Выпускать дорогие альбомы «К юбилею» полюбили многие руководители ведомств. Юрий Пономарев стал на нашей памяти первым, кто сделал из такого альбома действительно интересную и честную книгу |
Прокуратура Свердловской области начала расследовать собственную работу. Как стало известно «URA.Ru», коллектив во главе с прокурором Юрием Пономаревым в течение года изучал, что сделано предшественниками. Итог неожиданный: каждый сотрудник органа надзора отдал по тысяче рублей. Результаты работы, конечно, окажутся на полках во всех высоких кабинетах – все-таки до сих пор никто в России такого не делал. Корреспондент «URA.Ru» ознакомился с этим трудом и обнаружил, что сделан он не столько для разных властей, а скорее для внутреннего пользования.
Раскрываем карты: речь о книге, и она уже подарена многим известным свердловчанам. Более того, в семьях бывших работников прокуратуры, в семьях ветеранов Великой Отечественной она стала, возможно, главным подарком года – разве может быть лучшее проявление признания за сделанную работу? Один экземпляр тиража, выпущенного на пожертвования самих прокуроров, на время для чтения удалось получить и нашему агентству. Мы стали читать между строк.
Массивными, с большим количеством фотографий, книгами о ведомствах сейчас никого не удивишь: редкая государственная структура не выпускает чего-нибудь к своему юбилею. Эту моду давно заметили издательства и быстро переключились с глав нефтяных и газовых городов, которым печатали книги в конце 90-х, на чиновников. Юбилеев много – без заказов не останешься.
Листая книгу, можно узнать не только историю прокуратуры, но и посмотреть исторические снимки любимого Екатеринбурга
Язвительному комментатору хотелось бы приписать все эти чиновничьи комплексы и к книге, выпущенной свердловской прокуратурой. Поддеть хотя бы за название – «Служение закону – призвание наше» - ну, правда, что за пафос.
Впрочем, каждый пункт обвинения разваливается, едва начнешь читать. Книжка-подарок в честь юбилея? Вовсе нет. Российской прокуратуре в этом году 288 лет, непосредственно свердловской – 76. Даже формально зацепиться сложно.
Стандартным фолиантом этот 280-страничный труд формата А4 тоже не назовешь. Здесь нет цитат из Путина или Медведева, нет сухих цифр статотчетов. И в приветственном слове Генпрокурора Юрия Чайки, и в статье свердловского прокурора Юрия Пономарева акцент только на статус органа надзора.
Работники Екатеринбургской прокуратуры. Фото характеризует 1922 год: для снимка можно запросто сесть в ноги к коллегам
«Зарождалась она (прокуратура. – Прим. ред.) на заре самых смелых реформ и учреждалась императором для того, чтобы по-настоящему заработал запущенный им механизм преобразований, чтобы генерал-прокурор и подчиненные ему прокуроры «в самый корень зрили, как подписанные им законы в жизнь российскую воплощаются», - пишет Чайка.
Авторы книги тоже напирают на особое положение. На первой же странице: «Отечественная прокуратура уникальна», а далее, как водится, система доказательств: «Ведомство, создано задолго до образования многих ныне существующих государств (США, как государство с 1776 года, Бельгия – с 1830 г., не говоря о большинстве властных структур)».
Те же плюс работники суда. 1923 год
Действительно, прокуратура – едва ли не единственная структура, которая жива в российской практике с Петра I. Кто еще может этим похвастаться? Минфин. А кто еще?
Авторы книги бросают местному читателю козырь за козырем: Татищев – отчасти тоже прокурор. Может быть, самый первый на Урале.
Но все это без пафоса. В исторической справке замечание: «система мер наказания за уголовные преступления отличалась в то время большим разнообразием», а за ней рассказ про выговор для екатеринбургского крестьянина за случайное убийство жены и домашнее исполнительное наказание для такого же крестьянина, но в Верхотурском уезде. Кто захочет – дальнейшие выводы и параллели проведет сам.
В 1948-м на групповых фотографиях уже никто не садился внизу у ног коллег
Так же как и из истории 1917 года, когда в Екатеринбурге сначала прекратила работу прокуратура, ликвидированная большевиками, а затем начала работать прокуратура, восстановленная адмиралом Колчаком. 30 июля 1918 года было начато следствие по факту расстрела царской семьи, которое остановилось после прихода к власти «красных». Никто из авторов книги не дает этой истории оценки – все и так понятно.
Так же как с историей 1937 года. Ясно же, что этот год – больное место для прокурорской памяти. Наверняка было желание не заметить его вообще, а не заметить нельзя: первый прокурор Уральской области Иван Герасимов в 1937-м был расстрелян как враг народа, первый прокурор Свердловской области Густав Лейман – год спустя. Истории последнего уделяется особое внимание: тут и сообщение о подтасовке документов в деле, о фальшивых допросах, о заказчике – прокуроре СССР Вышинском, и о реабилитации в 1955 году.
