Триединая Россия. 2009 год, актовый зал Законодательного собрания Челябинской области |
В Челябинской области, согласно данным последней переписи населения, проживают представители 132 национальностей. С доисторических времен Южный Урал был ареной активного взаимодействия разных племен и культур. Достаточно сказать, что по преданиям на этой территории начал свой жизненный и духовный путь легендарный Заратустра, провозвестник всех мировых религий. А стройки социализма – Челябинск, Магнитогорск – притянули сюда представителей самых разных народов со всего СССР. И пока что, к счастью властей и благополучию населения, крупных, многолюдных этнических конфликтов в области не было. Насколько прочен этот межнациональный и межрелигиозный мир в Челябинской области? И какова в нем роль государства? Об этом в интервью «URA.Ru» рассуждает начальник управления по взаимодействию с институтами гражданского общества министерства культуры региона Илья Аносов.
- Илья Иванович, прежде всего - ваша оценка событиям в Сагре? Это межэтнический конфликт?
- Из того, что я прочитал на «URA.Ru», это конфликт скорее общественный, ну и криминальный, конечно. Читаю у вас: «Принято решение об аресте Сергея Красноперова, из-за которого произошла бойня». То, что Красноперов представитель цыганской национальности, вторично. В конце концов среди наркоторговцев предостаточно славян. И они становятся причиной общественных конфликтов, но когда СМИ об этом пишут, никому со стороны и в голову не приходит придать этому этническую окраску.
- А то, что было в Кичигино? Там, где поссорились армянская диаспора и казачество?
- Ну, это уже просто обычные разборки! О чем тут говорить, если в основе конфликта – обыкновенная драка? Или вспомним историю с рок-фестивалем «Торнадо». Да, у одного из зачинщиков армянская фамилия. Ну и что? Ведь на фестивальную поляну ворвалась интернациональная бригада! Причем большинство нападающих – славянской внешности. При чем здесь межнациональные разборки? Ни одного по-настоящему серьезного конфликта, в основе которого лежали бы только межнациональные отношения, в Челябинской области никогда не было. До нас даже волна конфликта по Нагорному Карабаху не докатилась, хотя здесь предостаточно этнических армян и азербайджанцев.
Вспоминаю, как несколько лет назад был бытовой, подчеркну, бытовой конфликт в Верхнеуральском районе. Там тоже есть кафе, владельцем которого являются представители неславянской диаспоры. Туда пришел местный житель, пьяный. Мало того что подебоширил, а еще и, простите, тут же демонстративно нагадил, прямо в кафе! Его вытолкали, дали тумаков. Были попытки придать этому этническую окраску. Как же - русского побили! Но местное население само все понимало и мерзкую выходку своего соплеменника не одобрило.
- Выходка и в самом деле мерзкая. За такое морду бьют, вне зависимости от национальности. А в целом мир, дружба и полное взаимопонимание? Так можно оценить межнациональные отношения в области?
- В принципе, именно так. Со всеми диаспорами налажен хороший диалог. Вот, к примеру, недавно был подписан договор между Челябинской областью и Арменией. Разумеется, это даст приток инвестиций. Разве был бы возможен этот договор, если бы в его подготовке не принимала участия местная армянская диаспора? Между прочим, за настоящим армянским вином, которое сейчас можно купить только в Челябинске, едут из Екатеринбурга. Замечательные отношения с азербайджанским национальным центром. В 2005 году именно этот центр привозил в Челябинск Полада Бюль-Бюль Оглы. При посредничестве немецкого культурного центра проходят концерты музыкантов из Германии.
Не берусь назвать количество межнациональных браков, но их точно больше, чем в любом другом субъекте УрФО. Челябинская область занимает четвертое место в России по количеству татар и башкир. У руководителей областных Конгресса татар и Курултая башкир прекрасные отношения с руководством области. Конкурс «Самая красивая татарочка» проходит под патронатом нашего минкульта. А совсем недавно председателем исполкома Всемирного курултая башкир, чья штаб-квартира находится в Уфе, стал челябинец Марсель Юсупов. В Челябинске он провел большую часть жизни, но уфимцы предпочли его кандидатуру: он для них не чужак. Вообще, у нас с Башкортостаном очень хорошие отношения, даже несмотря на то, что он находится в другой административной зоне, в Приволжском федеральном округе. Мы остаемся добрыми соседями. Да и как иначе, если у нас несколько районов, которые наполовину состоят из татар и башкир.
