13 декабря 2024

О заявлении Росселя об отставке, планах Левина и мести Латышева

Или «Деградация и уничтожение политической системы Свердловской области»

Размер текста
-
17
+

Константин Киселев (на фото) пишет новую книгу, наблюдения политолога кое-кому будут очень неприятны

В Свердловской власти не останавливаются кадровые перестановки. Только сменились первый вице-премьер и управделами губернатора, как вот – новый первый заместитель главы администрации Эдуарда Росселя. Но сама жизнь в области не меняется. О том, что происходит внутри областной власти, почему Россель думает о новом премьере, на чем так поднялся Александр Левин и отчего у Петра Латышева остался «осадочек» – в интервью «URA.Ru» рассказал политолог Константин Киселев. В качестве бонуса для наших читателей – презентация нового политического бестселлера.
 
- Константин Викторович, что происходит, что за массовые увольнения в региональном правительстве?
 
- Это только что-то внешнее и мне кажется, что на самом деле ничего не происходит. За этим перестановками я не вижу никакой идеологии. Мы, например, знаем, чем отличаются взгляды Набиулиной, Грефа и Кудрина. Приход одного и уход другого в этой ситуации означает выбор одной из стратегий развития. Скажите, а какие сценарии связаны с тем, что был один министр здравоохранения, стал другой, третий, четвертый, пятый или десятый? На самом деле все остается по-прежнему.
 
- Вот Михаил Максимов честно говорит, что работу министерства практически не изменил. Почему же происходят кадровые замены? Зачем они?
 
- Версий есть несколько и все они не связаны с идеологией. Версия первая – усиливаются одни группы влияния, ослабевают другие. Ослабевает группа, ориентированная на бывшего премьера Воробьева, усиливается группа, связанная с главой администрации губернатора Левиным. Вторая версия структурная – происходит перераспределение полномочий между структурами исполнительной власти. Центр перемещается из правительства, которое когда-то создавало определенный противовес, в сторону резиденции. При том, происходит это достаточно давно – вспомните формирование совета глав местного самоуправления, который был сформирован не при правительстве, а при губернаторе. Уже тогда это начиналось и теперь продолжается.
 
- Но эта версия также связана с Левиным.
 
- Когда мы говорим о персоналиях – это одно, но вторая версия – структурная – она связана с тем, что в определенный момент Россель может возглавить правительство. И это будут как раз структурные изменения. Они иного характера, нежели личностные.
 
Третья версия – это плановая ротация. Есть потребность и возрастная, и какая угодно в обновлении кабинета. Вот три версии и вполне вероятно, что они как-то между собой сочетаются. Но еще раз скажу – смена конкретных людей не связана с идеологией. Что одни воплощали пресловутый план Путина, что другие будут его воплощать. Все одно и тоже, своего мнения члены кабинета министров не имеют.
 
- Скажите, сейчас Левин - второй человек в области по политике?
 
- Я в этом уверен. Левин и по должности, и по влиянию – второй человек, если, конечно, не считать тех, кто занимается экономикой: Вексельберга, Дерипаску, Козицына. Их влияние, безусловно, распространяется за пределы области. Но в нашей псевдополитической системе Левин – второй человек.
 
- А почему так получилось?
 
- Я давно хочу написать книгу «Деградация и уничтожение политической системы области». Мы на сегодняшний день видим, что ликвидированы очень многие институты. Например, институт разделения властей. У нас нет разделения между областной думой, правительством и губернатором. Дума ничего не значит. Ликвидирован центр противостояния город и область, ликвидирована оппозиция, очень скоро будут ликвидированы электоральные институты. В результате мы не то, что имеем деградацию политической системы, у нас просто нет политики внутри области. Почему это получилось? Это зависит не от наших региональных факторов, а от федеральных трендов. Федеральный центр говорит: «Ребята, с политикой закончили». Немного изменилась фразеология у Медведева, но это только фразеология.
 
- Но это та самая стабильность – отсутствие войны, то к чему шли 15 лет. А вы ставите знак «минус».
 
- Каждый россиянин мечтает о застое? Мне кажется, вы глубоко ошибаетесь?
 
- Это точка зрения официальной пропаганды.
 
- Официальная пропаганда? Может быть. Но я знаю множество примеров, когда ситуация кардинально меняется. Пришел новый ректор УПИ – и ситуация изменилась: старые элиты, прикормленные, не знают, что делать. Новый ректор ведет себя по-иному, при том в позитивном плане. Я наблюдаю за этим, и мне нравятся эти изменения. Аналогичная ситуация и по другим субъектам: когда происходит какая-то ротация, не обязательно кардинальная, но со своей идеологией, программой – безусловно происходит улучшение. В политической системе этого нет – и у нас застой.
 
