Глава ФОМС уверен, что сокращение немедицинского персонала не отразится на работе больниц |
С неформальной встречи с главой территориального отдела Фонда обязательного медицинского страхования Михаилом Вербитским руководители городских и районных больниц вернулись в состоянии легкого шока. Кто-то недоумевал, а кто-то воспринял его рецепт повышения зарплат медикам с юмором. Шутка ли: уволить большую часть всего обслуживающего персонала, включая санитарок, чтобы врачи перестали устраивать бунты. К тому же в этом случае акции протеста уже начнут устраивать слесаря, повара и медсестры, ведь многие больницы в своих муниципалитетах являются едва ли не градообразующими предприятиями. Как будут выкручиваться главврачи и отразится ли такая инициатива на пациентах – в материале «URA.Ru».
Иначе как кризис ситуацию в южноуральском здравоохранении назвать сложно. С конца прошлого года, когда ФОМС снизил на 20% стоимость лечения больных, сократились зарплаты медиков, и на карте Челябинской области стали появляться все новые точки социальной напряженности. Самым ярким примером стал конфликт в Верхнем Уфалее в начале года, когда врачи и обслуживающий персонал провели серию акций протеста против снижения зарплат. Их тогда поддержали горожане – на каждый митинг приходило по несколько сотен человек.
Власти объявили зачинщиком водителя скорой помощи Валерия Читалова, который якобы использовал ситуацию в политических целях. Аналогично отчитывались главврачи, местные и региональные власти и в других схожих конфликтах. Очень удобно. И только весной, когда ситуация накалилась до предела и бунтовать начали уже самые высокооплачиваемые специалисты (кардиохирурги областной больницы, доктора челябинской ГКБ №8, врачи регионального ожогового центра, спасавшие жизни пострадавшим при пожаре в пермском ночном клубе «Хромая лошадь»), ФОМС пошел на 5-процентное повышение тарифов. С 1 июля фонд обещал повысить расценки еще на 10%. Однако медики жалуются на сокращение плана по лечению больных, что даже при возвращении тарифов на прежний уровень не вернет зарплаты к прошлогоднему показателю.
Любой пиарщик скажет, что доктора или, как они их называют, «халаты» на старте любых выборов автоматически имеют рейтинг в 10% благодаря уважительному отношению избирателей к профессии. В том же Верхнем Уфалее митинги медиков активно поддерживали горожане. Чтобы погасить недовольство и не допустить роста социальной напряженности, ФОМС и изобрел рецепт повышения зарплат врачам до 40-60 тыс. рублей… за счет резкого сокращения немедицинского персонала.
Вербитский убежден, что главной причиной финансовых трудностей являются «организационные недоработки главврачей». Те, дескать, понабрали в штат всяких сантехников, водителей и санитарок, поэтому и не могут увеличить зарплаты докторам.
Рецепт ФОМСа вызвал недоумение во многих районных и городских больницах. Особенно на фоне появившейся в прессе информации об оттоке опытных и высококвалифицированных специалистов из областной больницы и одновременном открытии на ее территории частного медицинского центра «ЛОТОС», которым ранее, кстати, руководил сам Вербитский, а владеет семья местных бизнесменов Вайнштейнов. У их строительной компании «Западный луч» ФОМС недавно приобрел за четверть миллиарда новые офисы. Есть и другие слухи о разного рода «финансовых операциях», сокративших бюджет ФОМСа и пополнивших карманы близких Вербитскому коммерсантов.
Тем не менее выполнять поручение надо. Считается, что в больницах областного центра ситуация с укомплектованностью штата более-менее благополучна. Учитывая, что врачи, пролечивая больных, зарабатывают для медучреждений деньги ФОМС, финансовых проблем должно быть значительно меньше, чем в райцентрах и городах поменьше. И если в Челябинске за последние полгода были скандалы в нескольких больницах, а в ГКБ №8 и вовсе уволили главврача, то в сельских территориях ситуация много хуже.
Большинство главврачей боится комментировать поручение Вербитского. Например, руководитель упоминавшейся ранее центральной городской больницы Верхнего Уфалея Ирина Махненко отказалась общаться на эту тему с корреспондентом «URA.Ru». Также поступили еще несколько ее коллег, некоторые из которых откровенно посмеялись: «Если Вербитский платит своим подчиненным по 40-60 тыс., то нам такие зарплаты только снятся».