Илья Аносов: «У нас с диаспорами хороший диалог. Например, настоящее армянское вино только в Челябинске продается. За ним даже из Екатеринбурга ездят»
- А в этих районах есть проблемы? В Аргаяшском, к примеру. Ходили мутные слухи о том, что там проклевываются ростки ваххабизма, самого радикального течения ислама.
- Были сложности, не стану скрывать. Но это были очень маленькие «ростки», в виде нескольких отдельно взятых личностей. И местные имамы сами все «утрясли», погасив проблему до того, как она успела приобрести масштабность.
Что касается мира и дружбы в отдельно взятой Челябинской области… Вам приходилось в День Победы бывать у главной трибуны Челябинска на площади Революции?
- Разумеется.
- И, наверное, вы видели, что на эту трибуну поднимаются представители разных конфессий. Душа радуется, когда замечаешь, как приветливо в ожидании парада здороваются между собой мулла, православный священник и раввин. Станут втроем и болтают подолгу, новостями делятся. И после парада тоже не спешат по приходам разъехаться, опять о чем-то говорят. Один с пейсами, другой в рясе, третий в халате. Потом к ним подходит представитель католиков. Ну что им делить между собой? О чем спорить?
- Наверное, общие дела обсуждают. Например, взаимоотношения с властью. Советуются, как бы им поучаствовать в дележе бюджета, чтобы построить новые культовые учреждения!
- Ну зачем вы так! Бюджет на строительство храмов не тратится. Вообще, у нас в области нет тесной связи между религиозными организациями и властью.
- А как же архиепископ Феофан? Он, еще не успев приехать в Челябинск, заговорил о том, что на Южном Урале надо построить 100 православных храмов. И губернатору об этом сказал, прямо на аэродроме.
- Губернатор ответил, что «храмы это хорошо», но не сказал же, хочу напомнить, что выделит средства из бюджета! Испокон веков храмы строились на пожертвования. Сумеет Феофан наладить взаимоотношения с крупным, социально ответственным бизнесом, найдет средства на строительство - честь ему и хвала.
- Как вам вообще то, что сейчас происходит в епархии?
- А что там происходит?
- Говорят, прошли массовые сокращения, много народу уволили.
- Архиепископ Феофан должен быть не только духовным лидером православных верующих, но и хозяйственником. Если он затеял реорганизацию штатов, то это дело самой епархии.
- Как-то вы, Илья Иванович, осторожно даете оценку новому архиерею…
- Если я буду его хвалить или критиковать, вы же меня первая упрекнете в том, что власть пытается контролировать церковь.
- Ну а в чем же тогда роль государства в выстраивании отношений между конфессиями или национальностями?
- В том, чтобы в рамках действующего законодательства удовлетворялись религиозные потребности верующих и чтобы под крылом государства все жили дружно, чтобы решали вместе общие проблемы.
- Пафосно звучит…
- А по-другому не скажешь. Кстати, не знаю как в других областях, а у нас из года в год, когда губернатор выступает с отчетом перед Законодательным собранием, собираются не только депутаты и руководители госструктур, но и представители национальных центров, землячеств и конфессий. Мы всех их всех зовем на совещания, где обсуждаются вопросы, которые касаются всех, – по борьбе с наркоманией, к примеру. Выслушиваем мнение всех и каждого. И принимаем, с учетом всех мнений, единственно правильное решение.
- Сейчас заговорите о «Народном фронте»…
- Заговорю! Можете как угодно относиться к ОНФ, но если под его началом за один стол садятся и мирно беседуют представители разных религий и народов, это уже хорошо. Мы же строим гражданское общество.
- Шутите или всерьез говорите?
- Абсолютно всерьез! Гражданское общество это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций. Религиозные, общественные, национальные структуры тоже должны войти в гражданское общество.
Ну, раз вы формулировками заговорили, я продолжу. По-моему, эта «сфера самопроявления» должна быть независима от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. А вы как раз представитель государственной власти, ее «рулевой». Зачем же власти «рулить» построением гражданского общества, если сама идея от этого теряется?
- А что, кто-то из руководителей национальных или религиозных центров зачислен в штат правительства области и напрямую подчиняется нам? Или назначение на такие посты подписывается в правительстве?
- Наверное, если бы так было, тогда бы журналисты не узнали бы ни об одном конфликте! Но если назначения не подписываются, то, видимо, согласовываются?
- И большей частью не согласовываются, уверяю вас. Решение о назначении того же Феофана архиепископом Челябинским и Златоустовским было принято руководством РПЦ, а не губернатором. Что касается СМИ, то пресса сейчас узнает о многих конфликтах быстрее чиновников, даже если эти конфликты происходят в самых высоких кабинетах.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!