Екатеринбург покидает одна из самых неоднозначных влиятельных фигур региона – на работу в Москву переходит заместитель командующего, начальник штаба центрального военного округа Сергей Суровикин. Официально новое место службы Суровикина не называется, но ранее министр обороны Анатолий Сердюков заявлял, что генерал-лейтенант может возглавить новое ведомство, военную полицию. За полтора года, что Суровикин проработал в Екатеринбурге, его фамилия успела обрасти слухами и легендами. Не последнюю роль в этом сыграла супруга генерала, предприниматель Анна Суровикина. Сплетники приписывают ей особое влияние на политические и экономические процессы в регионе. Накануне отъезда в Москву супруга генерала прокомментировала «URA.Ru» самые громкие истории, связанные с фамилией «Суровикины».
- Анна Борисовна, до какого-то момента имена Сергея и Анны Суровикиных были известны лишь узкому кругу политического истеблишмента. Широкая интернет-общественность услышала эту фамилию, в первую очередь, в связи с историей вокруг возглавляемой вами компании «Аргус», шум по поводу которой поднял депутат гордумы Екатеринбурга Леонид Волков. Чем закончилась эта история? Какие уроки вы извлекли из нее?
- История с Волковым и «Аргусом» закончилась так, как должны заканчиваться все истории, когда честный, добросовестный бизнес подвергается атаке, базирующейся на лжи. Правда восторжествовала, а лжец был изобличен в своей лжи – сперва это сделали сами блогеры, а потом и суд вынес аналогичное решение.
Сотрудники «Аргуса» сначала пережили, конечно, шок от того, что, оказывается, вот так запросто можно оболгать людей и предприятие. Такой шок, на мой взгляд, - нормальная реакция любого честного человека на неправду в свой адрес.
Но потом мы решили, что лучшее средство против лжи – показать людям правду. И мы спокойно, последовательно доказали, что атаковавший нас депутат Волков лжет. Для этого собрали аргументы и измышления депутата и по каждому из них показали – как обстоят дела на самом деле.
Сотрудники встали на защиту доброго имени предприятия, в которое они вкладывают свои силы, свое время и свою душу. Ведь есть люди, которые созидают, а есть те, кто не способен не только создать по-настоящему масштабный проект, но даже понять, что собой представляет созданный кем-то. Вот, к примеру, «Аргус» создал современное предприятие в лесу, в 400 км от Екатеринбурга. Вдохнул жизнь в поселок, дал людям надежду. И тут пришел депутат Волков и, даже не вникнув в суть процессов, устроил популистское шоу в стиле «я всех разоблачу». Ну понятно, что такой демарш обречен на фиаско, если объект «разоблачений» не станет терпеть и расскажет правду. Так и произошло.
Наш сотрудник Владимир Потепун выложил в блог в «Живом журнале» документы, фотографии и прокомментировал их, чтобы читателям было проще в них разобраться. Любопытно, что, как я понимаю, по требованию депутата, блог Потепуна potepun.livejournal.com был закрыт. Видимо, неприятно слуге народа видеть правду по столь болезненному для него вопросу.
Теперь вся информация с удаленного блога находится на блоге по адресу argus-volkov.ru, где она по-прежнему доступна каждому. Увидев документы и фотографии, блогеры очень быстро разобрались, что депутат вводил их в заблуждение, и большинство из них перестали его поддерживать в этом вопросе.
А потом мы в судебном порядке доказали, что депутат, напав на наше предприятие, солгал по всем шести пунктам, предъявленным ему в исковом заявлении. А по одному из них он еще и опорочил честь, достоинство и деловую репутацию. По решению суда Волков возместил расходы «Аргуса» и мои лично, а также уплатил сумму, присужденную в качестве компенсации морального вреда лично мне. Сумма там незначительная – 5 тыс. рублей. Такова практика в Екатеринбурге, это максимум, который суды присуждают. Суд также обязал Волкова разместить решение суда прямо в его посте.
Как я и обещала, все полученные по суду деньги (а также еще 30 тыс. руб. от меня лично) переданы детскому дому в поселке Восточном.
Кстати, одновременно с атакой на «Аргус» и меня лично депутат Волков пытался обвинить и моего мужа – генерала Сергея Суровикина в том, что тот якобы угрожает Леониду Волкову убийством. Видимо, чтобы избежать расследования, которое может уличить его во лжи, Волков не стал обращаться в милицию. Однако милиция сама обратилась к Волкову, стремясь защитить его жизнь, которой якобы угрожает опасность. Кадры опроса Волкова можно найти в СМИ, и они наглядно иллюстрируют, что и по Сергею Суровикину Волков лгал. Этот депутат умудрился даже милицию обмануть – пообещал принести распечатки телефонных звонков – и не принес.
В общем, если суммировать итоги того инцидента, то можно сказать так: «Справедливость полностью восторжествовала, а лжецу досталось по заслугам». Для бизнеса это стало не столько уроком, сколько подтверждением того принципа, которым я всю жизнь руководствуюсь: жить и работать надо честно, и тогда общественность сама встанет на твою защиту.