«Господин Вербитский уже давно шокирует медицинское сообщество своими заявлениями. То призывал позакрывать роддома и сельские больницы. Вот теперь нашел «рецепт» в сокращении прочего персонала. А кто это? Дворники, слесаря, водители, прачки... Кто будет делать эту малозаметную, но очень важную работу? Если сейчас зарплатой сокращенных (кстати, сама процедура увольнения потребует дополнительных финансов) заткнут дыру, то что будут делать потом, когда ситуация потребует очередного повышения зарплаты медицинских работников? Смею предположить, что потом начнут сокращать уже докторов. В это же время, нисколько не смущаясь, Вербитский рассказывает, как он проходил обследование в европейской клинике. Это вообще вопиющий факт. Если уж кого и сокращать, так это сам ФОМС. Там тьма народу с немалыми зарплатами. И вообще эта надстройка не укладывается в закон об обязательном медицинском страховании», - заявил на условиях анонимности один из бывших главных врачей, ныне находящийся на пенсии.
Несколько главврачей пошли на контакт, выразили готовность сократить немедицинский персонал, но признали, что минусов от такого решения будет больше, чем плюсов. Так, руководитель Аргаяшской райбольницы Светлана Малева рассказала, что средняя зарплата врачей в ее учреждении составляет около 25 тыс. рублей, вспомогательного персонала – от 4,6 до 10 тыс. рублей. «Оптимизацией занимаемся, считаем с экономистом, что можно сделать. Но, учитывая уровень зарплат немедицинских работников, даже если всех поувольняем, вряд ли сумеем довести зарплаты врачей до 40-60 тыс. А без санитарок жить нельзя», - сообщила Малева.
И.о. главврача Кусинской райбольницы Елена Говалева отмечает, что в ее учреждении – катастрофический дефицит врачей. «Даже за 40 тыс. никто не едет в Кусу. Потому что работать надо сутками. А в частных клиниках в крупных городах можно получать в разы больше. Не привлекает молодых специалистов даже предоставляемое жилье. К тому же если не выполняем план, страховые компании выставляют штрафы, зарплату это не увеличивает. Уровень доходов наших врачей пока не дотягивает до прошлогоднего. А скоро вообще работать будет некому – доктора уходят на пенсию или увольняются», - жалуется Говалева.
Выполняя поручение Юревича по сокращению очередей, главврачи увеличили число окошек регистратуры, а по факту - раздули штат вспомогательного персонала
В Брединской райбольнице уже ощутили все прелести оптимизации штата. «Уже полтора месяца сокращаем слесарей, кухонных работников. И, прямо скажу, «задыхаемся». Сегодня прорвало трубу, а два оставшихся слесаря не справляются. Я уже не говорю о медсестрах, без них не обойтись. Доктор же не будет обрабатывать инвентарь, мыть полы, готовить еду для пациентов», - говорит главврач Бахыт Тулегенов. Он напомнил прошлогоднее поручение губернатора Михаила Юревича о борьбе с очередями. Выполняя его, в Брединской райбольнице открыли четыре «окошка» в регистратуре, где работает пять регистраторов. И, получается, раздули штат вспомогательных сотрудников.
«Правильные вещи говорит Вербитский. Ведем работу, будем оптимизировать штат. Только докторов катастрофически не хватает. Если бы их было больше, смогли бы увеличить доходы. Наш район – самый отдаленный от Челябинска. В семи часах езды. Если другие райбольницы находятся ближе к крупным городам, то им легче укомплектовать штат. Но мы справляемся. А наши хирурги работают едва ли не круглосуточно и на порядок сильнее своих коллег в других территориях», - продолжает Тулегенов.
По словам главврача, после снижения тарифов ФОМС руководство больницы сделало все, чтобы зарплата докторов не снизилась и оставалась на уровне 30 тыс. Иначе, как он признается, не то что новых специалистов не нанять – можно потерять действующих.
Руководитель крупнейшей в Челябинске ГКБ №3 Олег Маханьков считает, что селянам вполне по силам повысить зарплату до 40-60 тыс. Его доктора зарабатывают примерно столько. Но оговаривается, что для этого должен быть полностью укомплектован и максимально загружен штат врачей. А там, где такого нет, придется сокращать немедицинский персонал. «Конечно, если есть такая возможность», - добавляет Маханьков.
Министр здравоохранения Челябинской области Виталий Тесленко воздержался от комментариев инициативы Вербитского, поскольку прежде чем называть конкретные цифры нужно провести анализ ситуации в каждом медучреждении. В то же время чиновники Минздрава на условиях анонимности рассказали, что для многих сельских районов и малых городов больницы и школы – градообразующие предприятия. Поэтому в них 100-процентная укомплектованность немедицинским персоналом. А квалифицированных врачей, кто зарабатывает для больниц деньги, не хватает. С другой стороны, если увольнять вспомогательный персонал, то некому будет готовить еду для больных, возить врачей, ассистировать им на операциях и процедурах, поддерживать здание в нормальном состоянии. «Даже если немедицинский персонал вывести из штата, без них все равно не обойтись. Значит, нужны деньги на их зарплату. Средства могут выделять муниципалитеты, но практически ни один глава не идет на дополнительные расходы, бросают финансирование на Минздрав и ФОМС», - резюмирует чиновник.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!