Первый свердловский прокурор. Его биография – болезненная тема для органа надзора: осужден по доносу, посмертно реабилитирован
В общем, отчасти книжка напоминает популярный сейчас исторический науч-поп. Только вместо «Истории соли» вся соль истории показана через работу прокуратуры: констатация безграмотности во власти начала 20-х годов прошлого века, умеренная радость от роста профессионализма в предвоенные годы и постоянные прокурорские реформы, по требованию партии и правительства. Вот 26-я страница - прокурорам объявили выговор за поздно переданные сведения о хлебосдаче, а уже на 30-й - вот главная тема 1938-го – хищения в потребкооперации. Дальше сообщение об избрании прокурора депутатом – было и такое.
Естественно, отдельная глава – о Великой Отечественной войне. Тут не только внутренние документы, фотографии и 40-х годов, и со встречи с ветеранами сорок лет спустя, но и полный список сотрудников, ушедших на фронт, семь разворотов с поименным перечислением и фото всех особо отличившихся, с их историями, фотографиями. Родные каждого из них, получив книгу, должно быть счастливы. Всем прочим, наверное, запомнится история Николая Красильникова, узнавшего о начале войны в парикмахерской.
Авторский коллектив поставил перед собой задачу найти данные обо всех работниках прокуратуры, участвовавших в Великой Отечественной войне
И так страница за страницей. Где-то на второй сотне настигает нехитрая мысль: история будней прокурорского надзора – хорошо откалиброванный барометр изменений в общественной атмосфере. Ведь надзирали-то, как правило, за тем, что активней всего росло помимо воли той самой партии и правительства.
Конец 80-х - начало 90-х. Главная тема этой главы - насилие. Вспомнить это можно очень быстро: открыл 96-ю страницу и читаешь, как работал Николай Харитонов. Благо что авторы отнеслись к работе деликатно и их собственные очерки о работниках прокуратуры разбавлены заметками журналистов того времени – легендарная Люся Филиппович образца 90-х передает общий настрой лучше фотоснимков.
Описание 90-х интересно одной ремаркой: «в переходные периоды жизни страны требуется авторитетный независимый орган». В случае со свердловской прокуратурой речь и об отдельном человеке – с 1985-го по начало нулевых органом надзора на Урале руководил Владислав Туйков
Хотя, конечно, вопрос, зачем выпущена книга, не покидает. Например, очевидно, что внимание к условиям труда следователей не случайно: каждый временной отрезок нам пишут об уровне образования работников прокуратуры и об их достатке. Живет в 1923 году следователь Переверзева в одной комнате с семьей из восьми человек.
Но нет. Что-то здесь не так. Не для этого же авторский коллектив год работал в архивах, каждый раз радуясь найденному фотоснимку, и не для того зафиксированы прокуратуры всех городов и районов в этой книге. Чтобы обратить внимание на свое положение – можно использовать и другие средства. Тут иная причина.
Для сотрудников это должно быть приятно. Несколько разворотов отведено под золотой фонд свердловской прокуратуры. Значит, помнят заслуги подчиненных…
Читаешь о работе прокуроров в командировках на Северный Кавказ, доходишь до рассказа про Александра Леушина, погибшего в 2001 году в Грозном… Тут и понимаешь, первая часть книги – вот именно до истории Леушина, до рассказа о теперь уже ежегодных турнирах по мини-футболу на приз имени этого прокурора – это для тех, о ком вторая часть, для нынешних работников прокуратуры.
По сути, книга – попытка создать внутри служивого сословия прокурорских что-то вроде «кодекса самурая». Только вместо абстрактных пунктов - десятки конкретных историй конкретных сотрудников. Но все эти рассказы, фактически, - одно большое напоминание о том, что работа органа надзора не должна быть подвержена сиюминутным указаниям (тогда повторится и 1917-й, и 1937-й), что есть основная цель и не все средства ее оправдывают. О том, что впереди у работников прокуратуры не только районный, областной или верховный суд. Но и суд истории.
…и своих коллег, погибших при исполнении обязанностей. На фото – рядом с доской, установленной в память об Александре Леушине на входе в облпрокуратуру
Такой смелости себе еще никто не позволял: ни одна книга, выпущенная ведомствами, такой задачи не ставила. Обычно все ограничивалось фотоальбомом с подписями.
Свердловская прокуратура, похоже, впервые в России взяла на себя смелость публично заявить – у ведомства есть история, а не набор громких дел. Само решение восстановить не просто биографии, но и портреты всех прокуроров региона – это вызов нынешней практике, когда каждый руководитель есть здесь и сейчас и требует, чтобы всю историю до него забыли, а жизни в будущем без него не представляли.
Верить в то, что каждый из сфотографированных во второй части, даже прочитав книгу, тут же изменится – странно. И реакция прокурорского сообщества на книгу будет не менее интересной, чем само издание. Тем более что как только книгу отдали в печать, по сути, началась работа над следующей…
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!