- Что происходит с «Аргусом» как с предприятием? Откроется ли там все-таки фанерное производство?
- «Аргус» успешно развивается. В свое время, из-за действий жуликов, «Аргусу» поставили контрафактный котел. Вещь это дорогая, а монтаж ее очень длительный, т.к. эксплуатация связана с высоким давлением и высокой температурой, и это опасное изделие, которое очень серьезно контролируется даже в мелочах.
Так вот, поставка контрафактного котла на два года затормозила открытие фанерного производства: у нас стоит полностью готовый к работе фанерный цех, полностью построенная котельная. Остается только смонтировать и сдать в эксплуатацию котел. В первых числах ноября ожидается пробный запуск котельной (уже с правильным котлом, разумеется), а в конце ноября – промышленный запуск фанерного цеха. Мы заинтересованы в запуске фанерного цеха значительно больше кого бы то ни было, так как именно он призван обеспечить основные доходы предприятия.
- Насколько оправданы разговоры о вашем муже Сергее Суровикине как о генерале, обладающем большим политическим влиянием?
- Видите ли какое дело. Военные принципиально дистанцируются от политики. И мой муж придерживается точно такой же позиции. Поэтому говорить именно о политическом влиянии, на мой взгляд, некорректно. Как я вижу ситуацию: мой муж прошел серьезную школу жизни, он мудрый и очень надежный человек, и при этом всегда готов прийти на помощь людям. Поэтому к нему нередко обращаются знакомые за советом, и он помогает им: подсказывает, помогает найти пути решения сложных проблем. Видимо, этот факт и воспринимается как некое влияние. Хотя я бы это так все же не называла. Любой умный и порядочный человек, как мне кажется, помогает своим знакомым и друзьям, как минимум советом.
- Какое впечатление у вас вообще осталось от работы в Свердловской области, от общения с местным истеблишментом? Принято считать, что семья Суровикиных оказывала влияние на кадровые назначения в силовой среде. Это правда? Какие отношения у вас с местными силовиками?
- «Аргус» инвестирует в Свердловскую область значительные средства, создает серьезное, современное высокотехнологичное производство. Поэтому и с администрацией губернатора Росселя, и с администрацией губернатора Мишарина нам приходилось и приходится сотрудничать. Подход к «Аргусу» в обоих случаях одинаков: во-первых, требуют показать, почему от работы «Аргуса» станет лучше людям, живущим в поселке. Во-вторых, требуют показать, почему выигрывает Свердловская область от нахождения здесь нашего бизнеса. После этого – смотрят, чего мы просим, соотносят это со своими возможностями и с законодательством – и либо идут навстречу, либо нет. Меня это устраивает, на мой взгляд, это правильное отношение власти к крупному бизнесу.
В начале 2011 года «Аргус» получал в заксобрании грамоту как один из лучших благотворителей региона.
Теперь в отношении влияния на кадровые назначения в силовой среде. Я думаю, что никто, кроме руководства страны и ведомств, не в состоянии оказывать влияния на кадровые назначения.
И я, и Сергей Владимирович дружны со многими генералами и офицерами, а также с членами их семей. Мы служили в разных регионах нашей страны, да и не только нашей – отсюда и сложился очень широкий круг знакомств в силовой среде. Войны, на которых побывали офицеры и генералы, сдружили многих из них еще больше, чем служба в мирных регионах. Может быть, эти обстоятельства ошибочно интерпретируются как «влияние на кадровые назначения», я не знаю.
- Означает ли грядущее назначение Сергея Владимировича, что Урал выпадает из сферы ваших интересов - как предпринимателя и как человека?
- Нет, конечно. На Урале живет много прекрасных людей, моих друзей. Мы не можем обойтись без общения друг с другом, поэтому Урал остается в зоне моих интересов, если так уместно выразиться, а Москва остается в зоне интересов этих людей равно в той же степени.
Ну, и мой бизнес на Урале работает и развивается. Этот бизнес начался еще в первый мой приезд на Урал – ведь я жена военнослужащего и считаю, что обязана всегда быть рядом с мужем. По той же причине мой бизнес работал и тогда, когда мы с Урала уехали в первый раз. Поэтому и с моим вторым отъездом с Урала ничего не изменится – я привыкла жить в одном регионе России и вести бизнес в другом. На мой взгляд, это обычная для крупного бизнеса ситуация.
- В СМИ вам приписывалось участие в политических интригах, в том числе – атаках на главу администрации свердловского губернатора Вячеслава Лашманкина. Насколько это справедливо? Какие у вас отношения с Лашманкиным?
- Я читала такого рода публикации. Меня в таких случаях всегда поражает способность журналистов не только выдвигать самые фантастические гипотезы, но и уверенно их подавать как факты. Причем, читая это все, я отчетливо понимала: говорить что-либо бесполезно. Ну, вот реально: сказать «да» - это солгать. Сказать «нет» - кто ж поверит? Сказать «не знаю, не помню» - совсем нелепо. Безвыходная ситуация получается. В общем, остается только следить за развитием сюжета как зритель.
