С архитектурной точки зрения, уральское постпредство – зрелище печальное |
Среди множества свердловских ведомств, учреждений, органов власти и их подразделений особняком стоит загадочное «Представительство Свердловской области в Москве» - структура, на которую каждый год из бюджета тратятся миллионы рублей. Об этом месте ходят легенды: переезжает из одного роскошного особняка в другой, чем занимается – до конца не ясно, из простных смертных там никто никогда не бывал. Новый свердловский губернатор Евгений Куйвашев в частных разговорах обещал заняться оптимизацией, повышением прозрачности и сокращением штата этого подразделения. «Покажите, что там происходит», - попросили мы у сотрудников его администрации. «Приезжайте, смотрите, теперь это не секрет», - сказали сотрудники. Мы съездили.
До 2011 года представительство Свердловской области располагалось в знаменитом здании на улице Нежинской. Знаменитом – потому что за последний год эта недвижимость не раз упоминалась в прессе и социальных сетях с условным тэгом «коррупция»: правительство региона безуспешно пыталось продать помещения на Нежинской за 170 млн рублей, торги срывались, и в этом виделся какой-то хитрый умысел ушлых чиновников, хотя в чем именно была хитрость, так никто толком и не понял.
Гаспар Петросян работает в постпредстве недавно, восемь месяцев
«На самом деле, просто выставили завышенную цену, а здания там – не новые, требуют основательного ремонта. Там даже крыша протекала», - рассказывает мне Гаспар Петросян, начальник отдела организационной, протокольной и аналитической работы представительства. Мы встречаемся уже в новом помещении представительства в Курсовом переулке. Это трехэтажный особняк, который формально принадлежит ГУП СО «Монетный щебеночный завод» (структура с, мягко говоря, неоднозачной репутацией), представительство в нем занимает третий этаж – несколько комнат общей площадью 364 квадратных метра.
Так выглядит рабочий гостевой кабинет для миинистра
Район очень дорогой: вокруг иностранные посольства, несколько небольших элитных жилых комплексов, до Храма Христа Спасителя – пять минут пешком, до Кремля – пятнадцать-двадцать. Раньше в особняке, выстроенном в аляповатом лужковском стиле, находился офис экс-министра связи Леонида Реймана. Теперь на въезде таблички с символикой Свердловской области и «Экспо-2020». Второй этаж здания отдан заявочному комитету «Экспо».
А это московский кабинет губернатора Свердловской области
Хотя недвижимость в этом районе стоит дорого, само здание выглядит не слишком презентабельно и, даже если вынести за скобки его сомнительный архитектурный облик, явно требует как минимум косметического ремонта – плитка на ступенях пооткалывалась, на оштукатуренных стенах – потеки сырости. Внутри все приличнее: просторный холл с молчаливым охранником, на стенах – фотографии родного Екатеринбурга и силуэты узнаваемых свердловских крыш. Естественно, ни души: когда губернатор не в Москве, здесь тишь и спокойствие.
На лестничных пролетах – узнаваемые силуэты крыш и фотографии Екатеринбурга
Мой «экскурсовод» Гаспар Петросян пришел работать в представительство восемь месяцев назад, при Александре Мишарине. «Пришел по конкурсу», - сам уточняет он, отвечая на мой немой вопрос. Принято судачить, что сюда активно нанимают «по знакомству» - работа, мол, непыльная, высокооплачиваемая, синекура для московских приятелей. «На самом деле, зарплаты у нас ниже, чем в администрации свердловского губернатора в Екатеринбурге, и ниже московских, - говорит Петросян. – Так вышло, что на нас не дейтсвуют ни уральский, ни московский коэффициенты». Сам Петросян личность неординарная: когда-то работал у Примакова, к Свердловской области прямого отношения не имеет, помимо прочего – руководит армянской диаспорой в Испании и Португалии. Во время нашего разговора прерывается на телефонный звонок по-испански. На стене – портреты Че Гевары. «Я армянин, но, побывав в командировке в Свердловской области, я безгранично влюбился в ее красоту, людей, мощь и потенциал», - объясняет госслужащий.
