая из них — сургутский девелопер «ДСК-1». Карьера Павла Семенова развивалась вдалеке от Югры — в Чувашии, где он сначала стал депутатом регионального госсовета, а затем был избран в Госдуму. После этого сменил ветвь власти с законодательной на исполнительную, получив назначение на пост замминистра природных ресурсов и экологии России. Затем Семенов-младший стал замом главы Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игоря Баринова, два года пробыл советником сенатора от Чувашии Николая Федорова, а в 2020 году получил пост мэра Новочебоксарска. Проработав год, ушел в семейный бизнес и вернулся в Югру. Возвращение к корням Среди жителей Югры, которая входит в конгломерат регионов «тюменской матрешки», во все времена был популярным переезд на юг Тюменской области. Северяне, отработав в ХМАО, перебирались в областную столицу. Нередко отправляли детей учиться в тюменские вузы. Но после смены губернатора ХМАО наблюдается отток чиновников с юга области обратно в Ханты-Мансийск. И среди них есть отпрыски известных в Югре фамилий. Так, например, сын бывшего главы управления агропромышленного комплекса ХМАО Николая Колчанова Евгений стал первым тюменским чиновником, прибывшим в Югру вслед за новым главой региона Русланом Кухаруком летом 2024 года. Первое время Колчанов-младший работал его помощником, затем получил назначение на пост заместителя главы аппарата. А Колчанов-старший продолжает работать в секторе агропрома. После отставки первого губернатора Александра Филипенко он перебрался в Тюмень и сейчас возглавляет отдел механизации департамента АПК Тюменской области. Впрочем, родство Колчановых департамент внутренней политики округа официально не подтверждает, ссылаясь на защиту персональных данных. Кланы под прицелом Сменяемость поколений в югорских династиях обеспечивает приток свежей крови и снимает вопросы силовиков к родоначальникам кланов. Ярче всего это показывает скандал в окружном Центре ремесел, главой которого много лет была Ольга Бубновене. Семья пользовалась поддержкой экс-главы региона Натальи Комаровой ее любимого зама Елены Шумаковой много лет, но в 2023 году проверка выявила семейные связи в бюджетном учреждении. Под руководством Бубновене работали ее дочери Ксения Илауски и Юлия Стремилова (Бубновайте), а также внук Артур Юнусов. Семейство продвигало проекты внучки — модные коллекции школьницы Ангелины Бубновайте. После отставки Комаровой другой влиятельный клан известных в Югре представителей коренных и малочисленных народов — Молдановых — вступил в борьбу с семьей Бубновене. В итоге учреждение возглавила ставленница Молдановых Марина Кабакова, и в Центре начался тотальный аудит. Бывшие сотрудники открыто заговорили о поборах и нарушениях в учреждении, привлекая внимание силовиков. «Кум в прокуратуре» Впрочем, и к силовикам иногда появляются вопросы. Например, сразу у двух югорских мэров братья занимают высокопоставленные должности в прокуратуре. По странному стечению обстоятельств, оба семейства погонах и галстуках связаны с Лангепасом. Недавно назначение на пост Нефтеюганского межрайонного прокурора получил брат главы Пыть-Яха Дмитрия Горбунова Алексей (по данным источников URA.RU, оба — дети бывшего вице-мэра Лангепаса Сергея Горбунова). Ранее Горбуновы-младшие работали в опорных городах «Лукойла» — Алексей был прокурором Когалыма, а Дмитрий — замом главы родного Лангепаса. Но через год после избрания Дмитрия Горбунова мэром Пыть-Яха его брат в рамках ротации получил назначение поближе — Нефтеюганск и Пыть-Ях расположены по соседству. При этом конфликта интересов нет — территории не взаимосвязаны, считают в прокуратуре ХМАО. Расцвет карьеры вице-мэров Горбуновых (отца и сына) произошел при нынешнем главе Лангепаса — Сергее Горобченко. Источники URA.RU отмечают его близкие родственные связи с заместителем прокурора Югры Андреем Горобченко. Оба родились в киргизском Оше и строили карьеру в силовых структурах региона. В прокуратуре долгое время проработала и супруга Сергея Горобченко Евгения. Сейчас она возглавляет сургутский комбинат школьного питания. Список югорских политических династий можно продолжать долго. На страницах официальных ведомств нередко встречаются и другие повторяющиеся фамилии. Не всегда их представителей связывают родственные узы — особенно много однофамильцев среди КМНС. Внутриполитический блок правительства ХМАО призвал чиновников указывать факты родства, чтобы избежать увольнения из-за конфликта интересов.