С Вячеславом Евгеньевичем Лашманкиным мы давно знакомы, но также давно у нас с ним, я бы сказала, нет никаких отношений. Плохих отношений нет – потому что нам нечего делить, а хороших – потому что мы с Вячеславом Евгеньевичем практически не пересекаемся и у нас из-за этого нет общих тем, на которых могло бы строиться общение.
- А с Мишариным?
- С Александром Сергеевичем Мишариным отношения у нас достаточно неплохие. Сейчас, скорее, деловые (мы инвестируем в Свердловскую область и развиваем в ней современное производство – причем в глубинке), нежели дружеские (у Александра Сергеевича практически нет на общение времени, т.к. плотность графика губернатора невероятно велика). Я уважаю его как крупного руководителя и профессионала.
Единственное, после того как Александр Мишарин был назначен губернатором в Свердловскую область, где у «Аргуса» задолго до этого уже был бизнес, в отношении «Аргуса» особенно строго проверяются все действия областных властей на соответствия правилам и всякого рода нормативным актам. В общем, дисциплина наводится по полной программе. С одной стороны, мы понимаем, что это правильно, но, с другой, «Аргусу» стало тяжелее работать – там, где, по сути, все и так сделано правильно, нам приходится, что называется, «включать тройную внимательность» в документах.
- В прессе писали, что вы лоббировали назначение нового директора ГУП «Свердловское объединение пассажирского транспорта». Так ли это? Знаете ли вы генерала Ершова и как к нему относитесь?
- Генерал Ершов – человек очень известный в армейских кругах. Его знают как профессионала, отлично разбирающегося в технике. И при этом требовательного, честного человека. Люди с таким набором качеств у меня вызывают уважение всегда. Лоббировать же его назначение… Я даже теоретически не представляю, как это могло бы выглядеть, честно говоря.
- Интересно ваше мнение, скажем, как наблюдателя. Как вам кажется, каких качеств не хватает администрации Мишарина и что бы в ней можно было поменять?
- Признаться, я не анализирую работу администрации губернатора Мишарина. Чтобы сделать такой анализ полноценно, надо очень хорошо понимать сильные и слабые стороны всех членов команды, знать их функционал и качество его выполнения и еще множество параметров. В общем – надо располагать такой информацией, которой я не располагаю в принципе. Но мне, собственно, это и не надо – у меня семья, работа и благотворительная деятельность отнимают все время, какое есть. На остальное его просто не остается.
- Какое в целом впечатление у вас оставила жизнь в Екатеринбурге?
- Екатеринбург – прекрасный город. Возможно – один из лучших в мире городов, и даже отвратительный климат не может это впечатление испортить. Я по-настоящему люблю Екатеринбург. Причем не в первый раз живу в Екатеринбурге – потому что я жена офицера и, как я говорила, мы с семьей постоянно переезжали с места на место, так что мне есть с чем сравнивать, и мое мнение на это счет - не импульсивный порыв.
И еще, в Екатеринбурге, в Свердловской области, живут прекрасные люди, с сильной энергетикой. Недаром Екатеринбург положил начало многим процессам в ключевых точках развития России – начиная с крупнейших промышленных предприятий первых пятилеток, и заканчивая процессами становления государственности в новейшей истории.
И, как я уже говорила, у меня здесь много друзей. Кроме друзей, здесь есть и детский приют в Восточном, которому и «Аргус», и я помогали, помогаем и будем помогать. Я неравнодушна к судьбам людей, и мне совсем не все равно, кем вырастут дети в Восточном. Я хочу, чтобы их судьбы сложились успешно. У нас множество планов, которые мы намерены осуществить.
Семья Суровикиных редко общается с журналистами. Вот одно из редких появлений супруги генерала перед прессой: благотворительный вечер в Доме офицеров. Слева – жена начальника ГУ МВД по Свердловской области Алла Бородина
Кроме того, я однозначно буду продолжать благотворительные проекты, которыми занимаюсь: например, мы уже запланировали новогоднюю ёлку для детей, родители которых погибли при исполнении воинского долга. Мы сделали такую ёлку в прошлом году, и она принесла радость детям, которые пережили трагедии уже в своем юном возрасте. И я, конечно же, буду заниматься этими детьми впредь. У нас есть единомышленники – командующий округом, командующий региональным командованием внутренних войск, начальник ГУ МВД, руководство уральского банка Сбербанка РФ, руководители группы «Синара», УГМК, Фонд Олега Гусева. Надеюсь, при помощи этих людей мы постараемся сделать такие праздники в ЦВО традицией.
Так что я и в будущем планирую смотреть на Екатеринбург и Урал в целом не как сторонний наблюдатель, а как непосредственный участник жизни этого региона. И это, на мой взгляд, здорово. Потому что неважно, где живут люди территориально. Важно – чтобы он дружили и помогали друг другу и в радости, и в беде. Я стараюсь в жизни руководствоваться принципом «Спешите делать добро».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!