- Вот смотрите, есть новый 33-летний первый вице-премьер. Он же должен менять правила работы, а не меняет.
 
- А я приведу другой пример. Представим себе либерального Медведева, который хочет провести реформы, чтобы рынок заработал, чтобы малый и средний бизнес развивался. Удастся ему это сделать? Нет, потому что старая элита не желает изменений. В рамках этой вертикали всем хорошо: начальнику ГАИ шоколадно, мэру – отлично. Так что даже при хорошем Медведеве ситуация не изменится. Предполагаем аналогичную ситуацию по Максимову – не получится ничего. Нужны более волевые и сильные импульсы.
 
- Ректор УПИ из старой команды, он был деканом факультета при прежнем ректоре, а тем не менее меняет работу вуза.
 
- Да, он начинает менять. Но каким образом? Кардинальное изменение системы – это когда создаются институты, функционирующие сами по себе. Ректор УПИ действует в логике ручного управления, также, как действовал предыдущий ректор: то есть увидели проблему, руку туда запустили, что-то поправили. Вот так Максимов может действовать, но изменить институты – не дадут, это очень сложный и длительный процесс. А разрушать и построить вертикаль – это элементарно, это сделали за 4 года.
 
- Мы лишимся правительства в его прежнем виде или оно еще вернет себе функционал?
 
- Есть три версии, которые я слышал. Первая – Россель возглавляет правительство и Свердловская область образует ту же систему исполнительной власти, что и большинство субъектов Российской Федерации. Вторая версия – идут структурные изменения, когда большинство полномочий сосредотачиваются в администрации губернатора. И третья – усиление правительства, но она наименее вероятная.
 
Мне существовавшая схема нравилась: были политические вопросы, которые решал губернатор, текущие вопросы были за правительством, а стратегия – за администрацией губернатора. У каждого органа власти было свое мнение, существовал противовес. И еще дума, принимающая главный документ – бюджет. Сегодня этого уже ничего нет.
 
- И эта схема уничтожена?
 
- Да, ее возрождение я связываю только с появлением какого-то просвещенного государя. Не знаю, появится ли он, будет ли у нас, скажем, просвещенный премьер-министр. Я очень хорошо отношусь к Кокшарову, но пока не вижу от него результата. Может быть, полномочий не хватает, структурного веса.
 
- Ходят слухи о возможности скорой отставки Эдуарда Росселя.
 
- Не люблю комментировать слухи, но такие разговоры есть и поэтому относиться к ним как-то необходимо. У нас есть вечные губернаторы? Очевидно, что нет. И чем дольше сидит губернатор, тем больше будет таких слухов. В этом году их появилось много, в следующем будет еще больше. Потом будет еще. Но давайте зададим вопрос как на сегодняшний день можно отставить губернатора? Только личным заявлением о переназначении.
 
- Или заявлением о недоверии.
 
- Да, но основания для недоверия с одной стороны нет, а оснований для подачи заявления? Мне кажется, тоже нет. Потому что если любой губернатор подает заявление о переназначении – это означает, что он кинул Путина, которому когда-то присягал и поклялся в верности Медведеву. При том, что сам Путин и Медведев до конца еще не разобрались в своих взаимоотношениях. Когда они устоятся и будет ясно, у кого чей портрет будет висеть, вот тогда можно будет инициировать заявления о переназначении. Пока писать их губернаторам не выгодно.
 
- А по собственному желанию?
 
- Давайте поближе к реальности. Пока желание не появится в Кремле – собственного желания тоже не будет.
 
- А кто в Москве выступает против губернатора?
 
- Традиционно были испорчены отношения с Латышевым. Говорят, что сейчас они восстановились, но я думаю тут известная ситуация, когда «ложечки нашлись, а осадочек остался». А с учетом достаточно крепких связей Латышева и Собянина…
 
- По каким приметам можно будет сделать вывод уходит Россель или остается?
 
- Это лучше сделать вам – как журналист сходите на встречу с Росселем, посмотрите на него и уже скажите: «Опа, случилось!». Эдуард Эргартович очень открытый человек и у него на лице все написано, он свое настроение не скрывает и правильно делает.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Константин Киселев (на фото) пишет новую книгу, наблюдения политолога кое-кому будут очень неприятны
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...