
В Челябинской области 88-летнюю Римму Григорьевну Зубову, которая провела детство в трудовых лагерях нацистской Германии, не признают пострадавшей от войны. Сейчас пожилая женщина ни в чем не нуждается, но несправедливость не дает покоя ей и ее семье, рассказала дочь Людмила Аксенова.
«Маме было четыре года, когда она оказалась в потоке людей, угнанных на принудительные работы. Но статус бывшей узницы фашизма ей так и не присвоили», — рассказала Людмила, дочь Риммы Зубовой из Кусы, пишет сайт «74.ру».
До войны маленькая Римма вместе с родителями жила в Петергофе. Отец работал на оборонном предприятии в Ленинграде. Мать на заводе Точных технических камней (ТТК-1). В 1941 году мощности завода были эвакуированы в Кусу.
Осенью 1941 года Петергоф захватили немцы. Пока отец Григорий был на работе, четырехлетнюю Римму вместе с мамой и другими детьми и женщинами угнали в Германию. Пешком через территории нынешней Эстонии и Польши они дошли до Германии. Многие по дороге погибали от голода и болезней.
Возвращение домой в 1945 году было таким же тяжелым, как и путь в Германию. В Петергофе их никто не ждал — в 1942 году отец умер от голода. Мать Мария приняла решение переехать в Кусу, чтобы вернуться на работу на эвакуированный завод ТТК. В Челябинской области Римма окончила семилетнюю школу и школу рабочей молодежи, и тоже устроилась на завод. В Кусе она встретила будущего мужа, но рано овдовела.
Сейчас официально Римма Григорьевна Зубова не имеет никакого отношения к пострадавшим от войны. Статуса бывшего несовершеннолетнего узника фашизма добиться ей за столько лет так и не удалось. Женщина не помнит ни точного адреса, ни названия трудового лагеря, в котором находилась, когда ей было четыре года, и назвать их не может.
Согласно постановлению Минтруда РФ, удостоверение бывшего несовершеннолетнего узника фашизма выдается на основании любых документов военного времени, подтверждающих факт нахождения в концлагере, гетто во время Второй мировой войны. «Шла война. И немцы им справок не выдавали. Есть фотографии, но я как докажу, что на них мама и бабушка?» — говорит Людмила. Родные много лет делают запросы в архивы и другие инстанции, но нигде не могут найти нужные документы. Другой пункт — это показания свидетелей. Но тех, кого нацисты угоняли в сознательном возрасте, скорее всего, уже нет в живых.
При этом от немецкой стороны в 2002 году Римма Григорьевна получила компенсацию от фонда «Взаимопонимание и примирение». Ей выплатили около 1,5 тысячи евро и дали путевку в санаторий. Выплаты финансировались германской стороной на основании имеющихся документов.
В министерстве социальных отношений Челябинской области говорят, что без документального подтверждения факта выдать удостоверение несовершеннолетнего узника фашизма нельзя. Семье посоветовали обратиться в суд. «Мы очень надеемся, что судебными органами будет принято положительное решение», — добавили в ведомстве.
Получить удостоверение для мамы Людмила хочет не из-за льгот и медалей, а ради справедливости. «Каждый День Победы мама плачет, потому что провела детство под немцами, а это не признано. И никто бы ее не поздравлял, если бы я не суетилась», — говорит женщина.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!