У входа в представительство припаркован приписанный к свердловскому губернатору «Мерседес» с федеральным VIP-номером А 466 МР и кабриолет «Porsche». Чей кабриолет, выяснить не удалось
В представительстве несколько кабинетов, где сидят бухгалтеры и клерки, кабинеты представителя Игоря Зуева и его замов, а также «гостевой» рабочий кабинет для приезжающих в Москву свердловских министров и персональный – для губернатора. На последнем уже висит табличка с именем Евгения Куйвашева. Новый губернатор приезжал сюда, общался с сотрудниками представительства. «Собрал всех и начал спрашивать: чем вы тут занимаетесь? Что сделали полезного для Свердловской области? Я думаю, это правильный подход. Мы просим сотрудников вести дневники: чем они заняты, какие проекты ведут, в чем состоит их вклад», - говорит Петросян.
Постпредство – наверное, единственное место в Москве, где можно найти «Областную газету»
В Екатеринбурге, когда мы обсуждали эту поездку с одним из соратников г-на Куйвашева, тот был настроен жестко: «Губернатор посмотрел на работу представительства и решил, что работа должна быть оптимизирована, штат нужно сократить, повышать прозрачность. Они там привыкли, извините, к расслабленной жизни с прошлыми начальниками. Приехал губернатор, посетил театр, уехал. Сейчас будут другие времена». Гаспар Петросян только «за»: «Действительно, раньше представительство оказывало сервисные услуги: организует приезд губернатора, машину за ним высылает и т.п. Сейчас мы считаем, что каждый сотрудник представительства – это посол Свердловской области. Он должен день и ночь бегать, защищая необходимость участия региона в федеральных программах, создавая новые возможности для субъекта РФ. Это удобнее и дешевле, чем отправлять свердловчан в постоянные командировки», - поясняет он и показывает таблицу полномочий: кто из сотрудников за контакты с какими федеральными ведомствами отвечает.
Здание требует косметического ремонта
Всего в представительстве работают 22 человека, из них девять водителей и один повар. Нужно ли постоянно содержать девять водителей за деньги свердловских налогоплательщиков – вопрос, и эта цифра наверняка будет сокращаться. За губернатором, например, закреплены сразу два автомобиля – Mercedes S500 и Mercedes GL500. От одного Куйвашев уже отказался. Есть еще два «мерседеса» предназначены «для обслуживания высших должностных лиц правительства Свердловской области» (правда, один из них совсем старенький – 1999 года), отдельный «Ленд Крузер» зарезервирован для сенатора Эдуарда Росселя, три автомобиля для обслуживания командированных и микроавтобус для делегаций. Последним, впрочем, пользуются не только чиновники – недавно на нем возили в Кремль многодетную семью Багиных, члены которой получили орден от Владимира Путина.
Единственное помещение постпредства, фотографии которого раньше публиковались в прессе – зал совещаний, где презентовали «Корпорацию развития Урала»
«Представительство должно обслуживать не только чиновников, но и простых свердловчан, - говорит источник в окружении Евгения Куйвашева. –Что-то вроде посольства Свердловской области в Москве, куда житель нашего региона в случае какой-то непредвиденной ситуации может обратиться за поддержкой и помощью». У сотрудников постпредства еще много идей: сделать нормальный зал для видео- и пресс-конференций, «отвоевать» у «Монетного щебеночного завода» еще несколько десятков квадратных метров под спальные комнаты. «Мы посчитали, сколько сейчас тратится на гостиницы – астрономические суммы, - разводит руками Петросян. – А командированные могли бы ночевать прямо здесь».
Вообще, никто не может толком объяснить, зачем именно нужна такая «кривая» схема с недвижимостью – ГУП приобретает в собственность помещение, потом правительство арендует у своего же предприятия этаж – за 433 тысячи рублей в месяц. В общем, примерно понятно: ГУП – структура чрезвычайно непрозрачная, любые операции с государственной собственностью здесь могут проходить негласно и скрыто от общественности, депутатов, налогоплательщиков. Вроде бы есть устное распоряжение Куйвашева о подготовке предложения по переводу недвижимости в собственность правительства Свердловской области, но состоится ли такой перевод – сказать никто не возьмется.
Долгие годы представительство оставалось в тени, поэтому таких неясностей в его работе предостаточно. Есть и принципиальный вопрос – может ли вообще регион, губернатор которого декларирует режим экономии, содержать постпредство такого размаха, с девятью водителями и поваром, в одном из самых престижных районов Москвы. Впрочем, у Свердловской области далеко не самый шикарный форпост в Москве. У сравнимых со Средним Уралом Челябинской области и Татарстана – сопоставимые подразделения, расквартированные в непосредственной близости от Кремля. Может быть, в стране, где благополучие миллионов жителей десятков регионов определяется исключительно в столице, иметь такие представительства – действительно жизненная необходимость.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!